Для цитирования: Щербакова Е.М.
Миграция в России, предварительные итоги 2023 года // Демоскоп Weekly.
2024. № 1025-1026. URL: https://demoscope.ru/weekly/
2024/01025/barom01.php
|
|
Миграция в России, предварительные
итоги 2023 года
|
Рубрику ведет
|
|
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
В 2023 году миграционный прирост населения России, по
предварительным данным,
превысил 204 тысяч человек, в том числе в обмене населением с другими
странами -
110 тысяч человек
По предварительным данным Федеральной службы государственной
статистики (Росстат), миграционный прирост населения России (без
учета Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской
областей)[1] за 2023 год составил
204,6 тысячи человек, или 14 на 10 тысяч человек постоянного населения[2].
Он компенсировал сократившуюся естественную убыль населения (-495,3
тысячи человек) на 41%.
По итогам международной миграции, в обмене населением
с другими странами, миграционный прирост был почти вдвое меньше
– 110,1 тысячи человек, или 7,5 на 10 тысяч человек. Учитывая то,
что Росстат публикует данные без учета статистической информации
по Донецкой и Луганской народным республикам, Запорожской и Херсонской
областям, дополнительный миграционный прирост населения России в
прежних границах (помимо международной миграции) связан с потоком
мигрантов из этих новых регионов[3].
Население России увеличивается за счет миграции с середины
1970-х годов, когда потоки мигрантов из РСФСР в другие союзные республики
бывшего СССР стали по объему меньше, чем обратные миграционные потоки.
В основном это было связано с набиравшим силу возвращением русскоязычного
населения в Россию. Миграционный прирост увеличивался до 1986 года,
но перед распадом СССР заметно сократился. В начале 1990-х годов
сальдо международной миграции быстро увеличивалось, достигнув наибольшей
величины в середине 1990-х годов (846 тысяч человек, или 57 на 10
тысяч человек в 1994 году[4]),
после чего интенсивность международного миграционного обмена, а
в результате и миграционного прироста резко снизилась (рис. 1).
В первой половине 2000-х годов отмечалась относительная стабилизация
показателя на уровне 3-5 на 10 тысяч человек, которая в конце десятилетия
сменилась ростом, а затем стабилизацией на более высоком уровне
и очередным снижением.
Представленные на рис. 1 показатели характеризуют регистрируемую
долгосрочную международную миграцию со сменой места постоянного
жительства. Ее объем зависит не только от имеющегося миграционного
потенциала возможных стран выезда, социально-экономической ситуации
в странах въезда и выезда, но и, в значительной степени, от правил
регистрации мигрантов и практики их применения. В России эти правила
неоднократно изменялись. Кроме того, оценки миграционного прироста,
публикуемые Росстатом, трижды увеличивались ретроспективно в процессе
корректировки численности населения по итогам Всероссийских переписей
населения (ВПН) 2002, 2010 и 2020[5]
годов. После переписи населения 2010 года критерии долговременной
миграции были в очередной раз расширены с целью более полного ее
учета: с 2011 года в статистический учет миграции на постоянное
место жительства стали включать лиц, зарегистрированных по месту
пребывания на срок 9 месяцев и более[6].
При публикации оперативных данных помесячной отчетности
за 2011 год из общего числа прибывших (выбывших) на постоянное место
жительства или длительное пребывание были выделены мигранты, зарегистрированные
(снявшиеся с регистрационного учета) по месту жительства. Таким
образом, Росстат опубликовал два ряда данных, один из которых был
сопоставим с данными предшествующих лет. В дальнейшем данные о регистрации
по месту жительства специально не выделялись[7].
Изменение критериев долговременной миграции первоначально
привело к значительному увеличению числа прибывших и чистой миграции
(миграционного прироста). В дальнейшем, из-за введенных изменений
(прежде всего, автоматического счета выбывших по истечении срока
пребывания и усиления санкций за нарушение миграционного законодательства),
в большей степени увеличивалось число учтенных выбытий. Новые правила
учета прибывших и выбывших, по мнению экспертов, привели к появлению
значительных объемов «виртуальной» миграции (учет событий регистрации
и снятия с регистрационного учета, а не самих переездов)[8],
но в целом позволило более полно, чем это было до 2011 года, учитывать
долговременную миграцию[9].
В 2011 году, после введения новых правил учета, число
прибывших в Россию из других стран на постоянное место жительства
или с целью пребывания сроком 9 месяцев и более увеличилось, по
данным Росстата, в 2,6 раза, составив почти 357 тысяч человек против
139 тысяч человек по прежним правилам учета. В 2012-2014 годах число
иммигрантов в Россию продолжало увеличиваться (на 15-20% в год).
Однако в 2015 году, в условиях введения санкций, экономического
кризиса и значительного ослабления рубля, рост числа иммигрантов
в Россию существенно замедлился - прирост составил всего 3%, а в
2017 году – 2%. В 2016 и 2018 годах число прибывших в Россию даже
сокращалось (на 4% и в том, и в другом году).
В 2019 году было учтено более 701 тысячи человек, прибывших
в Россию на постоянное жительство или длительное пребывание, что
на четверть (24%) больше, чем было зарегистрировано в предшествующем
2018 году. Это стало самым высоким значением показателя с начала
XXI века, хотя и уступающим значениям 1980-х и первой половины 1990-х
годов. Специалисты Росстата связывали такой рост с более полным
предоставлением информации территориальными органами МВД в результате
введения в 2019 году форм федерального статистического наблюдения
вместо листков статистического учета прибытия/выбытия, предоставление
которых статистическим органам не было строго регламентировано,
в результате чего соответствующие данные не всегда поступали в территориальные
статистические службы[10].
В то же время отмечалось, что нормативные правовые документы,
разработанные в целях реализации Федерального закона «О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации» и регламентирующие
порядок оформления разрешения на временное проживание и вида на
жительство, не содержат порядка составления и передачи первичных
документов статистического учета мигрантов в органы государственной
статистики. Кроме того, с 1 ноября 2019 года вид на жительство
выдается без ограничения срока действия[11],
что не может не отразиться на полноте учета по месту пребывания.
В 2020 году объемы миграционных перемещений заметно
сократились из-за ограничительных мер в связи с начавшейся пандемией
новой коронавирусной инфекции COVID-19. В Россию на постоянное жительство
или длительное пребывание прибыли 594,1 тысячи человек, что на 15%
меньше, чем в 2019 году, но примерно соответствует значениям показателя
2015 и 2017 годов. В 2021 году число прибывших в Россию увеличилось
до 667,9 тысячи человек, что на 12% больше, чем в 2020 году, но
на 5% меньше, чем в 2019 году.
В 2022 году было учтено 730,3 тысячи человек, прибывших
в Россию на постоянное жительство или длительное пребывание из других
стран, что больше не только чем в 2021 году (на 9,3%), но и в 2019
году (на 4,2%). По предварительным данным, в 2023 году оно
сократилось почти на четверть - до 560,4 тысячи человек (-23,3%).
Число мигрантов, выбывших из России на постоянное жительство
(длительное пребывание) в другие страны, увеличивалось после расширения
критериев миграции в 2011 году с определенным временным лагом по
сравнению с ростом числа иммигрантов. Если в 2011 году число выбывших
за пределы России увеличилось на 13%, то в 2012 году возросло в
3,3 раза, что напрямую связано с изменением порядка учета долгосрочной
миграции, поскольку в число выбывших стали автоматически попадать
мигранты, срок пребывания которых в России закончился согласно разрешительным
документам. В 2013-2014 годах число выбывших из России увеличивалось
ежегодно в 1,5-1,7 раза, но в 2015 году – только на 15%.
В 2016 году число выбывших из России сократилось на
11%, но в последующие два года вновь стало увеличиваться - на 20%
в 2017 году и 17% в 2018 году, когда была учтена почти 441 тысяча
эмигрантов. В 2019 году число выбывших снизилось до 416 тысяч человек
(-6%), а в 2020 году вновь увеличилось, поднявшись почти до 488
тысяч человек (+17%), что стало наибольшим числом учтенных выбытий
из России, начиная с 1993 года.
В 2021 году число выехавших из России сократилось вдвое
- до 238 тысяч человек, что существенно ниже значений показателя
за 2014-2020 годы. Это стало следствием продления в июне 2021 года
срока действия документов мигрантов – иностранных граждан, зарегистрированных
по месту пребывания, до 31 декабря 2021 года (в соответствии с Указом
Президента РФ[12]) и, соответственно,
переносом регистрации значительной части выбытий (около 200 тысяч)
на первое полугодие 2022 года. В итоге за 2022 год было зарегистрировано
668,4 тысячи выбытий из России, что превышает все значения
показателя за 1993-2021 годы.
По предварительным данным, в 2023 году объем потока
выбытий из России вернулся в обычное русло. Число выехавших из России
в связи со сменой места жительства (пребывания) составило 450,4
тысячи человек, что на 32,6% меньше, чем в 2022 году, но примерно
соответствует среднему значению показателя за 2018-2020 годы.
После расширения критериев миграции в 2011 году миграционный
прирост населения России заметно увеличился из-за опережающего роста
учтенных прибытий. Сальдо миграции за 2011 год составило почти 320
тысяч человек, что вдвое превысило значение показателя за 2010 год.
В 2012 году из-за более быстрого роста числа выбытий оно сократилось
на 7,8%, а в 2013 году оставалось практически на том же уровне,
что и в 2012 году, увеличившись всего на 0,3% (296 тысяч человек).
В последующие годы величина чистой международной миграции
преимущественно снижалась, опустившись в 2018 году до 125 тысяч
человек. В 2019 году она увеличилась в 2,3 раза - до 285 тысяч человек
в связи с более полным предоставлением информации территориальными
органами МВД РФ, но с началом пандемии COVID-19 вновь снизилась,
составив 106,5 тысячи человек в 2020 году. Тем не менее, во второй
год пандемии и, отметим, год проведения переписи населения (ВПН-2020)
миграционный прирост населения России, по данным Росстата, увеличился
вчетверо – до 430 тысячи человек, или 29 на 10 тысяч человек постоянного
населения. Более высокие значения коэффициента миграционного прироста
в период после 1990 года отмечались только в 1993-1995 годах, по
данным текущего учета миграции (МП (нетто) на рис. 1), хотя в дальнейшем
они были существенно повышены в результате корректировки по итогам
переписей населения (ВПН-2002 и ВПН-2010). Однако столь значительный
миграционный прирост наполовину был обусловлен, как уже говорилось,
переносом значительной части выбытий с 2021 на 2022 год. В результате,
в 2022 году миграционный прирост населения России (61,9 тысячи человек)
оказался занижен примерно на ту же величину, на которую был завышен
в 2021 году (около 200 тысяч человек).
В 2023 году, по предварительным данным, миграционный
прирост населения России за счет международной миграции увеличился
в 1,8 раза, составив, как уже говорилось, 101,1 тысячи человек,
или 7,5 на 10 тысяч человек постоянного населения. Однако это заметно
ниже значений показателя в 2011-2021 годах, за исключением 2018
года (из-за административных проблем учета миграции) и 2020 года
(из-за введения ограничительных мер на передвижение из начавшейся
пандемии COVID-19). Более низкие значения коэффициента миграционного
прироста наблюдались ранее в 2001-2005 годы по данным текущего учета
международной миграции (МП (нетто) на рис. 1), но в дальнейшем они
были повышено в результате корректировки по итогам ВПН-2010 (МП
с корректировками). По итогам ВПН-2020 также были произведенные
корректировки численности населения и миграционного прироста.
Рисунок 1. Число прибывших в Россию и выбывших
из нее (тысяч человек) и миграционный прирост
(на 10 тысяч человек населения)*, 1980-2023** годы
* Миграционный прирост (МП) рассчитан двумя способами:
МП (нетто)- как разность чисел прибывших в Россию и выбывших из
нее; МП (с корректировками) - как разность между общим и естественным
приростом населения России[13]
** Данные за 2011 год приведены по прежним (2011)
и новым, расширенным (2011н) правилам учета миграции; 2012-2023
годы – оценка по новым правилам с учетом итогов ВПН-2020 (2023 год
– по предварительным данным)
Стоит отметить, что расширение критериев миграции со
сменой постоянного места жительства (длительного пребывания) привело
к росту миграционного оборота – суммы чисел прибывших и выбывших
мигрантов. В 2018 году оборот международной миграции в России превысил
миллион человек, а в 2019 году превысил 1117 тысяч человек, что
на 11% больше, чем в 2018 году и почти втрое больше, чем в 2011
году (393 тысячи человек), когда впервые были применены новые критерии
миграции. В период пандемии COVID-19 оборот международной миграции
в России сократился, составив около 1082 тысяч человек в 2020 году
и 906 тысяч человек в 2021 году. В 2022 году он повысился до 1399
тысяч человек. Если учесть перенос части выбытий с 2021 на 2022
год (около 200 тысяч), можно говорить о возобновившейся тенденции
роста миграционного оборота международной миграции в Россию в 2021-2022
годы, хотя в 2023 году, по предварительным данным, оборот международной
миграции вновь сократился (1011 тысяч человек).
[1] В связи с действующим
статусом переходного периода по урегулированию вопросов интеграции
новых субъектов Российской Федерации и невозможностью формирования
официальной статистической информации в соответствии с официальной
статистической методологией. См., например, Российский статистический
ежегодник 2023. С. 90. - https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994
[2] Социально-экономическое
положение России. Январь 2024 года (№ 1) - https://rosstat.gov.ru/compendium/document/50801
Отметим, по предварительной оценке численности населения России
на начало 2024 года ( https://rosstat.gov.ru/folder/12781)
и оперативным данным учета естественного движения за январь-декабрь
2023 года (https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/EDN_12-2023.html
), миграционный прирост населения, рассчитанный как разность между
общим и естественный приростом, превысил 251 тысячу человек, компенсировав
51% потерь населения из-за естественной убыли.
[3] Виноградова Е. Росстат
впервые оценил чистый миграционный отток из новых регионов // РБК,
12 февраля 2024 года
[4] В данном случае миграционный
прирост населения рассчитан как разность между числом мигрантов,
прибывших в Россию, и числом выбывших из нее. Миграционный прирост,
принимаемый Росстатом в текущих расчетах численности населения,
отличается от этих данных из-за поправок на недоучет некоторых случаев
перемены места жительства. В частности, такой скорректированный
миграционный прирост населения России (рассчитанный как разность
между общим и естественным приростом) превысил за 1994 997 тысяч
человек, или 6,7‰. – См.: Российский статистический ежегодник. 2023:
Стат. сб./ Росстат. М., 2023. Приложение «Социально-экономические
показатели Российской Федерации в 1991-2022 гг.»; Демографический
ежегодник России. 2023: Стат. сб./ Росстат. М., 2023. С. 16, 204-205.
[5] Сроки проведения Всероссийской
переписи населения 2020 года дважды переносились из-за пандемии
COVID-19. Была проведена осенью 2021 года, в период с 15 октября
по 14 ноября по состоянию на 1 октября 2021 года.
[6] До 2011 года первичные
статистические учетные документы на мигрантов, зарегистрированных
по месту пребывания, вне зависимости от срока пребывания не обрабатывались,
как отмечалось, например, в «Демографическом ежегоднике России.
2012» (с. 402). Тем не менее, сведения о численности мигрантов,
зарегистрированных по месту пребывания на срок 1 год и более, собирались
территориальными органами статистики и определенным образом учитывались
при оценке миграционного прироста. Об этом, в частности, упоминалось
в предисловиях к ежегодным выпускам статистического бюллетеня «Численность
населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа
и районам» за 2005-2010 годы.
[7] Согласно методическим пояснениям,
приводимым в ежемесячных докладах Росстата «Социально-экономическое
положение Российской Федерации» и ежегодных статистических бюллетенях
«Численность и миграция населения Российской Федерации», представляемые
данные о миграции получены в результате разработки поступающих от
территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации
форм федерального статистического наблюдения (с 2019 года, ранее
- листков статистического учета прибытий и выбытий). Формы статистического
наблюдения составляются при регистрации и снятии с регистрационного
учета населения по месту жительства и при регистрации по месту пребывания
на срок 9 месяцев и более. Формирование числа выбывших осуществляется
автоматически в процессе электронной обработки данных о миграции
населения при перемещениях в пределах Российской Федерации,
а также по истечении срока пребывания у мигрантов независимо
от места прежнего жительства.
[8] Чудиновских О.С. Административная
статистика международной миграции: источники, проблемы и ситуация
в России // Вопросы статистики. 2016 № 2. С. 42-43.
[9] Население России 2018:
двадцать шестой ежегодный демографический доклад / отв. ред. С.В.
Захаров. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. С. 269.
[10] Население России 2018:
двадцать шестой ежегодный демографический доклад / отв. ред. С.В.
Захаров. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. С. 265.
[11]В соответствии со статьей
3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных
граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание
и вида на жительство» от 2 августа 2019 г. № 257-ФЗ. Этот закон
вступил в силу с 1 ноября 2019 года. – См. Предисловие к статистическому
бюллетеню «Численность и миграция населения Российской Федерации
в 2019 году». М., Федеральная служба государственной статистики,
2020, а также выпускам бюллетеня за 2020-2022 годы.
[12] Указ Президента Российской
Федерации от 16 июля 2021 г. №364 «О временных мерах по урегулированию
правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в
Российской Федерации в период преодоления последствий распространения
новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
[13] Рассчитано по данным,
приведенным в Приложении к Российскому статистическому ежегоднику.
2023 «Социально-экономические показатели Российской Федерации в
1991-2022 гг.»
|