|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|

|
СБЕРЕЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ:
ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ, ПУТИ РЕШЕНИЯ
Научный доклад ИНП РАН
Под редакцией Б.Н. Порфирьева
М., Артик Принт, 2022, 168 страниц
|
https://ecfor.ru/publication/sberezhenie-naseleniya-rossii/#full_text
Дифференциация регионов по уровню смертности
от COVID-19 и ресурсному обеспечению здравоохранения
(стр. 30)
Регион
|
Летальность от COVID-19, % к числу
заболевших (на 31.12.2020)*
|
Летальность от COVID-19, % к числу
заболевших (на 31.12.2021)*
|
Рост летальности 2021 к 2020, %
|
Доля населения, полностью вакцинированного,
на 31.12.2021, %
|
Уровень смертности от всех причин,
на 100 тыс. населения, в 2020 г.**
|
Уровень смертности от всех причин,
на 100 тыс. населения, в январе-ноябре 2021 г. (к среднегодовой
численности населения в 2020 г.)**
|
Рост уровня смертности январь-ноябрь
2021 к январю-ноябрю 2020, %
|
Соотношение ВРП на душу населения регионов
со средним значением по России
|
Индекс ресурсной обеспеченности* *
*
|
РФ
|
1,8
|
3,4
|
190
|
46,9
|
1460
|
1523
|
119
|
1,0
|
31,9
|
Регионы с более низким уровнем летальности
от COVID-19, чем в среднем по России в 2021 г.
|
Респ. Тыва
|
1,1
|
1,0
|
90
|
44,9
|
938
|
836
|
100
|
0,4
|
49,6
|
Томская обл.
|
0,9
|
1,2
|
136
|
45,9
|
1332
|
1386
|
118
|
0,9
|
39,0
|
г. Москва
|
1,4
|
2,1
|
151
|
44,9
|
1186
|
1250
|
119
|
1,7
|
43,1
|
Омская обл.
|
2,9
|
2,3
|
79
|
41,7
|
1561
|
1600
|
114
|
0,7
|
22,4
|
Регионы с сопоставимым со средним по
России уровнем летальности от COVID-19 в 2021 г.
|
г. С.-Петербург
|
3,2
|
3,3
|
105
|
50,0
|
1360
|
1426
|
119
|
1,4
|
45,5
|
Ленинградская обл.
|
1,1
|
3,5
|
332
|
41,4
|
1492
|
1563
|
119
|
1,0
|
14,7
|
Респ. Крым
|
2,0
|
3,8
|
187
|
43,5
|
1612
|
1714
|
122
|
0,4
|
13,4
|
Владимирская обл.
|
2,7
|
3,9
|
145
|
41,4
|
1828
|
1940
|
120
|
0,6
|
11,4
|
Регионы с более высоким уровнем летальности
от COVID-19, чем в среднем по России в 2021 г.
|
Красноярский край
|
3,7
|
5,5
|
149
|
41,3
|
1429
|
1479
|
119
|
1,4
|
35,3
|
Свердловская обл.
|
2,6
|
5,6
|
219
|
44,8
|
1573
|
1633
|
118
|
1,0
|
23,7
|
Ставропольский край
|
2,1
|
5,9
|
282
|
35,5
|
1308
|
1373
|
121
|
0,5
|
10,1
|
Алтайский край
|
2,7
|
6,6
|
247
|
45,2
|
1648
|
1711
|
117
|
0,5
|
16,9
|
Тульская обл.
|
3,3
|
6,7
|
204
|
54,4
|
1872
|
1901
|
116
|
0,7
|
17,4
|
Краснодарский край
|
3,4
|
9,7
|
289
|
49,4
|
1449
|
1551
|
125
|
0,7
|
8,4
|
Чувашская Респ.
|
3,2
|
11,1
|
344
|
40,2
|
1554
|
1569
|
114
|
0,5
|
22,3
|
* По данным Оперативного штаба по предупреждению завоза
и распространения новой коронавирусной инфекции на территории
Российской Федерации.
** Данные Росстата.
*** В качестве показателей, определяющих уровень обеспеченности
региона, используются данные за 2019 год: (1) расходы консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных
государственных внебюджетных фондов на здравоохранение,
скорректированные на уровень цен, на душу населения, (2)
численность врачей на 1000 населения, (3) численность среднего
медицинского персонала на 1000 населения, (4) число коек
на 1000 населения, (5) число машин скорой медицинской помощи
на 10000 населения, (6) индикатор доступности лекарств (оценивается
как отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной
платы к стоимости лекарственных средств, медицинских изделий
и некоторых медицинских услуг, цены на которые наблюдаются
Росстатом), (7) соотношение зарплаты врачей в регионе, скорректированной
на уровень цен, и среднероссийской зарплаты врачей, (8)
соотношение зарплаты среднего мед. персонала в регионе,
скорректи рованной на уровень цен, и среднероссийской зарплаты
среднего мед. персонала. Индекс оценивается как сумма баллов,
присвоенных региону в зависимости от значения физических
показателей. Максимальное значение показателя определяется
как 9 перцентиль, регионам, имеющим значение выше максимальной
границы, присваивается значение 10. В качестве минимального
порогового значения для показателей 1-6 определен первый
перцентиль, ниже которого показатели приобретают значение
0, для индикаторов 7-8 – значение в 75% среднероссийского
уровня, ниже которого индикаторы приобретают значение 0.
Вес, равный 1, присваивался наиболее значимым показателям
в любое время, независимо от эпидемиологической ситуации
(показатели 1-2, 6-7). Вес, равный 0,75, присваивался показателям,
значимость которых особенно возросла и стала критической
в период острой эпидемиологической ситуации – 4-5. Показатели
3 и 8 вошли в состав индекса с весом 0,5. Максимально возможное
число баллов – 65.
К 2020-м годам число стран – потенциальных миграционных
доноров России на постсоветском пространстве сократилось,
в их качестве не следует рассматривать страны Балтии, Молдову,
большую часть Украины. В значительной мере на миграцию в страны
ЕС и ряд других стран, например, Турцию, переориентировались
миграционные потоки из государств Закавказья. Казахстан из
страны – основного миграционного донора России в 1990-е годы
и первой половине 2000-х годов превратился в самостоятельный
центр притяжения населения, в своеобразного «конкурента» России
за мигрантов из стран Средней Азии.
Страница 52
Иностранные трудовые мигранты, нанимаемые
предпринимателями в период последних 12 мес., по видам экономической
деятельности* (стр. 71)
Показатель
|
2014 г.
|
2019 г.
|
Всего,
|
тыс. чел.
|
939,3
|
466,9
|
%
|
100,0
|
100,0
|
в том числе по видам экономической деятельности:
|
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство
|
8,0
|
7,0
|
обрабатывающие производства
|
6,9
|
17,7
|
строительство
|
17,4
|
21,8
|
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных
средств и мотоциклов
|
37,5
|
32,5
|
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания
|
6,3
|
6,9
|
транспортировка и хранение, деятельность в области
информации и связи
|
6,3
|
4,2
|
деятельность в области здравоохранения и социальных
услуг
|
0,4
|
0,2
|
прочие виды деятельности
|
16,4
|
8,9
|
деятельность в области здравоохранения и социальных
услуг
|
0,4
|
0,2
|
* В соответствии с ОКВЭД2.
Объем и структура услуг ДМС в 2018-2020
гг. (стр. 121)
Показатель
|
Страховые премии (взносы) по договорам страхования
|
Страховые выплаты по договорам страхования
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
Добровольное медицинское страхование – всего, млрд.
руб.,
|
152
|
181
|
177
|
112
|
126
|
118
|
в том числе:
|
граждан, выезжающих за рубеж
|
7
|
18
|
6
|
1
|
3
|
2
|
работодателем своих работников
|
59
|
66
|
73
|
46
|
53
|
51
|
иных граждан
|
86
|
96
|
98
|
64
|
70
|
65
|
Добровольное медицинское страхование – всего, %
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
в том числе:
|
граждан, выезжающих за рубеж
|
4
|
10
|
4
|
1
|
3
|
2
|
работодателем своих работников
|
39
|
37
|
41
|
41
|
42
|
43
|
иных граждан
|
57
|
53
|
55
|
58
|
55
|
55
|
|
В докладе рассмотрен комплекс важнейших вопросов, связанных
с решением проблемы сбережения российского населения. Проанализированы
ключевые тенденции и риски в сфере демографического развития. Обосновано,
что наибольший вклад в сохранение численности населения в ближайшие
годы будет вносить борьба со смертностью, что предъявляет особые
требования к развитию национальной системы здравоохранения. Аргументировано,
что в условиях ограниченного потенциала внешней иммиграции, ключевая
задача в текущих условиях и на обозримую перспективу состоит в разработке
и реализации эффективной стратегии сбережения населения. Сформулированы
достижимые цели количественных и качественных характеристик демографического
развития и требования к модернизации системы здравоохранения.
Содержание
Введение
Раздел 1. Демографическое развитие в России. Ключевые
тенденции и риски
1.1 Общие характеристики демографического развития в России
1.2 Россия в контексте мировых демографических тенденций
1.3 Демография в условиях пандемии коронавируса COVID-19
1.4 Ключевые направления снижения избыточной смертности
1.5. Рост демографической нагрузки на экономику - вызов для социальной
политики
1.6. Миграция как фактор поддержания численности населения - возможности
и ограничения
Выводы
Раздел 2. Российская система здравоохранения в современных
условиях
2.1 Состояние здоровья населения
2.2 Вклад системы здравоохранения в показатели здоровья населения
2.3 Развитие здравоохранения как условие повышения качества человеческого
капитала и экономического роста
2.4. Проблемы финансирования системы здравоохранения
Выводы
Раздел 3. Демографический прогноз и требования к модернизации
системы здравоохранения
3.1 Модернизация системы здравоохранения - образ будущего
3.2. О семейной политике
3.3 Достижимые цели демографического развития России
Заключение
Приложения
Литература
|