Эмиграционные настроения в России и мире
В ходе международного исследования, проведенного
Ромир/М-Холдинг в партнерстве с Ассоциацией независимых исследовательских
компаний Gallup International, выяснилось, что каждый третий (36%)
житель Земли готов эмигрировать.
Исследование проведено в 57 странах мира. Участников
исследования просили ответить на вопрос, хотели бы они переехать
в другую страну, если бы у них были для этого все необходимые документы.
По всему миру каждый третий респондент ответил положительно. Не
хотели бы переезжать 59% землян.
Среди потенциальных эмигрантов больше всего жителей
стран с неблагоприятными экономическими условиями. Наибольшая готовность
переехать в другую страну - в странах Африки к югу от Сахары (56%)
и в Латинской Америке (54%). Самая низкая готовность к миграции
отмечена в Южной Азии. Высокий эмиграционный потенциал отмечен в
странах Евросоюза, однако это обусловлено в большей степени отсутствием
таможенных ограничений, и происходит эта миграция в основном в пределах
ЕС.
Лидерами по готовности эмигрировать стали жители Сьерра-Леоне
(84%), Ганы (81%) и Нигерии (71%). Наименьшая готовность отмечена
среди жителей Индии (4%), Вьетнама (8%), Японии (14%).
В России лишь 15% городского населения сообщили, что
хотели бы перебраться в другую страну. Этот показатель один из самых
низких в мире и снижается в годовой динамике. В декабре 2021 года
20% жителей России были бы готовы переехать в другую страну.
Среди тех, кто хотел бы переехать в другую страну, больше
всего молодых людей. Почти каждый второй (44%) опрошенный молодой
человек (в возрасте до 34 лет) готов эмигрировать при наличии возможности.
Этот показатель почти на 8 пунктов выше среднего по миру и на 21
пункт выше, чем у респондентов старшего возраста (старше 55 лет),
среди которых только 23% заявили, что хотели бы жить в другом месте.
В данном случае эмиграционные настроения в большей степени связаны
с ростом мобильности и амбициозности молодежи, нежели с экономическим
фактором.
Респонденты из стран с низким уровнем дохода значительно
чаще выражают мотивацию к эмиграции. 62% респондентов, опрошенных
в странах с низким уровнем дохода, выразили желание жить в другой
стране. Эта мотивация падает по мере роста благосостояния страны
проживания. Среди стран с высоким уровнем дохода мотивация к эмиграции
практически вдвое меньше, чем в беднейших странах. К примеру, этот
показатель составляет 30% - во Франции, в США и Германии - 33%,
в Великобритании - 36%, в Италии - 37%.
Анализ показывает, что собственный доход, образование
или профиль профессии респондентов практически не влияют на готовность
или мотивацию к миграции. Существенное значение имеет общий уровень
жизни в стране.
Доктор социологических наук, основатель М-Холдинг, президент
"Ромир" Андрей Милёхин отметил:
"Исследование показывает в первую очередь миграционные настроения,
а не фактическую готовность людей эмигрировать. Экономический фактор
в этих настроениях наиболее явный, но важно, что культурная идентичность
и развитие страны, напротив, может стать мощным мотивом остаться
на родине. Мы видим существенно более низкий уровень эмиграционных
настроений в странах с развитым чувством общности, таких как Индия,
Вьетнам, Япония, в их числе и Россия".
По словам доктора экономических наук, заместителя директора
по научной работе Высшей школы современных социальных наук МГУ им.
М. В. Ломоносова Александра Гребенюка, в показателе миграционных
установок нет негативной коннотации, но он довольно непростой в
интерпретации и от страны к стране, как правило, меняет свое сущностное
значение.
"В определенных странах он реально показывает социальные
установки людей на смену места жительства, а в ряде государств не
имеет прямого отношения к эмиграции. Например, в России он по сути
является отражением отношения человека к социальным процессам вокруг,
например, к экономической ситуации, - отмечает Александр Гребенюк.
- Кроме того, молодежь и население старших трудоспособных возрастов
(40-50 лет) могут иметь разную природу эмиграционных установок.
Если для младших возрастов эмиграционные установки могут сформироваться
под действием притягивающих факторов за границей, желанием получить
кросс-культурный опыт в других странах, то для старшего поколения
во многом определяющим могут являться выталкивающие факторы внутри
страны".
Исследование проведено совместно с исследовательскими компаниями,
входящими в Международную ассоциацию независимых исследовательских
компаний Gallup International. В исследовании приняли свыше 54,3
тыс. человек в 57 странах мира, включая Россию. Сбор данных: лично,
по телефону или через интернет, август-октябрь 2022 года.
Ромир, 8 февраля 2023 г.
Подробнее см.: https://romir.ru/studies/issledovanie-romirm-holding-emigracionnye-nastroeniya-v-rossii-i-mire
|