Конференция по развитию российско-американских образовательных
программ
19-20 ноября 2002 года в Вашингтоне, США состоялась
конференция, организованная частным исполнительным Фондом "Новые
горизонты" (Бостон, США) совместно со Школой государственного
управления им. Дж. Ф. Кеннеди при Гарвардском Университете.
В обращении к участникам конференции, подписанном профессором
Дональдом Р. Соуном, Президентом Фонда "Новые горизонты",
и генералом Джоном С. Реппертом, Председателем конференции, Исполнительным
директором Научного центра международных отношений им. Белфера Школы
государственного управления им. Дж. Ф. Кеннеди, говорится, что конференция
посвящена 10-летней истории существования российско-американских
образовательных программ. Цель конференции - выявить наиболее оптимальные
условия для достижения продуктивного применения образования и опыта,
полученного молодыми гражданами России в США, в их последующей профессиональной
деятельности на родине.
Конференция была организована для представителей государственных
и общественных организаций США и России, занимающихся образовательными
программами, и частного сектора обеих стран в целях содействия большему
взаимопониманию между двумя государствами, а также выработке нового
подхода к разработке и координации программ в соответствии с современными
требованиями российско-американских экономических задач.
На приеме в честь открытия конференции с приветственной речью выступил
Джеймс Ф. Коллинз, бывший Посол США в РФ, ныне сотрудник Научного
центра международных отношений им. Белфера, старший советник по
международным отношениям, Akin, Gump, Strauss, Hauer & Feld
L.L.P.
В конфереции участвовало около 40 человек. Местом проведения приема
в честь открытия конференции и самого заседания выбраны два элитных
клуба: "Метрополитан-клуб" и "Алиби-клуб".
Работа конференции осуществлялась в рамках четырех сессий.
Сессия I: Взгляд на будущее со стороны российских
и транснациональных корпораций - залог успеха. Компании, ведущие
бизнес в России, нуждаются в молодых российских специалистах, обладающих
современными личными качествами и деловыми навыками.
Экономическое развитие регионов: проблемы, с которыми
сталкиваются транснациональные компании, вносящие вклад в устойчивое
развитие экономики регионов.
Роль российских корпораций в подготовке молодого поколения
к участию в международных экономических отношениях.
Установление этических норм ведения бизнеса: переход
от теории к практике.
На сессии выступили:
Юрий Чижик, советник по международным программам, ХК "Интеррос";
Наталия Самойленко, советник по благотворительным программам, ХК
"Интеррос"; Евгений Фокин, заместитель руководителя отдела
международной информации, НК "Юкос"; Анатолий Ермолин,
президент Межрегиональной общественной организации детей и молодежи
"Новая Цивилизация", НК "Юкос"; Дэвид Херман,
бывший вице-президент, "Дженерал моторс СНГ".
Сессия II: Проведение программ. Решили ли мы
намеченные задачи?
Эффективность программ: анализ результатов образовательных программ,
1990-2000.
Достижение поставленных целей: необходимые условия для успеха проведения
программ (включая финансирование). Критерии успеха.
На секции выступили:
Людмила Леденева, ст. научный сотрудник, Института народнохозяйственного
прогнозирования РАН; Дэн Дэвидсон, президент ACTR-ACCELS; Марк Помар,
президент, IREX.
Сессия III: Задачи и приоритеты России в образовании
и экономике.
Реалии и масштаб проблемы "утечки умов"
Новые направления в российской системе высшего образования
Соответствие академических стандартов задачам экономического развития
На секции выступили:
Ольга Оглоблина, советник, Комитет по образованию и науке, Государственная
Дума РФ; Владимир Шорин, генеральный директор, Федеральная целевая
программа "Интеграция".
Сессия IV: Проблемы России: "взгляд из Вашингтона".
Новый подход к разработке программ.
Взаимопонимание между сторонами
Развитие демократических институтов: координация интересов и выработка
общих подходов при разработке образовательной политики и правительственных
программ
Экономическое развитие за последние десять лет - Программы "Акта
в поддержку свободы"
На секции выступили:
Кристен Дженкинсон-МакДэрмотт, координатор международных программ,
государственный департамент США; Даниэл Розенблюм, и.о. заместителя
координатора Программы "Акта в поддержку свободы", государственный
департамент США Пол Смит, бывший советник-посланник, Посольство
США в РФ
Комментарии российского участника конференции сотрудника
Центра демографии и экологии человека Леденевой Л.И.
С
точки зрения развития процессов международной интеллектуальной миграции
результаты и рекомендации конференции "Strategic Conference
on U.S. - Russia Educational Programs" представляет несомненный
интерес, поскольку ее цель - формирование стратегии в отношении
учебной миграции россиян в США на ближайшее будущее в рамках коротких
образовательных программ (до 2-х лет).
Начав с нескольких сотен учебных мигрантов в 1992/1993
учебном году, когда американская статистика начала показывать учебных
мигрантов по отдельным странам бывшего СССР, к концу 1990-х годов
официальная число российских студентов в США, проходящих обучение
по всем видам программ, включая получение университетского образования,
достигло семи тысяч человек в год. По данным американской статистики,
в 2000/2001 учебном году 6858 российских студентов в США распределялись
следующим образом: программы подготовки бакалавров - 45%, программы
последипломного обучения в магистратуре и докторантуре - 49%, другие
виды - прохождение практики, специальные короткие программы, не
нацеленные на получение степени (наоборот, в ряде случаев участниками
программ могут являться только лица, имеющие степень магистра или
докторскую), программы интенсивного изучения английского языка и
т.п. - в сумме 6%.
Ведущее направление подготовки россиян в США - сфера
бизнеса и менеджмента: каждый четвертый студент в середине 1990-х
годов специализировался в этой области. По данным американских экспертов,
в настоящее время из 6-7 тысяч российских студентов в год примерно
1100 обучаются по специальности бизнес-администрирование.
Практически каждая образовательная программа США:
а) содержит базу данных по своим выпускникам;
б) поддерживает сетевые связи между выпускниками других программ
США;
в) осуществляет предоставление информации выпускникам о рабочих
местах, а также помощь в трудоустройстве в России.
Более того, общая база данных по российским выпускникам
американских образовательных программ создается в Государственном
департаменте США. В ходе работы активно используется электронная
связь и Интернет.
К числу приоритетных относятся три основных направления
помощи США в образовательных программах, предоставляемых России:
- поддержка российских предпринимателей и нового среднего класса
России;
- поддержка институтов гражданского общества и средств массовой
информации;
- поддержка в области здравоохранения.
Предполагается также расширение объема программ для
российских школьников с целью более раннего ознакомления их с американским
образом жизни и демократическими принципами построения общества.
Правительственное финансирование со стороны США будет
сокращаться, все большую долю расходов будет брать на себя частный
сектор, как американский, так и российский.
Деятельность крупного российского частного бизнеса,
например, Нефтяной компании "Юкос" и Холдинговой компании
"Интеррос", предполагает осуществление благотворительных
программ (проект "Новая Цивилизация" М. Ходорковского,
Благотворительный Фонд В. Потанина), в том числе через инвестиции
в образовательные цели. В частности, это присуждение стипендий на
конкурсной основе, поддержка победителей олимпиад и т.п. Одна из
насущных задач компаний - готовить собственный персонал.
С другой стороны, крупный западный частный сектор, внедряющийся
в российскую экономику (например, корпорация "Дженерал моторс"),
понимает, что содержание западного персонала в России обходится
ему очень дорого и, следовательно, надо переходить на использование
дешевой местной рабочей силы.
Таким образом, обнаруживается точка взаимопонимания
и слияния интересов американского и российского бизнес сообщества.
Перспектива сотрудничества в области подготовки россиян в США в
рамках образовательных программ (1-2 года) оценивается с позиции
интересов частных корпораций. Акцент американской стороны делается
на подготовке управленческих кадров для России, реже технических.
Задача - совместное выращивание нового поколения российских управленцев
- руководителей среднего звена для частного сектора.
Определяются два существенных момента в позиции американской
стороны. Во-первых, прослеживается специфический региональный подход:
особое внимание при отборе кандидатов для учебы в США в рамках образовательных
программ в области бизнес администрирования уделяется провинции,
в частности тем регионам, где расположены сравнительно изолированные
предприятия нефте-, газо- и других добывающих отраслей. Программы
направлены прежде всего на частный бизнес в топливно-энергетических
отраслях, т.е. на энергетические, газовые, нефтяные и т.п. компании.
Во-вторых, ориентация идет не только на молодежную элиту,
имеющую высший уровень российской подготовки, но и на средний слой
молодежи, выпускников менее престижных и периферийных российских
высших учебных заведений. Таким образом, учитывается высокая ориентация
этой категории молодых людей на возвращение в Россию после окончания
учебы в США, а не на эмиграцию.
К сожалению, выработка новой стратегии США в области
учебной миграции россиян нацелена преимущественно на сферу экономики
и не распространяется на российскую фундаментальную науку, несущую
наибольшие потери, особенно в естественно-технических областях знаний,
вследствие утечки умов, в том числе в результате невозвращения в
Россию молодых россиян после прохождения программ учебы и повышения
квалификации за рубежом.
|