| 
 | Преступность в России, 2022 год |   |  | В 2022 году число преступлений, зарегистрированных в России, сократилось на 1,9%, число погибших в результате преступных посягательств - на 9,1%
  |   |  | В 2022 году число преступлений против личности сократилось на 5,5%, число преступлений против собственности - на 2,2%
  |   |  | Число пострадавших в ДТП продолжает сокращаться: число погибших снизилось на 4,7%, число раненых – на 4,9%
  |   |  | В 2022 году выявлено 819 тысяч человек, совершивших преступления
  |   |  | В 2022 году по приговорам судов, вступившим в законную силу, осуждено около 579 тысяч человек
  |   |  | В местах лишения свободы по состоянию на 1 января 2023 года содержалось 433 тысячи человек
  |   |  | См. также Архив выпусков Российского демографического барометра
  |  Для цитирования: Щербакова Е.М. 
              Преступность в России, 2022 год // Демоскоп Weekly. 2023. № 987-988. 
              URL: http://demoscope.ru/weekly/2023/0987/barom01.php
 
               
                | 
 |   
                | Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: |   
                |  |   
                | 
 |   
                |  |   
                |  |  | 
               
                |  | Преступность в России, 
                    2022 год | 
                     
                      | Рубрику ведет |   
                      |  |   
                      | Екатерина ЩЕРБАКОВА
 |  |  Число пострадавших в ДТП продолжает сокращаться: число 
              погибших снизилось на 4,7%, число раненых - на 4,9% Число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших 
              в них людей устойчиво снижается, но, тем не менее, остается одной 
              из серьезных социально-экономических и демографических проблем России. 
              Число пострадавших (погибших и раненых) в ДТП  
              [10]  резко возросло в России во второй половине 1980-х годов, 
              увеличившись со 166 тысяч человек в 1980 году до 252 тысяч в 1992 
              году, а затем, после снижения в 1992-1997 годах, – почти до 326 
              тысяч человек в 2007 году. В 2008-2010 годах оно заметно сократилось 
              (277 тысяч человек в 2010 году), но в 2011-2012 годы вновь несколько 
              увеличилось (287 тысяч человек в 2012 году). С 2013 года число пострадавших 
              в ДТП устойчиво снижается, опустившись в 2022 году до 174 тысяч 
              человек. Это на 4,9% меньше, чем в 2021 году, и на 47% меньше, чем 
              в 2007 году.   В 2007 году, на который пришлось наибольшее число пострадавших 
              в происшествиях с транспортными средствами, число зарегистрированных 
              ДТП возросло до 233,8 тысячи, что на 48% больше, чем в 2000 году 
              (157,6 тысячи). Начиная с 2008 года, оно довольно быстро сокращается 
              (за исключением 2011-2013 годов), снизившись до 126,7 тысячи ДТП 
              в 2022 году, что на 5,0% меньше, чем в 2021 году, и на 46% меньше, 
              чем в 2007 году.   Автомобилизация населения, резко ускорившаяся в 1990-е 
              годы, сопровождалась ростом доли ДТП, произошедших по вине водителей-владельцев 
              индивидуальных транспортных средств[11]: 
              в 1995 году она составляла 52%, в 2000 году возросла до 59%, в 2005 
              году – до 67%, а в 2016-2022 годы составляла порядка 76%.   В последние годы вновь несколько возросла доля ДТП, 
              произошедших по вине водителей индивидуальных транспортных средств, 
              находившихся в состоянии алкогольного опьянения: В 2020 году она 
              составила 9,6% от общего числа ДТП против 5,6% в 2010 году. В 2021 
              году она снизилась до 8,4%, а в 2022 году – до 7,6%.   Наиболее частыми ДТП являются столкновения транспортных 
              средств (44,1% в 2022 году), менее частыми – с наездом на пешеходов 
              (27,3%), на препятствие (4,9%), велосипедиста (3,7%), стоящее транспортное 
              средство (3,0%), при опрокидывании транспортных средств (2,4%) или 
              съездах с дорог (10,9%)[12],. 
              Число погибших в ДТП быстро росло во второй половине 
              1980-х – начале 1990-х годов, увеличившись с 22,7 тысячи человек 
              в 1985 году до 37,5 тысячи человек в 1991 году и 37,1 тысячи человек 
              в 1993 году. После непродолжительного снижения - до 27,7 тысячи 
              человек в 1997 году, - оно вновь стало расти, увеличившись до 35,6 
              тысячи в 2003 году (рис. 6). По данным учета умерших по причинам 
              смерти (демографической статистики), в том же 2003 году от всех 
              видов транспортных травм умерло 43,4 тысячи человек (30 на 100 тысяч 
              человек). Начиная с 2004 года, число погибших в ДТП сокращалось, 
              исключение составили 2007 и 2011-2012 годы.   Число раненых быстро росло в 2000-2007 годах, и в 2007 
              году оно превысило 292,2 тысячи человек. Начиная с 2008 года, преобладает 
              тенденция снижения, прерывавшаяся только в 2011-2012 годы.   По данным Госавтоинспекции России[13], 
              на автомобильных дорогах и улицах за январь-декабрь 2022 года погибли 
              14,2 тысячи человек (-4,7% по сравнению с аналогичными данными за 
              январь-декабрь 2021 года), 159,6 тысячи человек (-4,9%) ранены в 
              дорожно-транспортных происшествиях. Доля погибших по вине водителей 
              (из-за нарушения ими правил дорожного движения) транспортных средств, 
              находящихся в собственности физических лиц, составила в 2022 году 
              74%, раненых – 78%.   Данные учета умерших по причинам смерти, в том числе 
              от всех видов транспортных несчастных случаев и ДТП, за 2022 год 
              пока не опубликованы Росстатом.   
   Рисунок 6. Численность пострадавших в 
              дорожно-транспортных происшествиях, 1980, 1985, 1990-2022 годы, тысяч человек
   * 2015-2022 годы - по вине водителей (из-за нарушения 
              ими правил дорожного движения) транспортных средств, находящихся 
              в собственности физических лиц    Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число 
              самих ДТП, в которых были пострадавшие. Это означает, что тяжесть 
              («летальность») дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась 
              (рис. 7). Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 
              расчете на 1000 ДТП сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001 
              годах и 133 в 2010 году. В 2011 году оно несколько увеличилось, 
              составив 140 на 1000 ДТП, а затем снижение возобновилось, с небольшими 
              отклонениями от тренда в 2014 году, - до 103 на 1000 ДТП в 2019 
              году. В последние три года оно вновь немного повысилось, составив 
              111 погибших на 1000 ДТП в 2020 году и 112 в 2021-2022 годах.   Что касается раненых в ДТП, оно устойчиво возрастало 
              до 2013 года (исключение составил только 2008 год), увеличившись 
              с 1099 на 1000 зарегистрированных ДТП в 1995 году до 1270 в 2012 
              году. В дальнейшем оно постепенно снижалось, опустившись до 1257 
              на 1000 ДТП в 2015 году, но затем вновь стало расти, увеличившись 
              до 1283 на 1000 ДТП в 2019 году. В 2020 году оно снизилось до 1262 
              раненых на 1000 ДТП, в 2021 году – до 1259 на 1000 ДТП, а в 2022 
              году составило 1260 на 1000 ДТП. В целом, можно говорить об относительной 
              стабилизации на уровне около 1260 раненых в расчете на 1000 ДТП. 
              Снижение «летальности» ДТП и стабилизация числа раненых 
              в ДТП в определенной степени были связаны с обновлением и изменением 
              парка автомобилей, среди которых до введения санкций росла доля 
              более безопасных современных машин. Немалую роль играет и улучшение 
              дорожной инфраструктуры. Однако в целом по России доля ДТП, совершению 
              которых сопутствовали неудовлетворительные условия содержания улично-дорожной 
              сети[14], высока 
              и еще недавно она увеличивалась, составив 40% в 2017 году и 41% 
              в 2016 году против 21% в 2010-2012 годах. В 2019 году доля таких 
              ДТП сократилась до 33%, а после небольшого повышения в 2020-2021 
              годах (до 34%) - до 30,5% в 2022 году.   
   Рисунок 7. Число погибших и раненых на 
              1000 дорожно-транспортных происшествий, 1995, 2000-2022 годы  
                 Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий 
              и пострадавших в них заметно различается по регионам России.   В 2022 году число зарегистрированных ДТП в расчете 
              на 100 тысяч человек постоянного населения [15] 
              составило в целом по стране 86, варьируясь от 13 в Чеченской Республике 
              до 175 в Республике Алтай (рис. 8). Еще в 4 регионах оно превышало 
              140 ДТП на 100 тысяч человек – Тюменской области без автономных 
              округов (152), Амурской области (150), Республике Калмыкии (148) 
              и Нижегородской области (141). Только в 8 регионах-субъектах федерации 
              число ДТП не превышало 50 на 100 тысяч человек (помимо Чечни, в 
              Чукотском и Ненецком автономных округах, Ингушетии и Дагестане, 
              Томской, Московской и Брянской областях).   При низком относительном числе зарегистрированных ДТП 
              их тяжесть нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах, 
              где их больше в расчете на 100 тысяч населения. Так, число погибших 
              в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло в 
              2022 году от 34 в Санкт-Петербурге, 39 в Москве и 52 в Севастополе 
              до 296 в Чеченской Республике. Несколько ниже соотношение числа 
              погибших и числа дорожно-транспортных происшествий в республиках 
              Ингушетия (260), Дагестан (225), Тыва (200), Кабардино-Балкария 
              (197) и Забайкальском крае (214). В остальных регионах оно не достигало 
              186 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими. В половине регионов - 
              субъектов федерации это соотношение в 2022 году превышало 118 погибших 
              на 1000 ДТП с пострадавшими, варьируясь в центральной половине регионов 
              от 101 до 142 погибших на 1000 ДТП.   
   Рисунок 8. Число дорожно-транспортных 
              происшествий и численность пострадавших в них по регионам – субъектам 
              Российской Федерации, 2022 год     Список регионов 
               
 [10] Дорожно-транспортное 
              происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге 
              транспортного средства и с его участием, при котором погибли или 
              ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения, 
              либо причинен иной материальный ущерб. В статистический показатель, 
              характеризующий ДТП, включаются сведения только о тех ДТП, в которых 
              погибли или были ранены люди. Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, 
              либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток, 
              в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации 
              от 19.11.2008 года № 859 «О внесении изменений в Правила учета ДТП» 
              (до 2009 г. - в течение 7 суток). Раненый - лицо, получившее в месте 
              ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок 
              не менее суток, либо необходимость амбулаторного лечения.
 [11] С 2015 года 
              - по вине водителей транспортных средств, находящихся в собственности 
              физических лиц.
 [12] Госавтоинспекция. 
              Показатели состояния безопасности дорожного движения. Раздел 5. 
              Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие по видам ДТП, январь 
              - декабрь 2022. -  http://stat.gibdd.ru/ 
               (Дата обращения: 10 мая 2023).
 [13] Госавтоинспекция. 
              Показатели состояния безопасности дорожного движения. Дорожно-транспортные 
              происшествия, январь - декабрь 2022. - http://stat.gibdd.ru/ 
              (Дата обращения: 10 мая 2023).
 [14] На месте ДТП 
              зафиксированы нарушения обязательных требований к эксплуатационному 
              состоянию автомобильных дорог и железнодорожных переездов по условиям 
              обеспечения безопасности дорожного движения.
 [15] Для расчета 
              использовались данные Госавтоинспекции России и оценка численности 
              населения в среднем за 2022 год с учетом итогов ВПН-2020.
  
              
             |