Оценка качества медицинской помощи
Мнения россиян о работе системы здравоохранения разделились
почти поровну: 39% опрошенных удовлетворены работой системы здравоохранения,
43% не удовлетворены. За прошедшие десять лет удовлетворенность
заметно выросла. Оценка последнего обращения к врачу выше, чем оценки
системы здравоохранения в целом. При этом почти половина опрошенных
(48%) считают маловероятной или совершенно невероятной возможность
получения лучшего доступного в России лечения.
Левада-Центр представляет результаты международного ежегодного мониторингового
исследования по важным для социальных наук вопросам ISSP[1].
Это инициативная исследовательская программа, которая объединяет
коллективы ученых из более чем 40 стран. Каждый год опросы проводятся
по одной из 10 тем (национальная идентичность, трудовые отношения,
социальные сети, экология, религиозность и др.) по сопоставимым
анкетам и репрезентативным национальным выборкам. Исследование позволяет
отследить изменения в общественном мнении за 10-летний период и
отразить социально-культурные различия по наиболее значимым темам.
Коллектив Левада-Центра является постоянным участником программы
от России с 1991 года.
Тема текущей волны исследования — здоровье и здравоохранение. Данные
для международных сопоставлений будут доступны в конце 2022 года.
За последние 10 лет удовлетворенность работой системы здравоохранения
выросла. О своей удовлетворенности сегодня говорят 39%, в 2011 году
таких было только 27%. Тем менее, 43% опрошенных не удовлетворены
работой системой здравоохранения. Ещё 18% в чем-то довольны, в чем-то
нет.
Наиболее позитивно систему здравоохранения воспринимают молодые
люди — 54% опрошенных в возрасте 18–24 лет удовлетворены ее работой.
В оценках остальных групп доля тех, кто недоволен медициной, выше,
чем довольных.
Наибольшие различия в восприятии системы здравоохранения наблюдаются
среди людей с разным материальным статусом. В наиболее обеспеченных
группах больше половины опрошенных (59%) удовлетворены работой данной
социальной сферы. Чем ниже обеспеченность респондентов, тем реже
ожидаются позитивные оценки: лишь 28% людей, которым денег едва
хватает на питание, довольны работой здравоохранением в стране.
Оценки удовлетворенности лечением, полученным при последнем обращении
к врачу, выше, чем удовлетворенность системой здравоохранения в
целом. Две трети (67%) опрошенных остались довольны лечением при
последнем визите врача. С момента исследования 2011 года доля позитивных
оценок увеличилась на 10 пп. Это произошло за счет сокращения доли
тех, кто давал неоднозначные оценки (“в чем-то удовлетворен, в чем-то
нет”), доля недовольных полученным лечением при этом осталась прежней.
Обращение к народной медицине не является распространенной практикой
среди россиян (о доверии народной медицине говорят 16%). За последний
год к ее помощи прибегало менее 10% россиян, к официальной медицине
— 65%. Удовлетворенность обращением к специалистам по народной медицине
несколько ниже, чем обращением к врачу.
Около четверти (27%) россиян уверены, что в случае тяжелого заболевания,
они смогут получить лучшее лечение, доступное в России. Эта доля
выросла в 2 раза с момента опроса 2011 года. Неуверенность в такой
возможности более свойственна тем, чьи доходы не позволяют покрыть
расходы на питание (самым бедным): среди них 60% оценивает получение
лучшего лечения как маловероятное или невероятное. В обеспеченных
группах такого мнения придерживается треть опрошенных (32%).
При обращении к врачу 30% респондентов столкнулись с длинными очередями
на прием или на операцию. Отсутствие свободного времени для получения
помощи отметили 26% опрошенных. Пятая часть (19%) респондентов не
смогла получить лечение из-за отсутствия возможности заплатить за
него. Структура этих проблем за 10 лет практически не изменилась.
У 11% респондентов за последний год бывали случаи, когда они не
получали медицинской помощи, потому что у них не было возможности
за неё заплатить. 16% респондентов отметили, что за последний год
не получали медицинской помощи, потому что у них не было свободного
времени или из-за каких-либо неотложных дел. Еще 17% респондентов
не получили медицинской помощи из-за длинной очереди на лечение
или проведение операции.
Опрос Левада-центра проведен 27 января — 02 февраля 2022 года
по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского
населения объемом 1626 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137
населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на
дому у респондента методом личного интервью.
Левада-Центр, 18 февраля 2022 г.
Подробнее см.: https://www.levada.ru/2022/02/18/otsenka-kachestva-meditsinskoj-pomoshhi/
АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих
организаций, выполняющих функции иностранного агента.
|