Rambler's Top100

№ 93 - 94
16 - 31 декабря 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
После переписи 

Контрольная для взрослых

Можно ли этому верить?

В списках не значатся

Отложенное знакомство

Контрольная для взрослых

Предварительные итоги переписи населения удивили специалистов

Вечером 15 ноября, сидя перед телевизором, я испытал чувство глубокого удовлетворения. На экране министр без портфеля Зорин докладывал президенту Путину первые итоги Всероссийской переписи населения. Оказалось, что нас целых 145 миллионов, вместо ожидавшихся 143. Это означает, что хотя Россия и вымирает, однако много медленнее, чем можно было судить по текущей демографической статистике.

Напомню тем, кто знает, и сообщу тем, кто не знает, результаты 2000 года. За год в России родилось 1266,8 тысячи человек, умерло 2 миллиона 225,3 тысячи, естественная убыль составила 958,3 тысячи человек (Демографический ежегодник России. 2001, с. 55). Смертей, как видим, почти на миллион больше, чем рождений. Миграционный прирост за год составил 213,6 тысячи человек (на столько больше въехало в Россию, чем выехало из нее), так что общая убыль составила 740,1 тысячи человек, или 0,51 процента населения России (там же, с. 19).

За абсолютную точность годового демографического итога не поручусь. У нас прекрасная текущая статистика естественного движения населения (рождений и смертей), но миграционная оставляет желать лучшего. Так что переписное уточнение численности населения страны вполне естественно.

Однако мое удовлетворение быстро испарилось. И сменилось противоположным чувством. Следом за радостным известием министр Зорин сообщил президенту Путину, что население Чечни составило по переписи 1088 тысяч человек! Для уха демографа это было не только полной неожиданностью, но и, простите меня, полнейшей нелепостью, чушью. Это ведь означало, что за неполные три года население Чечни выросло вдвое! По официальным данным Госкомстата в начале 2000 года там проживало всего 574 тысячи человек (Демографический ежегодник России. 2000, с. 23). В чем дело? Как получена замечательная переписная цифра?
У меня есть по этому поводу своя гипотеза. Суть ее в том, что в население Чечни включены люди, не проживающие там.

При всех прошлых всероссийских переписях советского времени учитывалось постоянное и наличное население (наличное - живущее здесь на момент переписи). При нынешней учет велся только по постоянному населению (в идеале). Почему - для меня загадка. Не знаю.

Как известно, очень многие бывшие жители Чечни в настоящее время проживают вне ее. Особенного много - в Ингушетии, но немало и во многих других местах. Обычно в разговорах и средствах массовой информации их называют беженцами. Но официально они - "временно перемещенные лица". В международной юриспруденции беженцами считаются те, кто пересек государственную границу, перешел в другую страну. Вот этих временно перемещенных, насколько я понимаю, и посчитали постоянными жителями Чечни. Вероятно, есть и другие "добавки". Возможно, я ошибаюсь. И буду рад официальным разъяснениям - как это могло получиться, что население одной Чечни в 2002 году равно численности жителей Чечни и Ингушетии вместе в 1998 году.

Замечу, кстати, что раньше, при прежних переписях, временно проживающими в данном месте считались те, кто живет здесь менее полугода. Бывшие жители Чечни живут в Ингушетии и других местах с осени 1999 года.

На специальном заседании демографической секции Центрального дома ученых 12 ноября обсуждалось проведение переписи. Дискуссия показала, что перепись была плохо подготовлена. В частности, по причине некомпетентного вмешательства в ее подготовку чиновников президентской администрации. В обход Государственной комиссии по переписи.

Одно из досадных следствий этого вмешательства - формулировка вопроса о языке. На переписном участке мне, например, задали вопрос: владею ли я русским языком? А перед тем, как пойти на переписной участок, я посмотрел по телевизору сюжет о том, как переписывают семью президента. Простите, говорю, только что я видел, как Владимир Владимирович Путин и его жена отвечали на вопрос: ваш родной язык. Почему же вы мне задаете другой вопрос? "У нас инструкция, - отвечает мне переписчица, - и мы должны строго ей следовать. Там вопрос поставлен именно так, как задаю его я".

В ходе обсуждения в Доме ученых этот вопрос тоже поднимался. Действительно, одни отвечали на вопрос о родном языке, а другие - о владении русским языком. А это вопросы очень даже разные. Представьте себе башкира, удмурта и всех нерусских вообще, которым вместо вопроса о родном языке задают вопрос о владении русским. Кроме всего прочего, результаты нынешней переписи в этом отношении будут несопоставимы с результатами всех прошлых переписей.

Повторю, что это результат некомпетентного вмешательства в подготовку переписи чиновников президентской администрации.

Вернемся к численности населения.

Все выступавшие в Доме ученых переписчики (а это были, кстати, профессионалы-статистики, студенты старших курсов Московского экономико-статистического института) согласно утверждали, что на них оказывалось сильнейшее давление, направленное на завышение численности населения. Им были выданы "контрольные цифры" по каждому переписному участку. Результаты их деятельности могли быть выше этих контрольных цифр, но никак не ниже. Из районных управ, на которые было возложено практическое руководство переписью в каждом районе, ежедневно шли запросы только по одной позиции - число переписанных и выполнение контрольных цифр. В результате в число переписанных неизбежно, и в достаточно большом количестве, попадали временно проживающие здесь люди. Конечно, никаких десятков миллионов иностранцев в России и миллионов их в Москве не было. Это мифы. Но все же временного населения было много, и часть их в перепись попала, хотя перепись должна была охватить только постоянное население.

Судя по рассказам переписчиков, численность населения Москвы по результатам переписи должна быть существенно завышена. Думаю, что руководство Москвы именно этого и добивалось. Оно постоянно было недовольно данными текущей демографической статистики, по которой на начало 2001 года в Москве было 8,6 миллиона жителей.

Московское же руководство и СМИ под их воздействием обычно называли 10 миллионов плюс якобы три миллиона гостей, ежедневно прибывающих в нее (два миллиона из Подмосковья и миллион из-за пределов Московской области). Это, конечно, ярко выраженная туфта. Легко выяснить, сколько ежедневно прибывает в Москву издалека, сложив все прибывающие в Москву поезда, самолеты, автобусы с их вместимостью и даже щедро добавив личный транспорт. Я такую работу делал и получал всегда менее 100 тысяч.

При этом среди прибывающих в Москву пассажиров велика доля москвичей, а также транзитников.

Разумеется, столичные функции Москвы, отсутствие безработицы и резко повышенный здесь, сравнительно со страной, уровень жизни привлекают сюда много временного населения. По идее оно не должно было попасть в перепись, проводившуюся по постоянному населению. Но фактически попало. Представители Госкомстата по этому поводу заметили: фактически многие живут здесь по году и больше. Так что получалось, что нет греха, если их включат в постоянное население Москвы. Есть, конечно, такие. Но велика доля тех, кто живет здесь менее полугода; раньше такие люди относились ко временному населению.

Стремление руководства Москвы резко завысить ее население по сравнению с реальным - тема иная. Но то, что такое стремление есть, широко известно. Нет сомнений, что подобные намерения имеются и в других местах. И, в частности, в той же Чечне, где от официально принимаемой численности населения сильно зависят инвестиции, которые будут направлены на ее восстановление. Все это заставляет меня сомневаться в итоговой численности населения России, радостно сообщенной министром без портфеля Зориным президенту Путину.

Но даже если окажется, что в России действительно 145 миллионов жителей, принципиально демографической ситуации это не меняет. Население страны сокращается. Очень возможно, что демографическая проблема будет основной, главной проблемой России в новом столетии.
А вразумительной демографической политики в стране нет как нет. И в этих условиях высокие должностные лица занимаются жалкой игрой в сомнительные цифирьки.

Виктор ПЕРЕВЕДЕНЦЕВ. "Новое время" №48 2002 год

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most