|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ АРМЕНИИ
И РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
Ответственные редакторы
Р.А. Старченко, Р.С. Карапетян
М., ИЭА РАН, 2020, 193 страницы
|
http://static.iea.ras.ru/news/Rossiya_Armeniya.pdf
Материалы исследования 2018 г., проведенного среди
русской столичной молодежи 16–29 лет, учащихся школ, студентов
и работающей молодежи, показали отношение современных молодых
людей к браку. Так, на вопрос: «Обязательно ли в настоящее
время человеку вступать в брак?» только 25% старшеклассников
ответили: «Обязательно». Еще 23% школьников ответили, что
«это желательно». Чем выше был возраст опрошенной молодежи,
чем выше ее уровень образования, тем ниже установки на обязательность
вступления в брак. Студенты и работающая молодежь меньше склонны
к жесткой «обязательности» брачных отношений: лишь 16–20%
опрошенных посчитали обязательным вступление в брак, еще 31–27%
респондентов ответили, что вступление в брак «желательно».
Категорически необязательным считали вступление в брак 29%
школьников и от 27 до 31% работающей молодежи и студентов.
Как видим, русской студенческой молодежи, наиболее образованной
молодежной группе, в настоящее время в наибольшей мере присуща
ориентация на необязательность брачных отношений (Табл. 1).
Страница 12
Нельзя не отметить гендерных различий в брачном
состоянии опрошенных молодых москвичей. Превалирование гражданских
браков над первыми и повторными зарегистрированными чаще характерно
для высокообразованных молодых женщин, нежели мужчин. Так,
в среде студенческой молодежи соотношение доли состоящих в
гражданском браке к доле состоящих в зарегистрированном браке
у молодых людей выглядит как 3:8, тогда как у девушек оно
составляет иную пропорцию – 9:4. В среде работающей молодежи
это соотношение выровнено в гендерном плане и составляет пропорцию
25:20 (Табл. 5).
Страница 17
Очень важным представлялось выяснить репродуктивные
установки русской столичной молодежи. В анкете был поставлен
вопрос: «Сколько детей Вы хотели бы иметь?». Распределение
ответов на данный вопрос выглядело следующим образом. Наиболее
распространенной была установка на двоих детей, ее придерживались
44% работающих, 43% школьников и 39% русской студенческой
молодежи, т.е. именно двухдетная модель семьи является «идеальной»
для большинства. Репродуктивные установки на трех и большее
число детей в наибольшей мере были характерны, как ни странно,
для самой высокообразованной группы – студенческой молодежи
(26%). Правда, и у работающей молодежи, и у школьников подобные
установки были довольно распространены – 23 и 20% соответственно
(Табл. 10).
Страница 25
Динамика изменений в соотношении мигрантов
и уроженцев среди молодежи Еревана за последнюю четверть века*,
% (стр. 35)
Варианты ответа
|
2018 г.
|
2005 г.
|
1992 г.
|
Родился/ась в Ереване
|
66,5
|
80,6
|
90,5
|
Переехал из другого места
|
33,5
|
19,4
|
9,5
|
Всего
|
100
|
100
|
100
|
* Данные исследований Еревана 1992 и 2005 гг. База данных
исследований 1992 и 2005 гг. Архив отдела исследований диаспоры
Института археологии и этнографии НАН РА.
Семейное положение ереванской молодежи,
% (стр. 36)
Варианты ответов
|
2018 г.
|
2005 г.
|
1992 г.
|
Один/одна
|
8,4
|
1,0
|
-
|
Муж и жена
|
6,3
|
-
|
1,1
|
Муж, жена и дети
|
20,2
|
63,0
|
60,6
|
Муж, жена, дети и родители мужа/жены
|
25,9
|
21,0
|
19,5
|
Другой состав
|
39,3
|
15,0
|
18,8
|
Изменение характера межнациональных отношений
в Москве, % (стр. 110)
Варианты ответов
|
школьники
|
студенты
|
работающие
|
1 отношения улучшились
|
10
|
21
|
23
|
2 не изменились
|
53
|
34
|
33
|
отношения ухудшились
|
7
|
13
|
15
|
затрудняюсь ответить
|
30
|
32
|
29
|
Итого
|
100
|
100
|
100
|
|
Предлагаемая монография является итогом коллективного труда армянских
и российских ученых, которыми в 2018 г. были проведены социологические
исследования молодежи Еревана и Москвы по единой программе. В книге
представлены данные об особенностях взглядов, интересов, ориентаций
и установок современных молодых столичных жителей Армении и России
(армян и русских) в социально-демографической и этнокультурной областях,
их потенциальных возможностях в развитии межэтнических контактов
в зависимости от ряда демографических, социально-экономических,
образовательных и других характеристик. Проведен анализ сведений
о социальных планах молодых людей, их жизненных ценностях, об уровне
их удовлетворенности теми или иными сторонами жизни, политических
симпатиях и протестных настроениях, языковых ориентациях, об отношении
молодежи к людям той или иной этнической принадлежности, об уровне
этнического самосознания молодежи, структуре ее идентичности и т.п.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Р.А. Старченко, Р.С. Карапетян
Раздел 1. Демографическое поведение, установки и ориентации армянской и русской молодежи
Демографическое поведение русской молодежи Москвы
И.А. Субботина
Поколение ереванцев 90-х годов ХХ – начала ХХI вв. в системе семейно-родственных
отношений
Р. Карапетян, Л. Танаджян
Миграционные настроения армянской столичной молодежи
К. Налбандян
Раздел 2. Социально-экономические характеристики столичной молодежи Армении и России
Социально-экономические позиции русской молодежи Москвы
Л.В. Остапенко
Образование в системе ценностных ориентаций молодежи Еревана
С. Барсегян
Раздел 3. Межэтническое взаимодействие. Идентичность
Масштабы и характер межэтнического взаимодействия русской молодежи Москвы
Л.В. Остапенко, Р.А. Старченко, И.А. Субботина
Проблема социальной идентичности современной молодежи Еревана
С. Нерсисян
Представления московской молодежи о Родине, гражданская и этническая идентичность
Л.В. Остапенко
Раздел 4. Жизненные ценности. Удовлетворенность жизнью. Социальные настроения
Жизненные ценности русской столичной молодежи
И.А. Субботина
Удовлетворенность жизнью, социальные настроения и жизненные стратегии русской
молодежи Москвы
И.А. Субботина
Молодежь Москвы: социально-политические и культурно-языковые ориентации, общественная
активность
Л.В. Остапенко
Заключение
Л.В. Остапенко, Р.А. Старченко
|