|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Церковь и государство
Половина россиян считают себя религиозными: 7% — очень
религиозными, 43% — в какой-то мере религиозными. С июня 2017 года
этот показатель остается без значительных изменений.
Доля назвавших себя очень религиозными в последние годы
совпадает примерно с долей тех, кто в том или ином объеме соблюдает
каноны религиозного поведения в Церкви.
Среди россиян наибольшей популярностью пользуется Новый Год: его
отмечают 91% респондентов. Православное Рождество и Крещение отмечают
59% и 50% соответственно. Католическое Рождество отмечают только
6% опрошенных.
Празднование Рождества, давно уже ставшее часть новогодних каникул,
и следующее за ним Крещение, получили широкое распространение (их
празднует около половины опрошенных). Однако при таком массовом
внимании Рождество (как и главный праздник православных Пасха),
не отмечено, скажем, массовым соблюдением поста, а довольно активное
посещение церкви в эти праздничные дни лишь для меньшинства означают
приобщение к таинству литургии и скорее соответствует поведению
так называемых «захожан» (термин самих церковным деятелей), то есть
носит характер ритуала.
По сравнению с февралем 2016 года увеличилась доля россиян, считающих
что Церковь и религиозные организации оказывают большое влияние
на государственную политику в России: в 2016 году таких было 17%
(5% считают, что религиозные организации слишком много влияют, 12%
— немного больше, чем необходимо), в декабре 2021 года — 29% (11%
и 18% соответственно).
На фоне устанавливавшейся в 2000-е – 2010-е годы симфонии государства
и Церкви доля россиян, считающих, что Церковь слишком влияет на
жизнь государства была невелика, а в последние десятилетие относительное
большинство считает его «нормальным».
Однако по сравнению с 2016 г. доля оценивающих его как слишком большое
выросла с 17 до 29%. Вряд ли здесь можно говорить об усилении понимания
того, что и по Конституции Церковь в России, как и в современных
развитых странах, отделена от государства. Скорее, как нам представляется,
речь здесь идет о реакции на усиливающуюся авторитарную роль государства
в целом, и Церкви в том числе, в жизни общества, и что важнее при
нынешнем его развитии – на частную жизнь человека. Подавляющее большинство
нашего общества десятилетиями уже живет в состоянии, когда единственной
сферой ответственности и влияния индивида выступает семья и ближний
круг. В одном из недавних опросов Левада-Центра около 70% опрошенных
россиян заявляли, что Церковь не должна вмешиваться в частную жизнь
человека и пытаться ее контролировать. При том, что внешне риторика
иерархов, как и риторика властей, принимается значительной частью
людей как должное, она имеет ограниченное влияние на повседневную
частную жизнь и вызывает отторжение, когда вмешательство в эту повседневность
происходит. В целом именно традиционалистская и архаичная риторика
Церкви, а не христианские ценности, и служит такой внешней «скрепой»
для массового сознания. Но при пересечении Церковью границы частной
жизни, как это происходит, например, в случае введения уроков по
основам религии в школе, стабильное большинство считает, что это
должен быть индивидуальный выбор учеников и родителей, а в последние
годы почти до трети выросло число тех, кто вообще считает, что религии
не место в школе.
Относительное большинство все же видит в Церкви источник морального
авторитета и нравственности, институцию, сохраняющую традиции. Но
это самые общие установки на роль Церкви в жизни общества, сохраняющиеся
в условиях дефицита моральных и культурных авторитетов в нем, девальвации
властью их потенциальных источников и носителей в культурной, политической,
социальной средах. Наряду с окормлением паствы задача Церкви видится
собственно в социальном служении – помощи бедным и нуждающимся,
тем, кто оставлен государством. «Спрос на милосердие» в российском
обществе велик, насколько его удовлетворяет нынешняя Церковь – другой
вопрос.
По сравнению с февралем 2016 года больше россиян стали определять
роль Церкви и религиозных организаций в общественной жизни как «помощь
бедным и малообеспеченным слоям населения» (2016 год — 29%, 2021
год — 41%), «помощь сохранению культурных традиций» (2016 год —
30%, 2021 год — 39%). Также на 6 п.п. — до 21% — выросла доля россиян,
считающих, что Церковь и религиозные организации не должны вмешиваться
в общественную жизнь.
Треть (31% — рост на 12 п.п. по сравнению с февралем 2016 года)
респондентов считают, что религии не должно быть в школе. Больше
половины (56%) поддерживают точку зрения, согласно
которой по желанию учеников или их родителей в школе можно изучать
историю религии, основы религиозной нравственности; 11% поддерживают
восстановление преподавания Закона Божьего в средних школах для
всех желающих.
Как вы думаете, следует ли преподавать основы религии в школе?
|
май.91
|
мар.13
|
фев.16
|
дек.21
|
В школе не должно быть места религии
|
10
|
17
|
19
|
31
|
По желанию учеников или их родителей в школе можно изучать историю религии, основы религиозной нравственности
|
59
|
60
|
61
|
56
|
Нужно восстановить преподавание Закона Божьего в средних школах для всех желающих
|
20
|
15
|
13
|
11
|
Другое
|
<1
|
<1
|
1
|
0
|
Затруднились ответить
|
10
|
9
|
7
|
2
|
Комментарий Наталии Зоркой о роли православия в современной России:
Динамику причисления себя к православному вероисповеданию в российском
обществе можно разделить примерно на три периода. Первый значительный
рост их числа приходится на конец 1980-х гг. – середину 1990-х.
По нашим замерам в 1989 г. их было 18% всех опрошенных, а к середине
1990-х гг. таких уже было около половины. В годы перестройки и начала
реформ 1990-х гг. важным в содержательном плане фактором этого роста
было возвращение в жизнь страны свободы вероисповедания, восстановление
роли Церкви как социального института, а также, что важно, возвращение
в общественную жизнь идеи социального служения и милосердия. Помощь
со стороны религиозных общин и организаций бедным, сиротам, инвалидам,
наркозависимым оживляется, причем происходит это в какой-то мере
под влиянием западных экуменических движений, а участниками таких
инициатив являются более образованные и активные граждане. Со временем
эти инициативы и подобного рода деятельность наталкивается не только
на сопротивление распадающихся советских властных институтов, с
которыми активисты вынуждены взаимодействовать, но и на сопротивление
укрепляющейся РПЦ, стремящейся подчинить своему все более авторитарному
и традиционалистскому контролю жизнь прихожан.
Относительная свобода характерна в этот период и для собственно
религиозной жизни внутри самой Церкви, выходят на свет религиозные
течения, сложившиеся среди прочего в 1960-е-1970-е годы, среди неофитов,
обновленцев и т.п., прежде всего в образованной среде растет популярность
и число активных последователей таких, например, священников, как
Александр Мень, Георгий Кочетков, Дмитрий Борисов и др., представляющих
разные течения. Мы примерно выделяем здесь несколько религиозных
сообществ, существующих и поныне, чтобы зафиксировать появление
или оживление в 1990-е гг. потенциально модернизационной среды,
которая могла бы стать залогом обновления Церкви, а также общественной
жизни, привнести в нее ценности общественного служения. Однако по
мере восстановления архаичного института Церкви подобные движения
и сообщества все больше загонялись в свои прежние или новые ниши,
оставаясь скорее групповыми явлениями, не имеющими значительного
влияния на процессы обновления Церкви и общества.
Второй период значительного роста православной идентификации начинается
еще в времена Ельцина, когда в поисках источников символического
авторитета власть начинает заигрывать с Церковью, что положило начало
восстановления так называемой «симфонии» государства и Церкви. Именно
тогда появляется фигура «начальник со свечечкой», ставшая во времена
путинского правления, особенно в первую его половину, частью обыденной
картины жизни Церкви и ее общественной репрезентации, «обеспечивающей»
российское общество древними «духовными скрепами». Тогда происходит
третья фаза роста православной идентификации, когда доля православных
в российском обществе достигает своего максимума за весь период
наблюдений и далее колеблется в пределах 70%. В этот период доля
крещенных в православной церкви начинает превышать долю идентифицирующих
себя как православных и достигает 80%, что почти равно доле русского
населения в стране.
Но анализ динамики собственно религиозных установок, распространенности
канонических для православия религиозных практик — частота причастия,
исповеди, участия в литургии, соблюдение постов, распространенности
венчания и других приобщений к таинствам Церкви – показывает, что
в среднем их доля колеблется в пределах 10-12%, причем наиболее
«массовым» показателем выступает только регулярное посещение церкви
(хотя бы раз в месяц и чаще). Показатель этот остается на том же
уровне на протяжение всех лет наших наблюдений. Иными словами, более
или менее интенсивная религиозная жизнь присуща лишь небольшому
меньшинству, а то, что оно почти не меняется в своих объемах говорит
нам о том, что сами православные традиции, уничтоженные в советское
время, не восстанавливаются и их насаждение РПЦ, нараставшее с годами,
не возымело успеха в сколько-нибудь значимом смысле, если иметь
в виду укоренение религиозных ценностей или развитие приходской
жизни.
Причисление себя к православным стало существенной частью национальной
идентичности, при том, что политическая нация в постсоветский период
так и не сформировалась, а в воспроизведении коллективной идентичности
сохраняют свою функциональную роль имперские и советский комплексы
и консервация социальных и культурных процессов. И Церковь в своей
публичной деятельности, устами своих утвердившихся иерархов ставит
во главу угла не сложный мир современного человека и его индивидуальными
поисками смысла жизни, в том числе – социальной, а упрощенный образ
покорного человека, соблюдающего религиозные правила воцерковленной
жизни и не претендующего на более глубокое понимание религиозной
жизни и роли Церкви в современном мире.
Опрос Левада-центра проведен 16 — 22 декабря 2021 года по репрезентативной
всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1640
человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах,
50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом
личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от
общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.
Левада-Центр, 19 января 2022 г.
Подробнее см.: https://www.levada.ru/2022/01/19/tserkov-i-gosudarstvo-3/
АНО "Левада-Центр" принудительно внесена
в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного
агента.
|