Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 977 - 978
28 февраля - 13 марта 2023

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Профессия - исследователь 

«Избыточная летняя смертность детей и подростков: эффект длинных школьных каникул?». Семинар Института демографии им. А.Г. Вишневского НИУ ВШЭ «Демографические вызовы XXI века»

О тенденциях и перспективах рождаемости в России - к 90-летию со дня рождения В.А. Борисова. Заседание Демографической секции Центрального Дома ученых РАН

90 лет со дня рождения Владимира Александровича Борисова

Поздравляем Сергея Феликсовича Иванова с 70-летием


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

90 лет со дня рождения Владимира Александровича Борисова


24.02.1933 - 25.09.2005

24 февраля 2023 года исполнилось 90 лет со дня рождения Владимира Александровича Борисова, известного российского демографа, исследователя рождаемости, одного из авторов отечественной теории репродуктивного поведения и активного сторонника проведения в России пронаталистской демографической политики. Среди нынешних российских демографов немало его бывших студентов, которым он запомнился как замечательный преподаватель. В.А. Борисов - автор первого в постсоветской России учебника для вузов «Демография» и изданных уже после его ухода из жизни «Лекций по демографии» (в соавторстве с А.И. Антоновым).

В.А. Борисов - автор свыше 150 научных работ, 11 монографий и брошюр, соавтор 3 книг, изданных не только в России, но и во Франции, Бельгии и США, а также нескольких учебников и учебных пособий.

В течение первых лет существования еженедельника Демоскоп Weekly В.А. Борисов тесно сотрудничал с Демоскопом и вел в нем рубрику "Читайте книги и журналы".

С основными этапами научно-педагогической деятельности В.А. Борисова можно ознакомиться на страницах Демоскопа (2003 г. №101), 2005 г. №215, 2013 г. № 543 и 2018 г. № 761.

«Слово о человеке науки (которой как-бы нет, но о ней все говорят)»

«Демография, любовь моя, дающая силы жить и отнимающая их» - мог бы сказать Владимир Александрович, но его уже нет с нами 18 лет, и тем не менее он всегда с нами, с его последователями и учениками, у которых, увы, нет дипломов об окончании вузов по специальности «демография». До сих пор в стране отсутствуют демографические факультеты и эта маргинальность заслуживает внимания, например, в связи с постоянными стенаниями в СМИ о «плохой демографии». Он первый у нас в стране чисто демографическими средствами посредством коэффициента ГМЕР выявил частичную реализацию потенциала детности и обосновал необходимость поведенческой демографии. Той самой, что объясняет тренды динамики населения на макроуровне анализа данными исследований социального первоатома - семьи, её ценностными ориентациями и мотивами.

Феномены демографического поведения и прежде всего иерархия потребностей - это столь же достойные факты, что и привычные результаты действий — рождения, браки, разводы и др. Неудовлетворение тех или иных потребностей движет людьми и продуцирует демографические события разного рода. Диспозиционные взаимодействия внутри «семейного атома» подобны движению частиц в квантовой механике, которую не признавали при ее возникновении даже такие корифеи как Эйнштейн. Почему я вспомнил о физике? Не потому, что мы познакомились с Борисовым в начале 1961 года, работая в одном и том же проектном институте Комитета по атомной энергии. Просто мы оба расстались с атомным учреждением, поступив, он — в МЭСИ, а я в МГУ.

Но именно дружба с ним и его увлеченность, нет, - одержимость демографией под влиянием великолепного нашего и неповторимого Б.Ц. Урланиса, заставила меня переключиться с интереса к социологии культуры и искусства на более прозаическую и земную проблематику. Постоянное общение с Владимиром Александровичем и бесконечные разговоры на демографические темы естественным образом привели к тому, что первая моя диссертация была посвящена репродуктивным установкам и мотивам. Фактически он стал моим учителем и демографическим руководителем диссертации, а мою «Социологию рождаемости» он называл даже вторым томом его «Перспектив», хотя у него было много критических замечаний по тексту.

В общественном мнении принято восхищаться свободой мышления математиков, физиков, биологов и других представителей естествознания. Но эта особенность свойственна и социальным ученым, если они не начетчики, а подлинные исследователи. Борисов всегда стремился к одиночеству, к творческой независимости от условий, в том числе и бытовых и жилищных, а также условий внешних, принуждающих к тому, что противоречит внутренней свободе познания. Работа исследователя сопряжена с духом неповиновения и это проявлялось в стремлении к терминологической точности — именно Борисов в конце концов заставил различать рождаемость и плодовитость, отказаться от «коэффициента плодовитости». Благодаря ему меньше стали говорить об «инстинкте размножения» и «парадоксе» обратной связи, и, напротив, в пику «генеративному поведению» стало общеупотребительным репродуктивное поведение, также взамен «сексуальной революции» — контрацептивная революция.

Монография В.А. Борисова «Перспективы рождаемости» не просто остается актуальной, а становится все более злободневной потому, что выявленные причины демографической деградации кроются в поведении, поддающемся воздействию со стороны целенаправленной системной политики. Однако в научной среде отношение к перспективе депопуляции из-за краха рождаемости и к политике противодействия ей, неоднозначно. Может казаться, что строгое следование канонам научного объяснения в демографии ведет к отрицанию существования человечества. Но людьми этот финал не будет принят, даже если, например, конвенционально допустить какую-нибудь вирусную потерю плодовитости. Людям невозможно согласиться с тем, что из-за тотального бесплодия человечество погибнет и что существование человечества вообще не имеет смысла.

Трагизм демографического знания еще и в том, что в массе своей люди не рассчитывают на личное бессмертие и поэтому верят в бессмертие человечества, в возможность продолжить свое существование в смене поколений. Когда же утверждается перспектива вымирания не по телесным причинам, а по каким-то непонятным поведенческим факторам (т.е. допускается отсутствие природных механизмов защиты), тогда это становится категорически неприемлемым исходом. И место фактов занимают иллюзии и надежды разного рода.

В постмодернистском научном сообществе скепсис относительно возможностей преобразования поведенческих действий ведет к обскурантизму, к мефистофельской тоске ничего не знать. В подобной атмосфере актуальным остается подход В.А. Борисова к проведению демографической политики, основанной на активизации семейного потенциала поведения. Именно направленность на ресурсы семейного пронатализма способна устранить угрозы депопуляции и укрепить семейный образ жизни. Развитие исследовательского процесса в демографии, разработка имитационных моделей демографического поведения семьи и личности, проектное воссоздание будущего без каких-либо мин замедленного действия — вот идеал научного знания, поиска неизвестных проблем.

Демография важна, когда она не в услужении, а на службе у любви к жизни - сказал однажды Владимир Александрович. И сегодня, в этот славный юбилей В.А. Борисова, искателя демографической правды и справедливости для каждого из нас и для всех вместе, можно сказать, что вопреки случавшимся с ним поражениям (изгнанию из МЭСИ, запрету на преподавательскую деятельность, и незаконной отмене успешной защиты докторской диссертации в МГУ), ему, отягощенному диабетом, удалось на сравнительно небольшом жизненном пути добиться в стихии безразличного к нам мира, устройства организованного островка упорядоченного научного бытия. И он неуклонно следовал этому ритму беспощадной самотрансценденции ради демографии.

А.И. Антонов,
доктор филосфских наук,
зав. кафедрой социологии семьи и демографии
социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Дорогой любимый УЧИТЕЛЬ!

24 февраля 2023 г. Владимиру Александровичу Борисову исполнилось бы 90 лет.

Работая в 1970-е гг. на кафедре статистики населения и народного благосостояния Московского экономико-статистического института он воспитал целую плеяду демографов: Александр Синельников, Алла Иванова, Сергей Захаров, Ольга Захарова, Сергей Васин, Александр Аничкин, Леонид Кузнецов и других.

Мне очень-очень повезло, что в этом списке оказался и я. В период моей учебы в МЭСИ Владимир Александрович преподавал демографию на вечернем отделении. И так, видимо, было предназначено, что я учился тоже на вечернем. Демография (по учебной программе – статистика населения с основами демографии) была у нас во втором семестре 4 курса. Когда в начале февраля 1975 года увидел этот предмет в расписании, слово демография мне совсем ни о чем не говорило. Но уже через месяц-полтора я твердо для себя решил, что буду заниматься демографией, и ничем иным. Сейчас не могу себе представить, чем бы мог профессионально заниматься, если бы не демографией.

Владимир Александрович Борисов заразил меня демографией. Не знаю, как в остальных сферах профессиональной деятельности, но в науке самое важное именно заразить. Конечно, важно и научить. Но, чтобы человек захотел научиться и заниматься научными исследованиями, его, прежде всего, нужно именно заразить. Для этого преподаватель должен быть очень-очень увлечен той наукой, которой он занимается. В этом случае он будет увлеченно рассказывать об этом студентам и кого-нибудь обязательно заразит. Владимир Александрович заразил многих.

В 1970-е гг. не было компьютеров, презентаций со слайдами, Интернета. Владимир Александрович приходил на занятия с тяжелым портфелем. Он приносил книги по тематике занятия, показывал их нам на занятиях. Казалось бы, можно было просто принести список литературы. Но Владимир Александрович приносил сами книги. Как он потом рассказывал, если кого-то из студентов книга заинтересует, он придет в книжный магазин, увидит ее, купит, прочитает. А будет ли он без крайней необходимости искать где-то эту книгу просто по списку литературы… Интернета тогда не было.

Про книги разговор отдельный. Когда мы потом уже работали вместе с Владимиром Александровичем сначала на кафедре в МЭСИ, потом у Леонида Леонидовича Рыбаковского в отделе демографии в Институте социологии АН СССР, после зарплаты (карточек тогда не было и за зарплатой все приходили в кассу), как и, вероятно, многие мужчины шли в магазин… Точнее, в магазины, в книжные магазины. Это было замечательное общение. Мы много обсуждали разных вопросов и по демографии, и не только. Маршрут был таким: Книжный мир (сейчас Библио-Глобус), Кузнецкий мост, несколько книжных магазинов проезда Художественно театра (сейчас Камергерский), магазины Москва и Академкнига на Тверской. Иногда проходили весь маршрут, иногда только часть. В зависимости от того, сколько книг набирали по дороге. Иногда после Академкниги ехали на Новый Арбат в Дом книги. Кажется только вчера было.

Если мне и удалось хоть чего-то достичь профессионального, то исключительно благодаря Владимиру Александровичу Борисову. Тому, что он заразил и научил меня демографии.

Спасибо Вам огромное, немереное, дорогой любимый Владимир Александрович!

В.Н. Архангельский

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.