Rambler's Top100

№ 81 - 82
23 сентября - 6 октября 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Итоги переписи 2001 года в Литве

Дeти-cиpoты: характеристика проблемы последних лет

Женские исследования в России: перспективы нового видения

Эволюция семьи в США

Дeти-cиpoты: характеристика проблемы последних лет1

Назарова И.Б.

(статья "Дети-сироты" полностью опубликована в книге "Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация". Под редакцией Н.М. Римашевской. Москва, РИЦ ИСЭПН, 2002, с.204-212)

Постоянное увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей (в 1992 году в России насчитывалось 426 тысяч таких детей, к началу 1997 года их количество составило 572,4 тысячи, 1998 - 620,0, 2000 - 639,9)2 стимулирует поиск новых форм устройства детей, совершенствование имеющихся возможностей общества и государства в воспитании и содержании детей.

К 1990 году в России было отмечено снижение выявленной численности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей: 1986 год - 102178, 1988 - 89290, 1990 - 49105 (таблица 1)3. Затем шло ежегодное увеличение числа таких детей: 1991 год - 59154, 1995 - 113296, 1998 - 110930, 2000 - 123204. Численность детей в России в возрасте до 14 лет все эти годы уменьшалась (с 1990 по 1998 годы на 5 миллионов), а доля детей и подростков, выявленных как оставшихся без попечения родителей в составе детского населения, увеличивалась. В 1990 году дети-сироты, физически утратившие кровных родителей, составляли среди всех детей-сирот 9,4%, остальные - социальные сироты. Доля детей, потерявших обоих родителей, в начале 90-х годов составляла примерно 5% от общей численности детей-сирот, в 1998 году этот показатель в некоторых регионах достигал 25-30%4.

Государство несет ответственность за систему призрения сирот, но не решает все вопросы в этой сфере. В последние годы появились новые силы (партии, религиозные и общественные организации), которые готовы взять или уже взяли на себя значительную часть забот по содержанию детей и стараются увеличить свое влияние на воспитание и обучение, выбор форм устройства детей, а также на контроль и управление. Можно сказать, что в последние годы в России появились признаки перехода от государственно-общественного устройства детей к государственно-общественно-церковному.

Однако основные формы устройства детей-сирот в России не изменились, - это передача детей под опеку и на усыновление, определение детей в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты.

Наиболее распространенная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - опека (детей до 14 лет) и попечительство (детей 14-18 лет). Под опеку/попечительство детей берут, прежде всего, родственники5. Практически последние десять лет росло число детей, находящихся под опекой/попечительством (табл. 1, 2). Однако можно сказать о незначительном росте в 1991 году, а затем - о спаде доли таких детей среди общего количества учтенных детей-сирот. Это же касается соотношения выявляемых ежегодно и взятых под опеку (попечительство), на усыновление детей-сирот: в 1990 году было взято под опеку/усыновлено 91% от числа выявленных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2000 году - 60% (табл. 1)6.

Таблица 1. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тысяч человек

 

1990

1991

1993

1995

1997

1998

1999

2000

Всего выявлено детей и подростков, оставшихся без попечения родителей

49,1

59,2

81,4

113,3

105,5

110,9

113,9

123,2

Из них были устроены:

В дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детские дома семейного типа

11,1

10,4

21,8

32,1

30,7

33,9

34,9

36,2

Под опеку (попечительство) на усыновление

37,4

48,2

58,2

77,3

73

68

67,7

74,3

В профучилища, средние специальные и высшие учебные заведения и другие учебно-воспитательные учреждения на полное государственное обеспечение

0,8

0,7

0,8

1,4

1,6

1,3

1,78

2,2

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

412,4

414,5

460,4

533,1

596,9

620,1

636,9

662,6

Таблица 2. Данные о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации (на конец года, тысяч человек)

 

1990

1991

1993

1995

1997

1998

1999

2000

Учтено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

411,9

414,5

460,4

533,1

596,8

620,1

636,9

662,5

из них находятся на воспитании в семьях:

под опекой (попечительством)

170,5

180,3

201,4

252,5

293,5

303,9

312,3

329

на усыновлении

128

131,2

141,5

139,8

144,8

146,8

151,2

153,5

В домах ребенка

4,27

5,1

9,16

10,46

11,7

12,8

13,5

14,1

В детских домах

37,7

35,5

37,7

50,5

61,3

61,9

62

67,7

В школах-интернатах для детей-сирот

27,4

22,9

22

25,8

25,5

24,8

23,8

23,3

В школах-интернатах общего типа

6

4,9

3,9

4,3

6,7

8,4

8,7

9,1

В домах-интернатах

 

 

13,56

15,49

14,9

15,3

15,2

15,3

В школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья

38,1

34,5

31,2

34,2

38,4

39,4

41

40,7

В последние годы отмечается рост диспропорции усыновления внутри России и вне ее. При уменьшении числа случаев усыновления детей жителями России резко возрастает число случаев усыновления российских детей иностранными гражданами. С одной стороны, дети приобретают семью, которая прошла жесткий отбор, но Россия теряет своих детей, а российские граждане не могут взять на воспитание ребенка. Такая ситуация привела к пересмотру и изменению существующего законодательства в этой сфере7.

Россия, ратифицировав Конвенцию о правах ребенка в 1990 году, признала право ребенка на воспитание в семье приоритетным. Тем не менее, пока только в Самарской области начали эффективно развивать институт замещающих приемных семей и закрывать дома ребенка и детские дома8 .

Решить проблему семейного воспитания в некоторой степени помогли детские дома семейного типа, появившиеся в 1988 году по инициативе Детского фонда. За 10 лет существования фонда в 368 домах воспитывалось 2,5 тысячи детей, в основном это были дети, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, дети-инвалиды, которые не могли быть переданы на усыновление9.

В середине 90-х годов Семейным кодексом вводится новая форма семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, - приемная семья, которая, по сути, заменяет детские дома семейного типа. В постановлении Правительства от 17 июля 1996 года № 829 "О приемной семье" признаны утратившими силу все нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность детских домов семейного типа, что не позволяло создавать новые дома. Органам опеки и попечительства было рекомендовано заключить с родителями-воспитателями действующих домов семейного типа договоры об образовании приемной семьи.

В 2000 году в России функционировал 61 детский дом семейного типа против 280 в 1990. Семейные детские дома претерпевают существенные изменения - подчас в них действуют несколько форм устройства детей: усыновление, семейный детский дом, приемная семья, опека и, наконец, патронат. Приемные родители не успевали или не желали переоформлять документы на приемных детей в соответствии с последними требованиями.

Результаты нашего исследования показали, что с началом перестройки и по сей день семейные детские дома и приемные семьи испытывают материальные трудности10 . В некоторых регионах пособия на детей и зарплаты родителям приемных семей выплачивались с большими задержками. Например, в Курской области в 1999 году задолженность одной из семей достигала 36 тысяч руб. При этом родители-воспитатели, которые по закону не имеют права подрабатывать и оставлять своих детей без присмотра, буквально оставались без средств к существованию. Скорее всего, систему семейных детских домов и приемных семей полностью заменит система патроната, при которой зарплата опекуна и пособие на ребенка выше, чем при других формах устройства детей.

В последние годы в Москве стала развиваться система патроната. В московском детском доме №19 в качестве эксперимента в 1994 году была реализована система воспитания брошенных детей - "патронатная мама" (их в Москве сейчас около 50). Беспризорный или лишенный родителей ребенок отдается в семью на воспитание до достижения им 18-летнего возраста, но не усыновляется (следовательно, право получения однокомнатной квартиры по достижении совершеннолетия остается за ребенком). При этом государством ежемесячно экономится более 1 тысячи рублей (на каждого ребенка в детском доме тратится примерно 3461 рубль в месяц), а "патрон" получает зарплату воспитателя - от 450 до 720 рублей в месяц. Плюс 1800 рублей - пособие на ребенка. Будущая мама должна пройти несколько отборочных туров, среди которых - ролевые игры и различные психологические тренинги.

Устройство детей в государственные учреждения, такие, как дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, является одной из традиционных форм. Практически во всех государственных учреждениях шло увеличение количества детей (табл. 2). В системе школ-интернатов для детей с недостатками умственного или физического развития выросла доля учреждений для детей-сирот, а также число детей в них (табл. 3).

За последние 10 лет несколько снизилось количество домов ребенка, но увеличилось число воспитывающихся в них детей (табл. 3). По соотношению таких домов и детей в них можно говорить о разукрупнении этих учреждений. Тем не менее, до сих пор в России есть детские дома, в которых воспитывается и обучается более 100 детей. Такую систему организации жизни детей никак нельзя назвать приближенной к семье. Кроме этого, как показали результаты нашего исследования, по крайней мере, в шести регионах России, некоторые дети меняют более пяти мест воспитания и обучения. Разрушаются родственные связи между братьями и сестрами, если детей разных возрастов помещают в разные учреждения: брата или сестру могут перевести в коррекционное учебное заведение; одного из детей могут перевести в другое учебное заведение в качестве наказания за плохое поведение или учебу. Иногда подросток имеет несколько братьев или сестер, и все они воспитываются в разных местах: у родственников, в других государственных учреждениях. Некоторые дети называли до восьми мест, где находятся их братья и сестры, у 12,2% детей брат или сестра воспитываются в другом детском доме или школе-интернате.

Таблица 11. Данные об интернатных учреждениях для детей в Российской Федерации (на конец года)

 

1990

1993

1995

1997

1998

1999

2000

Количество домов ребенка

265

253

252

251

249

248

254

в них детей, тысяч человек

18,5

17,7

18,3

18,1

19,3

19,3

19,3

Количество детских домов

564

606

820

1094

1122

1187

1244

в них детей, тысяч человек

42,4

42

55,4

67,3

67

68,9

72,3

Детские дома-школы

 

 

 

69

86

85

в них детей, тысяч человек

 

 

 

7,7

9,7

10,3

Количество детских домов семейного типа

280

348

347

379

44

61

в них детей, тысяч человек

1,8

2,3

2,3

2,6

0,3

0,5

Количество школ-интернатов общего типа

645

637

628

646

в них детей, тысяч человек

155,6

163,2

161,2

160,6

из них:

школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

161

143

151

158

157

155

157

в них детей, тысяч человек

29,3

24,4

28

28,8

27,4

26,9

26,5

Количество школ-интернатов для детей с недостатками умственного или физического развития

1494

1481

1473

1450

1439

1442

1420

в них детей, тысяч человек

242,1

200,3

199,5

202,8

203

201

198,2

из них:

школы-интернаты для сирот

142

157

178

177

190

198

203

в них детей, тысяч человек

21,7

19,9

21,6

22,9

23,4

25

25,9

Действующая система устройства и воспитания детей-сирот не могла справиться с их возрастающим количеством. Поэтому в 90-е годы в России стала развиваться система приютов. Для оперативного временного предоставления убежища детям, лишившимся родительского попечения, с 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации открываются специализированные учреждения социальной реабилитации детей и подростков11. Например, в Республике Татарстан в 1996 году было два приюта для несовершеннолетних, в 1997 году - пять, в 1998 году - восемь. В 1998 году 21,1% детей из социальных приютов были направлены в детские дома. Детские приемники-распределители переполнены. Установленный законом предельный месячный срок устройства детей, оказавшихся без попечения родителей, не соблюдается (например, в Республике Татарстан 40% детей находились в приютах от 6 месяцев до 1 года). Такая ситуация подталкивает государство, с одной стороны, к строительству новых детских учреждений, а с другой, - к поиску более совершенных форм устройства детей.

В последние годы появились давно не практиковавшиеся в России формы поддержки детей, например, такие как воспитание мальчиков в армии (по аналогии с "сынами полка" во время Великой Отечественной войны). Одним из первых "детский взвод" без законодательной основы появился в Нарофоминском гарнизоне, затем в Кинешме12. В 2000 году утверждено Положение, в соответствии с которым в воинские части в качестве воспитанников могут быть зачислены мальчики-сироты от 14 до 16 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации13. Определение ребенка на воспитание в воинскую часть имеет добровольный характер и может прерваться при поступлении в военные или другие учреждения профессионального образования, по достижении воспитанником 18-летнего возраста или по личному заявлению воспитанника.

Появились и другие инициативы. С 2001 году в Кузбассе начала работать специализированная школа (кадетский корпус) МЧС. Кроме того, уже открыт кадетский корпус железнодорожного транспорта) для 10-11 классов - детей-сирот и детей из малообеспеченных семей. Выпускникам корпуса гарантирована работа. Они также получают возможность льготного поступления в ряд вузов области или Московскую академию МЧС. Ученики кадетского корпуса будут находиться на полном государственном обеспечении. Затраты на питание, обучение, специальное обмундирование и т.д. возьмет на себя областной бюджет.

В России изучен опыт работы SOS-деревень, и сегодня подобные деревни работают в Томилино (Московская область), в Орле и Санкт-Петербурге. Воспитатель в этих деревнях действительно работает "мамой" 24 часа в сутки. Такое воспитание более приближено к семейному, чем в обычных детских домах, но по достижении 18 лет подросткам приходится навсегда покидать дом (приют), как это происходит в других государственных учреждениях.
После того, как церковь получила возможность открыто работать с населением, благотворительную помощь детям и детским домам начали оказывать представители различных религиозных конфессий. Более того, появились приюты при православных церквях и монастырях, однако такое устройство детей пока еще не подкреплено специальной законодательной базой.

Несмотря на разнообразие имеющихся форм устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет. Государство отстает от инициатив граждан в разработке и принятии новых законодательных актов, регламентирующих новые формы устройства детей. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.


1 - Работа выполнена при поддержке Российского Гуманитарного научного фонда (проект № 00-03-00331а).
2 - Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 годах. М.: Международный издательский дом "Синергия", 2000; Альтернативный доклад // Комитет ООН по правам ребенка и права детей в России. М.: РОО "Право ребенка", 2000. С. 7-59.
3 - Здесь и далее использованы данные Российского статистического ежегодника. М.: Госкомстат, 2000.
4 - О положении детей в РФ: Государственный доклад. 1998. М.: Синергия, 1999. С. 40.
5 - Красницкая Г. С. Основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Право на защиту, право на семью. М.: РОО "Право ребенка", 2001. С. 65.
6 - О положении детей в РФ: Государственный доклад. М.: Синергия, 1998.
7 - Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 годах. М.: Синергия, 2000. С. 149.
8 - Кушнир Л. На местах необходимо создание общественных организаций, защищающих права детей // Газета "Первое сентября". № 59. 22.08.2000.
9 - Стенограмма пленарного заседания Государственной Думы РФ от 1.12.1999. Вечернее заседание. http://www.akdi.ru/GD/plen_z/1999/s01-12_v.htm
10 - Здесь и далее мы будем ссылаться на результаты исследований, проведенных автором в 1999 - 2001 годах в нескольких регионах России (Республика Татарстан, Алтайский край, Белгородская, Курская, Московская область и г. Москва. Однако следует отметить, что среди опрошенных нами выпускников-сирот были представители и других регионов). Методом глубокого интервью опрошено 83 респондента из числа сирот (33 респондента до 18 лет, 28 респондентов от 19 до 35 лет и 15 человек - взрослые сироты, старше 35 лет - эксперты, которые работают в сфере, связанной с проблемами сирот) и 46 экспертов (родители-воспитатели приемных семей, представители системы образования, неправительственных организаций, различных конфессий). В интернатах, детских домах и приютах методом интервью (по опроснику) опрошено 402 подростка. Часть результатов получена при поддержке программы "Социальная политика накануне XXI века" (грант № SP-99-1-11) и "Research Support Scheme" Института "Открытое общество" (грант № 1379/1999). Более подробно о выборке и методах см.: Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. М.: Московский общественный научный фонд, 2000.
11 - Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 гг. М.: Международный издательский дом "Синергия", 2000. С. 44.
12 - Яшманов Б. Армия берет под защиту беспризорное детство // Российская газета. 18.02.2000. С. 22.
13 - Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2000 г. № 124. г. Москва. Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия // Российская газета. 18.02.2000.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most