|    | 
               
                |  | Эмиграция из стран c переходной экономикой 
 | 
 |   
                | Над темой номера работалаЕкатерина ЩЕРБАКОВА
 |  За 1980-1998 годы из стран с переходной экономикой на 
              Запад выехало более 13 миллионов человек Последняя четверть ХХ века ознаменовалась крупными политическими 
              и экономическими изменениями в Восточной Европе и бывшем СССР. Сочетание 
              политической нестабильности, межнациональных конфликтов, экономических 
              трудностей и открытия границ после распада коммунистических режимов 
              привело к значительной международной миграции между странами с переходной 
              экономикой, а также между ними и странами с развитой рыночной экономикой. 
              Основные черты этих миграционных потоков рассмотрены в специальном 
              докладе ООН "Международная миграция из стран с переходной экономикой 
              в 1980-1999 годах"1. К странам с переходной экономикой в докладе отнесены 
              все бывшие республики СССР, а также страны Восточной Европы: Албания, 
              Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Македония, Польша, Румыния, 
              Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, и Югославия. Все эти страны 
              в целом представляют собой регион эмиграции, т.е. теряющий население 
              в результате миграционного обмена (табл. 1). За 1980-1998 годы из 
              него на "Запад", т.е. в страны с развитой рыночной экономикой2 
              выехало более 13,2 миллиона человек, но так как было движение и 
              в противоположном направлении, чистые потери в миграционном обмене 
              с этими странами составили 8,7 миллиона человек. Таблица 1. Международная миграция между странами с переходной 
              экономикой и странами с развитой рыночной экономикой, 1980-1998,тысяч человек
 
               
                | Годы | Выбывшие из стран с переходной экономикой в страны с развитой 
                    рыночной экономикой | Выбывшие из стран с развитой рыночной экономикой в страны 
                    с переходной экономикой | Чистые потери стран с переходной экономикой |   
                | 1980-1984 | 1167 | 511 | 656 |   
                | 1985-1989 | 2708 | 746 | 1962 |   
                | 1990-1994 | 6074 | 1811 | 4263 |   
                | 1995-1998 | 3255 | 1442 | 1813 |   
                | Всего | 13204 | 4510 | 8694 |  Такие оценки получены путем обобщения данных о направлениях 
              и объемах миграционных потоков, представленных 45 странами, как 
              отдающими, так и принимающими мигрантов. Как и в любых других международных 
              обследованиях, весьма актуален вопрос о доступности данных, их достоверности 
              и сопоставимости. Применение стандартных определений и критериев 
              в данном случае затруднительно даже на региональном уровне. Отсутствие 
              единообразия связано прежде всего с различиями в законодательной 
              системе и регулировании миграции, которые, в свою очередь, влияют 
              на систему сбора информации, определения и критерии классификации. В ряде стран Западной и Северной Европы, а также в некоторых 
              странах с переходной экономикой существуют регистры населения, позволяющие 
              получить данные о международной миграции, причем, в отличие от других 
              административных источников, как о прибывших, так и о выбывших. 
              Основные недостатки информации, получаемой из регистра, - недооценка 
              эмиграции (остаются в регистре те, кто выезжает из страны на длительный 
              строк) и переоценка числа мигрантов в стране. С другой стороны, статистика, основанная на информации 
              о выдаче разрешений, отражает, скорее, административные процедуры, 
              чем передвижения людей. Данные о выдаче вида на жительство не дают 
              информации об эмиграции иностранных граждан и о их наличии в стране 
              на определенный момент. Как и регистры населения, данные о выдаче 
              разрешительных документов слабо отражают время перемещений. Более 
              аккуратно временные характеристики миграции отражают данные пограничного 
              контроля. Различия в критериях отнесения к мигрантам также требуют 
              осторожности и аккуратности в интерпретации данных о международной 
              миграции. Кроме того, нельзя забывать о неполноте информации, представленной 
              разными странами (отсутствие соответствующих данных в таблицах обозначено 
              знаком "..."), а следовательно, и обобщающих показателей. Все это означает, что приводимые в докладе ООН количественные 
              оценки не следует абсолютизировать, они дают лишь общее представление 
              об основных тенденциях. 
  1 - International Migration from Countries 
              with Economies in Transition: 1980-1999. Population Division, Department 
              of Economic and Social Affairs, United Nations Secretariat. ESA/P/WP.176. 
              11 September 2002. 2 - В группу стран с развитой рыночной 
              экономикой в докладе включены: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, 
              Германия, Греция, Израиль, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, 
              Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Финляндия, 
              Франция, Швейцария, Швеция и США.  
              
             |