Rambler's Top100

№ 71 - 72
17 - 30 июня 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Россияне о своем здоровье и болезнях

Глобальные проблемы материнства и детства: итоги десятилетия

Перенос столицы из Алма-Аты в Астану и его влияние на миграционные процессы в Казахстане

Сезонная трудовая миграция в Таджикистане: проблемы и пути их решения

Социально-демографические итоги 2001 года в Белоруссии

Иммиграция в Канаде

Сезонная трудовая миграция в Таджикистане: проблемы и пути их решения

Нигора Бухари-заде

В Таджикистане в самом разгаре сезон трудовой миграции. Экономический кризис в стране и низкая оплата труда заставляют десятки тысяч граждан республики отправляться на заработки за рубеж. Большинство из них пользуется услугами железнодорожного транспорта. Поезд Душанбе-Астрахань, курсирующий два раза в неделю, для многих - наиболее оптимальная возможность выехать за пределы страны. Ежедневно у привокзальных касс собирается многотысячная толпа людей, тогда как на каждый рейс продаётся всего около 700 билетов. Подчас за место в вагоне поезда разгораются жаркие споры и конфликты. После случившегося 18 мая инцидента, когда один из покупателей в толпе потерял сознание и был доставлен в больницу, была создана специальная комиссия из представителей депутатского корпуса и органов внутренних дел. Она призвана контролировать порядок продажи билетов в железнодорожных кассах и разрешать возникающие конфликтные ситуации.

Транспортная проблема - не единственная, с которой сталкиваются сезонные мигранты. По разным данным, ежегодно из Таджикистана выезжают на заработки от 200 тысяч до полумиллиона трудоспособного населения. Только с начала нынешнего года республику покинуло около 200 тысяч человек. В основном, трудовые мигранты направляются в страны ближнего зарубежья, для въезда в которые гражданам Таджикистана виза не требуется - Россию, Казахстан и Кыргызстан. Более 90% из них не имеют законного статуса и являются нелегалами. Одна из основных причин такой ситуации заключается в отсутствии у населения элементарных знаний о своих правах и процедуре оформления документов для получения законной работы за рубежом.

Из сообщений СМИ известны многочисленные случаи задержания в России, Казахстане и других странах СНГ мигрантов из Таджикистана, не имевших при себе трудовых договоров, контрактов с работодателями и прочих документов, наличие которых даёт право на осуществление законной трудовой деятельности. Большинство простых таджикистанцев не имеет представления о существовании организаций и фирм, занимающихся вопросами внешней миграции. Это и неудивительно, ведь на уровне государственного регулирования деятельности таких фирм, эта проблема стала решаться сравнительно недавно.

В прошлом году была утверждена Концепция трудовой миграции граждан Таджикистана, где сказано, что Правительство будет содействовать этому процессу в части его легализации. Исходя из Концепции, Указом Президента утверждён временный порядок лицензирования деятельности фирм и частных лиц, которые занимаются вопросами трудовой миграции. На сегодняшний день в Таджикистане действуют 5 фирм, получивших лицензии на деятельность по организации внешней миграции, 4 из которых созданы на базе правительственных структур и одно частное. Выдачу лицензий и контроль за их деятельностью осуществляет Министерство труда и социальной защиты республики.

Однако рынок услуг по трудоустройству за рубежом в Таджикистане ещё весьма слаборазвит, сеть организаций за рубежом, с которыми эти фирмы имеют партнёрские отношения (пока только в России), ограничена. Кроме того, доступ к их услугам имеют, в основном, жители столицы. Решение вопроса легализации трудовой миграции невозможно без двустороннего сотрудничества с теми странами, в которые наши трудовые мигранты выезжают. В настоящее время межправительственное Соглашение о защите прав трудовых мигрантов имеется только с Кыргызстаном, но идет работа с Беларусью, Казахстаном и, особенно активно, с российской стороной.

Такое соглашение необходимо заключить, в первую очередь, с Россией, так как самый большой поток трудовых мигрантов (более 82%) устремляется в эту страну. По данным миграционной службы России, более 500 тысяч таджиков проживают и трудятся в России, из них сезонными работниками являются 200-250 тысяч. Безвизовый режим, нехватка рабочей силы и благоприятные условия оплаты труда способствуют наибольшему оттоку трудовых мигрантов из Таджикистана именно в Россию. Как правило, там они работают на рынках или в сфере строительства, то есть в тех местах, где не требуется высококвалифицированный или интеллектуальный труд. Российские работодатели, в свою очередь, предпочитают нанимать рабочих-азиатов и, в частности, таджиков, поскольку они менее прихотливы и согласны на самый тяжелый труд за сравнительно небольшую по российским меркам плату.

Многие таджикистанцы, желая поправить своё материальное положение, зачастую соглашаются на заманчивые, но весьма сомнительные предложения случайных знакомых или приятелей о работе за границей. И здесь их может поджидать ловушка. Исследования, проведённые в прошлом году МОМ в Таджикистане, показали, что характерной тенденцией миграционных процессов в Центральной Азии всё больше становится траффик людей и, в особенности, женщин. Экономические трудности и низкий уровень жизни граждан Таджикистана создают благоприятную среду для вербовки потенциальных жертв траффика. Согласно результатам этих исследований, только в 2000 году более тысячи таджикистанских женщин незаконно выехали за рубеж, где они были принудительно привлечены к занятию проституцией. Почти 60% их них были отправлены в Объединенные Арабские Эмираты, около 30% - в Россию.

Теперь, когда парламент Таджикистана на своём очередном заседании 29 мая этого года ратифицировал Конвенцию ООН по борьбе с транснациональной организованной преступностью, к которой прилагаются "Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё" и "Протокол о борьбе с контрабандой мигрантов по суше, воде и воздуху", появилась необходимость пересмотреть и усилить законодательную базу, на основе которой можно будет осуществлять контроль за соблюдением законов в области пресечения траффика людей. Это, в свою очередь, сделает возможным эффективно бороться с вербовщиками и торговцами и обеспечить защиту жертв. По некоторым подсчётам, теневой оборот денежных средств, которые приносит трудовая миграция, намного перекрывает годовой бюджет Таджикистана. Таким образом, с одной стороны, миграционные процессы способствуют активизации оборота валютных средств в республике, с другой - влекут за собой множество правовых, социальных и экономических проблем, для решения важнейшей из которых - проблемы легализации трудовой миграции - потребуются, возможно, месяцы и даже годы.

ИА "Азия-плюс", 15 июня

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most