Преступность в России, 2022 год
| | В 2022 году число преступлений, зарегистрированных в России, сократилось на 1,9%, число погибших в результате преступных посягательств - на 9,1%
|
| В 2022 году число преступлений против личности сократилось на 5,5%, число преступлений против собственности - на 2,2%
|
| Число пострадавших в ДТП продолжает сокращаться: число погибших снизилось на 4,7%, число раненых – на 4,9%
|
| В 2022 году выявлено 819 тысяч человек, совершивших преступления
|
| В 2022 году по приговорам судов, вступившим в законную силу, осуждено около 579 тысяч человек
|
| В местах лишения свободы по состоянию на 1 января 2023 года содержалось 433 тысячи человек
|
| См. также Архив выпусков Российского демографического барометра
|
Для цитирования: Щербакова Е.М.
Преступность в России, 2022 год // Демоскоп Weekly. 2023. № 987-988.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2023/0987/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Преступность в России,
2022 год
|
Рубрику ведет
|
|
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
Число пострадавших в ДТП продолжает сокращаться: число
погибших снизилось на 4,7%, число раненых - на 4,9%
Число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших
в них людей устойчиво снижается, но, тем не менее, остается одной
из серьезных социально-экономических и демографических проблем России.
Число пострадавших (погибших и раненых) в ДТП
[10] резко возросло в России во второй половине 1980-х годов,
увеличившись со 166 тысяч человек в 1980 году до 252 тысяч в 1992
году, а затем, после снижения в 1992-1997 годах, – почти до 326
тысяч человек в 2007 году. В 2008-2010 годах оно заметно сократилось
(277 тысяч человек в 2010 году), но в 2011-2012 годы вновь несколько
увеличилось (287 тысяч человек в 2012 году). С 2013 года число пострадавших
в ДТП устойчиво снижается, опустившись в 2022 году до 174 тысяч
человек. Это на 4,9% меньше, чем в 2021 году, и на 47% меньше, чем
в 2007 году.
В 2007 году, на который пришлось наибольшее число пострадавших
в происшествиях с транспортными средствами, число зарегистрированных
ДТП возросло до 233,8 тысячи, что на 48% больше, чем в 2000 году
(157,6 тысячи). Начиная с 2008 года, оно довольно быстро сокращается
(за исключением 2011-2013 годов), снизившись до 126,7 тысячи ДТП
в 2022 году, что на 5,0% меньше, чем в 2021 году, и на 46% меньше,
чем в 2007 году.
Автомобилизация населения, резко ускорившаяся в 1990-е
годы, сопровождалась ростом доли ДТП, произошедших по вине водителей-владельцев
индивидуальных транспортных средств[11]:
в 1995 году она составляла 52%, в 2000 году возросла до 59%, в 2005
году – до 67%, а в 2016-2022 годы составляла порядка 76%.
В последние годы вновь несколько возросла доля ДТП,
произошедших по вине водителей индивидуальных транспортных средств,
находившихся в состоянии алкогольного опьянения: В 2020 году она
составила 9,6% от общего числа ДТП против 5,6% в 2010 году. В 2021
году она снизилась до 8,4%, а в 2022 году – до 7,6%.
Наиболее частыми ДТП являются столкновения транспортных
средств (44,1% в 2022 году), менее частыми – с наездом на пешеходов
(27,3%), на препятствие (4,9%), велосипедиста (3,7%), стоящее транспортное
средство (3,0%), при опрокидывании транспортных средств (2,4%) или
съездах с дорог (10,9%)[12],.
Число погибших в ДТП быстро росло во второй половине
1980-х – начале 1990-х годов, увеличившись с 22,7 тысячи человек
в 1985 году до 37,5 тысячи человек в 1991 году и 37,1 тысячи человек
в 1993 году. После непродолжительного снижения - до 27,7 тысячи
человек в 1997 году, - оно вновь стало расти, увеличившись до 35,6
тысячи в 2003 году (рис. 6). По данным учета умерших по причинам
смерти (демографической статистики), в том же 2003 году от всех
видов транспортных травм умерло 43,4 тысячи человек (30 на 100 тысяч
человек). Начиная с 2004 года, число погибших в ДТП сокращалось,
исключение составили 2007 и 2011-2012 годы.
Число раненых быстро росло в 2000-2007 годах, и в 2007
году оно превысило 292,2 тысячи человек. Начиная с 2008 года, преобладает
тенденция снижения, прерывавшаяся только в 2011-2012 годы.
По данным Госавтоинспекции России[13],
на автомобильных дорогах и улицах за январь-декабрь 2022 года погибли
14,2 тысячи человек (-4,7% по сравнению с аналогичными данными за
январь-декабрь 2021 года), 159,6 тысячи человек (-4,9%) ранены в
дорожно-транспортных происшествиях. Доля погибших по вине водителей
(из-за нарушения ими правил дорожного движения) транспортных средств,
находящихся в собственности физических лиц, составила в 2022 году
74%, раненых – 78%.
Данные учета умерших по причинам смерти, в том числе
от всех видов транспортных несчастных случаев и ДТП, за 2022 год
пока не опубликованы Росстатом.
Рисунок 6. Численность пострадавших в
дорожно-транспортных происшествиях,
1980, 1985, 1990-2022 годы, тысяч человек
* 2015-2022 годы - по вине водителей (из-за нарушения
ими правил дорожного движения) транспортных средств, находящихся
в собственности физических лиц
Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число
самих ДТП, в которых были пострадавшие. Это означает, что тяжесть
(«летальность») дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась
(рис. 7). Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в
расчете на 1000 ДТП сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001
годах и 133 в 2010 году. В 2011 году оно несколько увеличилось,
составив 140 на 1000 ДТП, а затем снижение возобновилось, с небольшими
отклонениями от тренда в 2014 году, - до 103 на 1000 ДТП в 2019
году. В последние три года оно вновь немного повысилось, составив
111 погибших на 1000 ДТП в 2020 году и 112 в 2021-2022 годах.
Что касается раненых в ДТП, оно устойчиво возрастало
до 2013 года (исключение составил только 2008 год), увеличившись
с 1099 на 1000 зарегистрированных ДТП в 1995 году до 1270 в 2012
году. В дальнейшем оно постепенно снижалось, опустившись до 1257
на 1000 ДТП в 2015 году, но затем вновь стало расти, увеличившись
до 1283 на 1000 ДТП в 2019 году. В 2020 году оно снизилось до 1262
раненых на 1000 ДТП, в 2021 году – до 1259 на 1000 ДТП, а в 2022
году составило 1260 на 1000 ДТП. В целом, можно говорить об относительной
стабилизации на уровне около 1260 раненых в расчете на 1000 ДТП.
Снижение «летальности» ДТП и стабилизация числа раненых
в ДТП в определенной степени были связаны с обновлением и изменением
парка автомобилей, среди которых до введения санкций росла доля
более безопасных современных машин. Немалую роль играет и улучшение
дорожной инфраструктуры. Однако в целом по России доля ДТП, совершению
которых сопутствовали неудовлетворительные условия содержания улично-дорожной
сети[14], высока
и еще недавно она увеличивалась, составив 40% в 2017 году и 41%
в 2016 году против 21% в 2010-2012 годах. В 2019 году доля таких
ДТП сократилась до 33%, а после небольшого повышения в 2020-2021
годах (до 34%) - до 30,5% в 2022 году.
Рисунок 7. Число погибших и раненых на
1000 дорожно-транспортных происшествий, 1995, 2000-2022 годы
Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий
и пострадавших в них заметно различается по регионам России.
В 2022 году число зарегистрированных ДТП в расчете
на 100 тысяч человек постоянного населения [15]
составило в целом по стране 86, варьируясь от 13 в Чеченской Республике
до 175 в Республике Алтай (рис. 8). Еще в 4 регионах оно превышало
140 ДТП на 100 тысяч человек – Тюменской области без автономных
округов (152), Амурской области (150), Республике Калмыкии (148)
и Нижегородской области (141). Только в 8 регионах-субъектах федерации
число ДТП не превышало 50 на 100 тысяч человек (помимо Чечни, в
Чукотском и Ненецком автономных округах, Ингушетии и Дагестане,
Томской, Московской и Брянской областях).
При низком относительном числе зарегистрированных ДТП
их тяжесть нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах,
где их больше в расчете на 100 тысяч населения. Так, число погибших
в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло в
2022 году от 34 в Санкт-Петербурге, 39 в Москве и 52 в Севастополе
до 296 в Чеченской Республике. Несколько ниже соотношение числа
погибших и числа дорожно-транспортных происшествий в республиках
Ингушетия (260), Дагестан (225), Тыва (200), Кабардино-Балкария
(197) и Забайкальском крае (214). В остальных регионах оно не достигало
186 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими. В половине регионов -
субъектов федерации это соотношение в 2022 году превышало 118 погибших
на 1000 ДТП с пострадавшими, варьируясь в центральной половине регионов
от 101 до 142 погибших на 1000 ДТП.
Рисунок 8. Число дорожно-транспортных
происшествий и численность пострадавших в них по регионам – субъектам
Российской Федерации, 2022 год
Список регионов
[10] Дорожно-транспортное
происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге
транспортного средства и с его участием, при котором погибли или
ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения,
либо причинен иной материальный ущерб. В статистический показатель,
характеризующий ДТП, включаются сведения только о тех ДТП, в которых
погибли или были ранены люди.
Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия,
либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток,
в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 19.11.2008 года № 859 «О внесении изменений в Правила учета ДТП»
(до 2009 г. - в течение 7 суток). Раненый - лицо, получившее в месте
ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок
не менее суток, либо необходимость амбулаторного лечения.
[11] С 2015 года
- по вине водителей транспортных средств, находящихся в собственности
физических лиц.
[12] Госавтоинспекция.
Показатели состояния безопасности дорожного движения. Раздел 5.
Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие по видам ДТП, январь
- декабрь 2022. - http://stat.gibdd.ru/
(Дата обращения: 10 мая 2023).
[13] Госавтоинспекция.
Показатели состояния безопасности дорожного движения. Дорожно-транспортные
происшествия, январь - декабрь 2022. - http://stat.gibdd.ru/
(Дата обращения: 10 мая 2023).
[14] На месте ДТП
зафиксированы нарушения обязательных требований к эксплуатационному
состоянию автомобильных дорог и железнодорожных переездов по условиям
обеспечения безопасности дорожного движения.
[15] Для расчета
использовались данные Госавтоинспекции России и оценка численности
населения в среднем за 2022 год с учетом итогов ВПН-2020.
|