|
Возможные причины снижения иммиграции в Россию в 2000-2001
годах
Никита Мкртчян
(Опубликовано в журнале "Вопросы статистики", 2003,
№5, с. 47-50)
Известно, что во второй половине 90-х годов идет сокращение
официально регистрируемой иммиграции в Россию из стран СНГ и Балтии.
Число прибывших в страну снижается из года в год хоть и существенно,
но достаточно плавно, на 15-25% в год. Исключением являлись 1997
и 2000 годы, в которые сокращение прибытий из стран СНГ и Балтии
составило лишь 7,7% и 4,5% по сравнению с предшествующим годом соответственно.
Однако в 2001 году число прибывших снизилось почти наполовину -
такого сокращения не было ни в 1995 году (начало войны в Чеченской
республике), ни в кризисном 1998. Экономика России демонстрировала
достаточно устойчивый рост, никаких экстренных событий, способных
резко снизить число желающих переселиться в страну, не было. Почему
же так резко сократилась иммиграция?
Причина в том, что до 1 октября граждане государств-участников
СНГ и стран Балтии могли регистрироваться по месту проживания на
тех же условиях, что и граждане России (в миграционной статистике
учитываются лишь те, кто зарегистрирован по месту проживания - на
них составляется соответствующая учетная форма - листок статистического
учета мигранта). Но с 1 октября 2000 года на иммигрантов из стран
СНГ - неграждан России была распространена процедура получения вида
на жительство, которая должна предшествовать регистрации по месту
проживания. Ранее такой порядок распространялся только на иммигрантов-неграждан,
прибывших из-за пределов СНГ. Такая процедура была введена служебными
инструкциями без предоставления населению открытой информации о
порядке и стоимости ее прохождения.
Официальная статистика, и до того не обеспечивающая
100% учета всей миграции и, в т.ч. - иммиграции, стала отражать
реальность уже в совсем искаженном свете. Однако винить в этом Госкомстат
России неправильно: во-первых, не он устанавливает правила регистрации
граждан по месту жительства и до сих пор, как и мигранты, не имеет
четких инструкций на этот счет; во-вторых, помимо существенных методологических
сложностей, он не имеет финансовых ресурсов разработки иных источников
информации о миграции, например, данных о регистрации по месту пребывания.
Хотя сейчас есть надежда, что положение изменится к лучшему: государственное
статистическое ведомство, проанализировав опыт работы по проведению
Всероссийской переписи населения 2002 года, планирует наладить учет
лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок один год и более1.
Тем не менее, имеется возможность сделать оценку масштабов
неполной регистрации иммигрантов, используя корреспондирующиеся
данные зарубежной статистики. Такой способ вполне применим: например,
его использовал М.Б. Денисенко при оценке эмиграции из России2.
Как известно, новый порядок регистрации иммигрантов
был введен с октября 2000 года. Как тому и положено быть, официально
регистрируемые объемы иммиграции отреагировали незамедлительно:
уже в октябре 2000 года число прибывших составило на 84% меньше
по отношению к сентябрю, в ноябре - на 61%, в декабре - 54,5%, т.е.
сократилось почти вполовину. И это не влияние сезонных факторов:
как видно из рисунка 1, в 1999 и 2001 годах на последние месяцы
года пришлось максимальное число прибывших. Схожий тренд был только
в 1998 году, но тогда снижение иммиграции было обусловлено финансово-экономическим
кризисом, который, кстати, вызвал не только снижение иммиграции
в Россию, но и рост эмиграции3.
Рисунок 1. Помесячная численность прибывших в Россию
из стран СНГ и Балтии в 1998-2001 годах
В 2000 году ничего похожего не происходило. Следовательно,
снижение было вызвано только изменением порядка учета. Получение
вида на жительство - процедура достаточно сложная и требует не менее
полугода4. Число зарегистрированных прибывших в страну в то время
не упало до нулевых отметок только потому, что часть иммигрантов
приобрели российское гражданство еще до переезда в Россию или не
меняли гражданство, выезжая в страны СНГ.
Чтобы оценить истинное число прибывших в Россию из стран
СНГ и Балтии в конце 2000 года, после введения нового порядка регистрации,
попытаемся "достроить" недоучтенную иммиграцию. Если принять
число прибывших в каждом месяце таким же, как в сентябре 2000 года,
получается, что недоучли 37,7 тысяч человек; если же предусмотреть
при этом небольшой рост числа прибывших в сравнении с сентябрем,
как это имело место в 1999 году, недоучет составит 38,9 тысяч человек.
Получается, что если бы в 2000 году число прибывших
соответствовало тренду 1999 года, в октябре-декабре оно составило
бы не 350 тысяч, а 389 тысяч человек, т.е. было на 22 тысячи, или
на 6% больше, чем в 1999 году. Подтвердить это данными зарубежной
статистики было бы возможно, если бы у нас имелась информация о
помесячном числе выбывших в Россию, но за их отсутствием ограничимся
вышеприведенными расчетами.
Прежде чем перейти к сопоставлению российских и зарубежных
источников, сделаем небольшую ремарку. В миграции прибытия обычно
регистрируются лучше, чем выбытия5. Так, во внутрироссийской миграции,
до введения порядка учета только по прибывшим, число прибывших за
все годы было больше выбывших на несколько десятков и даже сотен
тысяч человек, хотя должно быть равным нулю (в пределах России прибывшие
- они же одновременно и выбывшие). В 1990 году, например, число
прибывших превысило число выбывших на 273 тысячи человек, недоучет
выбытий составил 6,6% (без учета миграции "без указания областей
и республик"). Та же проблема - и в межгосударственной миграции,
хотя недоучет во внутренней и внешней миграции имеет разную природу.
М.Б. Денисенко6 убедительно показал, что число прибывших по данным
статистики стран, принимающих иммигрантов из России, больше числа
эмигрантов из России по российским данным, как минимум, в 1,2 раза.
Недоучет выбытий виден и при сопоставлении данных по
России и отдельным странам СНГ, статистика по которым доступна7 (таблица
1). Эти страны - основные контрагенты России в межгосударственной
миграции, на них в 2000 году, по российским данным, пришлось 87,6%
прибывших.
Таблица 1. Оценки миграции между странами СНГ и Россией
по зарубежным и российским статистическим источникам в 1998-2000
годах
|
Число выбывших в Россию, тыс. человек (данные стран выбытия)
|
Число прибывших из стран СНГ, тыс. человек (данные страны
прибытия)
|
Число прибывших в % к числу выбывших
|
1998
|
1999
|
2000
|
1998
|
1999
|
2000
|
1998
|
1999
|
2000
|
Азербайджан
|
9,2
|
7,1
|
8,4
|
22,2
|
15,9
|
14,9
|
242,1
|
223,4
|
177,6
|
Армения
|
6,8
|
5,7
|
9,6
|
16,8
|
14,7
|
16
|
248,4
|
256,3
|
165,6
|
Белоруссия
|
5,7
|
5,3
|
5,9
|
13,8
|
11,5
|
10,3
|
240,8
|
218,6
|
175,5
|
Казахстан
|
178
|
108,4
|
109,3
|
209,9
|
138,5
|
124,9
|
117,9
|
127,7
|
114,2
|
Киргизия
|
8,7
|
10,1
|
20,8
|
11
|
10,4
|
15,5
|
126,2
|
102,6
|
74,7
|
Туркмения
|
9,4
|
8,6
|
7,1
|
10,5
|
8
|
6,7
|
111,3
|
93,3
|
94,6
|
Узбекистан
|
41,5
|
41,6
|
45,2
|
41,8
|
41,6
|
40,8
|
100,6
|
100
|
90,4
|
Украина
|
84,6
|
52,8
|
48,1
|
111,9
|
81,3
|
74,7
|
132,3
|
154
|
155,3
|
Источники: Тенденции в области миграции в странах Восточной
Европы и Центральной Азии. Обзор за 2001-2002 годы. МОМ, 2002;
Статистический бюллетень "Численность и миграция населения
Российской Федерации в 1998 году", 1999 году, 2000 году.
Видно, что почти всегда числа прибывших в Россию больше
числа выбывших из стран СНГ, по некоторым странам - в 2 и более
раза. То, что вплоть до конца 2000 года более надежны были российские
источники, подтверждают, например, данные переписи населения Казахстана.
После проведения переписи в 1999 году, когда данные текущего учета
населения оказались существенно выше полученных результатов, Госкомстат
РК опубликовал в Демографическом ежегоднике Казахстана 1999 новый
покомпонентный расчет численности населения республики, который
выходил на данные переписи. Естественное движение не пересчитывалось,
зато миграционный отток увеличили в каждом году. Только в 1994-1998
годах миграционный отток был увеличен на 570 тысяч человек. За это
же время превышение выезда из Казахстана только в Россию, при сравнении
с российскими источниками, составило 129 тысяч человек8.
Однако в 2001 году ситуация сменилась на прямо противоположную:
число прибывших из всех стран стало меньше, чем число выбывших в
Россию (табл. 2). Причем это касалось даже тех стран, для которых
данные по российской и национальной статистике различались почти
вдвое (Азербайджан, Армения).
Таблица 2. Оценки миграции между странами СНГ и Россией
по данным зарубежных и российских статистических источников в 2001
году
|
Число выбывших в Россию, тыс. человек
|
Число прибывших из стран СНГ, тыс. человек
|
Число прибывших в % к числу выбывших
|
Азербайджан
|
6,2
|
5,6
|
90,1
|
Армения
|
9,2
|
5,8
|
63,2
|
Белоруссия
|
6,8
|
6,5
|
95,9
|
Казахстан
|
96,2
|
65,2
|
67,8
|
Киргизия
|
24,6
|
10,7
|
43,7
|
Узбекистан
|
49,9
|
24,9
|
49,8
|
Украина
|
46,7
|
36,5
|
78,2
|
Источники: Статистика СНГ (статистический бюллетень) №20(299)
октябрь 2002 г. Межгосударстенный статкомитет СНГ. с. 98-101;
Численность и миграция населения Российской Федерации в 2001 году,
Госкомстат России, М., 2002. с. 42; Миграция населения Республики
Казахстан за январь-декабрь 2001 года, Агентство Республики Казахстан
по статистике, 2002, с. 94; данные Госкомстата Украины и Госкомстата
Республики Узбекистан.
Все вышеприведенные рассуждения подводят к тому, что
иммиграция в Россию регистрируется не полностью. Попробуем оценить,
сколько реально прибытий в страну прошли мимо российской статистики.
Даже если сложить данные о выбытии из семи стран, по
которым имеется информация, с данными о прибытии из остальных четырех
(Грузия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения) и стран Балтии по российским
источникам, число прибывших в страну составит не 186,2 тысячи человек,
а 270,5 тысяч человек, т.е. на 84,3 тысячи больше. Но такая методика
подсчета требует корректировки.
Прежде всего, если данные по семи странам занижены,
они далеки от действительности и по остальным четырем (возможным
занижением данных по странам Балтии можно пренебречь в силу незначительной
величины потока и ввиду отсутствия сопоставимых данных). Кроме того,
учитывая, что число выбывших практически из всех стран во все последние
годы было ниже, чем число прибывших в Россию, это несоответствие
сохранялось и в 2001 году.
Для расчета числа прибытий в Россию из стран, по которым
имеются данные о выбытии в Россию в 2001 году (в 2001 году, по российским
данным, на эти страны пришлось 84,5% всех прибывших в страну), воспользуемся
специально рассчитанными "коэффициентами поправки" (Кп).
Они рассчитаны как отношение числа прибывших в Россию в 1998-2000
годах к числу выбывших из стран СНГ в Россию за тот же период. Их
значения колеблются от 0,931 (Киргизия) до 2,148 (Армения). Результаты
расчетов с учетом коэффициентов поправки представлены в таблице
3:
Таблица 3. Расчет чисел прибывших в Россию из стран
СНГ в 2001 году с использованием коэффициентов поправки
|
Число выбывших в Россию, тыс. человек
|
Коэффициент поправки (Кп)
|
Расчетное число прибывших в Россию в Россию в 2001 году,
тыс. человек
|
Азербайджан
|
6,2
|
2,148
|
13,3
|
Армения
|
9,2
|
2,144
|
19,7
|
Белоруссия
|
6,8
|
2,112
|
14,4
|
Казахстан
|
96,2
|
1,196
|
115,1
|
Киргизия
|
24,6
|
0,931
|
22,9
|
Узбекистан
|
49,9
|
0,968
|
48,4
|
Украина
|
46,7
|
1,444
|
67,4
|
Полученные результаты больше, чем по российским данным
о прибывших, в сумме по странам в 1,940 раза, по странам это расхождение
колеблется от 1,764 раз (Казахстан) до 3,392 (Азербайджан).
Для оценки истинных масштабов иммиграции в Россию из
Грузии, Молдавии, Таджикистана и Туркмении данная методика неприменима,
учитывая, что данными о выезде в Россию из этих стран мы не располагаем.
Рассчитать возможное число прибытий в Россию из этих стран можно
следующими способами:
1-й способ - экстраполяция данных о прибытии за 1998-2000
годы на 2001 год. Как и при расчете числа прибывших из других стран,
мы полностью пренебрегаем данными о прибытии в 2001 году за их заведомой
недостоверностью, обоснованной выше.
Наиболее простой расчет с использованием тренда линейной
регрессии демонстрирует существенное снижение чисел прибывших практически
по всем странам СНГ. Такое падание обусловлено существенным сокращением
числа прибывших в 1999 году в сравнении с 1998 (о причинах такого
падения уже говорилось выше). Кроме того, на понижение линии тренда
работает и сокращение регистрируемого притока в октябре-декабре
2000 года, о чем также говорилось ранее.
В результате в 2001 году даже для стран, откуда известно
число выбывших в Россию, полученные таким образом значения оказываются
ниже корреспондирующихся данных. Так, по данным казахстанской статистики,
в 2001 году выбыло в Россию 96,2 тысяч человек, экстраполяционый
расчет прибытий дает 72,8 тысяч; из Киргизии выбыло 24,6 тысяч,
расчет - 16,8; из Узбекистана выбыло 49,9, расчет - 40,4. Любые
данные, полученные таким способом, если не в 2001 году, то в последующие
год-два свели бы число прибывших в Россию к нулю. Здесь необходимо
построение аналитической кривой, которая предполагает разработки
прогнозных сценариев, т.е. самостоятельного серьезного исследования.
Насколько нам известно, детальных прогнозов прибытия
в Россию, с разбивкой по отдельным странам исхода, в последние годы
не производилось.
2-й способ - с использованием специально рассчитанного
"коэффициента недоучета" (Кн). Его можно получить как
соотношение расчетных чисел прибывших в Россию из стран СНГ, по
которым имеется информация о выбытии в Россию (таблица 3), и данных
о числе прибывших по российским источникам. Суммарное расчетное
число прибывших из семи стран - 301,1 тысячи человек, данные о прибытии
в Россию из этих стран - 155,3 тысячи человек. Следовательно, единый
коэффициент недоучета получается равным 1,940. Логика такого расчета
предполагает не пренебрегать полностью полученными данными о числе
прибывших в Россию, и рассматривать недоучет мигрантов из всех стран
как некую стандартную, средневзвешенную величину. В качестве аргументов
в пользу такого подхода можно рассматривать соображение, согласно
которому новые правила регистрации применяются не избирательно по
отношению к гражданам отдельных стран, они достаточно универсальны
и связаны с наличием (отсутствием) российского гражданства.
Если умножить числа прибывших в Россию из этих стран
по данным российской статистики на этот коэффициент, получим соответственно
(таблица 4):
Таблица 4. Расчет чисел прибывших в Россию из стран
СНГ в 2001 году с использованием единого коэффициента недоучета
|
Число прибывших в Россию в 2001 году, тыс. человек
|
Коэффициент недоучета (Кн)
|
Расчетное число прибывших в Россию в Россию в 2001 году,
тыс. человек
|
Грузия
|
9,7
|
1,94
|
18,8
|
Молдавия
|
7,6
|
1,94
|
14,7
|
Таджикистан
|
6,7
|
1,94
|
13
|
Туркмения
|
4,4
|
1,94
|
8,5
|
3-й способ - с использованием метода аналогий, который предусматривает
выбор для каждой страны коэффициента недоучета, аналогичного какой-то
модельной стране. Логика такого подхода заключается в предпосылке,
что масштабы недоучета дифференцированы по странам, т.е. он имеет
свою "вилку". В этом случае Молдавию можно по масштабам
недоучета приравнять к Украине, Грузию - к Азербайджану и Армении,
Туркмению и Таджикистан - к Казахстану, Узбекистану и Киргизии (средний).
Результаты расчетов приведены в таблице 5.
Таблица 5. Расчет чисел прибывших в Россию из стран
СНГ в 2001 году с использованием аналоговых коэффициентов недоучета
|
Число прибывших в Россию в 2001 году, тыс. человек
|
Коэффициент недоучета (Кн)
|
Расчетное число прибывших в Россию в Россию в 2001 году,
тыс. человек
|
Грузия
|
9,7
|
2,898
|
28
|
Молдавия
|
7,6
|
1,847
|
14
|
Таджикистан
|
6,7
|
1,848
|
12,5
|
Туркмения
|
4,4
|
1,848
|
8,1
|
Расчетные числа прибывших, полученные таким способом,
несколько отличаются о варианта расчета с использованием единого
коэффициента недоучета (таблица 4) главным образом из-за увеличения
иммиграции из Грузии на 9,2 тысячи человек. Число прибывших из Грузии
в Россию в 1998 году, по российским данным, составило 21,1 тыс.
человек, в 1999 году - 19,6 тысячи, в 2000 году - 20,2 тысячи. Также
не дают оснований утверждать, что выезд из Грузии в Россию в 2001
году увеличился по сравнению с предыдущими годами, данные о миграционном
приросте населения Грузии, полученные Г. Цуладзе и др.9: по их расчетам,
в 2000 году миграционная убыль населения страны составила 38,6 тысячи
человек, в 2001 году - 35,2 тысячи. Рост числа выбывших был бы возможен
только в том случае, если бы население Грузии при выезде сориентировалось
почти исключительно на Россию, но это сомнительно. Поэтому более
приемлемым выглядит расчет числа прибывших из Грузии в Россию в
18,8 тысяч человек.
По другим странам различия не столь велики, что делает
не принципиальным выбор для расчета данных по ним варианта с использованием
аналогий.
Окончательный расчет чисел прибытия в Россию в 2001
году из отдельных стран в сравнении с числом прибытий по данным
российской статистики приведен в таблице 6. Данные по Армении, Азербайджану,
Белоруссии, Казахстану, Киргизии, Украине и Узбекистану получены
путем поправки на недоучет выбытий (таблица 3), данные по Грузии,
Молдавии, Таджикистану и Туркмении - путем распространения на эти
страны единого коэффициента недоучета, рассчитанного по первой группе
стран (таблица 4).
Таблица 6. Сопоставление расчетных данных о числе прибывших
в Россию из стран СНГ и Балтии в 2001 году с отчетными данными Госкомстата
России
|
Число прибывших из стран СНГ, тыс. человек (данные России)
|
Расчетное число прибывших в Россию в Россию в 2001 году,
тыс. человек
|
Разница между расчетными и отчетными данными, тыс. человек
|
Азербайджан
|
5,6
|
13,3
|
7,7
|
Армения
|
5,8
|
19,7
|
13,9
|
Белоруссия
|
6,5
|
14,4
|
7,9
|
Грузия
|
9,7
|
18,8
|
9,1
|
Казахстан
|
65,2
|
115,1
|
49,9
|
Киргизия
|
10,7
|
22,9
|
12,2
|
Молдавия
|
7,6
|
14,7
|
7,1
|
Таджикистан
|
6,7
|
13
|
6,3
|
Туркмения
|
4,4
|
8,5
|
4,1
|
Узбекистан
|
24,9
|
48,4
|
23,5
|
Украина
|
36,5
|
67,4
|
30,9
|
Страны Балтии:
|
2,6
|
2,6
|
0
|
Всего
|
186,2
|
358,8
|
172,6
|
Получается, что только из-за изменения порядка учета
иммигрантов-неграждан из стран СНГ и Балтии с октября 2000 года
российская статика недоучла 172,6 тысячи человек в 2001 году и 38,9
тысячи человек в октябре-декабре 2000 года. Всего - 211,5 тысячи
человек.
Число прибывших в Россию в 2001 году - 358,8 тысячи
человек получается даже больше, чем данные Госкомстата за 2000 год
- 350,3 тысячи, но меньше, чем расчет с поправкой на недоучет иммигрантов
в октябре-декабре 2000 года - 389,2 тысячи человек.
Понять масштабы неполной регистрации позволяет рисунок
2. Отклонения расчетных данных от данных отчета (официальной статистики,
публикуемой Госкомстатом России) говорит, прежде всего, о том, что
в 1999-2001 году масштабы иммиграции в Россию из стран СНГ и Балтии
не сокращались, а стабилизировались на уровне 350-400 тысяч в год.
Сокращение числа прибытий в Россию прекратилось.
Рисунок 2. Сопоставление отчетных данных Госкомстата
о числе прибывших в 1994-2001 годах и расчетных данных для 2000-2001
годов
Неполная регистрация иммиграции в 2000-2001 годах сказалась
на показателях динамики численности населения России. В 2001 году,
по расчетам Госкомстата, суммарный миграционный прирост составил
всего 72,3 тысячи человек, он позволил компенсировать естественную
убыль населения только на 7,7%. В результате общее сокращение численности
населения страны составило 864,7 тысячи человек - рекордно высокое
значение за все последнее десятилетие. Во многих регионах внешняя
миграция уже не только не восполняет естественную убыль населения,
как это было на протяжении всех последних лет, но и не восполняет
убыль во внутрироссийском миграционном обмене населением.
Важно и то, что изменение порядка регистрации мигрантов-неграждан
из стран СНГ и Балтии, помимо создания неадекватной статистики внешней
миграции, являет собой пример спровоцированного роста масштабов
нелегальной иммиграции. Все 211,5 тысячи неучтенных иммигрантов
внесли довольно весомый вклад в число российских нелегалов, с которыми
власти так активно борются на протяжении последних лет.
Сейчас нет возможности делать предположения о наличии
и масштабах неполной регистрации иммиграции в Россию из стран СНГ
в 2002 и текущем году, можно только предполагать, что он по-прежнему
имеет место. Но в 2002 году произошли еще ряд событий, способных
сделать сокращение иммиграции в Россию из стран СНГ не мнимым, а
реальным. Прежде всего, это принятие и введение в действие нового
закона "О гражданстве" и одновременное ужесточение правил
пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации
(также связанные с принятием нового закона). При получении соответствующей
информации масштабы неполной регистрации могут быть уточнены.
1 - Информация о проведении всероссийской
переписи населения 2002 года / Вопросы статистики №1 2003, с.7
2 - Денисенко М. Эмиграция из России по данным зарубежной
статистики / Международная миграция населения: Россия и современный
мир. Вып.8. Статистика и учет миграции населения. Москва, "МАКС
Пресс", с. 11-30
3 - Население России 1999. Седьмой ежегодный демографический
доклад // Ред. А.Г. Вишневского, Москва, 2000, с. 122
4 - По информации, полученной в органах внутренних
дел, срок этот может растянуться и до полутора лет, причиной часто
выступают неточности и недоработки в подготовке документов
5 - См. Переведенцев В.И. Методы изучения миграции
населения. Москва, "Наука", 1975, с.47; Чудиновских О.С.
Текущий учет миграции в России: оценка качества и поиск альтернатив
// Миграция в СНГ и Балтии: через различия проблем к общему информационному
пространству. Материалы конференции (8-9 сентября 2000 г., Санкт-Петербург)
/ Под редакцией Г. Витковской и Ж. Зайончковской. "АдамантЪ",
2001, с. 194
6 - Денисенко М. Эмиграция из России по данным зарубежной
статистики / Международная миграция населения: Россия и современный
мир. Вып.8. Статистика и учет миграции населения. Москва, "МАКС
Пресс", с. 28
7 - По Грузии, Молдавии и Таджикистану данные о
численности выбывших по всем проанализированным нами источникам
приводятся только по данным корреспондирующихся стран, что для нашего
исследования практической ценности не имеет
8 - Подробнее см.: Куда
и откуда едут казахстанцы / Демоскоп Weekly №81-82
9 - Giorgi Tsuladze, Nika Maglaperidze, Alexander
Vadachkoria. Demographic Yearbook of Georgia 2001, Tbilisi, 2002,
р. 153
|