Rambler's Top100

№ 121 - 122
11 - 24 августа 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Новый австрийский демографический ежегодник

Трудовая миграция в СНГ: социальные и экономические эффекты

Миграция населения республики Узбекистан

Проблемы регулирования миграции в Узбекистане

Постсоветский Туркменистан

Вынужденные переселенцы: польза или обуза для России? Конференц-зал журнала «Знамя»

По страницам журнала «Семья и школа»

Содержание журнала «Population»

М.С. Демидов

ПОСТСОВЕТСКИЙ ТУРКМЕНИСТАН

Москва, Наталис,
2002, 224 страницы


"Благодаря традиционной высокой рождаемости, с одной стороны, и значительному улучшению в годы советской власти медицинского обслуживания населения, что привело к резкому снижению смертности, особенно детской, с другой стороны, коренное население Туркменистана обнаружило устойчивую тенденцию к быстрому росту его численности, о чем свидетельствуют данные переписей. Так, если в 1937 г. туркмен в ТССР насчитывалось 699,1 тыс. человек, то в 1959 г., после войны и землетрясения, - 923,1 тыс., то есть на треть больше. Всего через 11 лет, в 1970 г. эта цифра поднимается до 1417 тыс., превышая предыдущий показатель более чем в полтора раза. В 1979 г. - 1892 тыс. или возрастание за 9 лет на 33,5%.. и, наконец, по данным последней советской переписи в 1989 г. этот показатель достигает 2537 тыс., возрастая за 10 лет еще более чем на треть. Таким образом, лишь за последних тридцать лет советского периода туркменское население республики увеличилось более чем в 2,7 раза.
Численность коренного населения Туркменистана продолжала и продолжает расти в основном за счет опирающегося на традиции многодетности естественного прироста, хотя и несколько снизившего свои темпы, но все же оставшегося высоким. К настоящему времени в республике туркмен насчитывается примерно 4,5 млн. чел. (точные данные отсутствуют). прямо противоположная картина наблюдается у представителей проживающих в независимом государстве многих других национальностей, прежде всего среди русскоязычных. Планомерный приток последних с 80-х гг. ХIX в., о чем говорилось выше, усилился в начале 30-х гг. ХХ в. из-за голода на Украине и в ряде южных регионов России, а затем в связи с эвакуацией многих жителей Европейской части Советского Союза в годы Великой Отечественной войны".

(Стр. 13)

"Несмотря на препятствия, в 1994 г. официальная эмиграция русских по сравнению с 1989 г. увеличилась в 4 раза достигнув 17369 чел. В 1996 г. в Россию переселилось уже около 23 тыс. семей, а в 1997 г. - 16,5 тыс. семей. По официальным данным на август 1998 г. двойное русско-туркменское гражданство, о котором еще в конце 1993 г. договорились президенты Туркменистана и России, а также статус переселенца получили 40 тыс. туркменских граждан, из которых половина, то есть 20 тыс. выехали в Россию. По некоторым сведениям, к октябрю 1998 г. из 45 тыс. семей (около 136 тыс. чел.), подавших заявление, статус переселенца получила более 18 тыс. семей. Процесс этот, хотя и резко снизившийся в своих масштабах в конце 90-х гг. (основная масса имевших возможность выехала, а бюрократические препятствия возросли и с российской, и с туркменской стороны - в частности, в виде ограничения в столице республики разрешения продавать жилье лишь лицам с ашхабадской пропиской), продолжается и по сей день".

(Стр. 15-16)

"Помимо Турции, активность в воспитательно-образовательной сфере в современном Туркменистане начинают проявлять США и некоторые другие западные страны".

(Стр. 74)

"К сожалению, Россия, очевидно в силу слабой заинтересованности и прежнего, и нынешнего постсоветского руководства в тесных и развивающихся контактах с бывшими братскими союзными республиками, ставшими независимыми государствами, в данном случае с Туркменистаном, утратила позиции не только в экономике, но и в других областях, в том числе образовании, культуре и науке".

(Стр. 75)

Предлагаемая работа - первая попытка анализа процессов, происходивших в постсоветское десятилетие в жизни одного из наиболее закрытых центральноазиатских государств - Туркменистана. Основное внимание в своем исследовании автор уделяет духовной, гуманитарной сфере: культуре, искусству, образованию, религии, народным традициям. Рассматриваются также тесно связанные с этим национальные проблемы, новая интерпретация истории Туркменистана и туркменского народа, языковая ситуация, положение средств массовой информации республики и некоторые другие вопросы.

Монография предназначается прежде всего для историков, этнологов, социологов и политологов, а также всех, кто интересуется прошлым и настоящим этой республики.

СОДЕРЖАНИЕ

Вводное слово

Демографические изменения

Религиозные процессы

Смена традиций

Культурно-образовательные процессы

Новая интерпретация истории Туркменистана

Языковая ситуация

Туркменская пресса

Столица меняет облик

Заключение: Туркменистан на пороге "золотого" XXI века

Примечания

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most