Rambler's Top100

№ 57 - 58
4 - 17 марта 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Шесть из десяти землян поддерживают глобализацию

Новейшие данные о развитии мировой эпидемии СПИДа

Гуманитарные последствия аварии на Чернобыльской АЭС

О некоторых итогах переписи населения Казахстана

Современная вынужденная миграция в странах Европы

Политика «создания менее благоприятных условий» для ищущих убежища в странах Европы

Скоро большинство евреев мира будет жить в Израиле

Политика "создания менее благоприятных условий" для ищущих убежища в странах Европы

Сергей Рязанцев
См.: Рязанцев С.В. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции.
Ставропольское книжное издательство, 2001, с. 351-359.

Страны Западной Европы традиционно принимали большое число вынужденных мигрантов. Дополнительное ускорение этому процессу придали окончание "холодной войны", разрушение "железного занавеса" и крушение социалистического блока. Страны Центральной и Восточной Европы стали удобным путем на Запад как для населения бывших социалистических стран, так и для людей, ищущих убежища, из далеких регионов развивающихся стран.

В настоящее время практически все страны Западной Европы стремятся существенно ограничить миграционный приток в свои государства. Для этого они используют арсенал методов, среди которых можно назвать несколько наиболее распространенных.

1. Сокращение социальных преимуществ (выплат, пособий, размеров помощи и т.п.). Целый ряд наиболее "обеспеченных" государств (ФРГ, Швейцария, Нидерланды) в последние годы существенно сократили размеры социальных пособий, которые теперь несколько меньше, чем аналогичные выплаты для неимущих граждан своих стран. Кроме того, во многих из этих стран беженцам стали оказывать помощь не деньгами, а в натуральной форме - продуктами, одеждой, жильем.

2. Ограничительное толкование критериев того, кого можно считать настоящим беженцем. В некоторых странах в последнее время не предоставляли статус беженца тем людям, которые подвергались преследованиям со стороны "негосударственных сил", например, мятежников или религиозных экстремистов. К примеру, Федеральный суд Германии постановил, что лица, бежавшие из Афганистана от талибов, не имеют права на статус беженца, поскольку талибы не представляют признанного правительства.

3. Угроза задержания. Некоторые правительства используют процедуру задержания для контроля за территориальным передвижением иностранцев, которые ищут убежища как по прибытии в страну во время рассмотрения их ходатайств о разрешении остаться, так и позднее в отношении лиц, получивших на свои заявления отказ и ожидающих высылки. Критики подобных действий утверждают, что правительства на самом деле используют угрозу заключения с целью запугать потенциальных беженцев, чтобы удержать их от попыток найти приют в данной стране.

Анализ законодательных актов, систем приема и интеграции иммигрантов позволяет констатировать, что стратегическим направлением миграционной политики в странах Западной Европы является создание "менее благоприятных условий" для новых иммигрантов. В 1997 году только 11% просивших убежище в странах Европы были признаны беженцами в соответствии с Конвенцией 1951 года. Это происходит по той причине, что многие европейские страны существенно озабочены проблемой возросших масштабов вынужденной миграции и расходов на нее.

Общеевропейской тенденцией является постепенное сокращение коэффициента признания беженцев. Причем это касается даже стран с еще недавно относительно либеральным законодательным режимом в сфере предоставления убежища - Польши, Чехии, Словакии, Болгарии и других. Страны Европы можно подразделить на три условных типа по показателю "результативности" предоставления убежища - страны с либеральной, относительно либеральной и консервативной моделью (таблица 1).

Таблица 1. Коэффициент признания беженцев в странах Европы от числа подавших ходатайство об убежище, %

Страны

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Всего

Страны с либеральной моделью

Болгария

,,,

,,,

,,,

,,,

,,,

70,8

49,8

47,6

22

37,8

39,3

Дания

,,,

,,,

,,,

,,,

,,,

86,7

81,7

58,3

54,5

51,8

72,4

Финляндия

32,1

73,3

35,1

59,6

45,6

46,8

58,6

52,1

44,1

18,2

47,3

Швеция

41,7

45,4

28,3

41,5

69

37,6

43,1

58,2

49,8

31,6

46,4

Норвегия

28,3

34,4

29,9

53,7

48,7

52,3

38,6

29,7

39,9

33,3

41,4

Швейцария

6,1

5,6

21,9

54,2

66,7

75,8

50,4

36,5

36,8

52,7

39,7

Великобритания

82,5

44,4

47,1

54,3

21,4

21,1

18,7

19,7

29,3

61,7

34,9

Страны с относительно либеральной моделью

Бельгия

30,3

22,1

19,4

21,8

24

24,6

22,5

19,7

24,6

31,2

24,8

Нидерланды

10,9

10,7

23

35,2

33,2

32,2

28,1

34,6

31,6

15,6

27,3

Франция

15,4

19,7

28

27,9

23,7

15,6

19,6

17

17,5

,,,

20

Венгрия

89

45,4

46,8

46,1

27,4

31,9

23,3

11,7

14

18,3

29,2

Ирландия

,,,

,,,

,,,

,,,

25

34,8

56,8

52,3

12

9,2

13,9

Румыния

,,,

,,,

,,,

,,,

,,,

,,,

13,3

21,6

10,5

26,4

17,6

Словакия

,,,

,,,

100

45,8

35,8

21,1

33,4

9,4

15,9

2,2

15,5

Италия

59,5

4,9

4,8

8,8

17,7

16,6

24,8

21

29,6

20

13,4

Греция

19,4

4,5

5,7

5,3

11,9

16,1

15,7

12,9

17,4

26,5

12,9

Чехия

100

99,9

96,6

95,7

40,5

74,7

87,1

3,9

2,8

0,9

11,1

Страны с консервативной моделью

Испания

14,1

9,2

2,4

7,3

4,9

10,3

9,1

7,2

15,8

11

8

Австрия

6,8

12,5

9,8

7,8

7,5

13

8,2

8,1

5,3

,,,

9,1

Португалия

18

12,2

3,7

11,7

6,8

8,7

22,8

7,2

12,5

14,8

8,4

Германия

4,4

6,9

4,2

3,2

7,5

13,5

13,5

12,3

9,4

9,1

7,6

Словения

,,,

,,,

,,,

,,,

,,,

100

,,,

,,,

15

1,3

4,1

Польша

,,,

,,,

,,,

14,1

41,7

14,4

6,3

3,8

1,9

1,4

6,7

ИСТОЧНИК: Положение беженцев в мире 2000. Пятьдесят лет гуманитарной деятельности. УВКБ ООН. -М.: Интердиалект, 2001. с. 349-352.

К категории стран с либеральной моделью относятся государства Скандинавии, Великобритания, Швейцария, Болгария. Правительства этих стран в основном придерживаются документов и соглашений, регламентирующих процесс предоставления убежища, являются крупными спонсорами УВКБ ООН, обеспечивают институт "временного убежища".

Группа стран с относительно либеральной моделью включает Францию, государства Бенилюкса, Италию, Грецию, Чехию, Венгрию, Румынию и некоторые другие. Перечисленные страны Восточной Европы, претендуя на членство в Европейском Союзе, существенно ужесточили в последние годы приграничный режим в отношении третьих стран.

Наконец, страны с консервативной моделью включают государства: Австрию, Германию, Испанию, Португалию, Польшу, Словению. Некоторые из этих стран пошли по пути ограничительного толкования определения "беженец".

Необходимо признать, что европейские страны все более ужесточают миграционные требования к людям, ищущим убежище, пытаясь отделить настоящих беженцев от тех, кто использует канал получения статуса для переезда по экономическим мотивам. Кроме того, происходит постепенное снижение расходов со стороны развитых государств на программы помощи вынужденным мигрантам, которые как магнит притягивают все новых и новых мигрантов, в том числе использующих канал вынужденной миграции необоснованно. Следует признать, что данная концепция предоставления убежища будет доминировать в странах Европы в ближайшем будущем.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most