Rambler's Top100

№ 79 - 80
9 - 22 сентября 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Нелегальная миграция в США: до и после НАФТА

Четыре составляющие иммиграционной политики США

Открытие иммиграции в Италии

Новые тенденции международной миграции в Турции

Россия для русских...?

Новые тенденции международной миграции в Турции

Сэма Эрдер

(Полностью статья "Новые тенденции международной миграции населения и опыт Турции" опубликована в книге серии "Международная миграция населения: Россия и современный мир" / Главный редактор В.А. Ионцев. Москва, МАКС Пресс, 2000. с.21-34, выпуск 4)

Вследствие своего геополитического положения Турция имеет очень яркую миграционную историю. После крушения Османской Империи основной формой движения населения были вынужденные переселения и принудительная миграция. Современное турецкое государство продолжает принимать и расселять на территории Турции многие турецкие и мусульманские общины, которые остались в различных частях Балканского региона1.

С другой стороны, до 1990-х годов Турция официально считалась "страной эмиграции" по терминологии, описывающей потоки международной трудовой миграции. Другими словами, опыт и принципы Турции в области иммиграции опираются главным образом на обусловленные традиционными историческими и политическими причинами передвижения населения. Напротив, законодательство и организационные принципы Турции в области эмиграции выстроены в соответствии с деятельностью, направленной на экспорт рабочей силы. В настоящее время Турция, как и многие другие страны мира, переживает период многообразия форм международных миграционных передвижений населения, что делает необходимым изменение подходов, а следовательно, и законодательной базы.

Турция как страна эмиграции

Законодательно свободный выезд из Турции был гарантирован ее гражданам только принятием Конституции 1961 года, после чего въезд и выезд из страны стал правом каждого гражданина в соответствии с нормами международных отношений. Миграция турецких граждан в европейские страны началась "по приглашению" промышленно развитых стран. Взрыв эмиграции совпал с принятием планов экономического развития Турции. Точка зрения политиков в тот период заключалась в том, что экспорт неквалифицированных рабочих может способствовать получению ими новых знаний и квалификации и таким образом будет способствовать индустриализации страны2. Кроме того, ожидалось, что валютные переводы мигрантов помогут выровнять платежный баланс и пополнить государственные резервы иностранной валюты.

В тот период экспорт рабочей силы зависел от инициативы принимающих стран. Государственные службы обеих сторон обеспечивали поставку рабочих рук в соответствии с двусторонними соглашениями. В 1961 году Турция подписала свое первое соглашение с Западной Германией, которая стала основной страной, принимающей турецкую рабочую силу (см. таблицу 1). После Западной Германии двусторонние соглашения были заключены с Австрией, Нидерландами, Францией, Швецией. Однако после нефтяного кризиса 1973 года официальное рекрутирование рабочей силы всеми европейскими странами было ограничено и основным каналом "официальной" миграции из Турции стала миграция по воссоединению семей. Поток членов семей мигрантов имел своим результатом возникновение в Европе постоянных поселений турецких рабочих, которые поначалу планировались как временные рабочие-мигранты (см. таблицу 2).

Начиная с 1980 года ограничения на въезд трудящихся-мигрантов и ужесточение условий выдачи виз спровоцировали рост числа лиц, ищущих убежища, а также потока псевдо-туристов из Турции в западноевропейские страны. С тех пор в Турции появился новый поток эмигрантов, которых трудно дифференцировать на практике, - являются ли они "политическими беженцами" или "скрытыми экономическими мигрантами"3. Согласно данным А. Бокера, общее число лиц турецкой национальности, ищущих убежища в западноевропейских странах, достигло в 1994 году 330 тысяч. Участники этого миграционного потока оказались в Европе в совершенно иных условиях и в результате организовали там общность политических беженцев, объединенных в диаспору4. Новая этнополитическая атмосфера в мире еще более усилила эти тенденции.

Таблица 1. Общее число рабочих, направленных для работы за границей Турецким Бюро Занятости: 1961-1998 годы (тысяч человек)

Период

Германия

Саудовская Аравия

Ливия

Другие

Всего

1961-73

648

0,5

0,9

140,8

790,3

1974-89

10

252,6

200,4

95,4

558,4

1990-98

14,1

203,8

26,8

199,8

444,5

Всего

672,1

456,9

228,1

436

1793,2

Источник: Министерство труда и социальной безопасности Турции

В настоящее время официальная трудовая миграция в западные страны практически приостановлена. Наиболее характерная черта нынешней официальной турецкой трудовой миграции - преобладание рабочих, "привязанных" к осуществлению определенного проекта и нанимаемых турецкими или иностранными компаниями, работающими в Саудовской Аравии, Кувейте, Ливии, Израиле или СНГ. Однако этот миграционный поток является временным и профессионально узким, так что он сильно отличается от прежней трудовой миграции в западные страны5. Поскольку при этой форме миграции постоянное поселение и воссоединение семей не разрешены, ее будущее будет зависеть от числа фирм, получающих контракты за рубежом, а также от того, будут ли они отдавать преимущество при найме турецким рабочим.

В таблице 1 представлены официальные цифры, характеризующие деятельность по экспорту рабочей силы, начиная с 1961 года. Данные таблицы характеризуют объем официальной "общей трудовой миграции", но не реальное число турецких граждан, проживающих за границей.

Таблица 2. Число турецких граждан, проживающих и работающих за границей, декабрь 1999 года ( тысяч человек)

 

Проживающие

%

Работающие

%

Западная Европа

3131,9

90,5

1044,9

86,6

Германия

2110,2

60,9

740,5

61,4

Страны Персидского Залива

128,5

3,7

121,9

10,1

Саудовская Аравия

120

3,5

115

9,5

Прочие страны

201,8

5,8

39,2

3,3

США

85,5

2,5

-

-

Австралия

49,3

1,4

12,9

1,1

СНГ

13

0,4

10,5

0,9

Всего

3462,2

100

1206,1

100

Источник: Министерство труда и социальной безопасности

Как видно из таблицы 2, численность турецких граждан, проживающих в западных странах, значительно выше численности направляемых рабочих вследствие низкого уровня возвратности, а также в результате объединения семей. Напротив, число турецких граждан, проживающих в неевропейских странах, меньше, поскольку возвратность трудовых мигрантов оттуда значительно выше. Например, согласно данным официальной статистики, общее число направлений на работу из Турции в страны СНГ составило примерно 200 тысяч с начала последнего десятилетия, однако, реальное число работающих там в 1999 году составляло примерно 10 тысяч.

В заключение можно сказать, что турецкая эмиграция началась с миграции рабочих-рекрутов. Однако продолжилась она миграцией членов семей и другими формами миграционного движения. Очевидно, что западные страны притягивают к себе все типы мигрантов. Возможности достижения благополучия и политический климат в этих странах являются основной притягивающей силой, несмотря на то, что иммигранты в этих странах испытывают на себе дискриминацию и поэтому оказываются в наиболее невыгодном положении.

Турция как страна иммиграции

Как было упомянуто выше, миграция в Турцию из Балканского региона и других соседних районов имеет исторические корни. По мере того, как начали сокращаться границы Османской Империи на Балканах, большое количество людей, которые идентифицировали себя с Империей, мигрировали в Турцию. Закон о поселении 1934 года регулировал этот процесс миграции и поселения. Согласно этому Закону, только тем, кто признавался турком по происхождению и культуре, было разрешено мигрировать и поселяться в Турции. Несмотря на то, что фактически нет четкого критерия, определяющего турецкую этническую и культуру принадлежность, мусульманские общины, говорящие по-турецки, подпадали под действие этого Закона в соответствии с решениями Совета Министров.

Как видно из таблицы 3, большая часть иммигрантов прибыли в Турцию между 1923 и 1960 годами. Наиболее масштабное переселение произошло из Греции в рамках обмена населением между Турцией и Грецией в 1922 году. Тюрко-язычные мусульмане из Греции были поселены на тех территориях, которые освободили греки, выехавшие из Турции. Кроме того, в Турцию въехали для постоянного поселения тюрко-язычные мусульмане из Болгарии, турки, татары и черкесы из Румынии, турки, боснийцы и албанцы из Югославии.

Начиная с 1960-х годов самая большая волна иммигрантов шла из Болгарии. Важным фактором, повлиявшим на эмиграцию болгарских турок, была государственная политика Болгарии по отношению к этническому определению турок6. Массовый исход болгарских турок в течение 1989 года оказался неожиданным для турецких властей. В конечном счете переговоры с болгарским правительством и падение режима замедлили это миграционное движение. Новая политическая ситуация в Болгарии повлияла на решение многих турок вернуться. Согласно официальной статистике, около 300 тысяч болгарских турок поселились в Турции, в то время как более 150 тысяч вернулись в Болгарию за этот период. Однако после этого возник новый поток миграционного передвижения: возрастающее число болгарских турок стали вновь въезжать в Турцию по туристическим визам из-за экономических трудностей, переживаемых Болгарией.

Согласно данным таблицы 3, за период с 1923 года 1,6 миллиона человек въехали в Турцию как иммигранты по официальному разрешению турецких властей. Эти иммигранты в большинстве своем признавались этническими турками, хотя свободное толкование Закона о поселении сделало возможным для представителей многих других этнических групп быть признанными как "иммигранты турецкого происхождения". Эти иммигранты смогли воспользоваться преимуществами программ социальной защиты и интеграции переселенцев и получили турецкое гражданство.

Таблица 3. Иммиграция в Турцию: 1923-1997 годах (тысяч человек)

 

Численность

%

До 1960 года

Болгария

790,8

48

47,4

Югославия

305,7

18,5

88

Румыния

123,6

7,4

99,1

Греция

408,6

24,8

99,8

Туркменистан

2,9

0,2

73,9

Прочие страны

72,5

1,1

69

Всего

1648

100

72

Источник: Генеральное Управление по делам деревень.

Однако недавние этнополитические конфликты и беспорядки в регионе изменили природу и масштаб политической иммиграции. Турецкое законодательство, организации и фонды оказались не в состоянии охватить потребности массовых и неожиданных потоков мигрантов из Ирана, Ирака, Югославии и Косово, произошедшие в последнее десятилетие. Некоторые из этих беженцев получили статус временных переселенцев и были размещены в лагерях для беженцев. Другие - болгары, боснийцы, албанцы - поселились вместе со своими родственниками, которые являются турецкими гражданами по этнической принадлежности.

Для обеспечения потребностей беженцев, находящихся в лагерях, были предприняты попытки мобилизовать средства и кредиты международных организаций. Несмотря на то, что удалось получить некоторые дополнительные фонды, участие международных организаций и их финансовая помощь остаются недостаточными.

Турция испытывает значительно большие трудности в деле интеграции этих беженцев по сравнению с прежними иммигрантами. Из-за неожиданности наплыва беженцев и недостаточности финансирования турецкое правительство прекратило практику выдачи разрешений на поселение иммигрантов. Большинство из этих беженцев вернулись в свои страны после того, как исчезла опасность политического преследования, другие мигрировали в западноевропейские страны.

Политический и экономический климат в мире создает такую смесь страхов, надежд и ожиданий, которая толкает миллионы людей покидать свои страны. Турция, как и многие другие страны в этом регионе, в 1990-е гг. наблюдала потоки мигрантов и беженцев в беспрецедентных масштабах. Многие страны развивающегося мира, подобно Турции, стали
принимающими странами для миллионов, в то время как индустриальные страны Запада отказались принять их. Как мы знаем, иммиграционная политика западных государств определяется внутренними и экономическими мотивами, в то время как политика в отношении беженцев является продуктом внешней политики и идеологических соображений. Таким образом, необходимо разрабатывать более совершенные механизмы регионального и международного сотрудничества в этой исключительно важной сфере гуманитарной деятельности.

Турция и циркулярная миграция

С другой стороны, новый политический климат в регионе привел к возникновению не только потоков беженцев, но и других видов территориального движения населения. Так, открытие границ соседних государств начало новую эру турецкой международной миграции. После того, как искусственные ограничения международной мобильности населения исчезли или, по крайней мере, были существенно сужены, в регионе начали формироваться множество новых потоков миграции населения. Наряду с сохранением некоторых традиционных групп иммигрантов "де-факто", несомненно появление новых миграционных потоков: туристов, студентов, бизнесменов, рабочих из разных стран, которые являются признаком возникновения новых экономических, политических и культурных взаимоотношений в регионе.
В таблице 4 представлены данные по количеству иностранных граждан, проживающих в Турции в соответствии с официальным разрешением. Из неё видно, что численность и происхождение иностранцев, проживающих в Турции, претерпели существенные изменения за последнее десятилетие. Как видно из этой таблицы, 66% иностранцев прибыли в Турцию из соседних стран. Выше было сказано, что некоторые из этих иностранцев представлены "мигрантами де-факто" - такие, как например, болгарские турки, которые въехали как туристы, а позже оформили вид на жительство. Однако, поскольку их пребывание считается временным, а их документы в порядке, они имеют возможность вернуться на родину после того, как там установится относительно спокойная политическая атмосфера и/или относительно лучшая экономическая ситуация.

Таблица 4. Иностранные граждане, имеющие вид на жительство в Турции

 

1988

%

1998

%

Балканские страны

8868

19,9

67613

44,6

Ближневосточные страны (1)

8210

18,4

9599

6,3

СССР (2)

325

0,7

23113

15,3

Всего в этой группе

17403

39

100325

66,2

Прочие страны

27241

61

51164

33,8

Всего

44644

100

151164

100

(1) Включает только Иран, Ирак и Сирию.
(2) Данные за 1998 год включают все страны бывшего СССР.
Источник: Министерство внутренних дел, Главное Управление безопасности.

С другой стороны, в последнее десятилетие возросло количество иностранных студентов, временных резидентов, имеющих разрешение на работу, бизнесменов и других групп иностранцев, легально проживающих в стране. Например, количество граждан СНГ, проживающих в Турции, имея вид на жительство, превышает 5 тысяч человек, в то время как раньше их число ограничивалось лишь служащими дипломатических миссий.

Наиболее радикальные изменения произошли в туристической миграции в Турцию. Как видно из таблицы 5, после открытия границ потоки туристов из соседних стран значительно возросли. Наиболее значимые по численности "новички" в Турции - граждане Румынии и бывшего СССР. Согласно официальной статистике, 506 тысяч румын и 636 тысяч человек из стран СНГ въехали в Турцию в 1998 году.

Таблица 5 отражает тенденцию роста добровольных и временных передвижений населения в регионе. Однако, трудно оценить долю "реального туризма" в этих передвижениях. Даже несмотря на то, что очевиден рост реальной деятельности туристических агентств в странах региона, тем не менее часть этих передвижений представляется замаскированной формой других видов миграционного движения. Этот новый поток мигрантов является неоднородным по целям передвижения и подчас скрывает в себе деятельность, которая характеризует этот миграционный поток как "псевдо-туризм".

Одной из наиболее важных форм псевдо-туристической деятельности является "циркулярная миграция" внутри стран региона. Несмотря на отсутствие достоверной информации по этому вопросу, явление это можно легко наблюдать в городских центрах. Начиная с середины 1980-х годов польские и русские базары стали широко известными для покупателей торговыми точками во многих крупных городах Турции. Особенно в Стамбуле, где некоторые районы города до сих пор наполнены чемоданными туристами", прибывающими из разных стран. Многие иностранцы заняты в индустрии развлечений и шоу-бизнесе, причем не только в Стамбуле, но и в других городах Турции. Этих "псевдо-туристов" можно встретить также работающими на базарах, на строительстве, а также в качестве уличных музыкантов или домашней прислуги. Масштабный неформальный рынок труда в Турции обеспечивает дневную или краткосрочную занятость в различных отраслях тем, кто ищет работу. Для этой группы людей регулярные поездки между Турцией и своей родной страной представляются лучшей альтернативой в стратегии выживания и приспособления к меняющимся экономическим условиям в своих странах.

Таблица 5. Количество туристов, прибывающих в Турцию

 

1988

%

1998

%

Балканские страны

708834

20,3

1077985

15

Ближневосточные страны (1)

314019

9

429073

6

СССР (2)

4505

0,1

1287106

17,9

Всего по этой группе

1027358

29,4

2794164

38,8

Прочие страны

2470577

70,6

4405990

61,2

Всего

3497935

100

7200154

100

(1) Включает только Иран, Ирак и Сирию
(2) Цифры за 1998 г. включают все страны бывшего СССР.
Источник: Министерство внутренних дел, Главное управление безопасности

Как указывается в одном из немногочисленных исследований на эту тему, российские "чемоданные туристы", или "челноки" были основными иностранными покупателями низкосортных товаров, производившихся в турецком полулегальном секторе мелкого производства, до экономического кризиса 1998 года в СНГ.

Несмотря на сокращение потока миграции российских "челноков", циркулярная миграция в регионе продолжается. Поскольку коммерческие туристические поездки являются легальными, краткосрочными и добровольными, их эффективность и результаты принципиально отличаются от вынужденных миграционных передвижений. Можно легко догадаться, что опыт и навыки этих групп мигрантов являются важными как для принимающих, так и для посылающих стран. Эти типы передвижений способны сократить политическую напряженность в регионе и обеспечить рост экономического благополучия стран.

Турция как страна временного пребывания, транзитные мигранты

Существуют и другие формы въезда в Турцию, которые можно охарактеризовать как "транзитная миграция". Транзитные мигранты - это люди, прибывающие в страну назначения с целью последующего переезда в то или иное государство. В последние годы Турция стала страной транзитной миграции вследствие своего геополитического положения между востоком и западом, севером и югом, а также в результате общей активизации миграционного движения в регионе. Беженцы, лица, ищущие убежища, и нелегальные рабочие образуют разношерстную группу мигрантов, которые воспринимают своё пребывание в Турции как временную остановку. Они ищут лучших условий жизни на Западе и относятся к Турции как к "залу ожидания". Политическая нестабильность в регионе и ограничительная иммиграционная политика западных государств усиливает этот тип миграции в Турцию.

Начиная с 1970-х годов тысячи мигрантов, намеревающихся оставаться в Турции лишь временно, прибыли из разных стран: Пакистан, Афганистан, Иран, Гана и бывшая Югославия7. Обследование, проведенное А. Ичдуйгу, которое является единственным научным обследованием на эту тему, определяет транзитных мигрантов преимущественно как молодых образованных мужчин-горожан, испытывающих социальную, политическую, экономическую и культурную неудовлетворенность. Большинство из них были плохо проинформированы о порядке въезда в те страны, куда они направлялись. Многие из них рассчитывали получить помощь в проезде до страны конечного назначения от нелегальных посредников. А. Ичдуйгу приходит к выводу, что транзитные мигранты живут изолированно, поскольку нелегальное положение делает их уязвимыми перед любыми негативными событиями. Кроме того, когда въезд в Турцию стал проще, а переезд в западноевропейские страны стал более затруднительным, многие транзитные мигранты оказались в Турции, как в западне.

Следовательно, Турция, как и другие страны буферной зоны, должна предпринимать какие-то действия в отношении транзитных мигрантов. Создав ограничения на привлечение иностранной рабочей силы и жесткие требования для получения виз, западные страны создали вокруг себя новый "бархатный занавес" для защиты своих коллективных границ, которые можно преодолеть только нелегальным путем. Таким образом, положение 'буферной зоны" создает серьезные трудности для всех стран региона. Как и другие "стражи ворот", Турция сталкивается с наличием на ее территории людей, которые фактически не желают здесь оставаться. Таким образом, в Турции присутствуют все виды неформальной и нелегальной деятельности, включая посредничество в нелегальной переправке иммигрантов, что обычно приводит в конечном счете к эксплуатации беженцев и других транзитных мигрантов.

Перевод с английского и редакторская обработка И. В. ИВАХНЮК


1 - Kirisci, K. "Post Second World War Immigration from Balkan Countries to Turkey". In "New Perspectives on Turkey". Vol. 12. 1995.
2 - Abadan-Unat, N. "Turkish Migration to Europe". In "The Cambridge Survey of World Migration". R. Cohen. (ed.) Cambridge University Press. 1995.
3 - Icduygu, a. "Refugee Pressure versus Immigration Pressure in Europe: The perspective From a Sending Country. The Turkish Case". Paper presented to the European Population Conference. Milan. September 1995.; Bocker, A. "Refugee and Asylum-Seeking Migration from Turkey to Western Europe". Bogazici Journal. Vol.: 10. Number 1-2. Istanbul. 1996.
4 - Sheffer, G. "The Emergence of New Ethno-National Diasporas". In "Migration". In "A European Journal of International Migration and Ethnic Relations". Vol. 2. N. 28. 1995.
5 - Gokdere, A. "An Evaluation of Turkey's Recent Migration Flows and Stocks". In "Hacettepe Universitesi Nufus Etudleri Enstirusu". Nufusbilim Dergisi. Cilt. 16. Ankara. 1994.
6 - Kirisci, K. "Post Second World War Immigration from Balkan Countries to Turkey". In "New Perspectives on Turkey". Vol. 12. 1995.
7 - Icduygu, A. "Transit Migration in Turkey". International Organization for Migration. Migration Information Program. Budapest. 1996.; 10. Icduygu, A. "Transit Migrants and Turkey". In "Bogazici Journal. Vol. 10. N. 1-2.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most