|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Церковь и общество: мониторинг
Коротко о главном:
- Каждый второй россиянин отмечает влияние РПЦ на духовно-нравственное
состояние общества (51%, ?12 п.п. с 2012 г.).
- 45% граждан считают, что церковь должна влиять на духовную
жизнь всего общества, но вмешиваться в политику и государственные
дела ей не следует.
- По мнению трети опрошенных, церковь слишком активна в жизни
общества и делах государства, ей стоит уделять больше внимания
духовным вопросам (31%).
Церковь и политика
Церковь — важный социальный институт, деятельность которого
находит отражение во многих сферах жизни современного общества.
Она формирует систему ценностей, активно участвует в духовно-нравственном
воспитании подрастающего поколения, способствует повышению уровня
социальной сплоченности. И хотя православие остается доминирующей
религией в России, доля признающих влияние Русской православной
церкви на различные сферы нашей жизни за последние 10 лет несколько
снизилась. Как и в 2012 году, россияне отмечают влияние РПЦ в первую
очередь на духовно-нравственное состояние общества (51%, 2012 г.
— 63%). Половина опрошенных также признают роль церкви в решении
внутриполитических вопросов; это единственная сфера, мнение о которой
с годами не изменилось (2022 и 2012 гг. — 50%). Около трети россиян
говорят о влиянии РПЦ на их собственную жизнь (35%), в 2012 году
об этом сообщал каждый второй (49%). Наименьший вес Русская православная
церковь, по мнению россиян, имеет в международной политике (34%,
2012 г. — 43%). При этом речь идет скорее о несущественном воздействии
РПЦ на данные сферы жизни, доля отмечающих сильное влияние на них
сегодня варьируется от 9% до 14%.
Светское vs. религиозное: ожидание и реальность
Взгляды россиян на отношения между церковью, государством
и обществом за последние 10 лет не претерпели изменений. Более половины
наших сограждан допускают вмешательство церкви в общественную и
политическую жизнь (58%). Из них 45% полагают, что она должна влиять
на духовную жизнь всего общества, не вмешиваясь в политику и государственные
дела, 13% выступают за ее активное участие в обсуждении и решении
проблем как общества, так и государства. Треть опрошенных — приверженцы
крайней формы светскости, в их представлении церкви следует заниматься
исключительно проблемами веры и религии (33%).
Несмотря на относительную солидарность по предыдущему
вопросу, мнения россиян о действительных взаимоотношениях между
светским и религиозным разделились. Если в 2012 году позиция «РПЦ
строит свои отношения с обществом и государством так, как нужно»
была доминирующей (43%), то спустя 10 лет доля ее сторонников снизилась
до 30%. Сегодня треть опрошенных склоняются к тому, что церковь
слишком активна в жизни общества и делах государства, ей стоит уделять
больше внимания духовным вопросам (31%). За анализируемый период
показатель вырос на 12 п.п. (2012 г. — 19%). Вдвое чаще эта точка
зрения распространена среди тех, кто выступает против общественного
и политического вмешательства церкви (64%). Каждый восьмой считает
влияние РПЦ на жизнь общества и государства недостаточным (12%,
?11 п.п. к 2012 г.); среди сторонников активного участия церкви
в политической и общественной жизни так думают в 2,5 раза чаще (31%).
Таким образом, с годами все больше граждан заявляют об активном
участии церкви в общественных и политических делах, однако доля
признающих ее влияние на различные сферы жизни, напротив, снижается.
Слишком активным участие РПЦ в жизни общества считают
мужчины (38%), молодежь 18-34 лет (59-45%), россияне с неоконченным
и высшим образованием (38%), москвичи и петербуржцы (44%), а также
активные пользователи интернета (52%). Представители данных социально-демографических
групп выступают за то, чтобы деятельность церкви ограничивалась
вопросами религии и веры (41%, 61-51%, 38%, 44%, 55% соответственно).
Представители старших возрастных когорт (45+) и активные
пользователи телевидения и интернета чаще других поддерживают «сближение»
церкви, власти и общества (по 17%). Они же выступают против вмешательства
церкви в государственные дела (54% среди 45-59-летних и 52% соответственно).
Каждый пятый опрошенный ответил, что не стал бы ничего менять в
деятельности православной церкви, имея такую возможность (22%).
В целом данный вопрос вызвал затруднения: на него не смогли ответить
более половины наших сограждан (53%). В числе содержательных ответов
— сделать бесплатными услуги церкви (5%), запретить священникам
приобретать предметы роскоши (4%), ограничить деятельность РПЦ в
политике, сфере образования и науке (4%); среди тех, кто считает
деятельность РПЦ чрезмерно активной, эту инициативу поддержал каждый
десятый (11%). Еще 3% предложили введение церковного налога, 2%
— отменить государственную поддержку, сделать упор на духовных вопросах
и быть ближе к народу.
Как бы Вы оценили сегодня влияние Русской православной
церкви на различные сферы жизни общества? (закрытый вопрос,
один ответ по каждой позиции, % от всех опрошенных)
|
Ваша жизнь
|
Духовно-нравственное состояние общества
|
Внутренняя политика
|
Международная политика
|
2010
|
2012
|
2022
|
2010
|
2012
|
2022
|
2010
|
2012
|
2022
|
2010
|
2012
|
2022
|
Сильное, оказывает существенное влияние
|
15
|
14
|
9
|
15
|
15
|
10
|
12
|
12
|
14
|
12
|
10
|
9
|
Влияет, но несущественно
|
36
|
35
|
26
|
43
|
48
|
41
|
32
|
38
|
36
|
30
|
33
|
25
|
Практически не влияет
|
43
|
49
|
55
|
30
|
32
|
38
|
37
|
41
|
35
|
37
|
45
|
48
|
Затрудняюсь ответить
|
6
|
2
|
10
|
12
|
5
|
11
|
18
|
9
|
15
|
21
|
12
|
18
|
Как, на Ваш взгляд, должны строиться отношения между церковью
и обществом, государством? (закрытый вопрос, один ответ,
% от всех опрошенных)
|
2009
|
2012
|
2022
|
Церкви следует заниматься проблемами веры и религии, не вмешиваясь
в жизнь общества и государства
|
27
|
31
|
33
|
Церковь должна влиять на моральную духовную жизнь всего общества,
но не вмешиваться в политику и государственные дела
|
43
|
44
|
45
|
Церковь должна активно участвовать в обсуждении и решении
проблем современного общества и государства
|
16
|
17
|
13
|
Затрудняюсь ответить
|
14
|
8
|
9
|
А как в действительности сейчас складываются отношения
между православной церковью и обществом/государством в нашей стране?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
2012
|
2022
|
Православная церковь сегодня оказывает недостаточное влияние
на жизнь общества и государства, ей следовало бы активнее
участвовать в обсуждении/решении важных для страны вопросов
|
23
|
12
|
Православная церковь сегодня строит свои отношения с обществом
и государством именно так, как нужно: высказывает свою позицию,
когда это действительно необходимо, и не вмешивается в вопросы,
ее не касающиеся
|
43
|
30
|
Православная церковь сегодня слишком активно участвует в
жизни общества, делах государства, ей следовало бы больше
внимания уделять духовным, нравственным вопросам
|
19
|
31
|
Затрудняюсь ответить
|
14
|
27
|
Если бы у Вас была возможность повлиять на деятельность
православной церкви, ее служителей, что бы Вы в ней изменили?
(открытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)
|
2012
|
2022
|
Ничего не стал бы менять
|
53
|
22
|
Сделать бесплатными услуги церкви (свечи, крещение и т.д.)
|
3
|
5
|
Священникам жить и вести себя скромнее / запретить им предметы
роскоши
|
-
|
4
|
Не лезть в политику / образование / науку
|
1
|
4
|
Введение налогов для РПЦ / финансовый контроль
|
-
|
3
|
Больше заниматься духовным/нравственным просвещением / вопросами
религии
|
4
|
2
|
Отменить государственную поддержку / отделить от государства
|
-
|
2
|
Быть ближе к народу / заботиться о людях
|
3
|
2
|
Более активное участие в сфере молодежной политики / работа
с детьми
|
2
|
1
|
Закрыть/сократить количество церквей
|
-
|
1
|
Перестать навязывать/пропагандировать религию
|
-
|
1
|
Поменять патриарха/епископа / чистка
|
-
|
1
|
Уменьшить кумовство/коррупцию в РПЦ
|
-
|
1
|
Благотворительность / помощь нуждающимся
|
-
|
1
|
Проводить просветительскую/разъяснительную деятельность
|
1
|
1
|
Запретить / разогнать / упразднить
|
-
|
1
|
Ввести предметы религии в школе / воскресные школы
|
1
|
1
|
Другое
|
1
|
3
|
Затрудняюсь ответить
|
31
|
53
|
Анна Кулешова, руководитель департамента издательских
программ ВЦИОМ:
«Снижение доверия к РПЦ среди религиозных людей — один
из удивительных феноменов, ведь казалось, что запас прочности у
этого института почти бездонный.
Полагаю, одним из факторов, оказавших негативное влияние,
стали современные принципы организации церковной структуры. С одной
стороны, они близки по своей сути к закрытым военным учреждениям,
то есть там нет достаточной свободы и прозрачности. Вероятно, отчасти
этим объясняется, что вопрос «Если бы у Вас была возможность повлиять
на деятельность православной церкви, ее служителей, что бы Вы в
ней изменили?» вызвал у россиян затруднения, на него не смогли ответить
более половины наших сограждан (53%). С тем же успехом можно было
бы спросить, например, про улучшение работы отечественных спецслужб.
Наравне с этим, по данным социологических исследований,
среднее время исповеди одного человека в храмах РПЦ на территории
России составляет 3,9 мин. (4,7 мин. — верхняя граница оценки).
Опрошенные священники отмечают, что они попросту не в состоянии
запомнить людей, не то что выстроить с ними личные отношения. Еще
четыре года назад можно было достоверно сказать, что повышения роста
практикующих верующих невозможно ожидать, пока не вырастет соответствующим
образом количество священников и не станет возможным формирование
«вовлекающего» типа пастырского действия. Нехватка времени влияет
не только на формирование религиозной жизни верующих, но и на структурирование
пастырских практик самих священников [1].
Если говорить о самих православных верующих, то крайне
интересна группа людей, считающих себя православными, но не посещающих
церковь. Исследователи [2] отмечают, что такие респонденты отнюдь
не чужды религиозности, но посещение храма не значимо для их жизни.
Иными словами, классический критерий измерения религиозности в соответствии
с посещаемостью храма в их группе не работает. При этом речь идет
не об атеистах и не об агностиках. Эти респонденты обнаруживают
свой уникальный тип религиозности, фреймированный институциональным
православием и христианским учением в целом. Но при этом данная
группа ничем, кроме названия, не связана с институциональным православием
и даже в каком-то смысле противостоит ему: 10% опрошенных сообщили,
что не верят в Бога, 22% убеждены, что они могут быть христианами
и без церкви».
[1] Емельянов Н.Н. Парадокс религиозности: откуда берутся верующие?
// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2018. № 2. С. 32—48. https://www.doi.org/10.14515/monitoring.2018.2.02.
[2] Маркин К. В. Между верой и неверием: непрактикующие православные
в контексте российской социологии религии // Мониторинг общественного
мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 2. С. 274—290.
https://www.doi.org/10.14515/monitoring.2018.2.16.
Инициативный всероссийский интернет-опрос «ВЦИОМ-Онлайн»
проведен 11 августа 2022 г. В опросе приняли участие 1600 россиян
в возрасте от 18 лет. В 2009, 2010 и 2012 гг. опросы проводились
методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»),
выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим
параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу
населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу.
Объем выборки составляет 1600 респондентов.
ВЦИОМ, 19 октября 2022 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cerkov-i-obshchestvo-monitoring
|