Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 869 - 870
14 - 27 сентября 2020

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Берегите женщин!  

25 лет Пекинской декларации

Что такое репродуктивное здоровье и как следует относиться к ЭКО: мнения россиян

Россияне поддержали введение уроков сексуального просвещения в школах

Черногория стала первой страной на Балканах, легализовавшей однополые гражданские партнерства


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Виктория Ивановна САКЕВИЧ

Рубрику ведет кандидат экономических наук
Виктория САКЕВИЧ

Россияне поддержали введение уроков сексуального просвещения в школах

Большинство опрошенных россиян поддерживают идею ввести уроки сексуального воспитания в школах, показал опрос сервиса «Доктор рядом».
По мнению респондентов, о средствах контрацепции детям должны рассказывать врачи.

Большинство россиян (74,7%) поддержали идею ввести в школах уроки сексуального просвещения. Об этом говорится в исследовании телемедицинского сервиса «Доктор рядом» и медицинского сообщества «Найди своего доктора» (есть у РБК).

41,5% респондентов полностью поддержали введение уроков «сексуального просвещения», на которых школьникам будут рассказывать о строении тела, заболеваниях, передающихся половым путем, и способах контрацепции. Скорее поддержали появление новой дисциплины 33,2% опрошенных. 11,6% респондентов заявили, что скорее бы выступили против. Однозначно против таких уроков выступили 7,3% респондентов, которые выбрали вариант «сексуальным просвещением нужно заниматься дома (в семье), а не в школах». 6,4% затруднились с ответом.

Участников исследования также спросили, кто должен рассказывать школьникам о способах контрацепции. По мнению большинства опрошенных (65%, респонденты могли выбрать сразу несколько вариантов ответа), этим должны заняться приглашенные врачи. 37,1% сочли, что об этом должны рассказывать школьные психологи, 11,3% — учителя. За то, что объяснять детям правила контрацепции должны родители, выступили 15,2% опрошенных, а 3,3% доверили бы это представителям церкви.

На вопрос, в каком возрасте ребенку нужно рассказать о репродуктивном здоровье и заняться его сексуальным просвещением, чуть меньше половины опрошенных россиян (47,3%) назвали 11–14 лет, или 5–9-й класс. О том, что говорить с детьми на такие темы стоит в старших классах, заявили 27,5% респондентов. С дошкольного возраста, с четырех-шести лет, сексуальное просвещение допустили 7,3%, в младших классах — 9,4%. О том, что такие вопросы вообще не стоит обсуждать в школе, заявили 1,9% опрошенных.

В конце прошлого года бывшая тогда министром просвещения Ольга Васильева заявила, что возможность преподавать школьникам основы сексуального воспитания в России не рассматривается[1]. Она отметила, что за просвещение по этому вопросу в первую очередь ответственна семья. «Я с трудом себе представляю, что я своего ребенка когда-то бы отдала в школу и там бы просила учительницу говорить о сексуальном воспитании», — пояснила Васильева.

В то же время министр добавила, что о заболеваниях, передающихся половым путем, говорят постоянно, как на уроках биологии, так и в рамках различных акций. Но особенности взаимоотношения между полами — вопрос более «чувствительный и тонкий», и о нем дети должны говорить уже со своими родителями, указала тогда Васильева.

В опросе участвовали 4,2 тыс. россиян, три четверти из которых имеют детей. Среди опрошенных 52% — мужчины, 48% — женщины. Более 60% респондентов — жители Москвы и других городов-миллионников.

Виктория Полякова, Егор Губернаторов
РБК, 7 сентября 2020 г.
https://www.rbc.ru/society/07/09/2020/5f55b0359a7947192a750dcf

«Сексуальное просвещение в школе, хорошо продуманное и организованное, нужно»

Социолог, ведущий научный сотрудник МГПУ Любовь Борусяк ответила на комментарии читателей электронной газеты «Вести образования».

Публикация результатов опроса, показавшего, что большинство россиян поддерживают идею ввести уроки сексуального воспитания в школах, вызвала бурную дискуссию [среди читателей «Вестей образования»], причем большинство откликов были резко негативными.

Если обобщить, то негодование можно определить так: «Не дадим развратить наших детей!».

Мне хочется снизить градус эмоций, поговорить на эту тему спокойно и объяснить, почему я считаю, что сексуальное просвещение в школе, хорошо продуманное и организованное, нужно. Постараюсь при этом затронуть те болевые моменты, которые отражены в комментариях в форме вопросов и ответов.

  1. Сомнения, что это опрос, заслуживающий доверия, не может быть так много положительных ответов. Наиболее радикально эта точка зрения прозвучала так: «Сдурели эти респонденты... умалишенные...или инопланетяне...». Я тоже не считаю, что это репрезентативный опрос, вполне возможно, что сторонников сексуального просвещения меньше, но они есть и их немало. Значит, нужно подумать, во всем ли они неправы.
  2. «Если уж говорить о сексе, то почему не с родителями?» Потому что огромная часть родителей не готова, стесняется, не умеет говорить на эту тему с детьми. Не говоря о том, что далеко не все родители в этой теме компетентны.
  3. «Зачем школа? Они обо всем узнают из телевизора». На современном телевидении эта тема давно не поднимается, она практически табуирована. К тому же подростки мало смотрят телевизор. Вот в интернете информации, которую можно отнести к сексуальному просвещению, много. Только далеко не вся она правдива, профессиональна и разумна. При этом запрос на сексуальное просвещение есть и именно в школе. Об этом мне на протяжении многих лет говорили студенты, которые не чувствуют себя компетентными в этой очень важной для них сфере.
  4. Эта информация вредна для подростков, она их развращает, заставляет слишком рано думать о сексе: «сексуальное просвещение ведёт к полной деградации нравственных ценностей у подростков». Нет, знание не может развращать, если оно дается в нужное время и в правильном объеме. А чтобы это было так, нужна хорошо составленная программа, учитывающая интересы детей и подростков разного возраста. И начинать это делать надо до начала пубертата, пока эта тема не воспринимается как табуированная и запретная. Правильно, если дети и подростки считают секс нормальной частью нормальной жизни, а не чем-то грязным и опасным. А не думать о сексе подростки не могут, гормоны не позволяют.
  5. «Однополая «любовь», ЛГБТ сообщества, трансгендерность - это результат все того же секспросвета». Нет, однополая любовь появилась задолго до всякого секспросвета, мы это хорошо знаем на примере, например, Древней Греции. Это врожденная особенность человека, которая не является признаком болезни или извращения.
  6. «На примере Запада все видят, что это «просвещение» работает совсем в другую сторону, оно не останавливает венерические заболевания и ВИЧ». Нет, использование презервативов очень существенно снижает риск заражения ВИЧ и другими заболеваниями, передающимися половым путем. Юные люди, не желающие иметь детей и чем-то заразиться, должны заниматься сексом только в презервативе, даже если партнер уверяет, что он здоров и будет осторожен. Важный компонент сексуального просвещения: «Нет презерватива – нет секса». Девушки должны хорошо усвоить, что нежелание пользоваться презервативом – это не признак страстной любви со стороны партнера, а его неуважение к ней. И этому нужно учить еще до того, как сексуальные отношения в жизни подростка появились.
  7. Мнение: сексуальное просвещение, касающееся контрацепции, приведет с снижению рождаемости: «Конкурс "как побыстрее сократить население России" продолжается». Нет, напротив. Знание современной контрацепции приводит к сокращению числа нежелательных беременностей и абортов, а не к их росту. А это приводит к улучшению здоровья молодых женщин и снижению вторичного бесплодия. Не говоря уже о психологических потерях, к которым эти беременности и аборты приводят. Современная молодежь значительно лучше осведомлена в этой сфере и это уже привело к многократному сокращению и ранних беременностей, и абортов. Но пока еще они есть, значит, учить контрацепции нужно более активно.
  8. «Не о средствах контрацепции нужно просвещать, а о целомудрии, нравственности, о том, что начинать строить отношения с плотских потребностей неправильно». Это правильно, но только наполовину. Действительно, начинать отношения сразу с секса неправильно, и об этом нужно говорить. К сожалению, многие молодые люди, преимущественно девушки, очень боятся отказать своему парню, полагая, что можно его обидеть и тогда он бросит. Девушки и юноши должны понимать, что секс – это не начало, а продолжение отношений, заниматься сексом нужно только в том случае, если не только партнер, но и ты этого хочешь. Но знание контрацепции никак этому не повредит, только поможет, когда отношения выйдут на новый уровень.
  9. Сексуальное просвещение заставляет «забывать об основной функции секса». Нет, продолжение рода давно уже перестало быть основной функцией секса. С тех пор, как люди стали регулировать число рождений, да и раньше мало кто, как это требовала религиозная мораль, занимались сексом только ради этого. Представим, что семья хочет иметь одного ребенка. Они же не занимаются сексом один раз, они им занимаются в течение многих лет и десятилетий. Потому что секс имеет очень много разнообразных функций: это и удовольствие, наслаждение; это и язык, с помощью которого можно выразить свои чувства, любовь; это и способ самовыражения, внутренней свободы, наконец. И вот об этих разных, замечательных возможностях секса, говорить с подростками важно и полезно.
  10. «Неужели так трудно понять, что секс может стать грязью и ужасом, если вы будете учить детей «правильно» трахаться, вместо базовых нравственных ценностей?» Если человек называет занятия сексом, любовью грубым глаголом «трахаться», это показывает, что он его очень боится, а может быть испытывает к нему отвращение. Базовые ценности, такие как любовь, дружба, уважение, принятие, забота, внимание и многие другие прекрасно выражаются с помощью секса, если не делить человека, как это соответствовало старой религиозной морали, на мерзкий и опасный «телесный низ» и возвышенный «духовный верх». Уважение к сексу, понимание, что это такое и что может дать человеку, делает его и ее цельным, не разделенным на половины, а это очень важно. И именно для этого в первую очередь нужно сексуальное просвещение в школе. А позы – это дело десятое, им учить не требуется. Кому что нравится, кому как удобно и приятно, такие и принимает. Не в позах дело, а в том, что люди выражают и испытывают в объятиях друг друга. И насколько они при этом свободны в выражении своих чувств.

Вести образования, 8 сентября 2020 г.
https://vogazeta.ru/articles/2020/9/8/upbringing/14717-borusyak?fbclid=IwAR2JUq4b8QJf-rNu9id8WrfJNiv1MkIYFoEEX0C2u6IWN1z8UHTEjR9oaqc


[1] О том, что Россия не намерена вводить в школах курс сексуального просвещения, также заявил представитель России на сессии Комиссии по народонаселению ООН в прошлом году,
см.: http://www.demoscope.ru/weekly/2019/0809/reprod01.php.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.