№ - 2
8 - 14 января
2001

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

Оглавление
Тема номера
Россияне под колесами автомобиля

Автомобилей мало, но их число быстро растет

Автомобилей мало, а жертв много

Хорошо еще, что погибают не все пострадавшие

В России опасно быть пешеходом

На каких дорогах гибнем?

Кто виноват и что делать?

ДТП по экономическим районам: интерактивная карта

Последние известия

 

В России опасно быть пешеходом

Попасть в дорожно-транспортное происшествие может любой участник движения по улицам или дорогам - водитель или пассажир автомобиля или автобуса, мотоциклист, велосипедист и, конечно, пешеход. В России особенно опасно быть пешеходом. Наезд на пешехода у нас - самый распространенный вид ДТП (47,9% всех дорожно-транспортных происшествий в 1999 году).

За рубежом, в странах с высокой обеспеченностью автотранспортом, доля пешеходов в общей численности пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, как правило, не превышает 10-12% (таблица 1).

Таблица 1. Структура пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в некоторых странах. 1994 год, в процентах к общему числу пострадавших

 

пешеходы

водители

пассажиры

другие участники движения

Румыния

48,8

15,7

22,6

12,9

Россия

37,9

26,6

33

2,5

Польша

32

28,1

31,9

8

Венгрия

17,7

35,9

34

12,4

Финляндия

12,4

44,8

27,9

14,9

Испания

11,7

52,2

33,1

3

Франция

11,6

54,2

25,6

8,6

Дания

10,7

45,3

19,9

24,1

Норвегия

9,8

53,1

27,9

9,2

Австрия

9,1

54,8

23,7

12,4

Германия

8,5

52,2

24,5

14,8

Швеция

7,2

53,3

23,6

15,9

США

2,9

63

31,7

2,4

Источник: Федеральная целевая программа
"Повышение безопасности дорожного движения
в России на период 2000-2003 годы"
Министерство транспорта России. М., 1999.

К сожалению, сами пешеходы часто и повинны в происходящих транспортных трагедиях. В 1999 г. по вине пешеходов произошло 48,4 тысячи дорожно-транспортных происшествий (30% от их общего числа), в них погибло 7,4 тысячи и ранено 43,1 тысячи человек. 24% таких происшествий произошло по вине нетрезвых пешеходов.

Наезды на пешеходов сопровождаются и самыми тяжелыми последствиями. В 1999 году погибло 15 из каждых ста пострадавших (в среднем для всех видов ДТП - 14 из ста). Число погибших пешеходов составило 11,5 тысячи, или 38,7% от общего числа погибших в ДТП. На Западе степень фатальности наездов на пешеходов все время снижается и показатели, подобные российским, сейчас практически не встречаются - разве что кое-где в Восточной Европе
(таблица 2).

Таблица 2. Доля пешеходов в общем числе погибших в
дорожно-транспортных происшествиях в некоторых странах.
1980 и 1998 годы, в процентах

Страна

1980

1998

Нидерланды

15,1

10,8

Бельгия

21,8

11,3

Франция

19,1

12,2

Швеция

16,8

13,6

Италия

22,9

14,3

Норвегия

20,9

14,4

Германия

25,5

14,5

Новая Зеландия

17,1

14,5

Исландия

42,9

14,8

Дания

21,1

16,1

Финляндия

27,1

16,6

США

19,4

17,7

Австрия

23,8

18,2

Испания

25,7

18,7

Швейцария

21,7

21,6

Чехия

45,6

25,3

Ирландия

38,4

26,8

Великобритания

34,5

27,8

Венгрия

42,6

31,6

Япония

35,4

32,6

Польша

51,8

39,4

Источник: IRTAD (OECD International Road Traffic and Accident Database),
май 2000. http://www.bast.de/irtad

Вернуться назад
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most