| Конференция по развитию российско-американских образовательных 
              программ 
 19-20 ноября 2002 года в Вашингтоне, США состоялась 
              конференция, организованная частным исполнительным Фондом "Новые 
              горизонты" (Бостон, США) совместно со Школой государственного 
              управления им. Дж. Ф. Кеннеди при Гарвардском Университете.
 В обращении к участникам конференции, подписанном профессором 
              Дональдом Р. Соуном, Президентом Фонда "Новые горизонты", 
              и генералом Джоном С. Реппертом, Председателем конференции, Исполнительным 
              директором Научного центра международных отношений им. Белфера Школы 
              государственного управления им. Дж. Ф. Кеннеди, говорится, что конференция 
              посвящена 10-летней истории существования российско-американских 
              образовательных программ. Цель конференции - выявить наиболее оптимальные 
              условия для достижения продуктивного применения образования и опыта, 
              полученного молодыми гражданами России в США, в их последующей профессиональной 
              деятельности на родине. Конференция была организована для представителей государственных 
              и общественных организаций США и России, занимающихся образовательными 
              программами, и частного сектора обеих стран в целях содействия большему 
              взаимопониманию между двумя государствами, а также выработке нового 
              подхода к разработке и координации программ в соответствии с современными 
              требованиями российско-американских экономических задач.На приеме в честь открытия конференции с приветственной речью выступил 
              Джеймс Ф. Коллинз, бывший Посол США в РФ, ныне сотрудник Научного 
              центра международных отношений им. Белфера, старший советник по 
              международным отношениям, Akin, Gump, Strauss, Hauer & Feld 
              L.L.P.
 В конфереции участвовало около 40 человек. Местом проведения приема 
              в честь открытия конференции и самого заседания выбраны два элитных 
              клуба: "Метрополитан-клуб" и "Алиби-клуб".
 Работа конференции осуществлялась в рамках четырех сессий. Сессия I: Взгляд на будущее со стороны российских 
              и транснациональных корпораций - залог успеха. Компании, ведущие 
              бизнес в России, нуждаются в молодых российских специалистах, обладающих 
              современными личными качествами и деловыми навыками. Экономическое развитие регионов: проблемы, с которыми 
              сталкиваются транснациональные компании, вносящие вклад в устойчивое 
              развитие экономики регионов. Роль российских корпораций в подготовке молодого поколения 
              к участию в международных экономических отношениях. Установление этических норм ведения бизнеса: переход 
              от теории к практике. На сессии выступили: Юрий Чижик, советник по международным программам, ХК "Интеррос"; 
              Наталия Самойленко, советник по благотворительным программам, ХК 
              "Интеррос"; Евгений Фокин, заместитель руководителя отдела 
              международной информации, НК "Юкос"; Анатолий Ермолин, 
              президент Межрегиональной общественной организации детей и молодежи 
              "Новая Цивилизация", НК "Юкос"; Дэвид Херман, 
              бывший вице-президент, "Дженерал моторс СНГ".
 Сессия II: Проведение программ. Решили ли мы 
              намеченные задачи?Эффективность программ: анализ результатов образовательных программ, 
              1990-2000.
 Достижение поставленных целей: необходимые условия для успеха проведения 
              программ (включая финансирование). Критерии успеха.
 На секции выступили: Людмила Леденева, ст. научный сотрудник, Института народнохозяйственного 
              прогнозирования РАН; Дэн Дэвидсон, президент ACTR-ACCELS; Марк Помар, 
              президент, IREX.
 Сессия III: Задачи и приоритеты России в образовании 
              и экономике.Реалии и масштаб проблемы "утечки умов"
 Новые направления в российской системе высшего образования
 Соответствие академических стандартов задачам экономического развития
 На секции выступили:Ольга Оглоблина, советник, Комитет по образованию и науке, Государственная 
              Дума РФ; Владимир Шорин, генеральный директор, Федеральная целевая 
              программа "Интеграция".
 Сессия IV: Проблемы России: "взгляд из Вашингтона". 
              Новый подход к разработке программ.Взаимопонимание между сторонами
 Развитие демократических институтов: координация интересов и выработка 
              общих подходов при разработке образовательной политики и правительственных 
              программ
 Экономическое развитие за последние десять лет - Программы "Акта 
              в поддержку свободы"
 На секции выступили: Кристен Дженкинсон-МакДэрмотт, координатор международных программ, 
              государственный департамент США; Даниэл Розенблюм, и.о. заместителя 
              координатора Программы "Акта в поддержку свободы", государственный 
              департамент США Пол Смит, бывший советник-посланник, Посольство 
              США в РФ
 Комментарии российского участника конференции сотрудника 
              Центра демографии и экологии человека Леденевой Л.И.  С 
              точки зрения развития процессов международной интеллектуальной миграции 
              результаты и рекомендации конференции "Strategic Conference 
              on U.S. - Russia Educational Programs" представляет несомненный 
              интерес, поскольку ее цель - формирование стратегии в отношении 
              учебной миграции россиян в США на ближайшее будущее в рамках коротких 
              образовательных программ (до 2-х лет).
 Начав с нескольких сотен учебных мигрантов в 1992/1993 
              учебном году, когда американская статистика начала показывать учебных 
              мигрантов по отдельным странам бывшего СССР, к концу 1990-х годов 
              официальная число российских студентов в США, проходящих обучение 
              по всем видам программ, включая получение университетского образования, 
              достигло семи тысяч человек в год. По данным американской статистики, 
              в 2000/2001 учебном году 6858 российских студентов в США распределялись 
              следующим образом: программы подготовки бакалавров - 45%, программы 
              последипломного обучения в магистратуре и докторантуре - 49%, другие 
              виды - прохождение практики, специальные короткие программы, не 
              нацеленные на получение степени (наоборот, в ряде случаев участниками 
              программ могут являться только лица, имеющие степень магистра или 
              докторскую), программы интенсивного изучения английского языка и 
              т.п. - в сумме 6%.  Ведущее направление подготовки россиян в США - сфера 
              бизнеса и менеджмента: каждый четвертый студент в середине 1990-х 
              годов специализировался в этой области. По данным американских экспертов, 
              в настоящее время из 6-7 тысяч российских студентов в год примерно 
              1100 обучаются по специальности бизнес-администрирование. Практически каждая образовательная программа США:  
              а) содержит базу данных по своим выпускникам;б) поддерживает сетевые связи между выпускниками других программ 
                США;
 в) осуществляет предоставление информации выпускникам о рабочих 
                местах, а также помощь в трудоустройстве в России.
 Более того, общая база данных по российским выпускникам 
              американских образовательных программ создается в Государственном 
              департаменте США. В ходе работы активно используется электронная 
              связь и Интернет.  К числу приоритетных относятся три основных направления 
              помощи США в образовательных программах, предоставляемых России: 
              - поддержка российских предпринимателей и нового среднего класса 
                России;- поддержка институтов гражданского общества и средств массовой 
                информации;
 - поддержка в области здравоохранения.
 Предполагается также расширение объема программ для 
              российских школьников с целью более раннего ознакомления их с американским 
              образом жизни и демократическими принципами построения общества. 
             Правительственное финансирование со стороны США будет 
              сокращаться, все большую долю расходов будет брать на себя частный 
              сектор, как американский, так и российский. Деятельность крупного российского частного бизнеса, 
              например, Нефтяной компании "Юкос" и Холдинговой компании 
              "Интеррос", предполагает осуществление благотворительных 
              программ (проект "Новая Цивилизация" М. Ходорковского, 
              Благотворительный Фонд В. Потанина), в том числе через инвестиции 
              в образовательные цели. В частности, это присуждение стипендий на 
              конкурсной основе, поддержка победителей олимпиад и т.п. Одна из 
              насущных задач компаний - готовить собственный персонал.  С другой стороны, крупный западный частный сектор, внедряющийся 
              в российскую экономику (например, корпорация "Дженерал моторс"), 
              понимает, что содержание западного персонала в России обходится 
              ему очень дорого и, следовательно, надо переходить на использование 
              дешевой местной рабочей силы.  Таким образом, обнаруживается точка взаимопонимания 
              и слияния интересов американского и российского бизнес сообщества. 
              Перспектива сотрудничества в области подготовки россиян в США в 
              рамках образовательных программ (1-2 года) оценивается с позиции 
              интересов частных корпораций. Акцент американской стороны делается 
              на подготовке управленческих кадров для России, реже технических. 
              Задача - совместное выращивание нового поколения российских управленцев 
              - руководителей среднего звена для частного сектора.  Определяются два существенных момента в позиции американской 
              стороны. Во-первых, прослеживается специфический региональный подход: 
              особое внимание при отборе кандидатов для учебы в США в рамках образовательных 
              программ в области бизнес администрирования уделяется провинции, 
              в частности тем регионам, где расположены сравнительно изолированные 
              предприятия нефте-, газо- и других добывающих отраслей. Программы 
              направлены прежде всего на частный бизнес в топливно-энергетических 
              отраслях, т.е. на энергетические, газовые, нефтяные и т.п. компании. 
             Во-вторых, ориентация идет не только на молодежную элиту, 
              имеющую высший уровень российской подготовки, но и на средний слой 
              молодежи, выпускников менее престижных и периферийных российских 
              высших учебных заведений. Таким образом, учитывается высокая ориентация 
              этой категории молодых людей на возвращение в Россию после окончания 
              учебы в США, а не на эмиграцию. К сожалению, выработка новой стратегии США в области 
              учебной миграции россиян нацелена преимущественно на сферу экономики 
              и не распространяется на российскую фундаментальную науку, несущую 
              наибольшие потери, особенно в естественно-технических областях знаний, 
              вследствие утечки умов, в том числе в результате невозвращения в 
              Россию молодых россиян после прохождения программ учебы и повышения 
              квалификации за рубежом.   
              
             |