Rambler's Top100

№ 93 - 94
16 - 31 декабря 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Профессия: исследователь

Международный семинар «Приграничные миграции в странах Центральной и Восточной Европы: проблемы и опыт регулирования»

Конференция по развитию российско-американских образовательных программ

«Социальные и экономические тенденции 2002 года». Пятая ежегодная конференция ВЦИОМ

Конференция по развитию российско-американских образовательных программ

19-20 ноября 2002 года в Вашингтоне, США состоялась конференция, организованная частным исполнительным Фондом "Новые горизонты" (Бостон, США) совместно со Школой государственного управления им. Дж. Ф. Кеннеди при Гарвардском Университете.

В обращении к участникам конференции, подписанном профессором Дональдом Р. Соуном, Президентом Фонда "Новые горизонты", и генералом Джоном С. Реппертом, Председателем конференции, Исполнительным директором Научного центра международных отношений им. Белфера Школы государственного управления им. Дж. Ф. Кеннеди, говорится, что конференция посвящена 10-летней истории существования российско-американских образовательных программ. Цель конференции - выявить наиболее оптимальные условия для достижения продуктивного применения образования и опыта, полученного молодыми гражданами России в США, в их последующей профессиональной деятельности на родине.

Конференция была организована для представителей государственных и общественных организаций США и России, занимающихся образовательными программами, и частного сектора обеих стран в целях содействия большему взаимопониманию между двумя государствами, а также выработке нового подхода к разработке и координации программ в соответствии с современными требованиями российско-американских экономических задач.
На приеме в честь открытия конференции с приветственной речью выступил Джеймс Ф. Коллинз, бывший Посол США в РФ, ныне сотрудник Научного центра международных отношений им. Белфера, старший советник по международным отношениям, Akin, Gump, Strauss, Hauer & Feld L.L.P.
В конфереции участвовало около 40 человек. Местом проведения приема в честь открытия конференции и самого заседания выбраны два элитных клуба: "Метрополитан-клуб" и "Алиби-клуб".

Работа конференции осуществлялась в рамках четырех сессий.

Сессия I: Взгляд на будущее со стороны российских и транснациональных корпораций - залог успеха. Компании, ведущие бизнес в России, нуждаются в молодых российских специалистах, обладающих современными личными качествами и деловыми навыками.

Экономическое развитие регионов: проблемы, с которыми сталкиваются транснациональные компании, вносящие вклад в устойчивое развитие экономики регионов.

Роль российских корпораций в подготовке молодого поколения к участию в международных экономических отношениях.

Установление этических норм ведения бизнеса: переход от теории к практике.

На сессии выступили:
Юрий Чижик, советник по международным программам, ХК "Интеррос"; Наталия Самойленко, советник по благотворительным программам, ХК "Интеррос"; Евгений Фокин, заместитель руководителя отдела международной информации, НК "Юкос"; Анатолий Ермолин, президент Межрегиональной общественной организации детей и молодежи "Новая Цивилизация", НК "Юкос"; Дэвид Херман, бывший вице-президент, "Дженерал моторс СНГ".

Сессия II: Проведение программ. Решили ли мы намеченные задачи?
Эффективность программ: анализ результатов образовательных программ, 1990-2000.
Достижение поставленных целей: необходимые условия для успеха проведения программ (включая финансирование). Критерии успеха.

На секции выступили:
Людмила Леденева, ст. научный сотрудник, Института народнохозяйственного прогнозирования РАН; Дэн Дэвидсон, президент ACTR-ACCELS; Марк Помар, президент, IREX.

Сессия III: Задачи и приоритеты России в образовании и экономике.
Реалии и масштаб проблемы "утечки умов"
Новые направления в российской системе высшего образования
Соответствие академических стандартов задачам экономического развития

На секции выступили:
Ольга Оглоблина, советник, Комитет по образованию и науке, Государственная Дума РФ; Владимир Шорин, генеральный директор, Федеральная целевая программа "Интеграция".

Сессия IV: Проблемы России: "взгляд из Вашингтона". Новый подход к разработке программ.
Взаимопонимание между сторонами
Развитие демократических институтов: координация интересов и выработка общих подходов при разработке образовательной политики и правительственных программ
Экономическое развитие за последние десять лет - Программы "Акта в поддержку свободы"

На секции выступили:
Кристен Дженкинсон-МакДэрмотт, координатор международных программ, государственный департамент США; Даниэл Розенблюм, и.о. заместителя координатора Программы "Акта в поддержку свободы", государственный департамент США Пол Смит, бывший советник-посланник, Посольство США в РФ

Комментарии российского участника конференции сотрудника Центра демографии и экологии человека Леденевой Л.И.

С точки зрения развития процессов международной интеллектуальной миграции результаты и рекомендации конференции "Strategic Conference on U.S. - Russia Educational Programs" представляет несомненный интерес, поскольку ее цель - формирование стратегии в отношении учебной миграции россиян в США на ближайшее будущее в рамках коротких образовательных программ (до 2-х лет).

Начав с нескольких сотен учебных мигрантов в 1992/1993 учебном году, когда американская статистика начала показывать учебных мигрантов по отдельным странам бывшего СССР, к концу 1990-х годов официальная число российских студентов в США, проходящих обучение по всем видам программ, включая получение университетского образования, достигло семи тысяч человек в год. По данным американской статистики, в 2000/2001 учебном году 6858 российских студентов в США распределялись следующим образом: программы подготовки бакалавров - 45%, программы последипломного обучения в магистратуре и докторантуре - 49%, другие виды - прохождение практики, специальные короткие программы, не нацеленные на получение степени (наоборот, в ряде случаев участниками программ могут являться только лица, имеющие степень магистра или докторскую), программы интенсивного изучения английского языка и т.п. - в сумме 6%.

Ведущее направление подготовки россиян в США - сфера бизнеса и менеджмента: каждый четвертый студент в середине 1990-х годов специализировался в этой области. По данным американских экспертов, в настоящее время из 6-7 тысяч российских студентов в год примерно 1100 обучаются по специальности бизнес-администрирование.

Практически каждая образовательная программа США:

а) содержит базу данных по своим выпускникам;
б) поддерживает сетевые связи между выпускниками других программ США;
в) осуществляет предоставление информации выпускникам о рабочих местах, а также помощь в трудоустройстве в России.

Более того, общая база данных по российским выпускникам американских образовательных программ создается в Государственном департаменте США. В ходе работы активно используется электронная связь и Интернет.

К числу приоритетных относятся три основных направления помощи США в образовательных программах, предоставляемых России:

- поддержка российских предпринимателей и нового среднего класса России;
- поддержка институтов гражданского общества и средств массовой информации;
- поддержка в области здравоохранения.

Предполагается также расширение объема программ для российских школьников с целью более раннего ознакомления их с американским образом жизни и демократическими принципами построения общества.

Правительственное финансирование со стороны США будет сокращаться, все большую долю расходов будет брать на себя частный сектор, как американский, так и российский.

Деятельность крупного российского частного бизнеса, например, Нефтяной компании "Юкос" и Холдинговой компании "Интеррос", предполагает осуществление благотворительных программ (проект "Новая Цивилизация" М. Ходорковского, Благотворительный Фонд В. Потанина), в том числе через инвестиции в образовательные цели. В частности, это присуждение стипендий на конкурсной основе, поддержка победителей олимпиад и т.п. Одна из насущных задач компаний - готовить собственный персонал.

С другой стороны, крупный западный частный сектор, внедряющийся в российскую экономику (например, корпорация "Дженерал моторс"), понимает, что содержание западного персонала в России обходится ему очень дорого и, следовательно, надо переходить на использование дешевой местной рабочей силы.

Таким образом, обнаруживается точка взаимопонимания и слияния интересов американского и российского бизнес сообщества. Перспектива сотрудничества в области подготовки россиян в США в рамках образовательных программ (1-2 года) оценивается с позиции интересов частных корпораций. Акцент американской стороны делается на подготовке управленческих кадров для России, реже технических. Задача - совместное выращивание нового поколения российских управленцев - руководителей среднего звена для частного сектора.

Определяются два существенных момента в позиции американской стороны. Во-первых, прослеживается специфический региональный подход: особое внимание при отборе кандидатов для учебы в США в рамках образовательных программ в области бизнес администрирования уделяется провинции, в частности тем регионам, где расположены сравнительно изолированные предприятия нефте-, газо- и других добывающих отраслей. Программы направлены прежде всего на частный бизнес в топливно-энергетических отраслях, т.е. на энергетические, газовые, нефтяные и т.п. компании.

Во-вторых, ориентация идет не только на молодежную элиту, имеющую высший уровень российской подготовки, но и на средний слой молодежи, выпускников менее престижных и периферийных российских высших учебных заведений. Таким образом, учитывается высокая ориентация этой категории молодых людей на возвращение в Россию после окончания учебы в США, а не на эмиграцию.

К сожалению, выработка новой стратегии США в области учебной миграции россиян нацелена преимущественно на сферу экономики и не распространяется на российскую фундаментальную науку, несущую наибольшие потери, особенно в естественно-технических областях знаний, вследствие утечки умов, в том числе в результате невозвращения в Россию молодых россиян после прохождения программ учебы и повышения квалификации за рубежом.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most