|
|
Kaija Kasekamp, Triin Habicht,
Andres Vork, Kristina Kohler, Marge Reinap, Kristiina Kahur,
Heli Laarmann, Yulia Litvinova
ESTONIA
Health Systems in Transition
Volume 25 № 5, 2023
WHO, 2023, 236 pages
|
https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/374315/9789289059527-eng.pdf?sequence=2
Показатели смертности и здоровья, отдельные
годы (стр. 9)
|
2000
|
2005
|
2010
|
2015
|
2020
|
2021
|
Ожидаемая продолжительность жизни (лет)
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, всего
|
71,1
|
73,0
|
76,0
|
78,0
|
78,9
|
77,2
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины
|
65,6
|
67,6
|
70,9
|
73,2
|
74,4
|
72,7
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины
|
76,4
|
78,2
|
80,8
|
82,2
|
83,0
|
81,4
|
Ожидаемая продолжительность здоровой жизни при рождении,
всего
|
n/a
|
n/a
|
56,2
|
55,0
|
57,6
|
56,5
|
Ожидаемая продолжительность здоровой жизни при рождении,
мужчины
|
n/a
|
n/a
|
54,2
|
53,8
|
55,5
|
54,9
|
Ожидаемая продолжительность здоровой жизни при рождении,
женщины
|
n/a
|
n/a
|
58,2
|
56,2
|
59,6
|
58,0
|
Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 65 лет,
мужчины
|
12,7
|
13,1
|
14,3
|
15,5
|
15,9
|
14,5
|
Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 65 лет,
женщины
|
17,1
|
18,1
|
19,5
|
20,7
|
21,1
|
19,6
|
Ожидаемая продолжительность здоровой жизни в возрасте
65 лет, мужчины
|
n/a
|
3,5
|
5,3
|
5,3
|
6,3
|
6,2
|
Ожидаемая продолжительность здоровой жизни в возрасте
65 лет, женщины
|
n/a
|
3,7
|
5,5
|
5,3
|
7,7
|
7,6
|
Смертность (стандартизованные коэффициенты
смертности на 100000 населения)
|
Ишемическая болезнь сердца
|
643,9
|
513,4
|
393,4
|
270
|
155,8
|
|
Инсульт
|
308,6
|
237,7
|
120,1
|
69,1
|
79,0
|
|
Злокачественные новообразования
|
301,6
|
302,8
|
292,6
|
299,1
|
265,3
|
|
Болезни органов дыхания
|
55,4
|
43,5
|
35,5
|
42,9
|
37,3
|
|
Диабет
|
11,1
|
19,7
|
12,7
|
10,7
|
24,4
|
|
Коэффициент младенческой смертности (на 1000 живорождений)
|
8,7
|
5,6
|
3,6
|
2,4
|
1,7
|
1,6
|
Коэффициент материнской смертности (на 100000 живорождений)
|
38,2
|
13,9
|
6,3
|
0,0
|
7,7
|
0,0
|
Факторы риска, влияющие на состояние здоровья,
2019 г. (стр. 11)
Тенденции текущих расходов на здравоохранение,
2005-2021 годы, отдельные годы (стр. 46)
|
2005
|
2010
|
2015
|
2020
|
2021
|
Текущие расходы на здравоохранение на душу населения
в международных долларах США (ППС)
|
838
|
1365
|
1938
|
2919
|
3202
|
Текущие расходы на здравоохранение в % от ВВП
|
5,3
|
6,6
|
6,6
|
7,6
|
7,5
|
Государственные расходы на здравоохранение в % от текущих
расходов на здравоохранение
|
74,5
|
75,4
|
74,7
|
77,1
|
76,4
|
Государственные расходы на здравоохранение на душу
населения в международных расчетах в долларах США (ППС)
|
627
|
1042
|
1448
|
2252
|
2513
|
Государственные расходы на здравоохранение в % от общих
государственных расходов
|
12,2
|
14,1
|
14,4
|
14,6
|
15,6
|
Государственные расходы на здравоохранение в % от ВВП
|
3,9
|
5,0
|
5,0
|
5,8
|
5,7
|
Выплаты из собственных средств в % от текущих расходов
на здравоохранение
|
23,0
|
22,8
|
23,7
|
21,4
|
21,9
|
Выплаты из собственных средств в % от частных расходов
на здравоохранение
|
90,2
|
92,9
|
93,7
|
93,6
|
92,9
|
Частное страхование в процентах от частных расходов
на здравоохранение
|
1,1
|
1,0
|
1,1
|
1,0
|
1,6
|
Тенденции в текущих расходах на здравоохранение
в процентах от ВВП в Эстонии и отдельных странах, 2005-2021
годы (или последние данные) (стр. 48)
|
Каждый обзор из серии "Системы здравоохранения:
время перемен" содержит всесторонний анализ системы здравоохранения
той или иной страны и ее реформ - как тех, которые уже реализуются,
так и находящихся в стадии разработки, Цель обзоров "Системы
здравоохранения: время перемен" заключается в том, чтобы предоставить
организаторам здравоохранения и аналитикам сравнительную информацию,
необходимую им для совершенствования систем здравоохранения в странах
Европы, Обзоры систем здравоохранения дают возможность:
- подробно изучить различные методы организации, финансирования
и предоставления медицинских услуг, а также роли основных участников
систем здравоохранения;
- описать организационную структуру, процессы подготовки и реализации
программ реформ здравоохранения и их содержание;
- обозначить наиболее важные проблемы в области здравоохранения,
а также те разделы, которые требуют более глубокого изучения;
- предоставить руководителям и аналитикам разных стран инструмент
для распространения сведений о системах здравоохранения и обмена
опытом по стратегии их реформ;
- помочь другим исследователям и разработчикам в проведении более
глубокого сравнительного анализа в сфере управления здравоохранением.
Составление обзоров сопряжено с рядом методологических
трудностей, Во многих странах информации о системах здравоохранения
и результатах их реформ относительно мало. Из-за отсутствия единой
базы данных количественные показатели приходится получать из разных
источников. И хотя методы и определения, касающиеся сбора данных,
могут несколько отличаться, в рамках каждой серии обзоров они обычно
согласуются между собой.
Наряду с преимуществами составление обзоров в едином
формате имеет и ряд недостатков, поскольку в разных странах системы
финансирования и предоставления медицинских услуг различны. Преимущества
же состоят в том, что единый формат позволяет проанализировать,
как одни и те же вопросы и проблемы решаются в разных странах. Обзоры
"Системы здравоохранения: время перемен" могут стать полезным
источником информации для тех, кто разрабатывает политику и стратегию
в области здравоохранения в своей стране. Кроме того, их можно использовать
для сравнительного анализа систем здравоохранения.
Данный обзор посвящен Эстонии. Система здравоохранения
Эстонии добилась значительных успехов в улучшении состояния здоровья
населения, но неравенство сохраняется. Неравенство в отношении здоровья
и различия в состоянии здоровья ярко выражены среди социально-экономических
групп, что подчеркивает необходимость дальнейшего улучшения интеграции
общественного здравоохранения и доступа к медицинской помощи. В
Эстонии существует централизованная система здравоохранения, поставщики
которой работают в соответствии с частным правом. Государственные
расходы на здравоохранение в Эстонии растут, при этом растет роль
государственных трансфертов.
CONTENTS
Preface
Acknowledgements
List of abbreviations
List of tables, figures and boxes
Abstract
Executive summary
1 Introduction
1.1 Geography and sociodemographics
1.2 Economic context
1.3 Political context
1.4 Health status
2 Organization and governance
2.1 Historical background
2.2 Organization
2.3 Decentralization and centralization
2.4 Planning
2.5 Intersectorality
2.6 Health information systems
2.7 Regulation
2.8 Person-centred care
3 Financing
3.1 Health expenditure
3.2 Sources of revenue and financial flows
3.3 Overview of the statutory financing system
3.4 Out-of-pocket payments
3.5 Voluntary health insurance
3.6 Other financing
3.7 Payment mechanisms
4 Physical and human resources
4.1 Physical resources
4.2 Human resources
5 Provision of services
5.1 Public health
5.2 Patient pathways
5.3 Primary care
5.4 Specialized care
5.5 Emergency care
5.6 Pharmaceutical care
5.7 Rehabilitation/intermediate care
5.8 Long-term care
5.9 Palliative care
5.10 Mental health care
5.11 Dental care
6 Principal health reforms
6.1 Analysis of recent reforms
6.2 Future developments
7 Assessment of the health system
7.1 Health system governance
7.2 Accessibility
7.3 Financial protection
7.4 Health care quality
7.5 Health system outcomes
7.6 Health system efficiency
8 Conclusion
9 Appendices
9.1 References
9.2 Main legislation and decrees
9.3 Useful websites
9.4 HiT methodology and production process
9.5 About the authors
|