Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 933 - 934
22 февраля - 7 марта 2022

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Профессия - исследователь 

85 лет со дня рождения Рудольфа Вартановича Татевосова

Окружающая среда и миграция населения

Задачи управления миграционными процессами населения в Узбекской ССР

Заседание Экспедиционного клуба НИУ ВШЭ "Открываем Россию заново"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Задачи управления миграционными процессами населения в Узбекской ССР[1]

Татевосов Р.В., Кононенко С.Н.

Демографическое развитие Узбекистана имеет ряд специфических оообенностей. Динамика роста населения Узбекской ССР определяется в основном высоким естественным приростом. Доля естественного прироста населения в общем его приросте увеличилась с 58% в 1939-1959 гг. до 97,9% в 1978 г. Высокие темпы прироста населения республики связаны главным образом с сохраняющимся высоким уровнем рождаемости. Коэффициент рождаемости составил в 1976 г. 35,3‰ (против 18,4‰ в целом по СССР).Если в 1939-1959 гг. население республики возросло на 24,6%, то в 1959-1979 гг. на 89,6%. Темпы изменения численности населения тесно связаны с удельным весом городского и сельского населе­ния во всем населении респубдики. .Доля сельского населения сокращается, но его абсолютная численность растет.

Следует отметить, что на современном этапе, несмотря на интенсивный процесс градообразования, Узбекистан характеризуется относительно низким уровнем урбанизации (городское население на 17.01.79 г. составило 2/5 населения республики). Основными характерными чертами городской сети республики является преобладание небольших городских поселений и высокая концентрация населения в немногочисленных крупных городах. Таким образом, особенности управления миграционными процессами в Узбекской ССР определяются рядом существенных отличий типа воспроизводства населения, сочетания городского и сельского населения, развития расселения, в целом типичными для среднеазиатского региона .

Анализ на примере Узбекской ССР слабой миграционной подвижности населения "среднеазиатского типа” - в условиях развивающейся зоны страны с сочетанием промышленных и сельскохозяйственных ресурсов, население которой находится на первом этапе демографического развития, т.е. на этапе активного формирования новых его тенденций - позволил выделить следующие основные черты миграционного движения.

Миграционная активность населения республики в целом (и особенно сельского населения) недостаточно соответствует меняющимся общественным потребностям. По нашим расчетам среднегодовой объем обцей миграционной подвижности (по всем трем формам) превышает аналогичный показатель для СССР в целом втрое.

Для внутриреспубликанской миграции характерна пока невы­сокая интенсивность перераспределения населения между городом и селом. Динамика интенсивности сальдо внутри республиканской миграции обнаруживает за рассматриваемый период (1960-1979 гг.) тенденцию к стабилизации. Перемещения из села в город носят в основном внутриобластной и внутрирайонный характер. Анализ мотивационных установок сельско-городской миграции показывает, что стремление потенциальных мигрантов в города связано в основном с желанием повысить образовательный уровень. Размещение промышленности в небольших городах и поселках городового типа пока не породило существенных изменений в сельской миграции. Однако, если до 60-х гг. внешнереспубликанская миграция была основным источником формирования городского населения реоцублики, то в последние годы наметалось некоторое усиление внутриреспубликанской (и, в частности, сельской) миграции в города. Интенсификация сельско-городской миграции, определяясь отчасти "движением" промышленности в малые и средние города, не в меньшей степени (а на современном этапе в условиях слабой подвижности населения, нам представляется, и в большей) связана с социальными факторами - повшением образо­вательного уровня, уровня профессиональной подготовки, социальной мобильности, ростом общественной и производственной активности яаовления.

Миграционная подвижность оельокого населения развивается на современном этапе более интенсивно в самой сельокой местности за счет перелива населения в районы с высоким уровнем интенсификации сельокого хозяйства и во вновь осваиваемые районы. Если в целом по стране, по мнению В.В. Покшишевского, "ползучие" (этапные) миграции отмирают, заменяясь миграциями "скачком", то одной из региональных оообенностей миграционных процессов в республике является сохранение и на современном этапе "субординации" переселений. Причем начальным звеном иерархии переселений должна бнть цепочка "село - крупное село - малый город", поскольку для развития миграционной подвижности оельского населения республики существенна необходимость облегчения адаптации и приобретения производственных навыков. Дальнейшая интенсификация и индустриализация оельского хозяйства реопублики, овязанные с развитием агропромышленной интеграции, будут способствовать ускорению адаптационных процессов сельского наоеления.

Маятниковая н сезонная формы миграционной подвижности определяясь общими закономерностями развития этих форм в целом по стране, имеют также некоторые региональные особенности. Так, на ряде промышленных предприятий Узбекистана, расположенных в непосредственной близости от колхозов и совхозов, велика текучесть кадров, связанная с регулярным увольнением части рабочих в посевную и уборочную страду, т.е. сезонным движением крестьян-рабочих. С решением проблемы адаптации оельских жителей не проото в городских условиях, а на современном промышленном предприятии, удельный вес сезонной миграции крестьян-рабочих неизбежно будет сокращаться, замещаясь маятниковой миграцией и переселениями. При всей экономической нерациональности этого явления его положительное значение состоит в приобщении сель­ских жителей к индустриальному труду и городскому обраву жизни.

Анализ показывает, что маяткаковая миграция населения республики на современном этане усиливается. Коэффициент маятниковой подвижности[2] составил в 1965 и 1970 гг. 12 и 13% при макси­мальном значении этого показателя соответственно 78% и 94% в Эотонокой ССР. По данным ЦСУ Узбекокой ССР коэффициент маятниковой подвижности составил в 1975 г. 19%.

О размерах оезонной миграции можно косвенно судить по дан­ным о количестве работников, привлеченных из других организаций для работы в сельском хозяйстве. Одновременно с ростом числа занятых в сельском хозяйстве республики происходит как абсолютный, так и относительный рост числа работников из других предприятий и организаций, привлеченных на сельскохозяйственные работы в колхозах и совхозах. Маоштабы этой формы миграции в республике в 1970 г. почти в 2,5 раза превышали общесоюзный уровень. Соотношение между численностью лиц, привлеченных из других организаций для работы в сельском хозяйстве, и всем населением, изменилось с 1:240 в 1970 г. до 1:121 в 1976 г. Решающей причиной таких значительных размеров этой формы сезонной миграции является все большее расширение площадей под хлопчатником, увеличение его сборов.

Важнейшие закономерности и параметры миграционной подвижности существенно меняются по различным районам Узбекской ССР.

Направления внешних миграционных потоков во времени отличаются относительным постоянством. Основную массу мигрантов в Узбекскую ССР составляют выходцы из республик Средней Азии, Азербайджана, Поволжья, Урала, Сибири.

В пределах развивающейся зоны Узбекистан имеет довольно тесные корреспонденции (исключая Северо-Запад РСФСР), причем наибольший миграционный оборот республика имеет с Казахской ССР и остальными республиками Средаей Азии. В пределах освоенной зоны наиболее тесны связи с экономическими районами РСФСР - Центральным, Волго-Вятским, Центрально-Черноземным, Поволжским и Северо-Кавказским. Перспективное развитие внешнереспубликанских миграционных связей будет определяться формированием и развитием межреспубликанских TПК и межхозяйственной кооперации.

Миграционная подвижность населения республики не оказывает в настоящее вреда существенного влияния на демографические процеосы и, напротив, развитие ее сдерживаетоя рядом особенностей демографической ситуации - высокой рождаемостью, многодетностью, высоким уровнем брачности в молодых возрастах. Соцаально-демографическая структура миграции во времени существенно не меняется. Наиболее подвижной возрастной группой является группа 20-24 года.

Исследования проблем подвижности населения среднеазиатских республик показывают, что "без осуществления достаточно крупных организационно-экономических мер в ближайшей перспективе повышения подвижности местного населения республик Средней Азии, особенно оельокого, не предвидится”[3]. В условиях среднеазиатских республик в сложную канву обусловленности миграционного движения различиями в уровне экономического и культурного развития различных регионов страны вплетается ряд специфических моментов {таких, например, как этнический фактор, достаточно устойчивое влияние традиций в сельской местности, многодетность и др.).

При значительных резервах трудовых ресурсов в сельской местности потребности городов республики в рабочих кадрах удовлетворяются в основном не за счет миграции из села.

Дефицит в рабочей силе испытывает также ряд районов и областей Узбекистана, особенно районы нового освоения. Этот дефицит связан, в частности, с неравномерностью территориального распределения населения. На 17 января 1979 г. в среднем по Узбекской ССР на 1 кв.км приходилось 34,4 человека. По областям республики плотность колебалась от 321,2 чел. на 1 кв.км в Андижанской области до 5,5 чел./кв.км в Каракалпакокой АССР.

В отдельных административных районах Ферганской долины в целом и в Андижанской области в особенности плотнооть населения в орошаемой зоне еще выше, а в хозяйствах пригородной зоны - более 500 чел/кв.км. Здесь впервые появились сельские агломерации, причем земли для развитая орошения отсутствуют.

Земельная площадь Узбекистана составила на 1.11.76 г. 45,6 млн.га, в том числе 32,9 млн.га в пользовании сельскохозяйственным производством. Из 32,9 млн.га орошаемые земли занимали 3118 тыс.га, из которых орошаемая пашня - 2718 тыс.га[4]. Из зтого следует, что в Узбекской ССР существуют резервы для дальнейшего развития орошения. В соответствии с решениями ХХVI съезда КПСС в XI пятилетке должны быть орошены дополнительно 450-465 тыс.га земли[5].

В районах нового освоения потребность в рабочей силе зачастую превшает численность трудовых ресурсов этих районов. Ежегодно в IX и X пятилетках в Узбекистане дополнительно орошалось в среднем 100 тыс.га земель. Дня освоения этой земли ежегодно требуется в среднем 25 тыс.человек (при нагрузке поливной пашни 3-5 га на трудоспособного).

Основная цель миграционной политики в республике в долгосрочной перопективе должна увязываться с оптимальным перераспределением трудовых ресурсов в пределах всей страны. Задача на обозримый период должна исходить из того, что Узбекистан и в будущем будет занимать важное место в сельскохозяйственном производстве страны и поэтому высвобождающуюся в результате механизации в сельском хозяйстве рабочую оилу нужно перераспределять внутри республики, направляя ее в города и в сельские местности вновь осваиваемых районов.

Эффект мобильности в зтом случае может быть выражен в виде роста производительности труда: выигрыш в производительности труда (например, в осваиваемых районах) должен перекрывать затраты на рабочую силу. В оовокупностя затрат дая повышения внутриреспубликанской мобильности населения преобладают затраты на инфраструктуру.

Интенсивность оттока трудоспособного населения из сельского хозяйства республики следует регулировать, увязывая ее с развитием демографической ситуации в сельской местности, половозрастным и профессиональным составом мигрирующих работников.

Повышение подвижности трудовых ресурсов села требует значительных затрат на работу по профориентации и профессиональному обучению, так чтобы люди, меняя место работы, включались в общественное производство с надлежащим эффектом и получили удовлетворение от своей деятельности. Профориентация, очевидно, не должна ограничиваться молодежью, хотя именно сельскую молодежь следует привлекать в местные города и создавать условия для ее адаптации не просто в городских условиях, а на современном промышленном предприятии.

Исследования показывают что приживаемость переселенцев из сельских местностей Узбекистана в города низка, причем главная причина - необеспеченность жильем в месте вселения. Так, на Бухарском хлопчатобумажном комбинате, рабочая оила которого сформирована на 1/3 за счет сельских жителей, из-за отсутствия жилья в 1974 г, уволилиоь 181 чел., а в 1975 г. - 384 чел. Очевидно, что в общей сумме затрат на миграцию сельских жителей в города расходы на постоянное жилье для этого контингента рабочих должны преобладать по сравнению с другими видами затрат. Затраты на строительство и эксплуатацию рабочих общежитий, скорее всего, нерациональны, так как у сельских жителей коренной национальности распространены ранние браки.

Огромное значение для активизации подвижности наоеленяя имеет развитая сеть дорог и транспорт. Необходимо существенно расширить масштабы и ускорить темпы дорожного строительства и транспортного обеспечения, увеличить парк общественного пассажирского, грузового, специального транспорта для местного населения. Однако, по мнению некоторых исследователей[6], даже в наиболее развитой ташкентской групповой системе населенных мест кардинальная реконструкция транспортной системы возможна лишь при уоловии крупных капиталовложений, которые скорее всего будут осуществлены после 2000 года.

С развитием транспорта в определенной мере связана активизация маятниковой миграции, которая предшествует безвозвратной миграции; помимо этого увеличение интенсивности маятниковой миграции означает экономию затрат на переселение рабочей силы из села. В настоящее время коэффициент маятниковой подвижности (число сельских жителей, занятых на работе и учебе в городской местности, приходящееся на 1000 сельских жителей, - КМП) в Узбекистане является одним из самых низких в стране (не считая Азербайджана и Казахстана). В 1975 г. КМП ооставил 19‰. В связи с промышленным развитием республики, научно-техническим прогрессом, повышением транспортной освоенности районов в перспективе, на наш взгляд, усилится маятниковая оельско-городская подвижность населения республики.

Всевозрастающую роль будут играть организованные формы перераспределения населения как внутри республики, так и за ее пределами. В настоящее время оргнабор как форма межреспубликанского перераспределения населения не имеет большого значения. Так, за первые два года X пятилетки (1976-1977 гг.) из общего числа рабочих, направленных предприятиями и стройками по оргнабору, лишь 8% были привлечены для работы за пределами республики. Оргнабор, как один из инструментов управления миграцией населения республики, становится объективно все более необходимым. Однако, для повышения эффективности оргнабора предприятия и стройки должны обратить внимание на производственные и жилищно-бытовые условия для приема и закрепления прибывших рабочих, чтобы увеличить в оргнаборе долю рабочих с семьями. Поскольку по оргнабору мигрируют преимущественно лица, направляемые в промышленность и строительство, требуется улучшить соответствующую профессиональную подготовку местной сельской молодежи, особенно в трудоизбыточных районах. Очевидна также необходимость активизации информационно-справочной работы по оргнабору. Аналогичные проблемы должны быть решены и для повышения эффективности других форм организованных миграций - сельскохозяйственных переселений, студенческих строительных отрядов и пр.

В перспективе стоит задача усиления миграционных связей Узбекской ССР с другими республиками и проблема внутриреспубканского перераспределения трудовых ресурсов, связанная с расширением и совершенствованием этих форм. Причем, в связи с большой "избирательностью" миграции за пределами республики, в отношении качественного ее состава значение организованных форм будет более существенно для внешнереспубликанских перемещений. Заслуживает внимания и серьезного научного анализа инициатива комсомольских организаций Узбекистана, взявших шефство над важнейшими новостройками Нечерноземной зоны РСФСР.


[1] Татевосов Р.В., Кононенко С.Н. Задачи управления миграционными процессами населения в Узбекской ССР //Проблемы воспроизводства и миграции населения. Раздел II. М. 1981. С. 196-204.
[2] Количество сельских жителей, нанятых на работу и учебу в городской местности, на 1000 человек сельского населения.
[3] Ата-Мирзаев О., Атакузиев А. Проблемы народонаселения и региональная демографическая политика.//Коммунист Узбекистана, 1978, № 1.
[4] Народное хозяйство Узбекской ССР за 60 лет Советской власти. Ташкент, 1977, с. 96, 99.
[5] См.: Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981, с. 190.
[6] Ванке А.И., Михаолян В.М. Роль транспорта в групповой системе населенных мест. //Проблемы комплексного развития транспортных систем городов. Минск, 1978, с. 104-106.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.