Rambler's Top100

№ 119 - 120
30 июня - 10 августа 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Российская наука как фактор мировой политики

Возможные причины снижения иммиграции в Россию в 2000-2001 годах

Рудименты колониальной системы или новое звучание старых связей

Возможные причины снижения иммиграции в Россию в 2000-2001 годах

Никита Мкртчян
(Опубликовано в журнале "Вопросы статистики", 2003, №5, с. 47-50)

Известно, что во второй половине 90-х годов идет сокращение официально регистрируемой иммиграции в Россию из стран СНГ и Балтии. Число прибывших в страну снижается из года в год хоть и существенно, но достаточно плавно, на 15-25% в год. Исключением являлись 1997 и 2000 годы, в которые сокращение прибытий из стран СНГ и Балтии составило лишь 7,7% и 4,5% по сравнению с предшествующим годом соответственно. Однако в 2001 году число прибывших снизилось почти наполовину - такого сокращения не было ни в 1995 году (начало войны в Чеченской республике), ни в кризисном 1998. Экономика России демонстрировала достаточно устойчивый рост, никаких экстренных событий, способных резко снизить число желающих переселиться в страну, не было. Почему же так резко сократилась иммиграция?

Причина в том, что до 1 октября граждане государств-участников СНГ и стран Балтии могли регистрироваться по месту проживания на тех же условиях, что и граждане России (в миграционной статистике учитываются лишь те, кто зарегистрирован по месту проживания - на них составляется соответствующая учетная форма - листок статистического учета мигранта). Но с 1 октября 2000 года на иммигрантов из стран СНГ - неграждан России была распространена процедура получения вида на жительство, которая должна предшествовать регистрации по месту проживания. Ранее такой порядок распространялся только на иммигрантов-неграждан, прибывших из-за пределов СНГ. Такая процедура была введена служебными инструкциями без предоставления населению открытой информации о порядке и стоимости ее прохождения.

Официальная статистика, и до того не обеспечивающая 100% учета всей миграции и, в т.ч. - иммиграции, стала отражать реальность уже в совсем искаженном свете. Однако винить в этом Госкомстат России неправильно: во-первых, не он устанавливает правила регистрации граждан по месту жительства и до сих пор, как и мигранты, не имеет четких инструкций на этот счет; во-вторых, помимо существенных методологических сложностей, он не имеет финансовых ресурсов разработки иных источников информации о миграции, например, данных о регистрации по месту пребывания. Хотя сейчас есть надежда, что положение изменится к лучшему: государственное статистическое ведомство, проанализировав опыт работы по проведению Всероссийской переписи населения 2002 года, планирует наладить учет лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок один год и более1.

Тем не менее, имеется возможность сделать оценку масштабов неполной регистрации иммигрантов, используя корреспондирующиеся данные зарубежной статистики. Такой способ вполне применим: например, его использовал М.Б. Денисенко при оценке эмиграции из России2.

Как известно, новый порядок регистрации иммигрантов был введен с октября 2000 года. Как тому и положено быть, официально регистрируемые объемы иммиграции отреагировали незамедлительно: уже в октябре 2000 года число прибывших составило на 84% меньше по отношению к сентябрю, в ноябре - на 61%, в декабре - 54,5%, т.е. сократилось почти вполовину. И это не влияние сезонных факторов: как видно из рисунка 1, в 1999 и 2001 годах на последние месяцы года пришлось максимальное число прибывших. Схожий тренд был только в 1998 году, но тогда снижение иммиграции было обусловлено финансово-экономическим кризисом, который, кстати, вызвал не только снижение иммиграции в Россию, но и рост эмиграции3.

Рисунок 1. Помесячная численность прибывших в Россию из стран СНГ и Балтии в 1998-2001 годах

В 2000 году ничего похожего не происходило. Следовательно, снижение было вызвано только изменением порядка учета. Получение вида на жительство - процедура достаточно сложная и требует не менее полугода4. Число зарегистрированных прибывших в страну в то время не упало до нулевых отметок только потому, что часть иммигрантов приобрели российское гражданство еще до переезда в Россию или не меняли гражданство, выезжая в страны СНГ.

Чтобы оценить истинное число прибывших в Россию из стран СНГ и Балтии в конце 2000 года, после введения нового порядка регистрации, попытаемся "достроить" недоучтенную иммиграцию. Если принять число прибывших в каждом месяце таким же, как в сентябре 2000 года, получается, что недоучли 37,7 тысяч человек; если же предусмотреть при этом небольшой рост числа прибывших в сравнении с сентябрем, как это имело место в 1999 году, недоучет составит 38,9 тысяч человек.

Получается, что если бы в 2000 году число прибывших соответствовало тренду 1999 года, в октябре-декабре оно составило бы не 350 тысяч, а 389 тысяч человек, т.е. было на 22 тысячи, или на 6% больше, чем в 1999 году. Подтвердить это данными зарубежной статистики было бы возможно, если бы у нас имелась информация о помесячном числе выбывших в Россию, но за их отсутствием ограничимся вышеприведенными расчетами.

Прежде чем перейти к сопоставлению российских и зарубежных источников, сделаем небольшую ремарку. В миграции прибытия обычно регистрируются лучше, чем выбытия5. Так, во внутрироссийской миграции, до введения порядка учета только по прибывшим, число прибывших за все годы было больше выбывших на несколько десятков и даже сотен тысяч человек, хотя должно быть равным нулю (в пределах России прибывшие - они же одновременно и выбывшие). В 1990 году, например, число прибывших превысило число выбывших на 273 тысячи человек, недоучет выбытий составил 6,6% (без учета миграции "без указания областей и республик"). Та же проблема - и в межгосударственной миграции, хотя недоучет во внутренней и внешней миграции имеет разную природу. М.Б. Денисенко6 убедительно показал, что число прибывших по данным статистики стран, принимающих иммигрантов из России, больше числа эмигрантов из России по российским данным, как минимум, в 1,2 раза.

Недоучет выбытий виден и при сопоставлении данных по России и отдельным странам СНГ, статистика по которым доступна7 (таблица 1). Эти страны - основные контрагенты России в межгосударственной миграции, на них в 2000 году, по российским данным, пришлось 87,6% прибывших.

Таблица 1. Оценки миграции между странами СНГ и Россией по зарубежным и российским статистическим источникам в 1998-2000 годах

 

Число выбывших в Россию, тыс. человек (данные стран выбытия)

Число прибывших из стран СНГ, тыс. человек (данные страны прибытия)

Число прибывших в % к числу выбывших

1998

1999

2000

1998

1999

2000

1998

1999

2000

Азербайджан

9,2

7,1

8,4

22,2

15,9

14,9

242,1

223,4

177,6

Армения

6,8

5,7

9,6

16,8

14,7

16

248,4

256,3

165,6

Белоруссия

5,7

5,3

5,9

13,8

11,5

10,3

240,8

218,6

175,5

Казахстан

178

108,4

109,3

209,9

138,5

124,9

117,9

127,7

114,2

Киргизия

8,7

10,1

20,8

11

10,4

15,5

126,2

102,6

74,7

Туркмения

9,4

8,6

7,1

10,5

8

6,7

111,3

93,3

94,6

Узбекистан

41,5

41,6

45,2

41,8

41,6

40,8

100,6

100

90,4

Украина

84,6

52,8

48,1

111,9

81,3

74,7

132,3

154

155,3

Источники: Тенденции в области миграции в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Обзор за 2001-2002 годы. МОМ, 2002; Статистический бюллетень "Численность и миграция населения Российской Федерации в 1998 году", 1999 году, 2000 году.

Видно, что почти всегда числа прибывших в Россию больше числа выбывших из стран СНГ, по некоторым странам - в 2 и более раза. То, что вплоть до конца 2000 года более надежны были российские источники, подтверждают, например, данные переписи населения Казахстана. После проведения переписи в 1999 году, когда данные текущего учета населения оказались существенно выше полученных результатов, Госкомстат РК опубликовал в Демографическом ежегоднике Казахстана 1999 новый покомпонентный расчет численности населения республики, который выходил на данные переписи. Естественное движение не пересчитывалось, зато миграционный отток увеличили в каждом году. Только в 1994-1998 годах миграционный отток был увеличен на 570 тысяч человек. За это же время превышение выезда из Казахстана только в Россию, при сравнении с российскими источниками, составило 129 тысяч человек8.

Однако в 2001 году ситуация сменилась на прямо противоположную: число прибывших из всех стран стало меньше, чем число выбывших в Россию (табл. 2). Причем это касалось даже тех стран, для которых данные по российской и национальной статистике различались почти вдвое (Азербайджан, Армения).

Таблица 2. Оценки миграции между странами СНГ и Россией по данным зарубежных и российских статистических источников в 2001 году

 

Число выбывших в Россию, тыс. человек

Число прибывших из стран СНГ, тыс. человек

Число прибывших в % к числу выбывших

Азербайджан

6,2

5,6

90,1

Армения

9,2

5,8

63,2

Белоруссия

6,8

6,5

95,9

Казахстан

96,2

65,2

67,8

Киргизия

24,6

10,7

43,7

Узбекистан

49,9

24,9

49,8

Украина

46,7

36,5

78,2

Источники: Статистика СНГ (статистический бюллетень) №20(299) октябрь 2002 г. Межгосударстенный статкомитет СНГ. с. 98-101; Численность и миграция населения Российской Федерации в 2001 году, Госкомстат России, М., 2002. с. 42; Миграция населения Республики Казахстан за январь-декабрь 2001 года, Агентство Республики Казахстан по статистике, 2002, с. 94; данные Госкомстата Украины и Госкомстата Республики Узбекистан.

Все вышеприведенные рассуждения подводят к тому, что иммиграция в Россию регистрируется не полностью. Попробуем оценить, сколько реально прибытий в страну прошли мимо российской статистики.

Даже если сложить данные о выбытии из семи стран, по которым имеется информация, с данными о прибытии из остальных четырех (Грузия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения) и стран Балтии по российским источникам, число прибывших в страну составит не 186,2 тысячи человек, а 270,5 тысяч человек, т.е. на 84,3 тысячи больше. Но такая методика подсчета требует корректировки.

Прежде всего, если данные по семи странам занижены, они далеки от действительности и по остальным четырем (возможным занижением данных по странам Балтии можно пренебречь в силу незначительной величины потока и ввиду отсутствия сопоставимых данных). Кроме того, учитывая, что число выбывших практически из всех стран во все последние годы было ниже, чем число прибывших в Россию, это несоответствие сохранялось и в 2001 году.

Для расчета числа прибытий в Россию из стран, по которым имеются данные о выбытии в Россию в 2001 году (в 2001 году, по российским данным, на эти страны пришлось 84,5% всех прибывших в страну), воспользуемся специально рассчитанными "коэффициентами поправки" (Кп). Они рассчитаны как отношение числа прибывших в Россию в 1998-2000 годах к числу выбывших из стран СНГ в Россию за тот же период. Их значения колеблются от 0,931 (Киргизия) до 2,148 (Армения). Результаты расчетов с учетом коэффициентов поправки представлены в таблице 3:

Таблица 3. Расчет чисел прибывших в Россию из стран СНГ в 2001 году с использованием коэффициентов поправки

 

Число выбывших в Россию, тыс. человек

Коэффициент поправки (Кп)

Расчетное число прибывших в Россию в Россию в 2001 году, тыс. человек

Азербайджан

6,2

2,148

13,3

Армения

9,2

2,144

19,7

Белоруссия

6,8

2,112

14,4

Казахстан

96,2

1,196

115,1

Киргизия

24,6

0,931

22,9

Узбекистан

49,9

0,968

48,4

Украина

46,7

1,444

67,4

Полученные результаты больше, чем по российским данным о прибывших, в сумме по странам в 1,940 раза, по странам это расхождение колеблется от 1,764 раз (Казахстан) до 3,392 (Азербайджан).

Для оценки истинных масштабов иммиграции в Россию из Грузии, Молдавии, Таджикистана и Туркмении данная методика неприменима, учитывая, что данными о выезде в Россию из этих стран мы не располагаем. Рассчитать возможное число прибытий в Россию из этих стран можно следующими способами:

1-й способ - экстраполяция данных о прибытии за 1998-2000 годы на 2001 год. Как и при расчете числа прибывших из других стран, мы полностью пренебрегаем данными о прибытии в 2001 году за их заведомой недостоверностью, обоснованной выше.

Наиболее простой расчет с использованием тренда линейной регрессии демонстрирует существенное снижение чисел прибывших практически по всем странам СНГ. Такое падание обусловлено существенным сокращением числа прибывших в 1999 году в сравнении с 1998 (о причинах такого падения уже говорилось выше). Кроме того, на понижение линии тренда работает и сокращение регистрируемого притока в октябре-декабре 2000 года, о чем также говорилось ранее.

В результате в 2001 году даже для стран, откуда известно число выбывших в Россию, полученные таким образом значения оказываются ниже корреспондирующихся данных. Так, по данным казахстанской статистики, в 2001 году выбыло в Россию 96,2 тысяч человек, экстраполяционый расчет прибытий дает 72,8 тысяч; из Киргизии выбыло 24,6 тысяч, расчет - 16,8; из Узбекистана выбыло 49,9, расчет - 40,4. Любые данные, полученные таким способом, если не в 2001 году, то в последующие год-два свели бы число прибывших в Россию к нулю. Здесь необходимо построение аналитической кривой, которая предполагает разработки прогнозных сценариев, т.е. самостоятельного серьезного исследования.

Насколько нам известно, детальных прогнозов прибытия в Россию, с разбивкой по отдельным странам исхода, в последние годы не производилось.

2-й способ - с использованием специально рассчитанного "коэффициента недоучета" (Кн). Его можно получить как соотношение расчетных чисел прибывших в Россию из стран СНГ, по которым имеется информация о выбытии в Россию (таблица 3), и данных о числе прибывших по российским источникам. Суммарное расчетное число прибывших из семи стран - 301,1 тысячи человек, данные о прибытии в Россию из этих стран - 155,3 тысячи человек. Следовательно, единый коэффициент недоучета получается равным 1,940. Логика такого расчета предполагает не пренебрегать полностью полученными данными о числе прибывших в Россию, и рассматривать недоучет мигрантов из всех стран как некую стандартную, средневзвешенную величину. В качестве аргументов в пользу такого подхода можно рассматривать соображение, согласно которому новые правила регистрации применяются не избирательно по отношению к гражданам отдельных стран, они достаточно универсальны и связаны с наличием (отсутствием) российского гражданства.

Если умножить числа прибывших в Россию из этих стран по данным российской статистики на этот коэффициент, получим соответственно (таблица 4):

Таблица 4. Расчет чисел прибывших в Россию из стран СНГ в 2001 году с использованием единого коэффициента недоучета

 

Число прибывших в Россию в 2001 году, тыс. человек

Коэффициент недоучета (Кн)

Расчетное число прибывших в Россию в Россию в 2001 году, тыс. человек

Грузия

9,7

1,94

18,8

Молдавия

7,6

1,94

14,7

Таджикистан

6,7

1,94

13

Туркмения

4,4

1,94

8,5

3-й способ - с использованием метода аналогий, который предусматривает выбор для каждой страны коэффициента недоучета, аналогичного какой-то модельной стране. Логика такого подхода заключается в предпосылке, что масштабы недоучета дифференцированы по странам, т.е. он имеет свою "вилку". В этом случае Молдавию можно по масштабам недоучета приравнять к Украине, Грузию - к Азербайджану и Армении, Туркмению и Таджикистан - к Казахстану, Узбекистану и Киргизии (средний). Результаты расчетов приведены в таблице 5.

Таблица 5. Расчет чисел прибывших в Россию из стран СНГ в 2001 году с использованием аналоговых коэффициентов недоучета

 

Число прибывших в Россию в 2001 году, тыс. человек

Коэффициент недоучета (Кн)

Расчетное число прибывших в Россию в Россию в 2001 году, тыс. человек

Грузия

9,7

2,898

28

Молдавия

7,6

1,847

14

Таджикистан

6,7

1,848

12,5

Туркмения

4,4

1,848

8,1

Расчетные числа прибывших, полученные таким способом, несколько отличаются о варианта расчета с использованием единого коэффициента недоучета (таблица 4) главным образом из-за увеличения иммиграции из Грузии на 9,2 тысячи человек. Число прибывших из Грузии в Россию в 1998 году, по российским данным, составило 21,1 тыс. человек, в 1999 году - 19,6 тысячи, в 2000 году - 20,2 тысячи. Также не дают оснований утверждать, что выезд из Грузии в Россию в 2001 году увеличился по сравнению с предыдущими годами, данные о миграционном приросте населения Грузии, полученные Г. Цуладзе и др.9: по их расчетам, в 2000 году миграционная убыль населения страны составила 38,6 тысячи человек, в 2001 году - 35,2 тысячи. Рост числа выбывших был бы возможен только в том случае, если бы население Грузии при выезде сориентировалось почти исключительно на Россию, но это сомнительно. Поэтому более приемлемым выглядит расчет числа прибывших из Грузии в Россию в 18,8 тысяч человек.

По другим странам различия не столь велики, что делает не принципиальным выбор для расчета данных по ним варианта с использованием аналогий.

Окончательный расчет чисел прибытия в Россию в 2001 году из отдельных стран в сравнении с числом прибытий по данным российской статистики приведен в таблице 6. Данные по Армении, Азербайджану, Белоруссии, Казахстану, Киргизии, Украине и Узбекистану получены путем поправки на недоучет выбытий (таблица 3), данные по Грузии, Молдавии, Таджикистану и Туркмении - путем распространения на эти страны единого коэффициента недоучета, рассчитанного по первой группе стран (таблица 4).

Таблица 6. Сопоставление расчетных данных о числе прибывших в Россию из стран СНГ и Балтии в 2001 году с отчетными данными Госкомстата России

 

Число прибывших из стран СНГ, тыс. человек (данные России)

Расчетное число прибывших в Россию в Россию в 2001 году, тыс. человек

Разница между расчетными и отчетными данными, тыс. человек

Азербайджан

5,6

13,3

7,7

Армения

5,8

19,7

13,9

Белоруссия

6,5

14,4

7,9

Грузия

9,7

18,8

9,1

Казахстан

65,2

115,1

49,9

Киргизия

10,7

22,9

12,2

Молдавия

7,6

14,7

7,1

Таджикистан

6,7

13

6,3

Туркмения

4,4

8,5

4,1

Узбекистан

24,9

48,4

23,5

Украина

36,5

67,4

30,9

Страны Балтии:

2,6

2,6

0

Всего

186,2

358,8

172,6

Получается, что только из-за изменения порядка учета иммигрантов-неграждан из стран СНГ и Балтии с октября 2000 года российская статика недоучла 172,6 тысячи человек в 2001 году и 38,9 тысячи человек в октябре-декабре 2000 года. Всего - 211,5 тысячи человек.

Число прибывших в Россию в 2001 году - 358,8 тысячи человек получается даже больше, чем данные Госкомстата за 2000 год - 350,3 тысячи, но меньше, чем расчет с поправкой на недоучет иммигрантов в октябре-декабре 2000 года - 389,2 тысячи человек.

Понять масштабы неполной регистрации позволяет рисунок 2. Отклонения расчетных данных от данных отчета (официальной статистики, публикуемой Госкомстатом России) говорит, прежде всего, о том, что в 1999-2001 году масштабы иммиграции в Россию из стран СНГ и Балтии не сокращались, а стабилизировались на уровне 350-400 тысяч в год. Сокращение числа прибытий в Россию прекратилось.

Рисунок 2. Сопоставление отчетных данных Госкомстата о числе прибывших в 1994-2001 годах и расчетных данных для 2000-2001 годов

Неполная регистрация иммиграции в 2000-2001 годах сказалась на показателях динамики численности населения России. В 2001 году, по расчетам Госкомстата, суммарный миграционный прирост составил всего 72,3 тысячи человек, он позволил компенсировать естественную убыль населения только на 7,7%. В результате общее сокращение численности населения страны составило 864,7 тысячи человек - рекордно высокое значение за все последнее десятилетие. Во многих регионах внешняя миграция уже не только не восполняет естественную убыль населения, как это было на протяжении всех последних лет, но и не восполняет убыль во внутрироссийском миграционном обмене населением.

Важно и то, что изменение порядка регистрации мигрантов-неграждан из стран СНГ и Балтии, помимо создания неадекватной статистики внешней миграции, являет собой пример спровоцированного роста масштабов нелегальной иммиграции. Все 211,5 тысячи неучтенных иммигрантов внесли довольно весомый вклад в число российских нелегалов, с которыми власти так активно борются на протяжении последних лет.

Сейчас нет возможности делать предположения о наличии и масштабах неполной регистрации иммиграции в Россию из стран СНГ в 2002 и текущем году, можно только предполагать, что он по-прежнему имеет место. Но в 2002 году произошли еще ряд событий, способных сделать сокращение иммиграции в Россию из стран СНГ не мнимым, а реальным. Прежде всего, это принятие и введение в действие нового закона "О гражданстве" и одновременное ужесточение правил пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации (также связанные с принятием нового закона). При получении соответствующей информации масштабы неполной регистрации могут быть уточнены.


1 - Информация о проведении всероссийской переписи населения 2002 года / Вопросы статистики №1 2003, с.7
2 - Денисенко М. Эмиграция из России по данным зарубежной статистики / Международная миграция населения: Россия и современный мир. Вып.8. Статистика и учет миграции населения. Москва, "МАКС Пресс", с. 11-30
3 - Население России 1999. Седьмой ежегодный демографический доклад // Ред. А.Г. Вишневского, Москва, 2000, с. 122
4 - По информации, полученной в органах внутренних дел, срок этот может растянуться и до полутора лет, причиной часто выступают неточности и недоработки в подготовке документов
5 - См. Переведенцев В.И. Методы изучения миграции населения. Москва, "Наука", 1975, с.47; Чудиновских О.С. Текущий учет миграции в России: оценка качества и поиск альтернатив // Миграция в СНГ и Балтии: через различия проблем к общему информационному пространству. Материалы конференции (8-9 сентября 2000 г., Санкт-Петербург) / Под редакцией Г. Витковской и Ж. Зайончковской. "АдамантЪ", 2001, с. 194
6 - Денисенко М. Эмиграция из России по данным зарубежной статистики / Международная миграция населения: Россия и современный мир. Вып.8. Статистика и учет миграции населения. Москва, "МАКС Пресс", с. 28
7 - По Грузии, Молдавии и Таджикистану данные о численности выбывших по всем проанализированным нами источникам приводятся только по данным корреспондирующихся стран, что для нашего исследования практической ценности не имеет
8 - Подробнее см.: Куда и откуда едут казахстанцы / Демоскоп Weekly №81-82
9 - Giorgi Tsuladze, Nika Maglaperidze, Alexander Vadachkoria. Demographic Yearbook of Georgia 2001, Tbilisi, 2002, р. 153

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most