Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1013 - 1014
26 декабря - 15 января 2023

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Опросы и ответы 

Год семьи

Запрет абортов: отношение россиян

Сколько в России приверженцев ЗОЖ

Социальные лифты в России: вам наверх?

Межнациональные отношения


Google
Web demoscope.ru

Сколько в России приверженцев ЗОЖ

Исследовательский холдинг Ромир совместно с Роспотребнадзором в рамках проекта "Здоровое питание" представляют результаты масштабного исследования отношения населения России к здоровому образу жизни в 2023 году.

Исследование проводится уже три года подряд. В нем по репрезентативной выборке принимают участие мужчины и женщины от 18 до 65 лет, жители городов России с населением от 10 000 человек. Уникальность методики состоит в применении не только опросных методов, но и аналитики покупательской способности и потребительского поведения населения на основании Единой панели данных Ромир*. Таким образом удается собрать комплексные данные, которые позволяют получить репрезентативную оценку потребительского поведения людей по всей? России.

По результатам исследования были сформированы четыре ЗОЖ-группы исходя из отношения респондентов к здоровому питанию и стилю жизни:

  • ЗОЖ-Адепты - те, кто абсолютно привержен здоровому образу жизни;
  • ЗОЖ-Последователи - те, кто старается соблюдать здоровый образ жизни во всех сферах;
  • ЗОЖ-Стремящиеся - те, кто находится на пути полного перехода к активному образу жизни, правильному питанию, здоровому сну, отказу от вредных привычек и другим ключевым параметрам здорового образа жизни;
  • ЗОЖ-Инертные - те, кто пока нейтрально относится к здоровым повседневным привычкам.

Доля наиболее активных сегментов - ЗОЖ-Адептов (5%) и ЗОЖ-Последователей (19%) - укрепилась по сравнению с прошлым годом на 6% (см. Диаграмму 1). При этом помолодела категория ЗОЖ-Адептов, и теперь ее основную часть составляют молодые люди в возрасте 25-34 лет. Однако ядром большинства ЗОЖ-позитивных сегментов выступают россияне в возрасте 35-49 лет, то есть люди в том возрасте, когда своему здоровью уделяется больше внимания. В сравнении с прошлым годом, количество ЗОЖ-стремящихся сократилось на 15% и теперь составляется 35% от числа опрошенных. Часть ушедших респондентов пополнили сегменты ЗОЖ-адептов и ЗОЖ-последователей?, часть - перешли в категорию ЗОЖ-инертных.

Диаграмма 1. Распределение населения России по принципу отношения к здоровому образу жизни и здоровому питанию. 2021-2023 гг.

Как показало исследование, в 2023 году положительно к здоровому питанию относятся 75% респондентов. Из них 28% изменили свое отношение к ЗОЖ в позитивную сторону за прошедший год, а 47% респондентов давно положительно относятся к здоровому питанию, которое стабильно входит в ТОП-3 ассоциации? со здоровым образом жизни.

62% респондентов отмечают здоровое питание как приоритетную составляющую ЗОЖ в целом. Также неотъемлемыми характеристиками ЗОЖ россияне называют здоровый сон (66%), прогулки на свежем воздухе (59%), баланс работы и отдыха (58%), воздержание от алкоголя и курения (55%), стабильное эмоциональное состояние (44%), регулярные физические нагрузки (43%) и соблюдение личной гигиены (42%).

Здоровье (65%), семья (61%) и финансовая стабильность (57%) отмечаются респондентами как ключевые факторы, оказывающие влияние на общее благополучие. Причем такая картина сохраняется на протяжении всех трех лет исследований. В текущем году был отмечен значительный? рост по всем вариантам ответов.

Подавляющее большинство ЗОЖ-адептов (87%) отмечают сильное влияние здорового питания на благополучие человека. ЗОЖ- последователи (83%) и ЗОЖ-стремящиеся (73%) также высоко оценивают влияние здорового питания на уровень благополучия. Этой теме - продуктовой корзине для ЗОЖ - будет посвящен следующий релиз.

* Единая панель данных Ромир (Romir Consumer Scan Panel) основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением 10 тысяч человек и более, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды чеков и фиксируют электронные чеки на все купленные товары и услуги. Результаты сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных панели.

Исследовательский холдинг Ромир, 11 декабря 2023 г.
Подробнее см.: https://romir.ru/studies/skolko-v-rossi-priverjencev-zoj


Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887