Кресельная защита: в России выросло число ДТП
с детьми
Сколько стоит безопасность ребенка в машине
В России увеличилось количество аварий с участием детей. В подавляющем
большинстве случаев несовершеннолетние гибнут и получают ранения
в ДТП из-за беспечности собственных родителей, которые нарушают
ПДД и забывают о необходимости использования детских кресел в автомобиле,
отмечают в Госавтоинспекции. Как обеспечить безопасность ребенка
в машине, выясняли "Известия". Печальная статистика
В прошлом году, по предварительным данным, на российских дорогах
произошло 17 184 ДТП с участием детей, что на 8,4% больше показателей
2022 года. В этих происшествиях погибли 607 несовершеннолетних (+11%)
и почти 18,8 тыс. получили ранения (+8,2%). Об этом заявил начальник
отдела пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики
детского дорожно-транспортного травматизма ГУОБДД МВД России полковник
полиции Сергей Хранцкевич. Он отметил, что 66% погибших в авариях
детей являлись пассажирами транспортных средств, 20% - это дети-пешеходы
и 14% - это подростки, управлявшие автомобилем, мопедом или мотоциклом.
- В девяти из десяти случаев дети погибли в легковых машинах, в
72% - из-за нарушения ПДД водителями, непосредственно перевозящими
детей. К сожалению, часто такие происшествия происходят по вине
родителей, родственников ребенка - тех, кто в первую очередь обеспечивает
их безопасность, - отметил Сергей Хранцкевич.
По данным Госавтоинспекции МВД РФ, заметный рост показателей аварийности
с участием детей-пассажиров по итогам прошлого года зафиксирован
в республиках Бурятия, Дагестан, Калмыкия, Татарстан, Северная Осетия,
Чувашия, в Пермском крае, а также в Иркутской, Калужской, Костромской,
Курганской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Тверской, Тульской,
Тюменской и Челябинской областях.
По словам Сергея Хранцкевича, в подавляющем большинстве случаев
дети-пассажиры, погибшие или пострадавшие в результате ДТП, находились
в салоне автомобиля без специального удерживающего устройства и
не были пристегнуты ремнем безопасности. При этом, по данным Всемирной
организации здравоохранения, использование детских кресел в случае
аварии на 70% снижает риск гибели среди грудничков и на 54% - среди
детей до четырех лет, отметил он.
Полковник полиции рассказал, что в прошлом году сотрудниками Госавтоинспекции
было оформлено более 655 тыс. административных материалов, связанных
с нарушением правил перевозки детей. При этом основной задачей ведомства
является не наказание водителей, которые забывают о необходимости
использования детского кресла, а профилактика и предупреждение таких
нарушений, подчеркнул Сергей Хранцкевич. По его словам, в прошлом
году совместно с Минпросвещения и другими министерствами и ведомствами
было проведено множество мероприятий по профилактике ДТП с детьми,
более 36 тыс. таких мероприятий провели непосредственно сотрудники
Госавтоинспекции.
- Мы видим, что дети знают, как их должны перевозить в автомобиле
взрослые. Но, к сожалению, не всегда ребенок может сказать родителям,
что не поедет в машине без детского кресла, - отметил Хранцкевич.
Он сообщил, что по итогам заседания правительственной комиссии по
обеспечению безопасности дорожного движения ряду министерств и ведомств
были даны поручения, касающиеся детской безопасности. В частности,
рассматривается вопрос об использовании части материнского капитала
для приобретения детских кресел. Одновременно с этим готовятся предложения
по ужесточению требований к таким устройствам. В регионах прорабатывается
возможность их проката или аренды, в том числе и на безвозмездной
основе. Со своим - дешевле
Последнее предложение уже реализуется во многих роддомах и перинатальных
центрах по всей стране, рассказала первый зампред комитета Госдумы
по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна
Буцкая.
- Во многих роддомах при выписке в случае необходимости может быть
бесплатно предоставлено детское кресло, чтобы первая поездка малыша
прошла максимально безопасно. Главное условие - вернуть потом это
кресло в роддом, - отметила депутат. По ее словам, число роддомов,
где доступна такая услуга, будет увеличиваться.
Татьяна Буцкая также рассказала о том, что депутаты и основные агрегаторы
такси договорились о том, что в случае, когда оформляется заказ
по тарифу "детский", но при этом родители используют свое
детское кресло, стоимость поездки будет автоматически уменьшена
до обычного тарифа.
- Автомобилей такси с креслами и водителей, которые прошли соответствующую
подготовку и работают по тарифу "детский", пока достаточно
мало. Именно этим объясняется его более высокая стоимость. Поэтому
при использовании своего детского кресла, к которому уже привык
ребенок, родителям не придется переплачивать за поездку, - отметила
она.
При этом, как рассказал начальник управления развития таксомоторных
перевозок столичного дептранса Сергей Алексюк, сейчас готовятся
поправки в КоАП РФ, которые предполагают введение штрафов для перевозчиков
и агрегаторов такси в случае, если при заказе было указано, что
поедет ребенок, но при этом был подан автомобиль без детского кресла. Долой фальсификат
Серьезной проблемой, влияющей на безопасность ребенка при поездках
в автомобилях, является большое количество на рынке детских кресел,
не отвечающих предъявляемым к ним требованиям и не имеющих необходимых
сертификатов, отметил замруководителя Росстандарта Александр Кузьмин.
По его словам, за последние несколько лет в рамках добровольных
отзывов, а также по результатам произведенных испытаний было отозвано
более 4 тыс. детских кресел. Чаще всего подобные устройства встречаются
на маркетплейсах, подчеркнул он.
- Мы ведем активную работу по очищению рынка от суррогатных детских
кресел. На законодательном уровне этот вопрос сейчас решен, - заявил
замруководителя Росстандарта.
Согласно опросу потребителей, проведенному Роскачеством, большинство
людей, выбирающих детское кресло, рассчитывают потратить на него
не более 5 тыс. рублей, отметила замглавы этого ведомства Елена
Саратцева. При этом средняя стоимость такого устройства, отвечающего
всем предъявляемым к нему требованиям, сейчас составляет около 7,5
тыс. рублей, подчеркнула она.
- У нас есть договоренность с основными маркетплейсами о том, что,
если продавец выставляет на площадку детское кресло без необходимых
сертификатов, маркетплейс будет выставлять ему внутренний штраф,
- рассказала Елена Саратцева.
Вместе с тем более 80% опрошенных считают использование различных
накладок на ремни безопасности, так называемых "треугольников"
и прочих суррогатов детских кресел небезопасным. Кроме того, согласно
исследованию Роскачества (допускалось несколько вариантов ответа),
при выборе специального удерживающего устройства для малыша 82%
респондентов изучают его характеристики, 39% ориентируются на отзывы
в интернете, 20% прислушиваются к рекомендациям родственников и
знакомых. Однако 23% опрошенных, к сожалению, выбирают детское кресло
исходя из наличия скидки или акций при его покупке, отметила Елена
Саратцева.