Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 955 - 956
6 сентября - 19 сентября 2022

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"РИА Новости" и "The Epoch Times" о численности населения Китая
"Если быть точным" о том, как Россия пропустила вторую "эпидемиологическую революцию"
"РИА Новости" о смертности в тюрьмах
"Коммерсантъ" о безработице, рынке труда и российском среднем классе
"HSE Daily" о межпоколенческих трансфертах

"Российская газета" и "Известия" об адаптационных центрах для мигрантов
"Независимая газета" и "Известия" о мерах поддержки рождаемости
"Forbes" о возрасте рождения ребенка
"Новые Известия" о предложении регулировать возраст между встречающимися девушкой и юношей
"Независимая газета" об итогах приемной кампании в вузы

о мерах поддержки рождаемости

Каждый "дополнительный" ребенок обходится казне в 2-3 миллиона рублей

Государство должно оплачивать репродуктивную помощь женщинам после 35 лет
Расширение экономических стимулов для повышения рождаемости и внимание главы государства к демографии создают большие сложности для администраций тех регионов, где рождаемость сокращается самыми большими темпами. Так, в Башкирии, которая отличается низким числом рождений по сравнению с соседями, власти утверждают, что монетарные методы стимулирования рождаемости не работают. Однако специалисты объясняют такую позицию незнанием демографических фактов: на самом деле Россия стала рекордсменом по приросту числа рождений после старта программ поддержки семей с детьми. Удельные расходы бюджета на рождение каждого "дополнительного" ребенка эксперты оценивают от 1,5 млн до 3 млн руб. в зависимости от видов и методов поддержки.
Прямые монетарные меры поддержки рождаемости не влияют существенно на принятие решения о рождении ребенка, так как около 92% опрошенных рожениц Башкортостана заявили, что материнский капитал не стал решающим аргументом за рождение ребенка, хотя 41% и отметили, что он дал ощутимую поддержку, сообщила вице-премьер Башкирии, министр семьи, труда и соцзащиты Ленара Иванова.
Сокращение числа рождений стало для Башкирии существенной проблемой. "Можете себе представить, если четырехмиллионная республика превратится в трехмиллионную?" - реагировал глава Башкирии Радий Хабиров на сообщения своих подчиненных о падении рождаемости на 10%. По его словам, сокращение численности республики будет "настоящим позором".
Однако специалисты-демографы указывают на путаницу и вероятные ошибки в оценках демографической ситуации в отдельных регионах страны. "Часто можно слышать, как региональные чиновники путают число рождений с рождаемостью или используют неверные завышенные данные о численности всего населения региона. Ссылки местных администраторов на повышение возраста первых рождений также вызывают удивление. Если за двадцать восемь лет этот возраст увеличился всего на 3,2 года и все еще остается ниже среднеевропейских показателей, то на этот фактор никак нельзя списывать сокращение рождаемости, которая по официальным данным опустилась ниже 1,5 и примерно равна среднему показателю по Евросоюзу, где рожают в среднем на несколько лет позже. Тем более что при правильных подсчетах численности населения падение рождаемости было бы меньшим", - говорит независимый демограф Алексей Ракша.
Большую путаницу, по его словам, вносит неверная статистика общей численности населения. "Многие молодые люди сегодня уезжают из Башкортостана в соседний Татарстан, в Москву, Екатеринбург или в Тюменскую область. Однако в официальной статистике этот отток населения отражается далеко не полностью, в результате официальная численность населения завышается, а Перепись-2021 не только не исправила это, но и дополнительно показала якобы неучтённое ранее население в размере 86 тысяч человек, хотя реально по совокупности демографических показателей численность населения Башкортостана давно ниже 4 миллионов и сокращается быстрее, чем официально. В результате может создаваться иллюзия низкой рождаемости по отношению к завышенной численности населения. Но по объективным обстоятельствам реальная рождаемость на 1 женщину в Башкортостане не может быть ниже, чем в соседнем Татарстане, где больше доля городского населения", - рассуждает Ракша.
Сомнения в эффективности программы материнского капитала и других мер господдержки рождаемости демограф не разделяет. "Объективная статистика показывает, что после начала выплат материнского капитала начался ускоренный прирост числа рождений вторых и последующих детей в расчете на каждую женщину из тех возрастных когорт, которые вошли в период максимальной рождаемости после 2006 года.
"После введения материнского капитала и в основном благодаря ему и другим крупным разовым выплатам на вторых и последующих детей среднее число детей на 1 женщину в когортах, родившихся во второй половине восьмидесятых годов, достигнет минимум 1,75 ребенка. Это заметно более высокий показатель по сравнению с когортами женщин 1970-1972 годов рождения, где он 1,6 и ниже. По приросту числа детей на каждую женщину из более молодых когорт по сравнению с предшественницами Россия в этот период оказалась страной -рекордсменом среди развитых и всех европейских государств", - говорит демограф. При этом рост среднего числа детей в расчете на одну женщину происходил исключительно за счет увеличения числа рождений вторых и последующих детей, на что и была нацелена программа материнского капитала. Такому росту рождаемости, по словам Ракши, способствовала не только федеральная программа маткапитала, но и общее улучшение экономической ситуации в стране, а также региональные маткапиталы, массово вводившиеся в 2009-2011 гг.
Для оценки эффективности материального стимулирования рождаемости можно сравнить суммарные затраты бюджета за разные годы и превышение числа рождений над прогнозом, выполненным от уровня тех лет, которые предшествовали введению программы материнского капитала. В результате получается, что каждый "дополнительный ребёнок" по программе федерального маткапитала без учета первенцев обошёлся госбюджету примерно в 2,5 (-0,5) млн. рублей в зависимости от выбранных методик и показателей, говорит Ракша. Каждый "дополнительный ребёнок" из числа третьих и последующих в семье за счет выплаты 450 тысяч рублей из бюджета на погашение ипотеки обходится государству в среднем в 2 (-0,5) млн рублей. Но самый малозатратный для казны, пусть и небольшой прирост рождаемости можно получить, если оплачивать из бюджета так называемые вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) для женщин, у которых могут возникать проблемы с беременностью. "Сейчас каждая попытка использования ВРТ может стоить для женщины около 400 тысяч рублей. И таких попыток, возможно, потребуется несколько. Если эти расходы возьмет на себя бюджет или система обязательного медстрахования, то каждый дополнительный ребенок будет стоить государству около 1,5 млн рублей, что меньше, чем по другим программам поддержки", - объясняет демограф. Потенциал прироста рождаемости за счет оплаты ВРТ составляет около 3% от общего числа рождений, но его также нужно использовать из-за высокой экономической эффективности, считает Ракша.
Но объяснить региональным или федеральным чиновникам демографические закономерности часто бывает сложно из-за ложных представлений или распространенных мифов. Так, например, региональные чиновники объясняют спад рождаемости на своей территории пропагандой движения "чайлдфри", или предрассудками о недопустимости заключения браков в високосные годы. Часто звучат и рассуждения о том, что поддержка рождаемости увеличивает число малообеспеченных детей или семей. "С появлением каждого ребенка душевой доход в семье естественно уменьшается. Но нет никакой объективной статистики о том, что вторые или третьи дети в семье, которые появились, в том числе и благодаря материнскому капиталу, чем-то отличаются в худшую сторону от своих сверстников", - отмечает Ракша.
Вице-премьер Татьяна Голикова сообщала в конце мая этого года об увеличении числа рождений третьих и последующих детей на 6,6%. По ее словам, это доказывает, что меры по поддержке семей работают. Темпы снижения рождаемости в РФ за два года удалось замедлить на полтора процента, но "пока нечем похвастаться", заявила вице-премьер.

Михаил СЕРГЕЕВ. Независимая газета, 18 августа 2022 года

В детях счастье: маткапитал хотят увеличить, а программу сделать бессрочной

Насколько сократится население России, если не решать демографическую проблему
Программу маткапитала в России предлагают сделать бессрочной, а его размер на второго ребенка увеличить с 693 до 933 тыс. рублей. Как выяснили "Известия", такой законопроект 30 августа намерена внести в Госдуму группа депутатов от "Справедливой России". Его авторы объясняют эту инициативу невысокими демографическими показателями в стране. Поддержали идею в профильном комитете и в других фракциях. По мнению экспертов, повышать размер маткапитала необходимо, но вместе с этим нужно и расширять цели его использования.
Убыли всё больше
По информации "Известий", 30 августа в Госдуму будет внесен законопроект "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Его авторы - депутаты фракции "Справедливая Россия - За правду" - предлагают сделать выплату маткапитала бессрочной (сейчас эта программа действует до конца 2026 года), а его размер на второго ребенка увеличить с 693 до 933 тыс. рублей. Также депутаты хотят установить размер выплат за третьего ребенка в сумме 1,399 млн рублей.
Как пояснил "Известиям" один из авторов инициативы, глава фракции "Справедливая Россия - За правду" Сергей Миронов, России нужно срочно решать демографическую проблему.
- Об этом говорит статистика. Согласно прогнозу Росстата, рождаемость будет падать, темпы роста ожидаемой продолжительности жизни замедлятся, а миграционный приток будет уменьшаться. В этом случае общая численность населения снизится со 146,706 млн человек в начале 2020 года до 134,277 млн человек к началу 2036 года, - пояснил политик.
По его мнению, предлагаемые меры способны улучшить демографическую ситуацию, а также повысить уровень рождаемости.
СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
Программа материнского капитала в России продлена до 31 декабря 2026 года. Размер выплаты на первого ребенка в 2022 году составляет 524,5 тыс. рублей, на второго - 693,1 тыс. рублей, если семья не получала маткапитал на первого ребенка, и 168,6 тыс. рублей, если его оформляла. В настоящее время маткапитал можно использовать для улучшения жилищных условий, получение образования, на накопительную часть пенсии матери ребенка, помощь детям-инвалидам.
"Начатая в 2007 году программа дополнительных мер господдержки семей, имеющих детей (материнский капитал), обеспечила возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения матери. Данные меры существенно повысили уровень рождаемости", - говорится в документе (есть в распоряжении "Известий").

Однако, как предполагают авторы инициативы, действующие показатели выплат маткапитала себя исчерпали и перестали мотивировать граждан. Поэтому депутаты считают необходимым их пересмотреть.
До этого деньги можно было направлять только на оплату государственных садов и садов со статусом юрлиц
"Федеральным законом предлагается с 1 января 2023 года сделать меры господдержки семей, имеющих детей, бессрочными; выплачивать материнский капитал женщинам, родившим (усыновившим) третьего ребенка вне зависимости от того, пользовались ли они ранее правом на дополнительные меры господдержки; увеличить выплаты на второго, третьего и последующих детей", - отмечается в тексте законопроекта.
"Известия" направили запрос в правительство и Минфин с просьбой оценить перспективы поддержки законопроекта.
Все меры хороши
Одобрить инициативу готовы в других фракциях, а также в профильном комитете Госдумы.
- Безусловно, мы поддержим такой законопроект. Стимулировать рождаемость необходимо. Но еще лучше повысить уровень благополучия всех россиян, - заявил "Известиям" член КПРФ, первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев.
- Действительно, программа маткапитала хорошо себя зарекомендовала и неоднократно продлевалась. Такое решение принимал президент России, а обосновывалось оно неблагоприятной демографией. Сегодня мы вновь видим, что демографическая ситуация достаточно сложная, - пояснил "Известиям" зампред фракции ЛДПР, глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
По его словам, либерал-демократы уже внесли в ГД законопроект, которым предлагается платить маткапитал не только на первого и второго ребенка, но и на последующих детей.
В "Единой России" воздержались от комментариев до внесения законопроекта в Госдуму.
Ранее в пользу расширения действия механизма выплат маткапитала высказывались в Общественной палате, где предложили давать 1 млн рублей за рождение третьего ребенка. Как рассказал тогда "Известиям" глава профильной комиссии ОП РФ Сергей Рыбальченко, подобные меры направлены на улучшение статистики демографии в стране. Пока инициативу собираются реализовать в Приморском крае, а затем распространить опыт на всю остальную часть России.
ОП уже направила документ, раскрывающий суть предложения, руководителю рабочей группы "Социальная политика" Госсовета РФ, губернатору Новгородской области Андрею Никитину.
- Это правда, что в России сегодня очень сложная демографическая ситуация, поэтому любые меры, нацеленные на повышение рождаемости, своевременны и оправданны, - заявила "Известиям" глава общественной организации "Объединение родителей" Инна Гориславцева.
По ее словам, другое дело, что с увеличением маткапитала нужно предлагать новые цели, на которые родители могли бы его использовать в интересах детей.

Наталья БАШЛЫКОВА. Известия, 30 августа 2022 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.