Выдержки из интервью С.П. Капицы газете
"Аргументы и факты" в 2009 г[1]
<…>
Зачем человеку читать?
«Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать.
Опять-таки приведу пример: организмы человека и обезьяны очень близки
по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек
читает книги. Культура и разум — вот основное отличие человека от
обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший
инструмент обмена информацией — именно книга.
Раньше, начиная ещё со времён Гомера, существовала
устная традиция: люди сидели и слушали старцев, которые в художественной
форме, через сказания и легенды прошедших эпох, передавали накопленные
поколением опыт и знания. Потом возникло письмо и вместе с ним —
чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь угасает и традиция
чтения. Возьмите как-нибудь и хотя бы ради любопытства перелистайте
переписку великих.
Эпистолярное наследие Дарвина, которое сейчас издаётся,
— 15 тыс. писем. Переписка Льва Толстого тоже занимает не один том.
А что останется после нынешнего поколения? Их эсэмэски будут издавать
в назидание потомкам?»
Роль ЕГЭ в образовании
«Я давно предлагал изменить критерии приёма в
высшие учебные заведения. Не надо никаких экзаменов — пусть абитуриент
напишет сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему
он хочет поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить
свои мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека,
уровень его культуры, степень развития сознания.
А ЕГЭ, который сегодня используют, не может дать объективной
картины знаний школьника. Он построен лишь на знании или незнании
фактов. Но факты далеко не всё! Впадает ли Волга в Каспийское море?
Ответ на этот вопрос заслуживает не галочки в соответствующей клеточке,
а отдельной серьёзной беседы. Потому что миллионы лет назад Волга
впадала не в Каспийское, а в Азовское море, география Земли была
другой. И вопрос из хрестоматийного превращается в интересную проблему.
Чтобы решить её, как раз-то и требуется понимание, которого без
чтения и образования добиться невозможно».
Чувства вместо умов
«…Вопрос потери интереса к чтению — это вопрос
о том, что сейчас происходит с людьми. Мы упёрлись в очень сложный
момент развития человечества в целом. Темпы развития техники сегодня
очень высоки. А наша способность это всё осмыслить и разумно в этой
технической и информационной среде жить от этих темпов отстаёт.
Мир переживает сейчас очень глубокий кризис в сфере культуры. Так
что ситуация в нашей стране довольно типична и для всего остального
мира — в Америке и в Англии тоже мало читают. Да и такой крупной
литературы, которая существовала в мире 30-40 лет назад, сегодня
уже нет. Сейчас властителей умов вообще найти очень сложно. Возможно,
потому, что никому не нужны умы — нужны ощущения.
Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным
образом поменять отношение к культуре в целом. Министерство культуры
должно стать важнейшим из всех министерств. А первоочередная задача
— перестать подчинять культуру коммерции.
Деньги есть не цель существования общества, а всего
лишь средство достижения тех или иных целей. Вы можете иметь армию,
солдаты которой будут доблестно сражаться, не требуя вознаграждения,
потому что верят в идеалы государства. А можно иметь на службе наёмников,
которые с равным удовольствием будут убивать и своих, и чужих за
одни и те же деньги. Но это будут разные армии!
И в науке прорывы делаются не за деньги, а для интереса.
Такой вот кошачий интерес! И с крупным искусством то же самое. Шедевры
за деньги не рождаются. Если же всё подчинять деньгам, то деньгами
всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие.
Чтобы дети вновь начали читать, в стране должна сложиться
соответствующая культурная обстановка. А что сейчас определяет культуру?
Когда-то тон задавала Церковь. Люди в выходной день шли в храм и
вместо телевизора смотрели на фрески, иконы, витражи — на иллюстрацию
жизни в образах. Великие мастера работали по заказу Церкви, большая
традиция освещала всё это.
Сегодня люди ходят в Церковь гораздо меньше, а обобщённую
картину жизни даёт телевидение. Но никакой великой традиции, никакого
искусства здесь нет. Ничего, кроме мордобоя и стрельбы, вы там не
найдёте. Телевидение занимается разложением сознания людей. На мой
взгляд, это преступная организация, подчинённая антиобщественным
интересам. С экрана идёт лишь один призыв: «Обогащайтесь любыми
способами — воровством, насилием, обманом!»
Вопрос развития культуры — это вопрос будущего страны.
Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру.
И не сможет лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции
в мире. Чем мы можем сегодня привлечь бывшие наши республики? Только
культурой! В эпоху СССР они прекрасно существовали в рамках нашей
культуры. Сравните уровень развития Афганистана и республик Средней
Азии — разница огромная! А сейчас все эти страны выпали из нашего
культурного пространства. И, на мой взгляд, важнейшая задача сейчас
— вновь их в это пространство вернуть.
Когда распалась Британская империя, важнейшими инструментами
воссоздания целостности англоязычного мира стали культура и образование.
Британцы открыли двери своих высших учебных заведений для выходцев
из колоний. В первую очередь для тех, кто в дальнейшем мог бы стать
управленцем этих новых стран. Я недавно разговаривал с эстонцами
— они готовы учиться медицине в России. Но мы берём с них огромные
деньги за учёбу. При том что возможность учиться в Америке или Англии
они получают даром. И чем мы после этого сможем тех же эстонцев
привлечь, чтобы взаимодействие с нами им стало важнее, чем взаимодействие
с Западом?
Во Франции существует министерство франкофонии, которое
продвигает культурную политику Франции в мире. В Англии Британский
совет считается неправительственной организацией, но на самом деле
проводит чёткую политику по распространению английской культуры,
а через неё — глобального английского влияния в мире. Так что вопросы
культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной
безопасности страны. Пренебрегать этим важнейшим элементом влияния
нельзя. В современном мире всё в большей степени наука и искусство,
а не ресурсы и производительные силы определяют могущество и будущее
страны».
[1] https://mirkultura.ru/prosvetitel-sergey-petrovich-kapitsa/
|