Международные мигранты в Европейском союзе, 2021-2022 годы
|  | С 2012 года население ЕС-27 увеличивается только за счет миграционного прироста
|
 | Число въехавших на жительство в страны ЕС-27 вновь стало расти в 2021 году, превысив 2,2 миллиона человек
|
 | Среди въезжающих в страны ЕС доля граждан «третьих» стран, не входящих в состав союза, составляет около половины, среди выезжающих – около четверти
|
 | На начало 2022 года 4,6% населения ЕС-27 составляли граждане стран, не входящих в союз, 8,5% родились за его пределами
|
 | См. также Архив выпусков Европейского демографического барометра
|
Для цитирования: Щербакова Е.М.
Международные мигранты в Европейском союзе, 2021-2022 годы // Демоскоп
Weekly. 2023. № 997 - 998. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2023/0997/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
 |
Международные мигранты
в Европейском союзе, 2021-2022 годы
|
Рубрику ведет
|
 |
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
С 2012 года население ЕС-27 увеличивается только за
счет миграционного прироста
Международная миграция является одной из важнейших тем
для Европейского союза (ЕС-27[1]).
Международная миграция оказывает все более значимое влияние на формирование
численности и состава населения союза и его демографические перспективы.
С одной стороны, она создает новые возможности и стимулы для социально-экономического
развития, восполняя дефицит рабочей силы на рынках труда и повышая
разнообразие социальной жизни, с другой стороны, усиливает напряженность
в обществе, связанную с сосуществованием разнородных групп населения,
необходимостью выделения средств на поддержку значительного числа
ищущих убежище в ЕС и интеграции вновь прибывающих в европейское
сообщество.
Крайне велико значение международной миграции для воспроизводства
населения Европейского союза. До конца 1980-х годов рост численности
населения ЕС-27 обеспечивался, главным образом, естественным приростом,
превышением числа родившихся над числом умерших. Миграционный прирост,
складывающийся в результате превышения числа прибывших на постоянное
жительство в регион над числом выбывших из него[2],
играл меньшую роль в динамике численности населения ЕС. Величина
миграционного прироста не достигала и четверти от общего прироста
населения ЕС-27, в отдельные годы отмечалась и миграционная убыль,
которая отчасти могла быть связана со статистическими корректировками
по итогам переписей населения (рис. 1).
С конца 1980-х годов ситуация стала меняться - основным
фактором роста стал миграционный прирост. Впервые он превысил величину
естественного прироста в 1992 году (2,3 против 1,3‰). В 1992-2011
годах вклад миграционного прироста в общий прирост населения неизменно
составлял не менее 64%, а в 2003 году достиг 100% (при нулевом естественном
приросте). В 2012 году миграционный прирост полностью компенсировал
впервые зарегистрированную естественную убыль населения и обеспечил
небольшой прирост населения, став единственным фактором роста численности
населения ЕС-27. В 2014 году, как и в 2003 году сложился нулевой
естественный прирост, а с 2015 года естественная убыль только нарастала
(в 2022 году она составила, по предварительным оценкам, -2,8‰).
Более интенсивный миграционный прирост продолжал обеспечивать небольшой
рост населения ЕС-27 в эти годы, за исключением пандемийных 2020
и 2021 годов, когда интенсивность миграционного прироста снизалась,
а интенсивность естественной убыли возросла.
Миграционный прирост населения ЕС-27 начал заметно увеличиваться
со второй половины 1980-х годов. Его абсолютная величина возросла
с 40 тысяч человек в 1985 году до 966 тысяч человек в 1992 году
(с отклонениями от тренда в 1987, 1989 и 1991 годах), но затем стала
снижаться (во многом из-за ужесточения иммиграционного законодательства),
опустившись к 1998 году до 423 тысяч человек. Тенденция повышения,
хотя и с некоторыми отклонениями, возобновилась с конца 1990-х годов.
В течение шести лет - в 2002-2007 годах - величина миграционного
прироста населения ЕС-27 составляла от 1,1 до почти 1,6 миллиона
человека в год. В связи с финансово-экономическим кризисом она снизилась
в 2009 году до 476 тысяч человек (в два раза по сравнению с 2008
годом), но затем вновь стала расти, поднявшись в 2013 году до рекордной
отметки - 1518 тысячи человек. В 2014 году величина миграционного
прироста опять снизилась вдвое, но в 2015 году увеличилась до 1426
тысячи человек. После нового резкого снижения в 2016 году (883 тысячи
человек), объем чистой миграции увеличивался в 2017-2019 годах.
В 2019 году миграционный прирост составил, по оценке Евростата,
1410 тысяч человек, или 3,2 в расчете на 1000 человек постоянного
населения. Коэффициент общего прироста оказался ниже (2,1‰) из-за
естественной убыли населения.
В 2020 году миграционный прирост сократился до 835 тысяч
человек, в 2021 году немного повысился, составив 870 тысяч человек
(по 1,9‰). При заметно усилившейся естественной убыли это привело
к сокращению численности населения ЕС-27 (-0,6‰ в 2020 году, -0,8%
в 2021 году). В 2022 году миграционный прирост вырос в 4,6 раза
(3973 тысячи человек, или 8,9 на 1000 человек) за счет значительного
притока беженцев с Украины, получивших статус временной защиты в
одной из стран ЕС-27. Такой статус предоставляется на год, и в соответствии
с критериями места постоянного жительства[3]
его обладатели должны быть отнесены к постоянному населению, если
не покидали страну в течение года[4].
В итоге, за 1985-2022 годы совокупная величина миграционного
прироста населения ЕС-27 (с корректировками) составила более 33,8
миллиона человек, а совокупная величина естественного прироста за
тот же период (с учетом естественной убыли в 2012-2022 годы) – 4,7
миллиона человек, что в 7,2 раза меньше.

Рисунок 1. Чистая миграция*(тысяч человек) и
коэффициенты общего и миграционного прироста населения ЕС-27 (на
1000 человек постоянного населения), 1960-2022 годы
* Чистая (нетто) миграция (или миграционный прирост)
включает статистические корректировки
Источник: Eurostat. Population change – Demographic balance
and crude rates at national level [demo_gind] (Extracted on 29.08.23)
Тенденция динамики естественной убыли населения ЕС-27,
несмотря на некоторые колебания, устойчива и долговременна, как
и сложившаяся ранее в России. Естественная убыль, зафиксированная
в ЕС-27 в 2012-2013 и 2015-2022 годах, была вполне ожидаемой, она
давно прогнозировалась специалистами. В таких условиях миграция
приобретает решающую роль в изменении численности населения Европейского
союза и сохранит ее в долгосрочной перспективе.
По основному варианту прогноза Евростата 2023[5]
года рост численности населения ЕС-27 продолжится до 2026 года,
когда она превысит 453,3 миллиона человек. Это на 6,6 миллиона человек
больше, чем оценивалось на начало 2022 года. С 2026 года численность
населения ЕС-27 начнет постепенно сокращаться и к 2050 году уменьшится
до 448 миллионов человек, а к 2100 году - до 419 миллионов человек
(рис. 2). Этот вариант прогноза основан на достаточно благоприятных
гипотезах в отношении рождаемости, смертности и миграции.
Помимо базового прогноза были выполнены расчеты с заменой
одной из гипотез относительно рождаемости, смертности и миграции
(«тесты на чувствительность», степень влияния прогнозируемых показателей
на результаты прогноза), причем для миграции использовались дополнительно
три варианта прогноза[6].
При реализации гипотезы более низкой рождаемости снижение
численности населения ЕС-27 неизбежно уже в ближайшие годы даже
при базовом варианте довольно высокого миграционного прироста. После
увеличения до 452,1 миллиона человек к началу 2024 года население
начнет сокращаться и к концу века снизится до 354 миллионов человек,
что ниже уровня 1960 года (355 миллионов человек).
При реализации гипотезы более низкой смертности и базовом
варианте миграции численность населения ЕС-27 будет увеличиваться
до 2027 года, когда она достигнет 453,5 миллиона человек, но затем
будет также сокращаться – до 427 миллионов человек в конце века.
При отсутствии миграционного прироста («нулевая миграция»)
никакого роста населения уже в 2023 году не будет, а к концу прогнозного
периода население ЕС-27 сократится до 295 миллионов человек.
При реализации гипотезы более низкой миграции рост населения
будет сохраняться два года (до 451,8 миллиона человек на начало
2024 года), а затем начнется убыль населения, интенсивность которой
будет нарастать до 2060-х годов, а затем будет постепенно снижаться.
К 2100 году численность населения ЕС-27 снизится до 370 миллионов
человек.
Сохранение роста населения ЕС-27, да и то не во все
годы прогнозного периода, возможно только при реализации варианта
более высокой миграции. По этому варианту прогноза численность населения
ЕС-27 будет увеличиваться до 2052 года (до 467,3 миллиона человек),
а затем, после периода незначительной убыли в 2052-2068 годах, начиная
с 2069 года. К концу века она может увеличиться до 470 миллионов
человек, что всего на 23 миллиона человек больше, чем было в исходной
точке прогнозирования.
Таким образом, величина миграционного прироста будет
решающим фактором изменения численности ЕС-27 до конца нашего века.
При достаточно высоком миграционном приросте она может превысить
450 миллионов человек и оставаться относительно стабильной до конца
века.

Рисунок 2. Численность населения ЕС-27 по вариантам
прогноза Евростата, миллионов человек на начало 2022-2100 годов
Источник: Eurostat. Population on 1st January by age,
sex and type of projection [proj_23np] (Extracted on 07.06.23)
Возвращаясь к фактическим оценкам миграционного прироста,
стоит отметить, что в абсолютном выражении он был самым высоким
в 2022 году в Германии (1449 тысяч человек). Вдвое ниже миграционный
прирост населения Испании (696 тысяч человек), за которой следуют
Чехия (330), Нидерланды (223), Португалия (156), Франция[7]
(142), Италия (141), Бельгии (139), Австрия (137) и Ирландия (112).Из
стран Европейской Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) можно отметить
Швейцарию (66 тысяч человек) и Норвегию (58). Только в 2 странах
ЕС-27 в 2022 году сложилось отрицательное сальдо международной миграции
– Венгрии (-45 тысяч человек) и Греции (-1,7 тысячи человек).
Коэффициент миграционного прироста варьировался от -4,6‰
в Венгрии до 41‰ на Мальте (рис. 3). Помимо Мальты высоким миграционным
приростом населения в 2022 году выделяются Чехия (31‰). Эстония
(30‰), Литва (26%), Ирландия (22‰) и традиционно Люксембург (21‰),
а среди стран ЕАСТ – Исландия (26‰).
Коэффициент общего прироста населения составлял в 2022
году от -10‰ в Венгрии до 41‰ на Мальте. В Чехии, Ирландии, Эстонии
и Люксембурге он заметно ниже, чем на Мальте, но также очень высок
(около 24-29‰).

Рисунок 3. Чистая миграция*(тысяч человек) и
коэффициенты общего и миграционного прироста населения (на 1000
человек постоянного населения) по странам ЕС и ЕАСТ, 2022 год
* Чистая (нетто) миграция (или миграционный прирост)
включает статистические корректировки
Источник: Eurostat. Population change – Demographic balance
and crude rates at national level [demo_gind] (Extracted on 29.08.23)
[1] С 1 февраля 2020 года
число членов Европейского союза сократилось до 27 после выхода из
его состава Великобритании. В Европейский союз современного состава
(ЕС-27 с 2020 года) входят следующие страны: Австрия, Бельгия, Болгария,
Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр,
Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия,
Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия,
Швеция и Эстония.
После каждого изменения состава союза демографические показатели
для ЕС в целом пересчитываются ретроспективно, как если бы он существовал
в таком составе и раньше. Глубина пересчетов зависит от наличия
данных надлежащего качества по всем странам. Если данные по каким-то
странам отсутствуют и оценка невозможна, значение показателя для
ЕС в целом не рассчитывается. Определенные коррективы в демографические
показатели вносятся по мере поступления новых данных.
[2] Оценки миграционного прироста,
публикуемые статистической службой ЕС (Евростатом), включают статистические
корректировки численности населения по данным переписей и регистров
населения, которые не могут быть отнесены к числам родившихся, умерших,
прибывших или выбывших.
[3] К постоянным жителям относят
тех, кто проживает в своем обычном месте жительства (где проводит
свой ежедневный отдых, не считая периодов поездок в отпуск, командировку,
паломничество) не менее 12 месяцев до рассматриваемого (отчетного)
момента времени, и тех, кто прибыл к своему обычному месту жительства
в течение последних 12 месяцев, предшествующих рассматриваемому
(отчетному) моменту времени, с намерением проживать в нём, по крайней
мере, год.
[4] Эта группа населения отличается
высокой мобильностью - кто-то возвращается на Украину и остается
там, кто-то вновь приезжает в одну из стран Европейского союза.
В январе 2023 года Евростат представил подробное разъяснение критериев
включения/ исключения лиц, получивших статус временной защиты, в
численность постоянного населения и демографических событий, происходящих
с ними, - в демографическую статистику (учет рождений, смертей,
заключения или расторжения браков) и статистику международной миграции
(учет прибытий и выбытий). – См. Methodological note. Guidance on
the inclusion of refugees from Ukraine who benefit from temporary
protection in the EU in the usually resident population/ Methodological
note. - Eurostat, directorate f unit f2 — population and migration,
16 january 2023.
[5] EU’s population projected
to drop by 6% by 2100/ News articles 30 March 2023 - https://ec.europa.eu/eurostat/web/products-eurostat-news/w/ddn-20230330-1
[6] Гипотезы и результаты прогнозных
расчетов Евростата 2023 года уже рассматривались в одном из выпусков
Демографического барометра - http://demoscope.ru/weekly/2023/0991/barom01.php
. Здесь для справки отметим, что прогнозные расчеты велись по шести
вариантам прогноза:
- основной или базовый вариант на основе разработанных прогнозных
гипотез относительно рождаемости, смертности и миграции;
- вариант нулевой миграции, показывающий, каким будет население
при отсутствии миграционного прироста (равном нулю) на протяжении
каждого года прогнозного периода;
- вариант более низкой миграции, показывающий, каким будет население,
если чистая миграция будет на 33% меньше, чем в базовом варианте,
каждый год на протяжении всего периода прогноза;
- вариант более высокой миграции, показывающий, каким будет население,
если чистая миграция будет на 33% больше, чем в базовом варианте,
каждый год на протяжении всего периода прогноза;
- вариант более низкой рождаемости, показывающий, каким будет население,
если коэффициенты рождаемости будут на 20% ниже, чем в базовом варианте,
каждый год на протяжении всего периода прогноза;
- вариант более низкой смертности, показывающий, каким будет население,
если вероятности умереть будут на столько ниже, чем в базовом варианте,
что ожидаемая продолжительность жизни при рождении к 2070 году будет
на 2 года больше, чем в базовом варианте.
[7] Здесь и далее, если не
оговорено иное, данные приводятся по Франции с заморскими территориями.
|