Похоже, что Южная Корея смогла добиться перелома в борьбе с коронавирусом COVID-19. Вот уже несколько дней подряд численность выздоровевших превышает количество новых заболевших. Новые очаги заражения пока еще возникают в различных регионах, но они не идут ни в какое сравнение с основным центром инфекции в Тэгу, да и на борьбу с ними власти сразу бросают большое количество сил и средств. Тем временем по мере резкого роста количества зараженных COVID-19 в других странах Южная Корея сама стала ужесточать меры в отношении прибывающих из зарубежья пассажиров, чтобы не допустить повторных вспышек.
Оглашенная сегодня утром официальная статистика по COVID-19 в Южной Корее подтвердила то, о чем стали говорить уже несколько дней назад: ситуация с инфекцией взята под контроль. Хотя это не окончательная победа и придется еще многое сделать для ее достижения, но если говорить военным языком, то прорыв COVID-19 пусть и с потерями, но удалось сдержать, и теперь корейские власти и медики перешли в контрнаступление, тесня инфекцию на главном фронте.
Согласно информации минздрава Республики Корея, по ситуации на полночь 16 марта в стране за сутки было зафиксировано лишь 74 новых случая заражения. При этом за те же сутки были признаны выздоровевшими сразу 303 человека. Таким образом общая численность случаев заражения теперь 8236 при 1137 выздоровевших. Уже который день подряд число выздоравливающих заметно превышает количество новых больных.
Цифры последних четырех дней говорят сами за себя. Если в период с 13 по 16 марта численность новых больных составляла посуточно 110, 107, 76 и 74 человека, то победили инфекцию и были признаны здоровым за то же время соответственно 177, 204, 120 и 303 человека.
Это означает, что в стране с каждым становится меньше носителей COVID-19. По крайней мере если статистика отражает реальную ситуацию, но здесь надо отдать должное корейским властям - они демонстрируют максимальную прозрачность по части предоставления информации.
К сожалению, растет и количество смертей, но показатель смертности в Южной Корее, наверное, самый низкий из первой пятерки стран, где больше всего случаев COVID-19 - всего лишь 0,92 процента.
На утреннем брифинге было заявлено, что за сутки не умерло больше ни одного человека, оставив "смертельный счетчик" на 75, но в течение дня 16 марта умерло сразу шесть человек, доведя количество смертей до 81.
Многие СМИ и значительная часть корейской общественности уже который день громко говорят об "уверенной победе над COVID-19" в Корее, но сами медики и власти пока более сдержаны в оценках, призывая не расслабляться. Вчера министр здравоохранения отметил: "Насколько мы можем судить, ситуация в целом стабилизировалась и наметился определенный прогресс, но как раз сейчас крайне важно продолжить относиться со всей серьезностью к мерам по борьбе с инфекцией, чтобы не допустить повторения крупных вспышек".
Контролируя ситуацию в главном очаге COVID-19 на юго-востоке страны в городе Тэгу и провинции Северная Кенсан, теперь максимальное число сил и средства брошены на то, чтобы не допустить крупных вспышек в других регионах. Ситуация сейчас напоминает борьбу с торфяным пожаром, когда основной огонь ликвидирован, но под землёй продолжает тлеть торф, что приводит к локальным возгораниям там, где огонь недавно был потушен. В этой связи крайне важно как можно скорее увидеть новую вспышку и немедленно ее подавить. В Сеуле, Сечжоне и некоторых других районах уже произошли случаи заражений среди нескольких десятков людей. С этими очагами сейчас идет активная борьба.
Наверное, можно констатировать, что в Южной Корее по части COVID-19 перелом произошёл, но до полной победы ещё далеко. В стране по-прежнему много носителей вируса, инфекция пока никуда не ушла.
Кроме того, у Кореи появилась новая забота. Если ещё совсем недавно эту страну называли в числе главных очагов инфекции, то теперь многие хотят перенять её опыт борьбы с COVID-19, но при этом угрозу опять стала представлять ситуация в других странах. Вспышки в Европе, Иране, возможность "прорыва" COVID-19 в других странах теперь заставляет саму Южную Корею существенно ужесточать правила контроля за теми, кто прибывает из других государств. Особое внимание уделяется пассажирам из стран Европы, куда, судя по ситуации, сейчас уверенно переместился главный очаг распространения коронавируса, получив отпор в Азии.
В самой Корее же не только в медицинском, но и психологическом плане ситуация существенно улучшилась. Паники никогда не было и раньше, но люди стали как-то спокойнее и чаще улыбаются. Показательно, что в новостных выпусках СМИ Южной Кореи теперь стали активно появляться новости местной политики, больше присутствует международная проблематика, тогда как еще совсем недавно был только "COVID-19 в Корее".
Хотя некоторым корейцам и их СМИ иногда хочется сказать, что не надо слишком громко хвалиться и активно кричать на всех углах о своих заслугах, потому что COVID-19 в Корее еще присутствует и не побежден окончательно, были ошибки в реагировании, но надо отдать им должное: улучшение налицо, люди в целом следуют рекомендованным специалистами мерам и правилам поведения, проявляют сознательность, готовность к ограничениям, а паники, повторимся, никогда и не было. Хотя дефицит масок в Корее существует до сих пор, но страна обошлась без исчезновения с прилавок магазинов туалетной бумаги и продуктов питания, а кафе, рестораны, общественный транспорт продолжают работать. На фоне ситуации в других странах - это тоже большое достижение.
У Кореи теперь другая большая проблема - удар COVID-19 по экономике и финансам страны. Несмотря на все усилия правительства фондовый рынок продолжает уходить штопором вниз, обновляя рекорды падения. По итогам торгов 16 марта главный индекс KOSPI упал на 3,19 процента до 1714,86 пункта, что стало самым низким за последние восемь лет показателем. Сегодня ЦБ Республики Корея снизил учетную ставку сразу на 50 пунктов с 1,25 до 0,75 процента, но вряд ли только это сможет переломить ситуацию. Здесь сил только самой Кореи не хватит, так как COVID-19 является уже общемировой и экономической проблемой. Если ситуацию в медицинской сфере по COVID-19 удалось переломить в Корее за три недели, то, как видится, в области экономики и финансов потребуется куда больше времени, а негативные последствия будут куда более затяжными и масштабными.
Олег КИРЬЯНОВ Российская газета, 16 марта 2020 года
Стадный иммунитет
Британское общество в шоке: вирус наступает, а правительство вместо лечения предлагает «переболеть»
ИЗ ПИСЬМА Д-РА УИЛЬЯМА ХАНЕДЖА, ПРОФЕССОРА КАФЕДРЫ ЭВОЛЮЦИИ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГАРВАРДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ГАЗЕТУ «ГАРДИАН»
«Ваш дом горит, а люди, которым вы его доверили, не пытаются потушить его. Несмотря на то, что они знали, что это произойдет, и видели, что произошло с соседями и даже были поражены с какой ужасающей скоростью распространяется огонь — тем не менее правительство Великобритании необъяснимо решило поощрять пламя, ошибочно полагая, что каким-то образом оно сможет контролировать его.
Когда я впервые услышал об этом, то не мог поверить. Мои коллеги и я сначала решили, что такое сообщение об официальной политике Великобритании это сатира — пример славного британского юмора. Но это оказалось реальностью».
Суть заявленной стратегии правительства, объявленной премьер-министром Борисом Джонсоном в минувший четверг, в том, чтобы достичь, как он выразился «стадного иммунитета». То есть, позволить переболеть всем, исходя из того, что большая часть населения, в частности, люди младше 40 лет, подвержены более низкому риску развития тяжелых заболеваний и выработка иммунитета у молодых людей, по мнению правительства, — это способ впоследствии защитить население в целом. Это идея научного консультанта Даунинг-стрит сэра Патрика Валлансе.
По его мнению, «около 60 процентов (переболевших) — вот цифра, которая нужна, чтобы получить иммунитет стада».
Правительство настаивает, что жесткий карантин вскоре утомит граждан и они ослабят контроль как раз тогда, когда эпидемия достигнет пика.
Поэтому школы и университеты, как специально подчеркнул Джонсон, закрыты не будут. Идея закрытия спортивных мероприятий также подвергается сомнению на том основании, что люди скорее заражают друг друга в пабах и барах, куда идут, если стадионы закрыты или игры проходят при пустых трибунах....
Такая политика правительства Великобритании в отношении пандемии категорически отличается от подходов буквально всех других стран.
Великобритания — единственная европейская страна, где правительство не спешит ужесточить режим поведения граждан с учетом пандемии. Действительно, Италия уже со вторника находится под замком. Во Франции в субботу — и вплоть до специального распоряжения — было закрыто все, кроме продуктовых, аптек, банков и автозаправок. С понедельника в тот же режим на 15 дней переходит Испания. Частично перекрыли границы Австрия, Венгрия и Россия. Полный запрет на въезд иностранцев ввели или введут в ближайшие дни Польша, Дания, Чехия, Словакия и Украина. Во многих европейских странах полностью или частично закрыты учебные заведения, отменены массовые мероприятия…
Общественность восприняла план правительства в штыки. Сети заполнились злобной критикой. Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Адхан Гебреисус оценил решение прекратить тестирование людей со слабыми симптомами как признание того, что коронавирус неизбежно получит широкое распространение в обществе.
«Нельзя бороться с вирусом, если ты не знаешь, где он. Найдите, изолируйте, проверьте и лечите каждый случай, чтобы разорвать цепи передачи», — сказал он, приводя в пример Южную Корею, когда каждый выявленный случай ограничивал распространение болезни.
В субботу 229 ученых обратились с открытым письмо к правительству, призывая его принять более жесткие меры по борьбе с пандемией. «Подход правительства подвергнет национальную службу здравоохранения (далее — НСЗ) дополнительному стрессу и приведет к риску жизни большего количества людей, чем необходимо», — говорится в письме. Ученые попросили раскрыть данные, на основании которых была разработана такая стратегия борьбы.
Поддерживая «научно обоснованный подход к политике, основанный на науках о поведении людей», подписанты выражают сомнение, что в настоящее время известно достаточно об «усталости от поведения», а также о том, в какой степени знания применимы к текущим исключительным обстоятельствам эпидемии.
Ученые обратили внимание на то, что даже такое простое, но необходимое действие, как частое и тщательное мытье рук, получает иное понимание, когда ситуация становится «неотложной», чрезвычайной.
В интервью телевидению Би-Би-Си профессор Бирмингемского университета Виллем ван Шайк (Willem van Schaik), один из подписантов письма, уточнил цену политики, предлагаемой правительством. При объявленных правительством 60 процентах инфицированных, консервативный прогноз смертельных исходов составляет 72 тысячи человек, что радикально отличается от прогнозных перспектив в других европейских странах.
В воскресенье «Гардиан» опубликовала внутренний установочный документ для руководства Национальной службы здравоохранения с гораздо более устрашающей информацией. Речь идет об эпидемии продолжительностью в год, при том, что будут заражены до 80% населения, и таким образом официально заявленный процент смертности в 0,6% будет означать смерть 318 660 человек.
Давление общества, ученых, вал публикаций в прессе, похоже, развернули позицию правительства. Уже через 24 часа после обнародования плана правительства в него стали вносить коррективы. В пятницу появились сведения, что массовые мероприятия будут все-таки запрещены. В субботу правительство заявило, что слова про «стадный иммунитет» были неправильно поняты и интерпретированы. В воскресенье появилась информация, что правительство готовит распоряжение о многомесячной изоляции тех, кому за 70. Именно они, кстати, прежде всего нуждаются в аппаратах искусственной вентиляции легких, которых, в настоящее время в национальной системе здравоохранения всего около 5 тысяч.
Появилась информация о вероятном закрытии на несколько недель учебных заведений, пабов, баров и ресторанов, а также о возможной реквизиции частных больниц и гостиниц. Правительство отступает под давлением нарастающей общественной критики.
Однако для людей это пока ничего не меняет. Ни купить, ни достать тест на вирус уже на прошлой неделе было невозможно. «Правительство выделило деньги на тесты только тем, кто попадает в больницы с тяжелыми симптомами. Так что болеет ли ваш ребенок коронавирусом или просто гриппом, мы сказать не можем», — ответили корреспонденту «Новой» по телефону специально выделенной линии.
«Попытайтесь найти тест на Google», — посоветовали мне дружески по номеру неотложной помощи — 111.
Широко распиаренные сообщения о том, что можно сделать тест, не выходя из машины, а результат получить по почте, оказались рекламной компанией. Фото с вожделенным тестом заполнило интернет на прошлой неделе накануне пресс-конференции премьера. Оказалось, что такая услуга действительно есть, но только на одной парковке в Вулвергэмптоне, городе на северо-западе графства Уэст-Мидлендс в средней Англии, в 210 километрах от Лондона.
Люди заболевают: их количество выросло за последние сутки на 330 человек (всего 1391 случай). 35 умерших. Пандемия разрастается, время уходит.
Общественное обсуждение продолжается.
Евгения ДИЛЛЕНДОРФ. Новая газета, 16 марта 2020 года