Rambler's Top100

№ 137 - 138
1 - 14 декабря 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Российская газета" о квотах на временное проживание иностранцев
"Известия" о миграционных квотах
"Liberation" о крепости "Европа"
"Российская газета" о последствиях введения Польшей виз
"Известия" о депортациях нелегалов из Москвы
"МиК" о миграционной политике и национальной безопасности
"Независимая газета" о национальной политике
"Русский журнал" о русском этносе и субэтносах
"Молодежь Эстонии" о кризисе идентичности россиян
"RBC daily" о китайской экспансии
"Gazeta.kz" о Китае и китайских диаспорах
"The Times" о мусульманах во Франции
"Le Temps" об антисемитизме в Европе
"Эхо Москвы" о взглядах кандидата в мэры Москвы на демографические, миграционные и этнические проблемы
"Известия" о горожанах и "недогорожанах"
"Газета" о планируемом увеличении детских пособий

"Новые известия", "Известия" и "Время новостей" о практике российской демографической политики
"Время новостей" о бюджете проблемы отцов и детей в Германии
"Российские вести" о "Смерти запада"
"Независимая газета" о предельной численности населения Земли
"РосБизнесКонсалтинг", "Известия", "Независимая газета", "Время новостей", "ProUa.com" и "Die Presse" о СПИДе
"Российская газета" об онкозаболеваемости в России
"Известия" о перспективах платной медицины
"Зеркало недели" о соцполитике в Германии
"Труд" о жилищной проблеме в России
"Corriere della Sera" о "всеобщем избирательном праве"
"Труд" об особенностях российских декабрьских выборов
"Известия" о конфессиональном ограничителе пенсионной реформы

… о конфессиональном ограничителе пенсионной реформы

Коран и пенсионная реформа

Начавшаяся пенсионная реформа предполагает вложение пенсионных отчислений в ценные бумаги с фиксированной доходностью. Для российских мусульман это серьезная проблема: такие доходы категорично осуждаются Кораном.
Любое вложение денег в исламской экономике подразумевает участие в возможных убытках финансируемого предприятия. И уж во всяком случае исключает заранее установленную премию, получаемую кредитором независимо от коммерческих успехов заемщика. Отказ от следования этим правилам осуждается шариатом как ростовщичество, недвусмысленно запрещенное священным писанием ислама.
До сих пор российские мусульмане могли без труда избегать участия в запретных для них финансовых сделках. Если это и ограничивало их экономические возможности, то по крайней мере не создавало проблем с законом. Все изменилось с началом пенсионной реформы: теперь отчисления компаниям, которые инвестируют управляемый капитал в традиционные инструменты фондового рынка, стали обязательным условием трудоустройства.
Никакой альтернативы этому пока нет. Даже на гораздо более "продвинутом" европейском рынке первый пенсионный план, полностью соответствующий предписаниям шариата, был предложен всего два года назад компанией Parsoli. А первый полностью исламский банк откроется в Великобритании только весной будущего года. В поисках компромисса между своими вероучительными установлениями и западной экономической реальностью многие европейские мусульмане прибегают к услугам так называемых "этических" фондов - управляющих компаний, которые отказываются от использования предосудительных, с их точки зрения, источников дохода. Например, неэкологичных, связанных с производством оружия, сигарет, эксплуатацией детского труда или дешевой рабочей силы из стран третьего мира. В этом случае мусульманин по крайней мере может быть уверен, что его деньги не будут вложены в торговлю алкоголем или игорный бизнес: шариат относится к ним так же неодобрительно, как и к ссудному проценту. Однако избежать последнего не удается и здесь: западная этика относится к нему куда более снисходительно, чем к прочим экономическим порокам.
Мусульманские законоведы считают, что человек не несет ответственности за то, что он делает вынужденно. Поэтому участие в пенсионных схемах, являющихся обязательной частью трудового соглашения, считается допустимым. Акценты при этом могут быть расставлены по-разному. По мнению председателя экспертного совета Духовного управления мусульман Дагестана Мухаммад-Расула Саадуева, опубликованному сайтом is-lam.ru, "если проценты на счет начисляются без согласия верующего, то есть он добровольно не участвует в ростовщических операциях, то мусульманин не совершает грех при условии, что он не имеет возможности изменить что-либо". Сотрудник катарского консультационного центра IslamOnline доктор Монзер Кахф предлагает и другой аргумент: ваши отношения с подобным пенсионным планом основаны в конечном счете на данных демографических исследований. Если же у мусульманина есть возможность выбора, ему следует предпочесть тот план, который в наименьшей степени запятнан использованием ростовщического процента. А впоследствии определить, сколько денег он получил вследствие выплаты процентов, и ровно столько же потратить на благотворительность.
У российских мусульман пока такого выбора нет. Поэтому единственное, что им остается, - это воздерживаться от того выбора, который предложен им пенсионной реформой. В пользу Внешторгбанка, автоматически становящегося в таких случаях управляющей компанией.

Александр БЕЗЛЕПКИН. "Известия", 21 ноября 2003 года

<<< Назад


 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most