Rambler's Top100

№ 123 - 124
25 августа - 7 сентября 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Аборт или контрацепция: что выбирают российские женщины?

Число абортов в России устойчиво сокращается

Более 90% абортов совершаются в срок до 12 недель

Список социальных показаний для прерывания беременности сокращен

Структура используемых методов предупреждения зачатия, возможно, улучшается

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Лев Кропивницкий. Бык и Дева. Lev Kropivnitsky. The Bull and the Virgin (1993) Аборт или контрацепция: что выбирают российские женщины?

Над темой номера работала
Виктория САКЕВИЧ

Список социальных показаний для прерывания беременности сокращен

В августе 2003 г. Правительство Российской Федерации приняло решение резко сократить перечень социальных показаний для производства искусственного аборта (Вставка 3). Как было показано выше, доля таких абортов крайне невелика (порядка 2%) и не может серьезным образом повлиять на всю ситуацию с абортами в стране. Тем не менее, решение правительства симптоматично как попытка решить еще один сложный социальный вопрос с помощью административно-правового регулирования, в принципе непригодного для такого рода решений.

Вставка 3

Правительства Российской Федерации
Постановление
11 августа 2003 года N 485

О ПЕРЕЧНЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПОКАЗАНИЙ ДЛЯ ИСКУССТВЕННОГО ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ

В соответствии со статьей 36 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167) Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Утвердить прилагаемый перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности.
  2. Министерству здравоохранения Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
  3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 567 "Об утверждении перечня социальных показаний для искусственного прерывания беременности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 20, ст. 2355).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. КАСЬЯНОВ

Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 августа 2003 года N485

Перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности

Наличие решения суда о лишении или об ограничении родительских прав
Беременность в результате изнасилования
Пребывание женщины в местах лишения свободы
Наличие инвалидности I-II группы у мужа или смерть мужа во время беременности
Опубликовано в "Российской газете" от 15 августа 2003 г., No 161 (3275)

Идея законодательно ограничить аборты по "социальным показаниям" для России не нова. В 1999 году депутаты Госдумы пытались принять проект закона "О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения", в котором аборты по социальным показаниям запрещались. В пояснительной записке к проекту закона его авторы - депутаты-врачи В. Шарапов (НДР) и В. Давиденко (ЛДПР) - возмущались тем, что "действующая нормативная база позволяет абсолютному большинству женщин принимать не ограниченное ничем решение об уничтожении ребенка"5. Тогда медикам, запротестовавшим против этого законопроекта, удалось приостановить его обсуждение.

Однако попытки добиться сокращения перечня социальных показаний для производства абортов продолжались. В 2002 г. депутат Госдумы РФ Александр Чуев ("Единство") подготовил к рассмотрению в нижней палате парламента законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, направленные на защиту жизни нерожденных детей". Документ предусматривает "изъятие из юридической практики РФ понятия "искусственное прерывание беременности по социальным показаниям"6. Рассмотрение законопроекта было отложено на неопределенное время. Но затем инициативу решил проявить Минздрав, что было совсем уже странно. Заместитель министра здравоохранения России О. Шарапова недавно заявила, что Минздрав направил в правительство законопроект, принятие которого значительно сократит перечень социальных показаний для проведения абортов. Законопроект, согласованный с заинтересованными министерствами и ведомствами, предусматривает сокращение перечня социальных показаний для проведения медицинских абортов с 13 пунктов до трех: наличия судебного решения об ограничении родительских прав, беременности в результате изнасилования и смерти мужа во время беременности7.

Такие решения достаточно спорны, они могут привести к существенному увеличению криминальных абортов, к отказу родителей от рожденных детей, к иным негативным социальным последствиям. Не гуманнее ли развивать систему контрацепции, хотя она требует определенных затрат? Во вставке 4 приводятся мнения экспертов по поводу возможного ограничения абортов "по социальным показаниям" и на сроках беременности свыше 12 недель:

Вставка 4

Юрий БЛОШАНСКИЙ, профессор, главный акушер-гинеколог Москвы:
"Я категорически против того, чтобы пересматривали показания к прерыванию беременности по социальным показаниям. А уж если их пересматривать, то только в сторону расширения. Объясню почему. В стране, в которой разрешен аборт, обязаны его делать по желанию женщины. Значит, не может быть никаких ограничений. Не может, не должно быть такого положения, что в стране, где разрешен аборт, прерывание беременности после двенадцати недель было опасно для женщины, чтобы врачи не владели техникой проведения таких вмешательств."

Владимир СЕРОВ, академик РАМН, заместитель директора научно-исследовательского центра акушерства и гинекологии РАМН:
"Социальных показаний на аборты нет ни в одной стране мира. Есть или разрешение на проведение абортов, или запрет на эту операцию. Иного не дано. И 12 недель, которыми мы ограничиваем сроки проведения абортов, - не что иное, как запрет на них. А если считать, что они у нас разрешены, то не надо ограничивать их этими злополучными 12 неделями.
И если мы говорим о социальных показаниях, то это вовсе не медицинская проблема и не дело медиков - это дело социальных органов, руководителей государства. Проще всего сбросить всю проблему на медиков. Но разве они обездолили женщину, лишили ее крова, нормальной зарплаты, обрекли на нищету и вынудили пойти на прерывание беременности? Сокращать или увеличивать социальные показания к абортам - это не наше, не медиков дело".

Ирина КРАСНОПОЛЬСКАЯ. "Новые жертвы аборта" ("Российская Газета", 12 июля 2003 года)

Андрей Степанович АКОПЯН, директор Республиканского центра репродукции человека Минздрава России:
"Предполагается опять наложить запрет на аборты по социальным показаниям, то есть на аборты на поздних сроках беременности […] По существу, это основные причины, делающие беременность "нежеланной" и вынуждающие женщину произвести ее прерывание. Число таких абортов по просьбе, на поздних сроках, не превышает 3% от общего их числа. Наличие защищенного права не подразумевает его обязательную реализацию. За время действия нашего относительно либерального законодательства с 1995 года уменьшилось абсолютное число абортов, материнская смертность и инвалидность, связанные с ненадлежащим выполнением этой небезопасной процедуры. После 28 недель беременности, ввиду возможной самостоятельной жизнеспособности плода, прерывание беременности в данном случае в виде преждевременных родов производится лишь по жестким медицинским показаниям.
Период с 22 до 28 недель предполагает наличие социальных и обязательно медицинских показаний. Это проверенная практика. Подобные ограничения действуют в 134 странах, включая Россию. В этом же списке Германия, Швейцария, Испания и др. Примечательно, что законопроект Дашле, обсуждение которого состоялось в Американском конгрессе, вводит ограничения, выделяя "поздние" аборты после 22 недель, т.е. приходит к действующим в России нормам. Хотя юрисдикция этого законопроекта федерального уровня распространяется лишь на 11 штатов, другие штаты эти вопросы также решили".

Интервью на тему женского равноправия. Опубликовано на сайте Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации 13 ноября 2002 года.
Адрес: http://www.h-rights.ru/obj/doc.php?ID=149949

Судя по тому, что решение Правительства было принято - и довольно поспешно, поскольку информация об инициативе Минздрава появилась только в июне, - мнение экспертов не было услышано, а у принимающих решение инстанций, видимо, было стремление избежать серьезной общественной экспертизы принимаемых мер. С учетом того, что все это происходит на фоне быстрого снижения числа абортов в стране, такая поспешность трудно объяснима.


5 - Ирина Бардецкая. "Абортная культура" ("Итоги" №12 2001 год).
6 - Депутат Госдумы Александр Чуев предлагает законодательно запретить аборты "по социальным показаниям". Росбалт, 19 сентября 2002 года.
7 - Минздрав России намерен сократить перечень социальных показаний для проведения абортов Mednovosti.ru 12 июня Mednovosti.ru, 12 июня 2003 года.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most