Эксперты зафиксировали первые случаи мошенничества под
видом переписи
"Лаборатория Касперского" зафиксировала звонки
от мошенников, которые якобы проводили сверку данных перед переписью
населения - они могли тестировать новую схему.
В Росстате отмечают, что сборщики не могут звонить гражданам
"Лаборатория Касперского" зафиксировала первые
случаи мошенничества под видом Всероссийской переписи населения.
Об этом РБК рассказал аналитик сервиса Kaspersky Who Calls Виталий
Воробьев.
Всероссийская перепись населения стартовала в России
15 октября и продлится до 14 ноября. Она впервые пройдет в двух
форматах: цифровом и гибридном.
"Мы действительно фиксировали единичные анонимизированные
отзывы (жалобы) среди пользователей Kaspersky Who Calls на звонки
от вероятных мошенников, которые якобы проводили сверку перед переписью
населения", - сказал Воробьев. Злоумышленники под предлогом
такой сверки пытались выманить у своих жертв личные данные, добавил
Воробьев. Он предполагает, что мошенники таким образом тестировали
новую схему.
"Сотрудники Росстата и переписчики не могут звонить
по телефону и тем более запрашивать какую-либо информацию по электронной
почте. Только вживую или на портале госуслуг", - напомнил РБК
представитель Росстата. Он добавил, что "совместно с министерством
цифрового развития и массовых коммуникаций проведена большая работа,
которая должна обеспечить максимальную безопасность всех владельцев
учетных записей на портале", в частности, речь идет о многофакторных
системах защиты при входе на портал.
В целом массового интереса злоумышленников к теме переписи
населения не наблюдается, говорит руководитель отдела развития методов
фильтрации контента в "Лаборатории Касперского" Алексей
Марченко: "Однако не исключаем, что мошенники могут воспользоваться
относительно невысоким уровнем цифровой грамотности пользователей
и тем фактом, что принять участие в переписи можно онлайн. Они могут
использовать такой новостной повод, например, для реализации фишинговых
атак - чтобы выманивать данные пользователей". Он пояснил,
что в сентябре "Лаборатория Касперского" зафиксировала
небольшое увеличение числа фишинговых сайтов, подделывающих портал
госуслуг, которые могут быть использованы для этих целей.
Мошенники выманивают личные данные, чтобы потом с их
помощью убеждать жертву в легитимности звонка "от службы безопасности
банка", "правоохранительных органов" и т.п. Конечная
цель такого обмана - получение доступа к деньгам жертвы. По последним
данным Банка России, во втором квартале 2021 года мошенники украли
с банковских счетов россиян более 3 млрд руб., совершив свыше 236,9
тыс. денежных переводов без согласия клиентов. Для хищения денег
злоумышленники в основном использовали методы социальной инженерии
(обмана) - телефонные звонки или создание поддельных интернет-ресурсов.
Что еще не могут делать сборщики данных
"Переписчики Росстата не имеют права интересоваться
теми или иными данными иначе, как при заполнении переписного листа
в присутствии человека. Кроме того, они не имеют права спрашивать
подтверждающих документов или интересоваться суммами дохода и т.п.",
- говорит представитель Росстата. Он отмечает, что у них можно "потребовать
паспорт, сверить его с удостоверением переписчика и созвониться
с территориальным органом статистики или позвонить на горячую линию
переписи".
Евгения ЧЕРНЫШОВА. РБК, 15 октября 2021 года
|