|
Дым без огня, или культура курения в России
Коротко о главном:
- 31% россиян потребляет в настоящее время табачную и/или никотинсодержащую
продукцию.
- Всего опыт курения и/или парения имеет 62% взрослого населения.
Структура потребления табачной продукции
Согласно результатам исследования ВЦИОМ, в общей сложности
опыт курения (в том числе альтернативной никотиносодержащей продукции)
имеют 62% россиян в возрасте 18 лет и старше. В настоящее время
табачную и/или никотиносодержащую продукцию потребляют трое из десяти
опрошенных россиян (31%)[1].
Речь идет о тех, кто предпочитает не только обычные сигареты, но
и нагреваемый табак (стики) и/или электронные системы доставки никотина
(вейпы).
На потребителей обычных сигарет фабричного производства
приходится 24% россиян, в том числе 18% отдают предпочтение обычным
сигаретам, еще 6% совмещают курение сигарет и потребление альтернативной
никотиносодержащей продукции.
В собранной выборке о наличии привычки курить сигареты
одинаково часто говорили жители всех типов населенных пунктов и
респонденты в возрасте 35-45 лет (21%). Опыт курения когда-либо
обычных сигарет есть у 60% россиян.
Суммарная доля потребителей вейпов составляет 9%, в
том числе 5% используют только вейпы, еще 4% совмещают вейпы с другой
табачной и/или никотиносодержащей продукцией. В собранной выборке
основная аудитория вейпов — жители городов-миллионников и городов
с населением свыше 500 тыс. человек (по 14%), совершеннолетние респонденты
в возрасте до 35 лет (17-26%). Всего опыт использования вейпов есть
у каждого пятого совершеннолетнего россиянина (21%).
Только 2% опрошенных используют исключительно системы
нагревания табака (стики), а с учетом тех, кто чередует их с сигаретами
или вейпами, доля потребителей составляет 6%. В собранной выборке
стики наиболее популярны среди жителей обеих столиц (12%) и россиян
в возрасте 25-44 лет (9-10%). Опыт использования систем нагревания
табака есть у 17% россиян.
Почему курят?
Ключевые мотивы начала курения традиционной и альтернативной
никотиносодержащей продукции различаются. По словам опрошенных бывших
и нынешних курильщиков сигарет, к курению их подтолкнули друзья
(«из-за курящих друзей» — 55%), интерес (29%) и стресс (25%).
Среди наиболее популярных причин начала использования
нагреваемого табака (стиков) и вейпов — отсутствие запаха табака
(43% и 53%), желание отказаться от обычных сигарет (по 40%). Опрошенные
пользователи систем для нагревания табака также называют меньший
вред для здоровья — 29%, среди попавших в выборку потребителей вейпов
такой ответ дали 19%.
Вероятно, такие различия мотивов начала курения связаны
с тем, что альтернативная никотиносодержащая продукция воспринимается
опрошенными в качестве позитивного аналога традиционных сигарет.
Шаг к избавлению от зависимости
Мнения опрошенных потребителей обычных сигарет (бывших
и нынешних) о воздействии курения на собственное здоровье разделились:
47% ответили, что скорее сталкивались с ухудшением самочувствия
из-за вредной привычки, 46% — что скорее не сталкивались. Затруднились
оценить влияние курения сигарет на свое здоровье еще 7%.
Около половины пользователей систем нагревания табака
и вейпов, принявших участие в опросе, не отмечают ухудшение самочувствия
из-за потребления указанной продукции — 48% и 56% соответственно,
отмечают ухудшение самочувствия 29% и 24%, не смогли определиться
с ответом 23% и 20% соответственно.
Большая часть опрошенных курильщиков вне зависимости
от потребляемой табачной/никотиносодержащей продукции хотели бы
избавиться от этой привычки: среди опрошенных курильщиков сигарет
такое желание с разной степенью уверенности выразили 64%, среди
потребителей систем нагревания табака — 56%, вейпов — 62%.
В группе тех, кто перешел с обычных сигарет на альтернативную
никотиносодержащую продукцию (вейпы, системы нагревания табака),
снижение интенсивности ее потребления отмечает каждый третий (36%).
Примерно столько же (37%) продолжают парить с той же интенсивностью,
еще 24% стали парить больше, чем курили ранее.
Евгений Федотов, Руководитель табачного консалтингового
агентства Fedotov Group:
«Как видно из опроса ВЦИОМ, типичные ситуации выбора
той или иной продукции сильно разнятся. Если выбирают традиционные
сигареты, то чаще всего фоном к этому служит общение человека в
курящей компании, стресс. Предпочтение альтернативным продуктам
люди чаще всего отдают в ситуациях, когда необходим переходный этап
на пути к отказу от курения. Как показало исследование ВЦИОМ, среди
наиболее популярных причин использования вейпов и стиков — отсутствие
запаха и желание отказаться от обычных сигарет.
Данные современных исследований позволяют еще четче
дифференцировать портреты тех, кто использует табачную и никотиносодержащую
продукцию. Так, по результатам опросов, средний возраст тех, кто
курит обычные сигареты, гораздо старше.
Проживающая в больших городах более молодая, а значит
более прогрессивная и, вероятно, в большей степени владеющая информацией
об исследованиях (в том числе о степени влияния на организм различных
видов табачной и никотинсодержащей продукции) аудитория, стремится
от этой части опыта старшего поколения отойти: в понимании более
молодой аудитории, одним из путей к отказу от обычных сигарет может
быть использование альтернативной никотиносодержащей продукции.»
Структура потребления табачной и никотиносодержащей продукции
среди опрошенных*, %
|
Курят в настоящее время
|
Имеющие опыт курения (парения):
курят в настоящее время и курили раньше
|
Только сигареты
|
18
|
35
|
Только вейпы
|
5
|
2
|
Сигареты и вейпы
|
3
|
8
|
Сигареты и устройства нагревания табака
|
3
|
6
|
Только устройства нагревания табака
|
2
|
<1
|
Устройства нагревания табака и вейпы
|
<1
|
<1
|
Сигареты, устройства нагревания табака и вейпы
|
<1
|
11
|
Не курят
|
69
|
38
|
* Рассчитана на основе вопроса «Вы курите, курили
ранее или никогда не курили следующие табачные и (или) никотиносодержащие
продукты?: 1) обычные сигареты (фабричного производства
с фильтром); 2) устройства для нагревания табака: нагревает, но
не поджигает табак в специальных стиках, напоминающих сигареты;
3) многоразовые вейпы открытого типа: емкость с жидкостью нужно
заполнять самостоятельно; 4) вейпы с картриджем, который уже заполнен
жидкостью и его нужно только вставить в устройство; 5) одноразовые
вейпы закрытого типа: бак уже заполнен жидкостью и замене/дозаправке
не подлежит. По каждому из них предлагалось выбрать следующие
варианты ответа: «курю/использую в настоящее время», «курил(а)
/ использовал(а) в прошлом», «никогда не курил(а) / не использовал(а)».
Структура потребления табачной и никотиносодержащей продукции
среди опрошенных*, %
|
Курят в настоящее время
|
Мужской
|
Женский
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 лет и старше
|
Только сигареты
|
18
|
24
|
12
|
12
|
17
|
21
|
21
|
14
|
Только вейпы
|
5
|
6
|
4
|
14
|
11
|
4
|
3
|
<1
|
Сигареты и вейпы
|
3
|
4
|
2
|
12
|
4
|
3
|
2
|
<1
|
Сигареты и устройства нагревания табака
|
3
|
3
|
3
|
<1
|
3
|
4
|
3
|
1
|
Только устройства нагревания табака
|
2
|
1
|
3
|
1
|
6
|
4
|
2
|
<1
|
Устройства нагревания табака и вейпы
|
<1
|
<1
|
<1
|
<1
|
1
|
<1
|
<1
|
<1
|
Сигареты, устройства нагревания табака и вейпы
|
<1
|
1
|
<1
|
<1
|
<1
|
1
|
<1
|
<1
|
Не курят
|
69
|
61
|
75
|
60
|
57
|
62
|
68
|
82
|
* Рассчитана на основе вопроса «Вы курите, курили
ранее или никогда не курили следующие табачные и (или) никотиносодержащие
продукты?: 1) обычные сигареты (фабричного производства
с фильтром); 2) устройства для нагревания табака: нагревает, но
не поджигает табак в специальных стиках, напоминающих сигареты;
3) многоразовые вейпы открытого типа: емкость с жидкостью нужно
заполнять самостоятельно; 4) вейпы с картриджем, который уже заполнен
жидкостью и его нужно только вставить в устройство; 5) одноразовые
вейпы закрытого типа: бак уже заполнен жидкостью и замене/дозаправке
не подлежит. По каждому из них предлагалось выбрать следующие
варианты ответа: «курю/использую в настоящее время», «курил(а)
/ использовал(а) в прошлом», «никогда не курил(а) / не использовал(а)».
Вы курите, курили ранее или никогда не курили
следующие табачные и (или) никотиносодержащие продукты?
(закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, в % от всех опрошенных)
|
Курю / использую в настоящее время
|
Курил(а) / использовал(а) в прошлом
|
Никогда не курил(а) / не использовал(а)
|
Обычные сигареты (фабричного производства с фильтром)
|
24
|
36
|
40
|
Устройства для нагревания табака: нагревает, но не поджигает
табак в специальных стиках, напоминающих сигареты
|
6
|
11
|
83
|
Вейпы — электронные системы доставки никотина (на основе
ответов по трём типам: одноразовые, многоразовые (открытые),
картриджные)
|
9
|
12
|
79
|
* Так как доля пользователей одноразовых и картриджных вейпов
находится в пределах ошибки выборки, в дальнейших вопросах речь
пойдет только о пользователях многоразовых вейпов.
Почему Вы начали курить… (закрытый
вопрос, до трех ответов по столбцу, в % бывших и нынешних потребителей
той или иной никотиносодержащей продукции среди опрошенных)
|
Обычные сигареты (фабричного производства с фильтром)
|
Устройства для нагревания табака: нагревает, но не
поджигает табак в специальных стиках, напоминающих сигареты
|
Вейпы — электронные системы доставки никотина (на
основе ответов по трём типам: одноразовые, многоразовые (открытые),
картриджные)
|
Курящие друзья
|
55
|
8
|
19
|
Отсутствие запаха табака
|
-
|
43
|
53
|
Желание отказаться от обычных сигарет
|
-
|
40
|
40
|
Меньший вред в сравнении с обычными сигаретами
|
-
|
29
|
19
|
Интерес
|
29
|
20
|
34
|
Стрессовый фактор
|
25
|
4
|
11
|
Нет жестких ограничений на запрет парения, можно практически
везде
|
-
|
12
|
21
|
Возможность выбрать аромат
|
-
|
11
|
35
|
Атмосферность, нравится культура потребления табака*
|
18
|
2
|
9
|
Обстановка на работе (все курят, частые перерывы и т.п.)
|
16
|
3
|
4
|
Пример родственников
|
10
|
1
|
3
|
Авторитет уважаемой личности (актер, певец, государственный
деятель, учитель и т.д.)
|
3
|
<1
|
<1
|
Реклама
|
2
|
5
|
4
|
Экономия, дешевле обычных сигарет
|
-
|
4
|
22
|
Другая причина
|
4
|
<1
|
1
|
Затрудняюсь ответить
|
6
|
13
|
6
|
* В случае с альтернативной никотиносодержащей продукцией
вариант ответа был: «Атмосферность, нравится культура парения».
В принципе, на сегодняшний день как сильно Вы
хотите бросить курить… (закрытый вопрос, один ответ по
столбцу, в % от нынешних потребителей той или иной никотиносодержащей
продукции среди опрошенных)
|
Обычные сигареты (фабричного производства с фильтром)
|
Устройства для нагревания табака: нагревает, но не
поджигает табак в специальных стиках, напоминающих сигареты
|
Вейпы
|
Совсем не хочу и скорее не хочу
|
32
|
32
|
30
|
Скорее хочу и очень хочу
|
64
|
56
|
62
|
Затрудняюсь ответить
|
4
|
12
|
8
|
Когда-либо Вы испытывали проблемы со здоровьем,
ухудшением самочувствия, вызванные потреблением табачной и (или)
никотиносодержащей продукции… (закрытый вопрос, один ответ
по столбцу, в % от бывших и нынешних потребителей той или иной никотиносодержащей
продукции)
|
Обычные сигареты (фабричного производства с фильтром)
|
Устройства для нагревания табака: нагревает, но не
поджигает табак в специальных стиках, напоминающих сигареты
|
Многоразовые вейпы открытого типа: емкость с жидкостью
нужно заполнять самостоятельно
|
Вейпы с картриджем, который уже заполнен жидкостью
и его нужно только вставить в устройство*
|
Одноразовые вейпы закрытого типа: бак уже заполнен
жидкостью и замене/дозаправке не подлежит*
|
Скорее да
|
47
|
29
|
24
|
30
|
25
|
Скорее нет
|
46
|
48
|
56
|
53
|
55
|
Затрудняюсь ответить
|
7
|
23
|
20
|
17
|
20
|
* Доля пользователей этих типов вейпов находится в пределах
ошибки выборки, представленные распределения по ним носят справочный
характер.
В целом, после того как Вы отказались от традиционных
сигарет (табака) и перешли на альтернативную никотиносодержащую
продукцию (вейпы, системы нагревания табака), Вы стали курить больше,
меньше, чем раньше, или примерно столько же? (закрытый
вопрос, один ответ, в % от тех, кто ранее курил обычные сигареты
и перешел альтернативу)
Однозначно меньше
|
21
|
Скорее меньше
|
15
|
Примерно столько же
|
37
|
Скорее больше
|
18
|
Однозначно больше
|
6
|
Затрудняюсь ответить
|
3
|
Всероссийский интернет-опрос «ВЦИОМ-Онлайн» проведен
по заказу «ООО «Индиджитал» 31 мая — 2 июня 2024 г. В опросе приняли
участие 1713 россиян в возрасте от 18 лет. Респонденты, отобранные
по стратифицированной случайной выборке из вероятностной панели,
заполняли вопросник онлайн. Участники вероятностной панели рекрутируются
в ходе ежедневного всероссийского телефонного (CATI) опроса «Спутник»,
который проводится по случайной выборке мобильных номеров из полного
списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ.
ВЦИОМ, 12 августа 2024 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/dym-bez-ognja-ili-kultura-kurenija-v-rossii
[1] Рассчитана по 3 категориям
продуктов: сигареты, нагреваемый табак (стики) и 3 формата электронных
систем доставки никотина — вейпы одноразовые, многоразовые (открытые
системы), и картриджные системы. Не учитывает курящих сигары, сигариллы,
кальян и др.
|