Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1047 - 1048
15 октября - 28 октября 2024

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Российский демографический барометр 
Миграция в России по итогам первого полугодия 2024 года

Миграционный прирост населения России за январь-июнь 2024 года снизился до 65 тысяч человек, в том числе в обмене населением с другими странами – до 30 тысяч человек

Наибольший миграционный прирост за январь-июнь 2024 года Россия, как и в 2021-2023 годах, получила в обмене населением с Таджикистаном

По данным Пограничной службы ФСБ России, число иностранных граждан, прибывших в Россию с целью работы, превысило в 2023 году 4,5 миллиона человек

Объем миграции в пределах России снизился в январе-июне 2024 года на 5% по числу прибывших и на 4% по числу выбывших

В январе-июне 2024 года за счет миграционного обмена со странами СНГ увеличилось население 48 из 85 регионов-субъектов федерации, за счет миграционного обмена с другими регионами России – 23

Число получивших временное убежище в России снизилось к середине 2024 года до 13,9 тысячи человек

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Миграция в России по итогам первого полугодия 2024 года // Демоскоп Weekly. 2024. № 1047-1048. URL: https://demoscope.ru/weekly/
2024/01047/barom01.php



Google
Web demoscope.ru

Миграция в России по итогам первого полугодия 2024 года

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

Миграционный прирост населения России за январь-июнь 2024 года снизился до 65 тысяч человек, в том числе в обмене населением с другими странами - до 30 тысяч человек

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), миграционный прирост населения России (без учета Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей)[1] за январь-июнь 2024 года составил около 64,7 тысячи человек, или 8,9 в расчете на 10 тысяч человек постоянного населения в пересчете на год. Это почти вдвое ниже, чем за тот же период прошлого года (126,0 тысячи человек, или 17,4 на 10 тысяч человек населения за январь-июнь 2023 года)[2].

По итогам международной миграции, в обмене населением с другими странами, миграционный прирост населения России существенно меньше – 29,6 тысячи человек, или 4,1 на 10 тысяч человек, что в 2,7 раза меньше, чем за январь-июнь 2023 года (79,3 тысячи человек, или 10,9 на 10 тысяч человек).

С 2023 года Росстат публикует данные о миграционном приросте населения России за счет миграции в пределах страны, который, по всей видимости, связан с обменом населением между т.н. «старыми» и «новыми» регионами. [Полагаем, что учет прибытий в 85 регионов России налажен нормально, а учет выбытий из 4 вышеупомянутых регионов – не налажен, из чего и складывается положительное сальдо внутренней миграции – прим. Демоскопа] За январь-июнь 2024 года такой миграционный прирост превысил сальдо международной миграции, составив 35,0 тысячи человек, или 4,8 в расчете на 10 тысяч человек населения, хотя это в 1,3 раза ниже, чем за аналогичный период 2023 года (46,8 тысячи человек, или 6,5 на 10 тысяч человек).

Население России увеличивается за счет миграции с середины 1970-х годов, когда потоки мигрантов из РСФСР в другие союзные республики бывшего СССР стали по объему меньше, чем обратные миграционные потоки. В основном это было связано с набиравшей силу тенденцией возвращения русскоязычного населения в Россию. Миграционный прирост увеличивался до 1986 года, но в период «перестройки» заметно сократился. После распада СССР сальдо международной миграции быстро увеличивалось, достигнув наибольшей величины в середине 1990-х годов (846 тысяч человек, или 57 на 10 тысяч человек в 1994 году[3]), после чего интенсивность международного миграционного обмена, а в результате, с некоторым лагом - и миграционного прироста резко снизилась (рис. 1). В первой половине 2000-х годов отмечалась относительная стабилизация показателя на уровне 3-5 на 10 тысяч человек, которая в конце десятилетия сменилась ростом, а затем стабилизацией на более высоком уровне и очередным снижением.

Представленные на рис. 1 показатели характеризуют регистрируемую долгосрочную международную миграцию со сменой места постоянного жительства. Ее объем зависит не только от имеющегося миграционного потенциала стран выезда, социально-экономической ситуации в странах въезда и выезда, но и, в значительной степени, от правил регистрации мигрантов и практики их применения. В России эти правила неоднократно изменялись[4]. Кроме того, оценки миграционного прироста, публикуемые Росстатом, трижды увеличивались ретроспективно в процессе корректировки численности населения по итогам Всероссийских переписей населения (ВПН) 2002, 2010 и 2020[5] годов. После переписи населения 2010 года критерии миграции были в очередной раз расширены с целью более полного учета миграции: с 2011 года в статистический учет миграции на постоянное место жительства стали включать лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более[6].

При публикации оперативных данных помесячной отчетности за 2011 год из общего числа прибывших (выбывших) были выделены мигранты, зарегистрированные (снявшиеся с регистрационного учета) по месту жительства. Таким образом, были опубликованы два ряда данных, один из которых более сопоставим с данными предшествующих лет. В дальнейшем данные о регистрации по месту жительства уже не выделялись[7].

Изменение критериев учета долговременной миграции первоначально привело к значительному увеличению числа прибывших и чистой, нетто-миграции (миграционного прироста). В дальнейшем, из-за введенных изменений (прежде всего, автоматического счета выбывших по истечении срока пребывания и усиления санкций за нарушение миграционного законодательства), в большей степени увеличивалось число учтенных выбытий. Новые правила учета прибывших и выбывших, по мнению экспертов, привели к появлению значительных объемов «виртуальной» миграции (учет событий регистрации и снятия с регистрационного учета, а не самих переездов)[8], но в целом позволило более полно, чем это было до 2011 года, учитывать долговременную миграцию[9].

В 2011 году после введения новых правил учета число прибывших в Россию из других стран на постоянное место жительства или с целью пребывания сроком 9 месяцев и более увеличилось, по данным Росстата, в 2,6 раза, составив почти 357 тысяч человек против 139 тысяч человек по прежним правилам учета. В 2012-2014 годах число иммигрантов в Россию продолжало увеличиваться (на 15-20% в год). Однако в 2015 году, в условиях введения санкций, экономического кризиса и значительного ослабления рубля, рост числа иммигрантов в Россию существенно замедлился - прирост составил всего 3%, а в 2017 году – 2%. В 2016 и 2018 годах число прибывших в Россию даже сокращалось (на 4% и в том, и в другом году).

В 2019 году было учтено более 701 тысячи человек, прибывших в Россию на постоянное жительство или длительное пребывание, что на четверть (24%) больше, чем было зарегистрировано в предшествующем 2018 году. Это стало самым высоким значением показателя с начала XXI века, хотя и уступающим значениям 1980-х и первой половины 1990-х годов. Специалисты Росстата связывали такой рост с более полным предоставлением информации территориальными органами МВД в результате введения в 2019 году форм федерального статистического наблюдения вместо листков статистического учета прибытия/выбытия, предоставление которых статистическим органам не было строго регламентировано, в результате чего соответствующие данные не всегда поступали в территориальные статистические службы[10].

В то же время отмечалось, что нормативные правовые документы, разработанные в целях реализации Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и регламентирующие порядок оформления разрешения на временное проживание и вида на жительство, не содержат порядка составления и передачи первичных документов статистического учета мигрантов в органы государственной статистики. Кроме того, с 1 ноября 2019 года вид на жительство выдается без ограничения срока действия[11], что не может не отразиться на полноте учета по месту пребывания.

В 2020 году объемы трансграничной миграции заметно сократились из-за ограничительных мер в связи с начавшейся пандемией COVID-19. В Россию на постоянное жительство или длительное пребывание прибыли 594,1 тысячи человек, что на 15% меньше, чем в 2019 году, но примерно соответствует значениям показателя 2015 и 2017 годов. В 2021 году число прибывших в Россию увеличилось до 667,9 тысячи человек, что на 12% больше, чем в 2020 году, но на 5% меньше, чем в 2019 году. В 2022 году оно превысило 730,3 тысячи человек, что больше не только, чем в 2021 году (на 9,3%), но и в 2019 году (на 4,2%). Однако в 2023 году число прибывших в Россию на постоянное жительство или длительное пребывание из других стран сократилось почти на четверть - до 560,4 тысячи человек (-23,3%).

В первом полугодии 2024 года поток иммигрантов в Россию продолжал сокращаться. По данным за январь-июнь 2024 года, в Россию прибыли на постоянное жительство или длительное пребывание из других стран 224,6 тысячи человек тысячи человек, что на 20% меньше, чем за январь-июнь 2023 года (281,8 тысячи человек).

Число эмигрантов, выбывших из России на постоянное жительство (длительное пребывание) в другие страны, увеличивалось после расширения критериев миграции в 2011 году с определенным временным лагом по сравнению с ростом числа иммигрантов. Если в 2011 году число выбывших за пределы России увеличилось на 13%, то в 2012 году возросло в 3,3 раза, что напрямую связано с изменением порядка учета долгосрочной миграции, поскольку в число выбывших стали автоматически попадать мигранты, срок пребывания которых в России закончился согласно разрешительным документам. В 2013-2014 годах число выбывших из России увеличивалось ежегодно в 1,5-1,7 раза, в 2015 году – только на 15%.

В 2016 году число выбывших из России сократилось на 11%, но в последующие два года вновь стало увеличиваться - на 20% в 2017 году и 17% в 2018 году, когда была учтена почти 441 тысяча эмигрантов. В 2019 году число эмигрантов снизилось до 416 тысяч человек (-6%), а в 2020 году вновь увеличилось, поднявшись почти до 488 тысяч человек (+17%), что стало наибольшим числом учтенных выбытий из России, начиная с 1993 года.

В 2021 году число выехавших из России сократилось вдвое - до 238 тысяч человек, что существенно ниже значений показателя за 2014-2020 годы. Это стало следствием продления срока действия документов мигрантов – иностранных граждан, зарегистрированных по месту пребывания, до 31 декабря 2021 года (в соответствии с Указом Президента РФ[12]) и, соответственно, переносом регистрации значительной части выбытий (около 200 тысяч) на первое полугодие 2022 года. В итоге за 2022 год было зарегистрировано 668,4 тысячи выбытий из России, что превышает все значения показателя за 1993-2021 годы.

В 2023 году объем потока выбытий из России вернулся в обычное русло. Число выехавших из России в связи со сменой места жительства (пребывания) составило 450,5 тысячи человек, что на 33% меньше, чем в 2022 году, но примерно соответствует среднему значению показателя за 2018-2020 годы.

По данным за январь-июнь 2024 года, поток выбытий из России продолжал сокращаться. Число выехавших из России в связи со сменой места жительства (пребывания) составило 195,0 тысячи человек, что на 3,7% меньше показателя за тот же период 2023 года (202,5 тысячи человек).

Что касается миграционного прироста, то после расширения критериев миграции в 2011 году он заметно увеличился из-за опережающего роста учтенных прибытий. Сальдо миграции за 2011 год составило почти 320 тысяч человек, что вдвое превысило значение показателя за 2010 год. В 2012 году из-за более быстрого роста числа выбытий оно сократилось на 7,8%, а в 2013 году оставалось практически на том же уровне, что и в 2012 году, увеличившись всего на 0,3% (296 тысяч человек).

В последующие годы величина чистой международной миграции преимущественно снижалась, опустившись в 2018 году до 125 тысяч человек. В 2019 году она увеличилась в 2,3 раза - до 285 тысяч человек в связи с более полным предоставлением информации территориальными органами МВД РФ, но с началом пандемии COVID-19 вновь снизилась, составив 106,5 тысячи человек в 2020 году. Тем не менее, во второй год пандемии и, отметим, год проведения переписи населения (ВПН-2020) миграционный прирост населения России, по данным Росстата, увеличился вчетверо – до 430 тысячи человек, или 29 на 10 тысяч человек постоянного населения. Более высокие значения коэффициента миграционного прироста в период после 1990 года отмечались только в 1993-1995 годах по данным текущего учета миграции (МП (нетто) на рис. 1), хотя в дальнейшем они были существенно повышены в результате корректировки по итогам переписей населения (ВПН-2002 и ВПН-2010). Однако столь значительный миграционный прирост наполовину был обусловлен, как уже говорилось, переносом значительной части выбытий с 2021 на 2022 год. В результате, в 2022 году миграционный прирост населения России (61,9 тысячи человек) оказался заниженным примерно на ту же величину, на которую он был завышен в 2021 году (около 200 тысяч человек). и составил всего 4,2 в расчете на 10 тысяч человек он составил всего 4,2, что заметно ниже значений показателя в 2011-2021 годы. Более низкие значения коэффициента миграционного прироста наблюдались ранее только в 2001-2005 годы по данным текущего учета международной миграции (МП (нетто) на рис. 1), но позднее они были повышены в результате корректировки по итогам ВПН-2010 (МП с корректировками). По итогам ВПН-2020 также были произведенные корректировки численности населения и миграционного прироста.

В 2023 году миграционный прирост населения России за счет международной миграции увеличился в 1,8 раза, составив 110 тысяч человек, или 7,5 на 10 тысяч человек постоянного населения, хотя и это значение не очень высоко. По данным за январь-июнь 2024 года миграционный прирост населения России вновь сократился, опустившись до 4,1 на 10 тысяч человек. С учетом миграции в пределах России значение коэффициента миграционного прироста составило 8,9 на 10 тысяч человек.

Рисунок 1. Число прибывших в Россию и выбывших из нее (тысяч человек) и миграционный прирост
(на 10 тысяч человек населения)*, 1980-2024* годы

* Миграционный прирост (МП) рассчитан двумя способами: МП (нетто) - как разность чисел прибывших в Россию и выбывших из нее; МП (с корректировками) - как разность между общим и естественным приростом населения России[13]; для 2023-2024 годов МП (нетто) – сальдо международной миграции, МП (с корректировками) – общий миграционный прирост (с учетом внутрироссийской миграции)
** Данные за 2011 год приведены по прежним и новым, расширенным правилам учета миграции; 2012-2024 годы – оценка по новым правилам с учетом итогов ВПН-2020 (2024 год – оценка по данным за январь-июнь в пересчете на год)

Стоит отметить, что расширение критериев миграции со сменой постоянного места жительства (длительного пребывания) привело к росту миграционного оборота – суммы числа прибывших и выбывших мигрантов. В 2018 году оборот международной миграции в России превысил миллион человек, а в 2019 году – 1117 тысяч человек, что на 11% больше чем в 2018 году и почти втрое больше, чем в 2011 году (393 тысячи человек), когда впервые были применены новые критерии миграции. В период пандемии COVID-19 оборот международной миграции в России несколько снизился, до около 1082 тысяч человек в 2020 году. В 2021 году он составил 906 тысяч человек, а в 2022 году – почти 1399 тысяч человек. Если учесть перенос части выбытий с 2021 на 2022 год (около 200 тысяч), можно говорить о возвращении объема миграционного оборота международной миграции в России к уровню 2018-2020 годов. По данным за 2023 год он составил 1011 тысяч человек.

За первое полугодие 2024 года оборот международной миграции (около 420 тысячи человек) снизился на 13% по сравнению с тем же периодом 2023 года (484 тысячи человек).


[1] Официальная статистическая информация о социально-экономическом положении России, разрабатываемая Росстатом, публикуется без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областям. - Социально-экономическое положение России, январь-июль 2024 года (№ 7)/ Ежемесячный доклад. М., Росстат, 2024. С. 5. - https://rosstat.gov.ru/compendium/document/50801
[2] Там же, с. 225.
[3] Такой миграционный прирост населения рассчитан как разность между числом мигрантов, прибывших в Россию, и числом выбывших из нее. Миграционный прирост, принимаемый Росстатом в текущих расчетах численности населения, отличается от таких оценок из-за поправок на недоучет некоторых случаев перемены места жительства. В частности, скорректированный таким образом миграционный прирост населения России (рассчитанный как разность между общим и естественным приростом) превысил за 1994 год 997 тысяч человек, или 6,7‰. – См.: Российский статистический ежегодник. 2023: Стат. сб./ Росстат. М., 2023. Приложение «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2022 гг.»; Демографический ежегодник России. 2023: Стат. сб./ Росстат. М., 2023. С. 16, 204-205.
[4] Подробнее см., например, Население России 2012: двадцатый ежегодный демографический доклад / отв. ред. А.Г.Вишневский. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. С. 343-350; Население России 2013: двадцать первый ежегодный демографический доклад / отв. ред. С.В.Захаров. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. С. 296-297, 329-332.
[5] Сроки проведения Всероссийской переписи населения 2020 года дважды переносились из-за пандемии COVID-19. В итоге ВПН-2020 была проведена осенью 2021 года, в период с 15 октября по 14 ноября по состоянию на 1 октября 2021 года.
[6] С учетом возможности временного пребывания на территории России в течение 3-х месяцев место такого длительного пребывания становится, по определению, местом постоянного проживания. До 2011 года первичные статистические учетные документы на мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания, вне зависимости от срока пребывания не обрабатывались, как отмечалось, например, в «Демографическом ежегоднике России. 2012» (с. 402). Тем не менее, сведения о численности мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания на срок 1 год и более, собирались территориальными органами статистики и определенным образом учитывались при оценке миграционного прироста. Об этом, в частности, упоминалось в предисловиях к ежегодным выпускам статистического бюллетеня «Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам» за 2005-2010 годы.
[7] В соответствии с методическими пояснениями, приводимыми в ежемесячных докладах Росстата «Социально-экономическое положение Российской Федерации» и ежегодных статистических бюллетенях «Численность и миграция населения Российской Федерации», представляемые данные о миграции получены в результате разработки поступающих от территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации форм федерального статистического наблюдения (с 2019 года, ранее - листков статистического учета прибытий и выбытий). Формы статистического наблюдения составляются при регистрации и снятии с регистрационного учета населения по месту жительства и при регистрации по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Формирование числа выбывших осуществляется автоматически в процессе электронной обработки данных о миграции населения при перемещениях в пределах Российской Федерации, а также по истечении срока пребывания у мигрантов независимо от места прежнего жительства.
[8] О.С.Чудиновских. Административная статистика международной миграции: источники, проблемы и ситуация в России / Вопросы статистики. 2016 № 2. С. 42-43.
[9] Население России 2018: двадцать шестой ежегодный демографический доклад / отв. ред. С. В. Захаров. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. С. 269.
[10] Население России 2018: двадцать шестой ежегодный демографический доклад / отв. ред. С. В. Захаров. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. С. 265.
[11]В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство» от 2 августа 2019 г. № 257-ФЗ. Этот закон вступил в силу с 1 ноября 2019 года. – См. Предисловие к статистическому бюллетеню «Численность и миграция населения Российской Федерации в 2019 году». М., Федеральная служба государственной статистики, 2020, а также выпускам бюллетеня за 2020-2023 годы.
[12] Указ Президента Российской Федерации от 16 июля 2021 г. №364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
[13] Рассчитано по данным, приведенным в Приложении к Российскому статистическому ежегоднику. 2023 «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2022 гг.»

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887