| В.И.Мукомель, к.э.н. (Центр этнополитических 
              и регио-нальных исследований)  Как 
              бы ни формулировались цели демографической политики, важнейшей из 
              них будет противостояние убыли населения России и ее отдельных территорий.
 Сомневаюсь, однако, что можно формулировать это как 
              главную цель также политики миграционной. Последняя должна быть 
              увязана с социальной и экономической политикой государства, касающейся 
              других сторон жизни страны и каждого региона. Привлечение иммигрантов вряд ли может восполнить естественную 
              убыль населения. Подсчеты показывают, что для этого в ближайшие 
              25 лет ежегодный миграционный прирост должен составлять 700-900 
              тысяч человек. Из стран СНГ и Балтии поток иммигрантов такого объема 
              был только в 1994 г., а в последние годы не превышал 300 тысяч. 
              Дополнительный ежегодный приток 500 тыс. мигрантов потребовал бы 
              огромных затрат на создание рабочих мест, строительство жилья и 
              т.п. Затраты на привлечение иммигрантов из стран Третьего 
              мира были бы меньше, но возникнут проблемы их адаптации, интеграции, 
              правового положения в России, социально-политической и экономической 
              стабильности и др. Подходы к решению всех этих проблем нужно учитывать 
              уже при формулировании целей политики. Активная иммиграционная политика неизбежно натолкнется 
              на противодействие местных властей. Общество поражено вирусами ксенофобии. 
              Мигрантов не любят нигде, и местные власти не могут этого не учитывать. 
              Выбор между обеспечением прав и свобод людей и социально-политической 
              стабильностью неизбежно будет в пользу последней. Для активной иммиграционной политики сегодня нет ни 
              материальных, ни социально-политических условий. Такая политика 
              в качестве средства борьбы с депопуляцией требует взвешенной дозировки, 
              четкого предвидения ее социальных и экономических последствий. Она 
              должна быть селективной, причем нужна ясность, по крайней мере, 
              в двух отношениях: какие контингенты (состав иммигрантов) мы собираемся 
              привлекать, и откуда. Важны и цели такого привлечения: потребность в рабочей 
              силе диктует одну стратегию селекции, восполнение убыли населения 
              - другую. Должна быть ясность в том, какие права и свободы Россия 
              готова гарантировать иммигрантам, и каким образом их защищать. Сегодня, быть может, важнее не активизировать прием 
              новых иммигрантов, а обеспечить скорейшую и безболезненную интеграцию 
              тех, кто уже прибыл в Россию: решить проблемы незаконной миграции, 
              обеспечивать права вынужденных мигрантов и национальных меньшинств, 
              формировать адекватную правовую базу. Это покажет потенциальным 
              иммигрантам, что в России действительно хотят и готовы их принять. 
              
             |