Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 987 - 988
16 мая - 29 мая 2023

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Российский демографический барометр 
Преступность в России, 2022 год

В 2022 году число преступлений, зарегистрированных в России, сократилось на 1,9%, число погибших в результате преступных посягательств - на 9,1%

В 2022 году число преступлений против личности сократилось на 5,5%, число преступлений против собственности - на 2,2%

Число пострадавших в ДТП продолжает сокращаться: число погибших снизилось на 4,7%, число раненых – на 4,9%

В 2022 году выявлено 819 тысяч человек, совершивших преступления

В 2022 году по приговорам судов, вступившим в законную силу, осуждено около 579 тысяч человек

В местах лишения свободы по состоянию на 1 января 2023 года содержалось 433 тысячи человек

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Преступность в России, 2022 год // Демоскоп Weekly. 2023. № 987-988. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2023/0987/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Преступность в России, 2022 год

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

Число пострадавших в ДТП продолжает сокращаться: число погибших снизилось на 4,7%, число раненых - на 4,9%

Число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших в них людей устойчиво снижается, но, тем не менее, остается одной из серьезных социально-экономических и демографических проблем России.

Число пострадавших (погибших и раненых) в ДТП [10] резко возросло в России во второй половине 1980-х годов, увеличившись со 166 тысяч человек в 1980 году до 252 тысяч в 1992 году, а затем, после снижения в 1992-1997 годах, – почти до 326 тысяч человек в 2007 году. В 2008-2010 годах оно заметно сократилось (277 тысяч человек в 2010 году), но в 2011-2012 годы вновь несколько увеличилось (287 тысяч человек в 2012 году). С 2013 года число пострадавших в ДТП устойчиво снижается, опустившись в 2022 году до 174 тысяч человек. Это на 4,9% меньше, чем в 2021 году, и на 47% меньше, чем в 2007 году.

В 2007 году, на который пришлось наибольшее число пострадавших в происшествиях с транспортными средствами, число зарегистрированных ДТП возросло до 233,8 тысячи, что на 48% больше, чем в 2000 году (157,6 тысячи). Начиная с 2008 года, оно довольно быстро сокращается (за исключением 2011-2013 годов), снизившись до 126,7 тысячи ДТП в 2022 году, что на 5,0% меньше, чем в 2021 году, и на 46% меньше, чем в 2007 году.

Автомобилизация населения, резко ускорившаяся в 1990-е годы, сопровождалась ростом доли ДТП, произошедших по вине водителей-владельцев индивидуальных транспортных средств[11]: в 1995 году она составляла 52%, в 2000 году возросла до 59%, в 2005 году – до 67%, а в 2016-2022 годы составляла порядка 76%.

В последние годы вновь несколько возросла доля ДТП, произошедших по вине водителей индивидуальных транспортных средств, находившихся в состоянии алкогольного опьянения: В 2020 году она составила 9,6% от общего числа ДТП против 5,6% в 2010 году. В 2021 году она снизилась до 8,4%, а в 2022 году – до 7,6%.

Наиболее частыми ДТП являются столкновения транспортных средств (44,1% в 2022 году), менее частыми – с наездом на пешеходов (27,3%), на препятствие (4,9%), велосипедиста (3,7%), стоящее транспортное средство (3,0%), при опрокидывании транспортных средств (2,4%) или съездах с дорог (10,9%)[12],.

Число погибших в ДТП быстро росло во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов, увеличившись с 22,7 тысячи человек в 1985 году до 37,5 тысячи человек в 1991 году и 37,1 тысячи человек в 1993 году. После непродолжительного снижения - до 27,7 тысячи человек в 1997 году, - оно вновь стало расти, увеличившись до 35,6 тысячи в 2003 году (рис. 6). По данным учета умерших по причинам смерти (демографической статистики), в том же 2003 году от всех видов транспортных травм умерло 43,4 тысячи человек (30 на 100 тысяч человек). Начиная с 2004 года, число погибших в ДТП сокращалось, исключение составили 2007 и 2011-2012 годы.

Число раненых быстро росло в 2000-2007 годах, и в 2007 году оно превысило 292,2 тысячи человек. Начиная с 2008 года, преобладает тенденция снижения, прерывавшаяся только в 2011-2012 годы.

По данным Госавтоинспекции России[13], на автомобильных дорогах и улицах за январь-декабрь 2022 года погибли 14,2 тысячи человек (-4,7% по сравнению с аналогичными данными за январь-декабрь 2021 года), 159,6 тысячи человек (-4,9%) ранены в дорожно-транспортных происшествиях. Доля погибших по вине водителей (из-за нарушения ими правил дорожного движения) транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц, составила в 2022 году 74%, раненых – 78%.

Данные учета умерших по причинам смерти, в том числе от всех видов транспортных несчастных случаев и ДТП, за 2022 год пока не опубликованы Росстатом.

Рисунок 6. Численность пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях,
1980, 1985, 1990-2022 годы, тысяч человек

* 2015-2022 годы - по вине водителей (из-за нарушения ими правил дорожного движения) транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц

Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число самих ДТП, в которых были пострадавшие. Это означает, что тяжесть («летальность») дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась (рис. 7). Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001 годах и 133 в 2010 году. В 2011 году оно несколько увеличилось, составив 140 на 1000 ДТП, а затем снижение возобновилось, с небольшими отклонениями от тренда в 2014 году, - до 103 на 1000 ДТП в 2019 году. В последние три года оно вновь немного повысилось, составив 111 погибших на 1000 ДТП в 2020 году и 112 в 2021-2022 годах.

Что касается раненых в ДТП, оно устойчиво возрастало до 2013 года (исключение составил только 2008 год), увеличившись с 1099 на 1000 зарегистрированных ДТП в 1995 году до 1270 в 2012 году. В дальнейшем оно постепенно снижалось, опустившись до 1257 на 1000 ДТП в 2015 году, но затем вновь стало расти, увеличившись до 1283 на 1000 ДТП в 2019 году. В 2020 году оно снизилось до 1262 раненых на 1000 ДТП, в 2021 году – до 1259 на 1000 ДТП, а в 2022 году составило 1260 на 1000 ДТП. В целом, можно говорить об относительной стабилизации на уровне около 1260 раненых в расчете на 1000 ДТП.

Снижение «летальности» ДТП и стабилизация числа раненых в ДТП в определенной степени были связаны с обновлением и изменением парка автомобилей, среди которых до введения санкций росла доля более безопасных современных машин. Немалую роль играет и улучшение дорожной инфраструктуры. Однако в целом по России доля ДТП, совершению которых сопутствовали неудовлетворительные условия содержания улично-дорожной сети[14], высока и еще недавно она увеличивалась, составив 40% в 2017 году и 41% в 2016 году против 21% в 2010-2012 годах. В 2019 году доля таких ДТП сократилась до 33%, а после небольшого повышения в 2020-2021 годах (до 34%) - до 30,5% в 2022 году.

Рисунок 7. Число погибших и раненых на 1000 дорожно-транспортных происшествий, 1995, 2000-2022 годы

Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них заметно различается по регионам России.

В 2022 году число зарегистрированных ДТП в расчете на 100 тысяч человек постоянного населения [15] составило в целом по стране 86, варьируясь от 13 в Чеченской Республике до 175 в Республике Алтай (рис. 8). Еще в 4 регионах оно превышало 140 ДТП на 100 тысяч человек – Тюменской области без автономных округов (152), Амурской области (150), Республике Калмыкии (148) и Нижегородской области (141). Только в 8 регионах-субъектах федерации число ДТП не превышало 50 на 100 тысяч человек (помимо Чечни, в Чукотском и Ненецком автономных округах, Ингушетии и Дагестане, Томской, Московской и Брянской областях).

При низком относительном числе зарегистрированных ДТП их тяжесть нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах, где их больше в расчете на 100 тысяч населения. Так, число погибших в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло в 2022 году от 34 в Санкт-Петербурге, 39 в Москве и 52 в Севастополе до 296 в Чеченской Республике. Несколько ниже соотношение числа погибших и числа дорожно-транспортных происшествий в республиках Ингушетия (260), Дагестан (225), Тыва (200), Кабардино-Балкария (197) и Забайкальском крае (214). В остальных регионах оно не достигало 186 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими. В половине регионов - субъектов федерации это соотношение в 2022 году превышало 118 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими, варьируясь в центральной половине регионов от 101 до 142 погибших на 1000 ДТП.

Рисунок 8. Число дорожно-транспортных происшествий и численность пострадавших в них по регионам – субъектам Российской Федерации, 2022 год

Список регионов


[10] Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо причинен иной материальный ущерб. В статистический показатель, характеризующий ДТП, включаются сведения только о тех ДТП, в которых погибли или были ранены люди.
Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 года № 859 «О внесении изменений в Правила учета ДТП» (до 2009 г. - в течение 7 суток). Раненый - лицо, получившее в месте ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее суток, либо необходимость амбулаторного лечения.
[11] С 2015 года - по вине водителей транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц.
[12] Госавтоинспекция. Показатели состояния безопасности дорожного движения. Раздел 5. Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие по видам ДТП, январь - декабрь 2022. - http://stat.gibdd.ru/ (Дата обращения: 10 мая 2023).
[13] Госавтоинспекция. Показатели состояния безопасности дорожного движения. Дорожно-транспортные происшествия, январь - декабрь 2022. - http://stat.gibdd.ru/ (Дата обращения: 10 мая 2023).
[14] На месте ДТП зафиксированы нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и железнодорожных переездов по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
[15] Для расчета использовались данные Госавтоинспекции России и оценка численности населения в среднем за 2022 год с учетом итогов ВПН-2020.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.