Национальность по личному выбору
Во
время переписи населения, которая пройдет осенью нынешнего года,
каждый из нас волен выбрать ту национальность, которую предпочтет
сам. И в этом - отличительная черта от всех предыдущих кампаний
за всю нашу историю. Об особенностях предстоящей переписи-2002 рассказывает
Валерий Тишков - директор Института этнологии и антропологии
РАН РФ.
- Валерий Александрович, как можно определить национальность
человека? По каким критериям она измеряется?
- Национальность - изменчивая материя. Она не дается
от рождения и подвергается изменениям в связи с появлением потомков
смешанных браков или под влиянием миграции, культурных и политических
факторов. В нашей стране насчитывается около 130-150 больших и малых
народов. Точное их число определить невозможно. Это зависит от того,
какая методика будет принята для подсчета населения. Например, считать
коми-пермяков и коми-зырян народами или отдельно считать зырян и
отдельно считать пермяков?
- А если стереть мелкие различия между похожими группами?
- Мы считаем, что в кампании по переписи будет зафиксировано
около 150 самоназваний. Всего же в алфавитном списке возможных самоназваний
может встретиться 600-800 вариантов. Так было и во всех предыдущих
переписях.
- Ваш институт стал разработчиком алфавитного перечня этнических
наименований. Но, насколько известно, составлением списка народов
России занимались и другие специалисты.
- Такие попытки были. Примерно год назад специалисты
Госкомстата подготовили свой вариант списка национальностей России.
Однако этот перечень фактически повторял список 1989 года с его
ненужной градацией народов на "основные" и "неосновные",
а также не учитывал некоторые важные изменения, которые произошли
в этнокультурной сфере за последние 12 лет. В частности, не были
учтены некоторые малочисленные общности, возродившие свое самосознание
и самоорганизовавшиеся как самостоятельные группы, как, например,
малочисленные народы Дагестана.
- Что означает термин "основные и неосновные народы"?
- Мы предлагаем отказаться от деления национальностей
на основные и неосновные. Численность здесь не может быть критерием,
как и длительность проживания. Армяне, ассирийцы, греки, корейцы,
казахи и представители десятков других народов живут в России очень
давно и столь же коренные жители, как русские или чуваши. Есть сравнительно
недавние группы иммигрантского происхождения, но мне даже трудно
назвать их. Возможно, афганцы, вьетнамцы, китайцы и еще несколько
национальностей, но выделять их в категорию "неосновных"
было бы неправильно.
- В чем состоят главные отличия перечня прошлых лет и нынешнего
алфавитного списка?
- На этот раз вводятся новшества, которые позволят более
свободно зафиксировать этническую идентичность россиян, как этого
требует Конституция России.
- Что это означает?
- Существует многоуровневое, или сложное, самосознание
наших соотечественников, которое до этого ни одна перепись не фиксировала.
Ведь в России третья часть населения - потомки смешанных браков.
Есть и так называемая малая и большая культура народов. Что это
такое? Если взять кубачинцев или арчинцев, у них есть свой язык,
культура и история. И в то же время они владеют даргинским или аварским
и культурно очень схожи. У себя в ауле жители считаются, допустим,
кубачинцами, а в Махачкале они уже выступают как даргинцы - представители
одного из самых многочисленных народов республики. Или, скажем,
если человек родился в семье украинца и белоруски и рос в русскоязычной
среде, то он по культуре и по самосознанию скорее всего русский
человек. Определять национальность гражданина страны по крови -
это уже настоящий расизм! Одним словом, на этот раз не надо, как
это было до недавнего времени, говорить человеку: "Ты давай
определяйся и обязательно запишись только по национальности отца
или матери!"
- А человеку обязательно надо выбирать национальность?
- Во время переписи он может просто сказать, что он
- россиянин, или не назвать никакой национальности. И этого должно
быть достаточно. Без национальности человек жить может, вот без
гражданства - вряд ли. Это более жесткая принадлежность.
- А как быть, допустим, в таком случае: один считает себя
иронцем, другой - дигорцем и в то же время они оба - осетины,
которые отличаются главным образом по конфессии и диалекту?
- Нынешняя перепись позволит учесть эту сложность. Ведь
что получилось во время промежуточной переписи 1994 года? В Мордовии
мордвы как таковой не оказалось. Одни ее представители написали,
что они - эрзя, а другие - мокша. Зато этнической мордве, проживающей
в другом регионе России, внутримордовские различия оказались не
столь важными. Поэтому в переписи они обозначились как мордва. Таким
образом, эта национальность существует только за пределами республики.
Чтобы избежать подобных казусов, мы предлагаем использовать зарубежный
опыт. Пусть будет возможность писать свою национальность через дефис.
Например, татарин-мишар, мордва-мокша и так далее.
Проблема в другом: не все представители малочисленных групп желают
быть частью большого народа. Чаще всего они настаивают на том, чтобы
их зафиксировали отдельно. Тем более что с 1999 года действует закон
"О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской
Федерации". Поэтому отдельными народами в последние годы признаны
бесермяне, которых причисляли к удмуртам, камчадалы и водь, приписываемые
до этого к русским, и еще целый ряд групп.
- Что даст национальный вопрос в предстоящей переписи?
- Это нужно обществу, чтобы оно больше узнало о себе:
сколько народов проживает в том или ином регионе страны, права,
культуру, историю, демографические изменения. Да и для того, чтобы
увидеть всю российскую действительность и осуществлять более эффективное
управление, особенно в сфере образования, информационной и культурной
политики.
- Когда окончательно будет сформирован алфавитный перечень?
- Все вопросы будут решаться в самые ближайшие дни.
Вполне возможно, что процесс корректировки перечня займет более
длительное время. Вообще я считаю, что никакого перечня народов
на руках у переписчиков быть не должно и они обязаны ручкой (а не
карандашом!) записать то, что скажет переписываемый. Почему? Да
потому, что вопрос о принадлежности человека к той или иной национальности
- непростая вещь. Можно сделать ошибку в фамилии, датах, названии
населенных пунктов, но данный пункт должен быть заполнен безошибочно.
И только при непосредственном присутствии самого опрашиваемого.
Вел беседу Радик АМИРОВ. "Российская газета",
31 мая 2002 года
|