|
Сколько в России чиновников?
В. Гимпельсон
(Полностью статья "Численность и состав российской бюрократии"
опубликована в журнале "Вопросы экономики" №11, 2002,
с. 91-107)
Мнение о том, что постсоветская бюрократия очень многочисленна
и раздута сверх необходимости, разделяется не только широкой публикой,
но и рядом журналистов и исследователей. Обычно используются два
аргумента в пользу такого утверждения: приводятся ссылки на статистические
данные, согласно которым занятых в сфере управления в конце 1990-х
годов в России было почти вдвое больше, чем до начала реформ; численность
российской бюрократии в конце 1990-х годов сравнивается с численностью
советской. В середине 1980-х годов общая численность занятых в аппарате
управления в СССР колебалась в пределах от 2 миллионов до 2,4 миллиона
человек1. Однако надо учитывать процедуры подсчета соответствующих
статистических показателей, изменение правил отнесения тех или иных
лиц к категории работников сферы государственного управления, появление
у органов государственного управления новых функций.
Во-первых, любые перекрестные или временные статистические
сравнения предполагают, что используемые показатели сопоставимы.
Определение точной численности работников сферы государственного
управления в советское время - непростая задача, поскольку соответствующие
функции были "размыты" между разными ведомствами и организациями.
К тому же многие функции государственного управления выполнялись
освобожденными работниками партийного и профсоюзного аппаратов,
которые могли формально не включаться в численность органов государственного
управления.
Во-вторых, публикуемые данные о численности занятых
в органах управления в России в 1990-е годы также нуждаются в пояснениях.
Если это цифры, получаемые в рамках составления баланса труда (форма
П-4 или 1-Т), то, как уже отмечалось, они включают не только собственно
управленцев, большинство из которых занимают государственные или
муниципальные должности, но и многочисленную армию работников, их
обслуживающих. Понятно, что, согласно такой классификации, численность
собственно тех, кто выполняет функции государственного управления,
преувеличена.
В-третьих, внутри самой бюрократии произошли глубокие
структурные изменения, затрагивающие функциональные основы ее деятельности
и способствующие увеличению ее численности. Ушли в прошлое функции
централизованного планирования и прямого управления экономикой,
но повысилась роль ведомств, являющихся регуляторами рынка. Назовем
лишь многочисленный персонал федерального казначейства и его региональных
отделений, органов по вопросам занятости в составе Министерства
труда и социального развития, агентства по банкротствам, Минимущества
с его территориальными подразделениями, регуляторов финансовых рынков
(ФКЦБ), антимонопольных служб (МАП) и т.п. Особое место здесь занимают
налоговая администрация и органы таможенного контроля. У многих
из этих ведомств основная численность работников сосредоточена именно
на региональном и местном уровнях.
В-четвертых, происходят децентрализация и расширение
функций местных органов управления. Это объективно вызывает рост
численности занятых в данной сфере на региональном и местном уровнях.
Наконец, в-пятых, создание и функционирование демократической
политической системы предполагают значительную занятость в органах,
ее обеспечивающих. Приведем в качестве примера развитие судебной
системы (суды общей юрисдикции и арбитражные суды, служба судебных
приставов), осуществление регулярных и демократических избирательных
процедур (функционирование избирательных комиссий), контроль за
бюджетными расходами на федеральном и региональном уровнях (счетная
палата) и т.п.
Последние три обстоятельства объясняют наличие определенных
объективных предпосылок к росту численности занятых в сфере государственного
управления и местном самоуправлении при переходе к рыночной экономике
и более демократическому устройству общества. Все это, однако, не
исключает и внутренне запрограммированную в любой бюрократии тенденцию
к неуклонной экспансии вне связи с объективным расширением ее функций.
Специальное статистическое обследование государственных
и муниципальных органов было начато только в 1994 году, поэтому
мы не располагаем сопоставимыми данными за более ранний период.
Но, судя по косвенным данным, относящимся к органам управления и
включающим одновременно органы милиции, полная численность занятых
здесь сократилась в 1992 году по сравнению с 1991 годом. Это стало
закономерным следствием распада СССР и быстрого демонтажа советских
государственных институтов (министерств и ведомств). Однако уже
в 1993 году она вновь начала быстро расти в результате создания
новых и расширения действующих министерств и федеральных служб.
В 1995 году численность занятых в органах управления
возросла примерно на 6% (самый значительный годовой прирост за весь
период статистического наблюдения). В целом в 1994-2000 годах численность
занятых в органах исполнительной власти увеличилась на 15,1%, а
общий прирост (по всем ветвям власти) составил 15,8%.
По регионам прирост занятости в сфере государственного
управления распределялся неравномерно, а межрегиональная вариация
увеличивалась. На начало 2000 года плотность госслужащих в расчете
на 1000 человек постоянного населения варьировала от 4 (в Ингушетии)
до 58 человек (в Эвенкийском автономном округе) при средней по стране
8 человек2. Соответствующие региональные показатели позитивно реагировали
на смягчение бюджетных ограничений. Доля занятых в сфере государственного
и местного управления в общей занятости в регионе росла, в частности,
вследствие "смягчения" бюджетных ограничений посредством
увеличения подушевых трансфертов в региональные бюджеты из федерального
бюджета3. Наоборот, ужесточение бюджетных ограничений тормозило
этот рост и даже вызывало сокращение занятости в сфере государственного
управления.
Теперь сосредоточимся только на работниках органов исполнительной
власти, то есть на тех, кого обычно и зовут "бюрократами".
Почти 90% всех государственных и муниципальных служащих заняты именно
в учреждениях исполнительной власти. За 6 лет (1994-1999 годы) их
численность возросла с 894 тысяч до 1029,5 тысячи человек то есть
на 15% (см. таблицу 1). На начало 2001 года в расчете на 1000 человек
населения приходилось 7 человек, занятых в органах исполнительной
власти всех уровней.
Оценивая общий масштаб занятости в этой сфере, необходимо
иметь в виду, что в любой бюрократической организации трудятся не
только собственно "бюрократы". Поэтому их реальная численность
(с точки зрения выполнения собственно чиновничьих функций) оказывается
меньше. На начало 2001 года персонал по охране и обслуживанию зданий
составлял свыше 120 тысяч человек, или 10% от всего списочного состава
работников государственных и муниципальных органов4. Всего же разница
между численностью всех работников, занятых в системе исполнительной
власти, и численностью тех, кто занимает государственные и муниципальные
должности, являясь государственными (или муниципальными) служащими,
составляет свыше 300 тысяч человек, или почти 1/3 всех занятых в
данной сфере. Эта цифра включает весь персонал, работающий в органах
государственной власти, но не обладающий статусом государственных
служащих (секретари, водители, работники, обслуживающие здания и
оборудование, и т.п.).
Таблица 1. Численность работников, занятых в органах
государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации
(на начало года, тысяч человек)
годы
|
Всего в органах госвласти и управления
|
Законода-тельной
|
Исполни-тельной
|
Из них в
|
Судебной власти и прокуратуры
|
Других государ-ственных органах
|
феде-ральных
|
Субъектов РФ и местного с/у
|
Всего работников
|
1994
|
1004,3
|
7,1
|
894,4
|
379,9
|
514,5
|
102,7
|
0,1
|
1995
|
1061,8
|
8,8
|
945,1
|
416,2
|
529
|
107,3
|
0,6
|
1996
|
1093
|
10,5
|
971,3
|
433
|
538,3
|
110,1
|
1,2
|
1997
|
1108,9
|
11,1
|
984,4
|
442,5
|
542
|
111,5
|
1,8
|
1998
|
1102,8
|
11
|
983,9
|
409,9
|
574
|
105,6
|
2,3
|
1999
|
1133,7
|
14,5
|
1006,5
|
412,8
|
593,7
|
110,1
|
2,6
|
2000
|
1163,3
|
15,5
|
1029,5
|
404,7
|
624,8
|
115,2
|
3,1
|
2001
|
1140,6
|
19,1
|
983,7
|
377,1
|
606,6
|
134,3
|
3,5
|
На федеральном уровне
|
1994
|
39,3
|
3,1
|
33,8
|
33,8
|
-
|
2,2
|
0,1
|
1995
|
39,8
|
3,5
|
33,8
|
33,8
|
-
|
2,2
|
0,2
|
1996
|
37,9
|
3,7
|
31,2
|
31,2
|
-
|
2,5
|
0,6
|
1997
|
37,5
|
3,9
|
30,4
|
30,4
|
-
|
2,5
|
0,7
|
1998
|
35,9
|
3
|
28,9
|
28,9
|
-
|
3
|
0,9
|
1999
|
38,7
|
3,9
|
30,9
|
30,9
|
-
|
3
|
1
|
2000
|
38,8
|
4,2
|
30,3
|
30,3
|
-
|
3,2
|
1,2
|
2001
|
37,2
|
3,8
|
28,8
|
28,8
|
-
|
3,3
|
1,3
|
На региональном уровне
|
1994
|
965
|
4
|
860,6
|
346,1
|
514,5
|
100,4
|
0,02
|
1995
|
1022,1
|
5,3
|
911,3
|
382,4
|
529
|
105,1
|
0,03
|
1996
|
1055,1
|
6,8
|
940,1
|
401,8
|
538,3
|
107,6
|
0,6
|
1997
|
1071,4
|
7,2
|
954
|
412,1
|
542
|
109
|
1,1
|
1998
|
1066,9
|
7,9
|
955
|
381
|
574
|
102,6
|
1,4
|
1999
|
1095
|
10,6
|
976
|
381,9
|
594
|
107,1
|
1,6
|
2000
|
1024,5
|
11,3
|
999,2
|
374,4
|
624,8
|
112
|
1,9
|
2001
|
1103,4
|
15,3
|
954,9
|
348,3
|
606,6
|
131
|
2,2
|
Численность чиновников в центральном аппарате федеральных
ведомств ("федеральные чиновники на федеральном уровне")
за рассматриваемый период снизилась на 10% и составила менее 30
тысяч человек. Их доля сократилась с 3,8 до 2,9%, доля федеральных
чиновников в регионах также уменьшилась после некоторого "всплеска"
в 1995-1997 годах (см. таблицу 2).
Таблица 2. Структура численность работников органов
исполнительной власти на федеральном, региональном и местном уровнях,
1994-2001 годы
(на начало года, %)
годы
|
Всего
|
Федеральные (всего)
|
Федеральные (центр)
|
Федеральные (в субъектах РФ)
|
Субъекты РФ и местное с/у
|
1994
|
100
|
42,48
|
3,78
|
38,7
|
57,52
|
1995
|
100
|
44,04
|
3,58
|
40,46
|
55,97
|
1996
|
100
|
44,58
|
3,21
|
41,37
|
55,42
|
1997
|
100
|
44,95
|
3,09
|
41,86
|
55,06
|
1998
|
100
|
41,66
|
2,94
|
38,72
|
58,34
|
1999
|
100
|
41,05
|
3,07
|
37,98
|
59,02
|
2000
|
100
|
39,31
|
2,94
|
36,37
|
60,69
|
2001
|
100
|
38,33
|
2,93
|
35,41
|
61,67
|
Подавляющая часть чиновников трудится в регионах. В
1994-2000 годах тенденции изменения численности чиновников в центре
и на местах были противоположны. Суммарная численность чиновников
в регионах постоянно увеличивалась. Но если численность федеральных
чиновников в регионах возросла на 8%, то численность работников
исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления
повысилась более чем на 20% (с 515 тысяч до 625 тысяч человек)!
Именно за счет региональных и местных чиновников и растет общая
численность этой группы.
Попытаемся сравнить численность государственных служащих
с другими промышленно развитыми странами. Расхождения в определении
самого понятия государственной службы существенно затрудняют межстрановые
сопоставления. Однако благодаря специальному обследованию, проведенному
Всемирным банком5, ситуация в этой области несколько прояснилась
(см. таблицу 3).
Из данных таблицы 3 следует, что во многих странах Центральной
и Восточной Европы (ЦВЕ) доля занятых в сфере государственного управления
заметно выше, чем в России6. В богатых странах ОЭСР эти показатели
еще выше. Среди последних наименее "бюрократизированы"
относительно бедная Греция (4,3%) и Япония (4,0).
Таблица 3. Занятость в сфере государственного управления,
1995 год (в %)
Страны
|
От всех занятых
|
От всего населения
|
Россия*
|
1,8
|
0,8
|
Болгария
|
2,8
|
1,2
|
Венгрия
|
5,9
|
2,7
|
Польша
|
1,3
|
0,6
|
Словакия
|
5,5
|
2,2
|
Средняя по ОЭСР
|
10
|
4,3
|
Австрия
|
14,1
|
5,9
|
Германия
|
6,3
|
3
|
Швеция
|
16,8
|
9,4
|
Великобритания
|
8,8
|
3,5
|
США
|
7,8
|
4,4
|
Япония
|
4
|
1,9
|
Греция
|
4,3
|
1,5
|
Франция
|
12,4
|
4,9
|
* Данные по России приведены за 2000 год - общая численность
запятых в органах государственной власти и управления.
Источник: Schiavo-Campo S., de Tommaso G., Mukherjee A.
An International Statistical Survey of Government Employment and
Wages. World Bank Policy Research Working Paper No 1806, August
1997. r
Итак, межстрановые сравнения не свидетельствуют о том,
что доля занятых в государственном управлении в России в конце 1990-х
годов была велика. Скорее, наоборот!
1 - Труд в СССР. М.: ЦСУ СССР, 1988, с. 30
2 - СБ №4 (78), с. 8.
3 - Gimpclson V., Treisman D. Fiscal Games and Public
Employment: A Theory with Evidence from Russia. - World Politics,
2002, January, vol. 54, No 2.
СБ №4 (78),с. 8.
4 - Schiavo-Campo S., de Tommaso G., Mukherjee A.
Government Employment and Pay. A Global and Regional Perspective.
World Bank Policy Research Working Paper No 1771, May 1997; 5
- Schiavo-Campo S., de Tommaso G., Mukherjee A. An International
Statistical Survey of Government Employment and Wages. World Bank
Policy Research Working Paper No 1806, August 1997.
6 - Правда, в ряде стран Центральной и Восточной
Европы показатели близки к российским. Например, в Болгарии они
чуть выше, а в Польше - еще ниже, чем в России. Отсюда следует,
что российская ситуация не исключительна для переходных обществ.
|