Мама, папа, я - культурная семья: большинство родителей
в Год семьи
хотят посещать культурно-досуговые мероприятия
Более половины россиян (59%) слышали о том, что
2024 год объявлен Годом семьи в России. По мнению большинства, в
этот год в особом внимании и поддержке нуждаются многодетные семьи
(57%) и те, кто воспитывает детей с инвалидностью (53%). В отношении
собственного участия в мероприятиях, приуроченных к Году семьи,
россияне, имеющие детей, больше заинтересованы в посещении культурных
событий (61%).
Более половины россиян (59%) слышали о том, что 2024
год будет Годом семьи в Российской Федерации. Среди семей с детьми
осведомленность об этом немного выше – 62%. Также информированность
выше среди россиян старше 55 лет (68%).
Не слышали о Годе семьи 41% опрошенных. Прежде всего
это молодежь от 18 до 24 лет (58%), жители Северо-Кавказского федерального
округа (58%), неработающие россияне (55%) и респонденты, не имеющие
детей (52%).
По мнению большинства россиян, при расширении мер государственной
поддержки в Год семьи главными адресатами дополнительной помощи
должны стать многодетные семьи (57%) и семьи, в которых есть ребенок
с инвалидностью (53%). Более трети опрошенных считают, что также
в приоритете должны быть молодые родители (41%), а также матери
или отцы-одиночки (37%). Каждый пятый заявляет, что помощь от государства
больше требуется семьям военнослужащих (22%).
Взгляды имеющих и не имеющих детей на приоритетные категории
различаются. Первые считают, что дополнительную помощь важнее оказать
многодетным, вторые – семьям, в которых есть ребенок-инвалид. Также
семейные россияне в 1,5 раза чаще говорят о необходимости помогать
семьям военнослужащих (26% против 16% среди тех, кто не имеет детей).
В рамках исследования у россиян, имеющих детей, также
спрашивалось, какие мероприятия, приуроченные к Году семьи, им были
бы интересны для участия.
Большинство родителей отметили, что им было бы интересно
в Год семьи получить возможность посетить культурно-досуговые мероприятия
для детей (концерты, театральные постановки и т.д. – 61%). На втором
месте – образовательные мероприятия. Запрос на лекции, семинары
или курсы для родителей выражают 46% опрошенных. Третью строчку
рейтинга востребованных активностей занимают семейные спортивные
мероприятия, спортивные конкурсы или соревнования, в них потенциально
хотели бы принять участие 40% россиян, имеющих детей.
В меньшей степени представителям семей с детьми интересны:
- творческие конкурсы для семей (36%),
- встречи с представителями профильных государственных ведомств,
занимающихся вопросами поддержки семей (34%),
- образовательные мероприятия для будущих родителей (23%).
Многодетные родители чаще других демонстрируют интерес
к образовательным (52%) и спортивным (47%) мероприятиям, а также
к встречам с представителями профильных государственных ведомств
(41%). Родители, у которых 1-2 ребенка, больше заинтересованы в
посещении культурных событий (61%) и образовательных мероприятий
(45%).
Кроме того, большинство россиян, имеющих детей (88%),
выражают сильный запрос на получение максимально подробной информации
о мерах поддержки и мероприятиях, приуроченных к Году семьи.
Галина Карелова, председатель Совета Евразийского женского
форума, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению
и делам Севера:
«Своевременное и полезное исследование. Выделю три важных
аспекта. Первый – потребность в информации: 88% опрошенных заинтересованы
в получении максимально подробной информации о мерах поддержки
и мероприятиях, приуроченных к Году семьи. Второй аспект – выбор
адресатов новых мер поддержки. По мнению большинства, главными
адресатами дополнительной помощи должны стать многодетные семьи
(57%) и семьи, в которых есть ребенок с инвалидностью (53%). И
третий – культурные предпочтения родителей, которые должны стать
ориентиром для организации детских мероприятий».
Ирина Гильдебрандт, директор направления стратегических
проектов Аналитического центра НАФИ:
«По итогам исследования мы видим, что большинство российских
родителей хотят знать больше о мерах поддержки для семей с детьми
и мероприятиях, которые запланированы к реализации в рамках Года
семьи. Россияне с детьми хотят участвовать в культурных и образовательных
активностях, а также рассчитывают на приоритетную государственную
поддержку для многодетных семей. На наш взгляд, властям стоит
обратить внимание на особенности заинтересованности россиян с
детьми и сделать акцент при проведении Года семьи именно на те
мероприятия и меры поддержки, которых российские родители ждут
больше всего».
Таблица 1. «Знаете ли Вы или
слышите сейчас впервые, что 2024 год в России объявлен Годом семьи»?»,
в % от всех опрошенных и от тех, кто имеет или
не имеет детей
|
% от всех россиян
|
% от имеющих детей
|
% от не имеющих детей
|
Знаю
|
59
|
62
|
48
|
Слышу сейчас впервые
|
41
|
38
|
52
|
Таблица 2. «В течение 2024
года государство планирует расширить различные меры поддержки семей.
Каким категориям семей должна оказываться поддержка, по Вашему мнению?»,
в % от всех опрошенных и от тех, кто имеет или
не имеет детей*
|
% от всех россиян
|
% от имеющих детей
|
% от не имеющих детей
|
Многодетные семьи
|
57
|
59
|
51
|
Семьи, в которых есть ребенок-инвалид
|
53
|
52
|
56
|
Молодые семьи
|
41
|
42
|
41
|
Одинокие родители
|
37
|
36
|
42
|
Семьи военнослужащих
|
22
|
23
|
16
|
Другое
|
3
|
3
|
2
|
Затрудняюсь ответить
|
5
|
5
|
4
|
*Сумма ответов может составлять более 100%, так как у респондентов
была возможность выбрать несколько вариантов ответов.
Таблица 3. «В рамках «Года семьи» будут проводиться
различные мероприятия для семей с детьми. Какие мероприятия, активности
были бы интересны для участия вместе с детьми?», в % от представителей
семей с детьми*
|
%
|
Культурные мероприятия для семей с детьми (концерты, театральные
постановки)
|
61
|
Образовательные мероприятия для родителей с детьми
|
46
|
Семейные спортивные мероприятия, соревнования
|
40
|
Конкурсы (творческие, спортивные) для семей
|
36
|
Встречи с представителями профильных государственных ведомств,
занимающихся вопросами поддержки семей
|
34
|
Образовательные мероприятия для будущих родителей
|
23
|
Никакие из перечисленных
|
4
|
Другое
|
0
|
Затрудняюсь ответить
|
4
|
*Сумма ответов может составлять более 100%, так как у респондентов
была возможность выбрать несколько вариантов ответов.
Таблица 4. «Хотели бы Вы получать больше информации
о мерах поддержки семей и мероприятиях, приуроченных к Году семьи?»,
в % от представителей семей с детьми
Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром
НАФИ в декабре 2023 г. Опрошены 1600 человек от 18 лет и старше
из всех регионов Российской Федерации. Выборка построена на данных
официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по
полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая
погрешность данных не превышает 3,1%.
Аналитический центр НАФИ, 9 января 2024 г.
Подробнее см.: https://nafi.ru/analytics/mama-papa-ya-kulturnaya-semya-bolshinstvo-
roditeley-v-god-semi-khotyat-poseshchat-kulturno-dosugovye/
|