Rambler's Top100

№ 65 - 66
29 апреля - 19 мая 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Из архивных папок 
КАК ЭТО БЫЛО Материалы из рассекреченных архивов переписи населения 1939 года

«Перепись 1939 года будет такой, какой требует наш вождь, и учитель, и отец товарищ Сталин»

Счетчик-отличник упал в пропасть при передвижении по горным кручам

УНХУ РСФСР не принимает итогов переписи до повторной проверки и апробирования итогов в Обкоме ВКП(б)

«Вылазки враждебных элементов были вскрыты и ликвидированы в самом их появлении»

Рубрику ведет кандидат экономических наук
Заведующий Лабораторией анализа и прогнозирования воспроизводства населения Центра демографии и экологии человека ИНП РАН
Сергей ЗАХАРОВ

"Перепись 1939 года будет такой, какой требует наш вождь, и учитель, и отец товарищ Сталин"

Демоскоп уже знакомил своих читателей с материалами из архивов Всесоюзной переписи населения 1939 года - выдержками из секретных донесений о том, как проходила эта перепись в Смоленской области и Мордовской АССР (номера 53-54 и 57-58). Материалы сегодняшней публикации относятся к труднодоступным районам Дагестанской АССР, Чечено-Ингушской АССР, Северо-Осетинской АССР и к Красноярскому краю.

29 декабря 1938 г.

СЕКРЕТНО

ЦУНХУ ПРИ ГОСПЛАНЕ СССР
тов. САУТИНУ И.В.

Предварительные итоги переписи в труднодоступных районах РСФСР

(Выдержки из документа)

Подготовительная работа к проведению переписи

… В некоторых районах (Веденский, Саясановский, Итум-Калинский и других) проведенная проверка выявила, что в состав работников переписи пробрались чуждые люди. В ряде других районов (Шатоевский, Нажай-Юртовский, Чеберлоевский) выделялись малограмотные люди, причем в Чеберлоевском районе из 30 счетчиков 15 оказались технически неграмотными.
В некоторых районах к переписи привлекался весь педагогический персонал, что ставило под угрозу срыва занятий в этих школах. Сроки инструктажа срывались вследствие того, что утвержденный переписной персонал не отпускали с работы и заменялся другим…
…В Чечено-Ингушской АССР всего по неполным данным по районам было проведено 311 собраний, которыми было охвачено 24 тысячи человек…

Предварительный обход

Важнейшей задачей подготовительных работ являлось обеспечение охвата переписью всего населения, где бы оно ни находилось. Особая опасность пропуска грозила в горных районах, где отдельное хозяйство может приютиться в каком-либо ущелье. Тем более что сельсоветский учет находился в этих районах в крайне безобразном состоянии.
Надо сказать, что указания, данные Совнаркомом и Обкомом в Чечено-Ингушской АССР о проверке и уточнении похозяйственных книг, выполнены не были.
Предварительный обход счетчиками своих участков показал, что действительно сельсоветы не знают, сколько у них населения и не знают, где это население.
Во время предварительных обходов счетчиками в Чечено-Ингушской АССР своих участков выявлены отельные населенные пункты и свыше 500 хозяйств, не состоящих на учете в сельсоветах и не значащихся в похозяйственных книгах…

Ход самой переписи
Отношение населения к переписи

Отношение населения к переписи было в высшей степени сознательное. Имеются яркие примеры глубокой заинтересованности населения в переписи. Так, например, 107-летний Хазуев Голо Хазуевич из хутора Ари-Аул Макажоевского сельсовета Геберлоевского района Чечено-Ингушской АССР сам объяснил через переводчика явившемуся к нему уполномоченному УНХУ, что такое перепись и для чего она нужна. Он сказал, что "перепись дает возможность советской власти узнать, сколько нужно инвалидных домов для таких стариков, как он, сколько и где нужно больниц и т.д.
Многочислены случаи, когда граждане опасаясь, как бы их не пропустили, не дожидаясь прихода счетчиков, сами отыскивали последних и заявляли, что они не переписаны.
В Цунтинском районе Дагестанской АССР колхозники, отъезжая на заработки в Грузию, сами являлись на квартиру к счетчику с просьбой переписать их до отъезда. Такие факты имели место и в других районах Дагестанской АССР (Цумандинский и др.).
80-ти летний старик в Тлясунтинском сельсовете Цунтинского района Дагестанской АССР вернулся домой после окончания переписи, не получив точного ответа, внесли ли его в переписные листы, пришел в с. Шауры (центр района), чтобы убедиться в том, что он переписан
В тех сельсоветах, где учителями была проведена разъяснительная работа среди школьников, дети оказывали большую помощь переписному персоналу.
70-ти летний колхозник хутора Турты Саясановского района Чечено-Ингушской АССР Бозуев Адулакиш рассказал счетчику историю царской переписи (1897 г.) и 1937 г. "Первая перепись ничего не дала, кроме как наложила еще сильнее гнет царя на трудящихся горцев. Вторая перепись проходила не везде и в их ауле не проводилась. Перепись 1939 г. самая лучшая из всех переписей на протяжении всей его жизни". В заключении он заявил, что "будет уверен, что перепись 1939 года будет такой, какой требует наш вождь и учитель и отец товарищ Сталин".
Вместе с тем, надо отметить, что при переписи в Дагестанской АССР были отдельные случаи, когда некоторые граждане пытались использовать перепись населения для получения личных выгод. Относится это главным образом к вопросу о возрасте. Бывали случаи увеличения возраста до 60 лет с целью получения льгот и даже с целью получения помощи от государства. Например, одна женщина в с. Цумада-Урух Цумадинского района заявила, что ей 110 лет. После контрольного вопроса помнит ли она Шамилевские события, она ответила отрицательно и снизила возраст до 90 лет. На вопрос, для чего увеличила возраст, заявила, что имела в виду получить помощь от государства.
В отдельных семьях были попытки увеличить возраст девочек 13-14 летнего возраста до 16-18 лет с целью выдать скорее замуж. Против этого сильнейшим образом возражали опрашиваемые подростки. Случаи отрицательного отношения населения к переписи были редки. Причем некоторые из них объяснялись недостаточной разъяснительной работой.
Так, например, член сельсовета Н. Гаквари гражданка хутора Хабутин Кумачева Айшат хотела было отказаться дать о себе сведения на том основании, что она уже стара и все хозяйство передала брату. Но как только узнала, что вопрос идет о переписи населения, сейчас же заявила, "это ошибка" и ответила на все вопросы.
Второй случай, который характеризует предвзятое, враждебное отношение к переписи. Под предлогом получения разъяснений в с. Эчеда подошла к счетчику гр. Мирзоева. Ее сын, б. председатель сельсовета, арестован и ведется следствие. Она заявила, что перепись, очевидно, проводится с целью собрать налог. "У меня есть одна корова, если ее продать и уплатить налог, то мне нечего будет кушать".
Случай прямого враждебного отношения к переписи населения отмечен был в Ахтынском районе Дагестанской АССР. Гр. Абдул Кадыров сел. Ахты враждебно встретил счетчика, заявил ему с иронией: "Почему он пришел к нему пешком, а не приехал на быках со своим столом и стулом". Иронические выпады и едкие замечания быстро собрали толпу народа. В этот момент счетчика посетил инструктор т. Шуаев, который тут же составил акт. Акт был немедленно передан прокурору, но прокурор отказался провести это дело показательным процессом, мотивируя тем, что прокуратура занята разбором срочных дел по растратчикам.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most