|
Дeти-cиpoты: характеристика проблемы последних лет1 Назарова
И.Б. (статья "Дети-сироты" полностью опубликована
в книге "Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация".
Под редакцией Н.М. Римашевской. Москва, РИЦ ИСЭПН, 2002, с.204-212) Постоянное
увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей (в 1992 году в России
насчитывалось 426 тысяч таких детей, к началу 1997 года их количество составило
572,4 тысячи, 1998 - 620,0, 2000 - 639,9)2 стимулирует
поиск новых форм устройства детей, совершенствование имеющихся возможностей общества
и государства в воспитании и содержании детей. К 1990 году в
России было отмечено снижение выявленной численности детей и подростков, оставшихся
без попечения родителей: 1986 год - 102178, 1988 - 89290, 1990 - 49105 (таблица
1)3. Затем шло ежегодное увеличение числа таких детей:
1991 год - 59154, 1995 - 113296, 1998 - 110930, 2000 - 123204. Численность детей
в России в возрасте до 14 лет все эти годы уменьшалась (с 1990 по 1998 годы на
5 миллионов), а доля детей и подростков, выявленных как оставшихся без попечения
родителей в составе детского населения, увеличивалась. В 1990 году дети-сироты,
физически утратившие кровных родителей, составляли среди всех детей-сирот 9,4%,
остальные - социальные сироты. Доля детей, потерявших обоих родителей, в начале
90-х годов составляла примерно 5% от общей численности детей-сирот, в 1998 году
этот показатель в некоторых регионах достигал 25-30%4. Государство
несет ответственность за систему призрения сирот, но не решает все вопросы в этой
сфере. В последние годы появились новые силы (партии, религиозные и общественные
организации), которые готовы взять или уже взяли на себя значительную часть забот
по содержанию детей и стараются увеличить свое влияние на воспитание и обучение,
выбор форм устройства детей, а также на контроль и управление. Можно сказать,
что в последние годы в России появились признаки перехода от государственно-общественного
устройства детей к государственно-общественно-церковному. Однако
основные формы устройства детей-сирот в России не изменились, - это передача детей
под опеку и на усыновление, определение детей в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты. Наиболее
распространенная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, -
опека (детей до 14 лет) и попечительство (детей 14-18 лет). Под опеку/попечительство
детей берут, прежде всего, родственники5. Практически
последние десять лет росло число детей, находящихся под опекой/попечительством
(табл. 1, 2). Однако можно сказать о незначительном росте в 1991 году, а затем
- о спаде доли таких детей среди общего количества учтенных детей-сирот. Это же
касается соотношения выявляемых ежегодно и взятых под опеку (попечительство),
на усыновление детей-сирот: в 1990 году было взято под опеку/усыновлено 91% от
числа выявленных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2000
году - 60% (табл. 1)6. Таблица 1. Устройство
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тысяч человек
| 1990 | 1991 | 1993 | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Всего выявлено детей и подростков, оставшихся без попечения родителей | 49,1 | 59,2 | 81,4 | 113,3 | 105,5 | 110,9 | 113,9 | 123,2 |
Из них были устроены: | В
дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, детские дома семейного типа | 11,1 | 10,4 | 21,8 | 32,1 | 30,7 | 33,9 | 34,9 | 36,2 |
Под опеку (попечительство) на усыновление | 37,4 | 48,2 | 58,2 | 77,3 | 73 | 68 | 67,7 | 74,3 |
В профучилища, средние специальные и высшие учебные заведения и другие
учебно-воспитательные учреждения на полное государственное обеспечение | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 1,4 | 1,6 | 1,3 | 1,78 | 2,2 |
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей | 412,4 | 414,5 | 460,4 | 533,1 | 596,9 | 620,1 | 636,9 | 662,6 |
Таблица 2. Данные о детях-сиротах и детях, оставшихся без
попечения родителей, в Российской Федерации (на конец года, тысяч человек)
| 1990 | 1991 | 1993 | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Учтено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 411,9 | 414,5 | 460,4 | 533,1 | 596,8 | 620,1 | 636,9 | 662,5 |
из них находятся на воспитании в семьях: |
под опекой (попечительством) | 170,5 | 180,3 | 201,4 | 252,5 | 293,5 | 303,9 | 312,3 | 329 |
на усыновлении | 128 | 131,2 | 141,5 | 139,8 | 144,8 | 146,8 | 151,2 | 153,5 |
В домах ребенка | 4,27 | 5,1 | 9,16 | 10,46 | 11,7 | 12,8 | 13,5 | 14,1 |
В детских домах | 37,7 | 35,5 | 37,7 | 50,5 | 61,3 | 61,9 | 62 | 67,7 |
В школах-интернатах для детей-сирот | 27,4 | 22,9 | 22 | 25,8 | 25,5 | 24,8 | 23,8 | 23,3 |
В школах-интернатах общего типа | 6 | 4,9 | 3,9 | 4,3 | 6,7 | 8,4 | 8,7 | 9,1 |
В домах-интернатах | | | 13,56 | 15,49 | 14,9 | 15,3 | 15,2 | 15,3 |
В школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья | 38,1 | 34,5 | 31,2 | 34,2 | 38,4 | 39,4 | 41 | 40,7 |
В последние годы отмечается рост диспропорции усыновления
внутри России и вне ее. При уменьшении числа случаев усыновления детей жителями
России резко возрастает число случаев усыновления российских детей иностранными
гражданами. С одной стороны, дети приобретают семью, которая прошла жесткий отбор,
но Россия теряет своих детей, а российские граждане не могут взять на воспитание
ребенка. Такая ситуация привела к пересмотру и изменению существующего законодательства
в этой сфере7. Россия, ратифицировав
Конвенцию о правах ребенка в 1990 году, признала право ребенка на воспитание в
семье приоритетным. Тем не менее, пока только в Самарской области начали эффективно
развивать институт замещающих приемных семей и закрывать дома ребенка и детские
дома8 . Решить проблему семейного
воспитания в некоторой степени помогли детские дома семейного типа, появившиеся
в 1988 году по инициативе Детского фонда. За 10 лет существования фонда в 368
домах воспитывалось 2,5 тысячи детей, в основном это были дети, имеющие отклонения
в умственном и физическом развитии, дети-инвалиды, которые не могли быть переданы
на усыновление9. В середине 90-х
годов Семейным кодексом вводится новая форма семейного воспитания детей, оставшихся
без попечения родителей, - приемная семья, которая, по сути, заменяет детские
дома семейного типа. В постановлении Правительства от 17 июля 1996 года № 829
"О приемной семье" признаны утратившими силу все нормативно-правовые
акты, регламентирующие деятельность детских домов семейного типа, что не позволяло
создавать новые дома. Органам опеки и попечительства было рекомендовано заключить
с родителями-воспитателями действующих домов семейного типа договоры об образовании
приемной семьи. В 2000 году в России функционировал 61 детский
дом семейного типа против 280 в 1990. Семейные детские дома претерпевают существенные
изменения - подчас в них действуют несколько форм устройства детей: усыновление,
семейный детский дом, приемная семья, опека и, наконец, патронат. Приемные родители
не успевали или не желали переоформлять документы на приемных детей в соответствии
с последними требованиями. Результаты нашего исследования показали,
что с началом перестройки и по сей день семейные детские дома и приемные семьи
испытывают материальные трудности10 . В некоторых
регионах пособия на детей и зарплаты родителям приемных семей выплачивались с
большими задержками. Например, в Курской области в 1999 году задолженность одной
из семей достигала 36 тысяч руб. При этом родители-воспитатели, которые по закону
не имеют права подрабатывать и оставлять своих детей без присмотра, буквально
оставались без средств к существованию. Скорее всего, систему семейных детских
домов и приемных семей полностью заменит система патроната, при которой зарплата
опекуна и пособие на ребенка выше, чем при других формах устройства детей. В
последние годы в Москве стала развиваться система патроната. В московском детском
доме №19 в качестве эксперимента в 1994 году была реализована система воспитания
брошенных детей - "патронатная мама" (их в Москве сейчас около 50).
Беспризорный или лишенный родителей ребенок отдается в семью на воспитание до
достижения им 18-летнего возраста, но не усыновляется (следовательно, право получения
однокомнатной квартиры по достижении совершеннолетия остается за ребенком). При
этом государством ежемесячно экономится более 1 тысячи рублей (на каждого ребенка
в детском доме тратится примерно 3461 рубль в месяц), а "патрон" получает
зарплату воспитателя - от 450 до 720 рублей в месяц. Плюс 1800 рублей - пособие
на ребенка. Будущая мама должна пройти несколько отборочных туров, среди которых
- ролевые игры и различные психологические тренинги. Устройство
детей в государственные учреждения, такие, как дома ребенка, детские дома, школы-интернаты,
является одной из традиционных форм. Практически во всех государственных учреждениях
шло увеличение количества детей (табл. 2). В системе школ-интернатов для детей
с недостатками умственного или физического развития выросла доля учреждений для
детей-сирот, а также число детей в них (табл. 3). За последние
10 лет несколько снизилось количество домов ребенка, но увеличилось число воспитывающихся
в них детей (табл. 3). По соотношению таких домов и детей в них можно говорить
о разукрупнении этих учреждений. Тем не менее, до сих пор в России есть детские
дома, в которых воспитывается и обучается более 100 детей. Такую систему организации
жизни детей никак нельзя назвать приближенной к семье. Кроме этого, как показали
результаты нашего исследования, по крайней мере, в шести регионах России, некоторые
дети меняют более пяти мест воспитания и обучения. Разрушаются родственные связи
между братьями и сестрами, если детей разных возрастов помещают в разные учреждения:
брата или сестру могут перевести в коррекционное учебное заведение; одного из
детей могут перевести в другое учебное заведение в качестве наказания за плохое
поведение или учебу. Иногда подросток имеет несколько братьев или сестер, и все
они воспитываются в разных местах: у родственников, в других государственных учреждениях.
Некоторые дети называли до восьми мест, где находятся их братья и сестры, у 12,2%
детей брат или сестра воспитываются в другом детском доме или школе-интернате. Таблица
11. Данные об интернатных учреждениях для детей в Российской Федерации (на конец
года)
| 1990 | 1993 | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Количество домов ребенка | 265 | 253 | 252 | 251 | 249 | 248 | 254 |
в них детей, тысяч человек | 18,5 | 17,7 | 18,3 | 18,1 | 19,3 | 19,3 | 19,3 |
Количество детских домов | 564 | 606 | 820 | 1094 | 1122 | 1187 | 1244 |
в них детей, тысяч человек | 42,4 | 42 | 55,4 | 67,3 | 67 | 68,9 | 72,3 |
Детские дома-школы | | | | … | 69 | 86 | 85 |
в них детей, тысяч человек | | | | … | 7,7 | 9,7 | 10,3 |
Количество детских домов семейного типа | 280 | 348 | 347 | 379 | … | 44 | 61 |
в них детей, тысяч человек | 1,8 | 2,3 | 2,3 | 2,6 | … | 0,3 | 0,5 |
Количество школ-интернатов общего типа | … | 645 | 637 | 628 | … | 646 | … |
в них детей, тысяч человек | … | 155,6 | 163,2 | 161,2 | … | 160,6 | … |
из них: | школ-интернатов для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 161 | 143 | 151 | 158 | 157 | 155 | 157 |
в них детей, тысяч человек | 29,3 | 24,4 | 28 | 28,8 | 27,4 | 26,9 | 26,5 |
Количество школ-интернатов для детей с недостатками умственного или
физического развития | 1494 | 1481 | 1473 | 1450 | 1439 | 1442 | 1420 |
в них детей, тысяч человек | 242,1 | 200,3 | 199,5 | 202,8 | 203 | 201 | 198,2 |
из них: | школы-интернаты для
сирот | 142 | 157 | 178 | 177 | 190 | 198 | 203 |
в них детей, тысяч человек | 21,7 | 19,9 | 21,6 | 22,9 | 23,4 | 25 | 25,9 |
Действующая система устройства и воспитания детей-сирот
не могла справиться с их возрастающим количеством. Поэтому в 90-е годы в России
стала развиваться система приютов. Для оперативного временного предоставления
убежища детям, лишившимся родительского попечения, с 1993 года в каждом субъекте
Российской Федерации открываются специализированные учреждения социальной реабилитации
детей и подростков11. Например, в Республике Татарстан
в 1996 году было два приюта для несовершеннолетних, в 1997 году - пять, в 1998
году - восемь. В 1998 году 21,1% детей из социальных приютов были направлены в
детские дома. Детские приемники-распределители переполнены. Установленный законом
предельный месячный срок устройства детей, оказавшихся без попечения родителей,
не соблюдается (например, в Республике Татарстан 40% детей находились в приютах
от 6 месяцев до 1 года). Такая ситуация подталкивает государство, с одной стороны,
к строительству новых детских учреждений, а с другой, - к поиску более совершенных
форм устройства детей. В последние годы появились давно не практиковавшиеся
в России формы поддержки детей, например, такие как воспитание мальчиков в армии
(по аналогии с "сынами полка" во время Великой Отечественной войны).
Одним из первых "детский взвод" без законодательной основы появился
в Нарофоминском гарнизоне, затем в Кинешме12. В 2000
году утверждено Положение, в соответствии с которым в воинские части в качестве
воспитанников могут быть зачислены мальчики-сироты от 14 до 16 лет, являющиеся
гражданами Российской Федерации13. Определение ребенка на воспитание в воинскую
часть имеет добровольный характер и может прерваться при поступлении в военные
или другие учреждения профессионального образования, по достижении воспитанником
18-летнего возраста или по личному заявлению воспитанника. Появились
и другие инициативы. С 2001 году в Кузбассе начала работать специализированная
школа (кадетский корпус) МЧС. Кроме того, уже открыт кадетский корпус железнодорожного
транспорта) для 10-11 классов - детей-сирот и детей из малообеспеченных семей.
Выпускникам корпуса гарантирована работа. Они также получают возможность льготного
поступления в ряд вузов области или Московскую академию МЧС. Ученики кадетского
корпуса будут находиться на полном государственном обеспечении. Затраты на питание,
обучение, специальное обмундирование и т.д. возьмет на себя областной бюджет. В
России изучен опыт работы SOS-деревень, и сегодня подобные деревни работают в
Томилино (Московская область), в Орле и Санкт-Петербурге. Воспитатель в этих деревнях
действительно работает "мамой" 24 часа в сутки. Такое воспитание более
приближено к семейному, чем в обычных детских домах, но по достижении 18 лет подросткам
приходится навсегда покидать дом (приют), как это происходит в других государственных
учреждениях. После того, как церковь получила возможность открыто работать
с населением, благотворительную помощь детям и детским домам начали оказывать
представители различных религиозных конфессий. Более того, появились приюты при
православных церквях и монастырях, однако такое устройство детей пока еще не подкреплено
специальной законодательной базой. Несмотря на разнообразие имеющихся
форм устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
число таких детей постоянно растет. Государство отстает от инициатив граждан в
разработке и принятии новых законодательных актов, регламентирующих новые формы
устройства детей. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от
семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной
жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются
с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.
1 - Работа выполнена при поддержке Российского Гуманитарного научного
фонда (проект № 00-03-00331а). 2 - Периодический доклад о
реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 годах.
М.: Международный издательский дом "Синергия", 2000; Альтернативный
доклад // Комитет ООН по правам ребенка и права детей в России. М.: РОО "Право
ребенка", 2000. С. 7-59. 3 - Здесь и далее использованы
данные Российского статистического ежегодника. М.: Госкомстат, 2000. 4
- О положении детей в РФ: Государственный доклад. 1998. М.: Синергия, 1999. С.
40. 5 - Красницкая Г. С. Основные формы устройства детей,
оставшихся без попечения родителей // Право на защиту, право на семью. М.: РОО
"Право ребенка", 2001. С. 65. 6 - О положении детей
в РФ: Государственный доклад. М.: Синергия, 1998. 7 - Периодический
доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997
годах. М.: Синергия, 2000. С. 149. 8 - Кушнир Л. На местах
необходимо создание общественных организаций, защищающих права детей // Газета
"Первое сентября". № 59. 22.08.2000. 9 - Стенограмма
пленарного заседания Государственной Думы РФ от 1.12.1999. Вечернее заседание.
http://www.akdi.ru/GD/plen_z/1999/s01-12_v.htm
10 - Здесь и далее мы будем ссылаться на результаты исследований,
проведенных автором в 1999 - 2001 годах в нескольких регионах России (Республика
Татарстан, Алтайский край, Белгородская, Курская, Московская область и г. Москва.
Однако следует отметить, что среди опрошенных нами выпускников-сирот были представители
и других регионов). Методом глубокого интервью опрошено 83 респондента из числа
сирот (33 респондента до 18 лет, 28 респондентов от 19 до 35 лет и 15 человек
- взрослые сироты, старше 35 лет - эксперты, которые работают в сфере, связанной
с проблемами сирот) и 46 экспертов (родители-воспитатели приемных семей, представители
системы образования, неправительственных организаций, различных конфессий). В
интернатах, детских домах и приютах методом интервью (по опроснику) опрошено 402
подростка. Часть результатов получена при поддержке программы "Социальная
политика накануне XXI века" (грант № SP-99-1-11) и "Research Support
Scheme" Института "Открытое общество" (грант № 1379/1999). Более
подробно о выборке и методах см.: Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности
сирот. М.: Московский общественный научный фонд, 2000. 11
- Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка
в 1993-1997 гг. М.: Международный издательский дом "Синергия", 2000.
С. 44. 12 - Яшманов Б. Армия берет под защиту беспризорное
детство // Российская газета. 18.02.2000. С. 22. 13 - Постановление
Правительства Российской Федерации от 14.02.2000 г. № 124. г. Москва. Об утверждении
Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве
воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия
// Российская газета. 18.02.2000. |