Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1043 - 1044
17 сентября - 30 сентября 2024

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Опросы и ответы 

Семья и работа

Многодетные семьи

Дым без огня, или культура курения в России

Где лучше жить: в городе или селе?

Больше половины врачей выступили за запрет мигрантам работать в медицине



Google
Web demoscope.ru

Дым без огня, или культура курения в России

Коротко о главном:

  • 31% россиян потребляет в настоящее время табачную и/или никотинсодержащую продукцию.
  • Всего опыт курения и/или парения имеет 62% взрослого населения.

Структура потребления табачной продукции

Согласно результатам исследования ВЦИОМ, в общей сложности опыт курения (в том числе альтернативной никотиносодержащей продукции) имеют 62% россиян в возрасте 18 лет и старше. В настоящее время табачную и/или никотиносодержащую продукцию потребляют трое из десяти опрошенных россиян (31%)[1]. Речь идет о тех, кто предпочитает не только обычные сигареты, но и нагреваемый табак (стики) и/или электронные системы доставки никотина (вейпы).

На потребителей обычных сигарет фабричного производства приходится 24% россиян, в том числе 18% отдают предпочтение обычным сигаретам, еще 6% совмещают курение сигарет и потребление альтернативной никотиносодержащей продукции.

В собранной выборке о наличии привычки курить сигареты одинаково часто говорили жители всех типов населенных пунктов и респонденты в возрасте 35-45 лет (21%). Опыт курения когда-либо обычных сигарет есть у 60% россиян.

Суммарная доля потребителей вейпов составляет 9%, в том числе 5% используют только вейпы, еще 4% совмещают вейпы с другой табачной и/или никотиносодержащей продукцией. В собранной выборке основная аудитория вейпов — жители городов-миллионников и городов с населением свыше 500 тыс. человек (по 14%), совершеннолетние респонденты в возрасте до 35 лет (17-26%). Всего опыт использования вейпов есть у каждого пятого совершеннолетнего россиянина (21%).

Только 2% опрошенных используют исключительно системы нагревания табака (стики), а с учетом тех, кто чередует их с сигаретами или вейпами, доля потребителей составляет 6%. В собранной выборке стики наиболее популярны среди жителей обеих столиц (12%) и россиян в возрасте 25-44 лет (9-10%). Опыт использования систем нагревания табака есть у 17% россиян.

Почему курят?

Ключевые мотивы начала курения традиционной и альтернативной никотиносодержащей продукции различаются. По словам опрошенных бывших и нынешних курильщиков сигарет, к курению их подтолкнули друзья («из-за курящих друзей» — 55%), интерес (29%) и стресс (25%).

Среди наиболее популярных причин начала использования нагреваемого табака (стиков) и вейпов — отсутствие запаха табака (43% и 53%), желание отказаться от обычных сигарет (по 40%). Опрошенные пользователи систем для нагревания табака также называют меньший вред для здоровья — 29%, среди попавших в выборку потребителей вейпов такой ответ дали 19%.

Вероятно, такие различия мотивов начала курения связаны с тем, что альтернативная никотиносодержащая продукция воспринимается опрошенными в качестве позитивного аналога традиционных сигарет.

Шаг к избавлению от зависимости

Мнения опрошенных потребителей обычных сигарет (бывших и нынешних) о воздействии курения на собственное здоровье разделились: 47% ответили, что скорее сталкивались с ухудшением самочувствия из-за вредной привычки, 46% — что скорее не сталкивались. Затруднились оценить влияние курения сигарет на свое здоровье еще 7%.

Около половины пользователей систем нагревания табака и вейпов, принявших участие в опросе, не отмечают ухудшение самочувствия из-за потребления указанной продукции — 48% и 56% соответственно, отмечают ухудшение самочувствия 29% и 24%, не смогли определиться с ответом 23% и 20% соответственно.

Большая часть опрошенных курильщиков вне зависимости от потребляемой табачной/никотиносодержащей продукции хотели бы избавиться от этой привычки: среди опрошенных курильщиков сигарет такое желание с разной степенью уверенности выразили 64%, среди потребителей систем нагревания табака — 56%, вейпов — 62%.

В группе тех, кто перешел с обычных сигарет на альтернативную никотиносодержащую продукцию (вейпы, системы нагревания табака), снижение интенсивности ее потребления отмечает каждый третий (36%). Примерно столько же (37%) продолжают парить с той же интенсивностью, еще 24% стали парить больше, чем курили ранее.

Евгений Федотов, Руководитель табачного консалтингового агентства Fedotov Group:

«Как видно из опроса ВЦИОМ, типичные ситуации выбора той или иной продукции сильно разнятся. Если выбирают традиционные сигареты, то чаще всего фоном к этому служит общение человека в курящей компании, стресс. Предпочтение альтернативным продуктам люди чаще всего отдают в ситуациях, когда необходим переходный этап на пути к отказу от курения. Как показало исследование ВЦИОМ, среди наиболее популярных причин использования вейпов и стиков — отсутствие запаха и желание отказаться от обычных сигарет.

Данные современных исследований позволяют еще четче дифференцировать портреты тех, кто использует табачную и никотиносодержащую продукцию. Так, по результатам опросов, средний возраст тех, кто курит обычные сигареты, гораздо старше.

Проживающая в больших городах более молодая, а значит более прогрессивная и, вероятно, в большей степени владеющая информацией об исследованиях (в том числе о степени влияния на организм различных видов табачной и никотинсодержащей продукции) аудитория, стремится от этой части опыта старшего поколения отойти: в понимании более молодой аудитории, одним из путей к отказу от обычных сигарет может быть использование альтернативной никотиносодержащей продукции.»

Структура потребления табачной и никотиносодержащей продукции среди опрошенных*, %


Курят в настоящее время

Имеющие опыт курения (парения):
курят в настоящее время и курили раньше

Только сигареты

18

35

Только вейпы

5

2

Сигареты и вейпы

3

8

Сигареты и устройства нагревания табака

3

6

Только устройства нагревания табака

2

<1

Устройства нагревания табака и вейпы

<1

<1

Сигареты, устройства нагревания табака и вейпы

<1

11

Не курят

69

38

* Рассчитана на основе вопроса «Вы курите, курили ранее или никогда не курили следующие табачные и (или) никотиносодержащие продукты?: 1) обычные сигареты (фабричного производства с фильтром); 2) устройства для нагревания табака: нагревает, но не поджигает табак в специальных стиках, напоминающих сигареты; 3) многоразовые вейпы открытого типа: емкость с жидкостью нужно заполнять самостоятельно; 4) вейпы с картриджем, который уже заполнен жидкостью и его нужно только вставить в устройство; 5) одноразовые вейпы закрытого типа: бак уже заполнен жидкостью и замене/дозаправке не подлежит. По каждому из них предлагалось выбрать следующие варианты ответа: «курю/использую в настоящее время», «курил(а) / использовал(а) в прошлом», «никогда не курил(а) / не использовал(а)».

Структура потребления табачной и никотиносодержащей продукции среди опрошенных*, %


Курят в настоящее время

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Только сигареты

18

24

12

12

17

21

21

14

Только вейпы

5

6

4

14

11

4

3

<1

Сигареты и вейпы

3

4

2

12

4

3

2

<1

Сигареты и устройства нагревания табака

3

3

3

<1

3

4

3

1

Только устройства нагревания табака

2

1

3

1

6

4

2

<1

Устройства нагревания табака и вейпы

<1

<1

<1

<1

1

<1

<1

<1

Сигареты, устройства нагревания табака и вейпы

<1

1

<1

<1

<1

1

<1

<1

Не курят

69

61

75

60

57

62

68

82

* Рассчитана на основе вопроса «Вы курите, курили ранее или никогда не курили следующие табачные и (или) никотиносодержащие продукты?: 1) обычные сигареты (фабричного производства с фильтром); 2) устройства для нагревания табака: нагревает, но не поджигает табак в специальных стиках, напоминающих сигареты; 3) многоразовые вейпы открытого типа: емкость с жидкостью нужно заполнять самостоятельно; 4) вейпы с картриджем, который уже заполнен жидкостью и его нужно только вставить в устройство; 5) одноразовые вейпы закрытого типа: бак уже заполнен жидкостью и замене/дозаправке не подлежит. По каждому из них предлагалось выбрать следующие варианты ответа: «курю/использую в настоящее время», «курил(а) / использовал(а) в прошлом», «никогда не курил(а) / не использовал(а)».

Вы курите, курили ранее или никогда не курили следующие табачные и (или) никотиносодержащие продукты? (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, в % от всех опрошенных)


Курю / использую в настоящее время

Курил(а) / использовал(а) в прошлом

Никогда не курил(а) / не использовал(а)

Обычные сигареты (фабричного производства с фильтром)

24

36

40

Устройства для нагревания табака: нагревает, но не поджигает табак в специальных стиках, напоминающих сигареты

6

11

83

Вейпы — электронные системы доставки никотина (на основе ответов по трём типам: одноразовые, многоразовые (открытые), картриджные)

9

12

79

* Так как доля пользователей одноразовых и картриджных вейпов находится в пределах ошибки выборки, в дальнейших вопросах речь пойдет только о пользователях многоразовых вейпов.

Почему Вы начали курить… (закрытый вопрос, до трех ответов по столбцу, в % бывших и нынешних потребителей той или иной никотиносодержащей продукции среди опрошенных)


Обычные сигареты (фабричного производства с фильтром)

Устройства для нагревания табака: нагревает, но не поджигает табак в специальных стиках, напоминающих сигареты

Вейпы — электронные системы доставки никотина (на основе ответов по трём типам: одноразовые, многоразовые (открытые), картриджные)

Курящие друзья

55

8

19

Отсутствие запаха табака

-

43

53

Желание отказаться от обычных сигарет

-

40

40

Меньший вред в сравнении с обычными сигаретами

-

29

19

Интерес

29

20

34

Стрессовый фактор

25

4

11

Нет жестких ограничений на запрет парения, можно практически везде

-

12

21

Возможность выбрать аромат

-

11

35

Атмосферность, нравится культура потребления табака*

18

2

9

Обстановка на работе (все курят, частые перерывы и т.п.)

16

3

4

Пример родственников

10

1

3

Авторитет уважаемой личности (актер, певец, государственный деятель, учитель и т.д.)

3

<1

<1

Реклама

2

5

4

Экономия, дешевле обычных сигарет

-

4

22

Другая причина

4

<1

1

Затрудняюсь ответить

6

13

6

* В случае с альтернативной никотиносодержащей продукцией вариант ответа был: «Атмосферность, нравится культура парения».

В принципе, на сегодняшний день как сильно Вы хотите бросить курить… (закрытый вопрос, один ответ по столбцу, в % от нынешних потребителей той или иной никотиносодержащей продукции среди опрошенных)


Обычные сигареты (фабричного производства с фильтром)

Устройства для нагревания табака: нагревает, но не поджигает табак в специальных стиках, напоминающих сигареты

Вейпы

Совсем не хочу и скорее не хочу

32

32

30

Скорее хочу и очень хочу

64

56

62

Затрудняюсь ответить

4

12

8

Когда-либо Вы испытывали проблемы со здоровьем, ухудшением самочувствия, вызванные потреблением табачной и (или) никотиносодержащей продукции… (закрытый вопрос, один ответ по столбцу, в % от бывших и нынешних потребителей той или иной никотиносодержащей продукции)


Обычные сигареты (фабричного производства с фильтром)

Устройства для нагревания табака: нагревает, но не поджигает табак в специальных стиках, напоминающих сигареты

Многоразовые вейпы открытого типа: емкость с жидкостью нужно заполнять самостоятельно

Вейпы с картриджем, который уже заполнен жидкостью и его нужно только вставить в устройство*

Одноразовые вейпы закрытого типа: бак уже заполнен жидкостью и замене/дозаправке не подлежит*

Скорее да

47

29

24

30

25

Скорее нет

46

48

56

53

55

Затрудняюсь ответить

7

23

20

17

20

* Доля пользователей этих типов вейпов находится в пределах ошибки выборки, представленные распределения по ним носят справочный характер.

В целом, после того как Вы отказались от традиционных сигарет (табака) и перешли на альтернативную никотиносодержащую продукцию (вейпы, системы нагревания табака), Вы стали курить больше, меньше, чем раньше, или примерно столько же? (закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто ранее курил обычные сигареты и перешел альтернативу)

Однозначно меньше

21

Скорее меньше

15

Примерно столько же

37

Скорее больше

18

Однозначно больше

6

Затрудняюсь ответить

3

Всероссийский интернет-опрос «ВЦИОМ-Онлайн» проведен по заказу «ООО «Индиджитал» 31 мая — 2 июня 2024 г. В опросе приняли участие 1713 россиян в возрасте от 18 лет. Респонденты, отобранные по стратифицированной случайной выборке из вероятностной панели, заполняли вопросник онлайн. Участники вероятностной панели рекрутируются в ходе ежедневного всероссийского телефонного (CATI) опроса «Спутник», который проводится по случайной выборке мобильных номеров из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

ВЦИОМ, 12 августа 2024 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/dym-bez-ognja-ili-kultura-kurenija-v-rossii


[1] Рассчитана по 3 категориям продуктов: сигареты, нагреваемый табак (стики) и 3 формата электронных систем доставки никотина — вейпы одноразовые, многоразовые (открытые системы), и картриджные системы. Не учитывает курящих сигары, сигариллы, кальян и др.


Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887