Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1033 - 1034
28 мая - 10 июня 2024

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Профессия - исследователь 

Демографическое развитие Казахстана в конце XX- начале XXI вв. (состояние и проблемы). Семинар Международной лаборатории исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ

«Дальность миграции в современной России: методика оценки и результаты расчетов». Научный семинар Института демографии "Демографические вызовы XXI века"

85 лет со дня рождения Жанны Антоновны Зайончковской



Google
Web demoscope.ru

"Дальность миграции в современной России: методика оценки и результаты расчетов". Научный семинар Института демографии "Демографические вызовы XXI века"

Никита Владимирович Мкртчян, к.г.н., ведущий научный сотрудник, совместно с Лилией Борисовной Карачуриной, к.г.н., зам. директора Института демографии им. А.Г. Вишневского выступили на семинаре "Демографические вызовы XXI века", который состоялся 22 мая 2024 г. Доклад был посвящен дальности миграции в современной России. Вначале выступления авторы рассказали о методических подходах к изучению дальности миграции, способы измерения расстояний дальности миграции и ее интерпретации в зарубежных исследованиях, после чего представили результаты свих расчетов.

Прежде всего, были представлены результаты экспериментальных расчетов расстояний по прямой (т.н. «евклидовы расстояния с учетом кривизны Земли») и реальных (транспортных) расстояний, преодолеваемых при передвижении между населенными пунктами на автомобиле (при невозможности – авиа- или речным транспортом). Результаты сравнения 3818 пар (соответственно евклидовых и транспортных) внутрирайонных, межрайонных и межрегиональных расстояний для населенных пунктов случайно выбранных 24 муниципальных образований России показали, что транспортное расстояние в среднем превышает расстояние по прямой на 33%. Различия больше для коротких дистанций, чем для длинных, поскольку дальние перемещения зачастую осуществляются авиатранспортом, что существенно спрямляет путь между местами выезда и въезда, и даже расстояния по автодорогам на дальние расстояния оказываются ближе к прямой линии. Этим был решен главный методологический вопрос исследования и предложены «корректировочные коэффициенты» к евклидовым расстояниям, позволяющие приблизить расчеты по прямой к реальным, преодолеваемым по транспортным путям.

Эмпирические задачи включали расчет дальности внутренней миграции в России в зависимости от пола, возраста и вида регистрации. Предыдущие исследования дальности миграции, которые проводил Р.В. Татевосов для СССР, и сами авторы для 1990-2000-х гг., опирались на агрегированные данные на основе матриц межрегиональной миграции населения России, и рассчитанных расстояний по железной дороге между центрами регионов. В представленном исследовании докладчики использовали деперсонифицированные данные о смене места жительства и места пребывания с точностью до населенного пункта, а также евклидовы расстояния. Это дало возможность более точно оценить дальность миграции, учесть внутрирегиональные переселения.

На основе всей имеющейся базы за 2011-2020 гг. авторы оценили среднюю дальность миграции в 654 км по прямой линии, для регистрирующихся по месту жительства она составила 581 км, по месту пребывания – 789 км. С учетом корректировочных коэффициентов фактическая средняя дальность миграции возрастает до 850-915 км для всей миграции. Полученные оценки оказались закономерно ниже, чем предыдущие расчеты, выполненные Н.В. Мкртчяном, Л.Б. Карачуриной и Р.В. Татевосовым, поскольку в распоряжении авторов, во-первых, были данные о внутрирегиональной миграции, во-вторых, оценки велись не агрегированным, а более точным методом.

Доклад вызвал оживленную дискуссию, в которой онлайн и офлайн приняли участие Е.А. Шарепина, М.О. Балабан, Е.А. Кваша, М.Б. Денисенко, В.В. Власов, Г.Ф. Ахметова и др. Так, участники связали локальный пик в дальности мужской миграции в возрастах 20-30 лет с необходимостью встать на воинский учет, который часто требуется при устройстве на работу или получении военного билета по фактическому месту проживания. Слушателей также интересовали особенности используемых в расчетах данных и особенности методов расчета фактических расстояний с помощью сервиса Яндекс.Карты. В завершение М.Б. Денисенко отметил фундаментальность исследования и предложил пути для дальнейшей работы, в частности, было бы интересно проверить оценки для каждого года внутри исследуемого периода и поддержал идею авторов изучить дальность миграции в зависимости от уровня образования.

Презентация доклада представлена в PDF-файле, выступление также можно посмотреть по ссылке.

Полные результаты доклада освещены в статьях авторов в журналах Вестник СПбГУ. Науки о Земле и Балтийский регион.

Валерий ЮМАГУЗИН,
к.с.н., н.с. Института демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887