Для цитирования: Щербакова Е.М.
Миграция в России, предварительные итоги 2019 года // Демоскоп Weekly.
2020. № 849-850. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2020/0851/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Миграция в России, предварительные
итоги 2019 года
|
Рубрику ведет
|
|
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
К концу 2019 года число иностранцев с действующим разрешением
на работу в России снизилось до 83 тысяч человек, а число иностранцев
с действующим патентом превысило 1693 тысяч человек
После распада СССР в России появилось значительное число
иностранных работников, легально осуществляющих трудовую деятельность[15].
Правила учета иностранных работников, как и всех мигрантов, неоднократно
изменялись.
До 2011 года сведения об иностранных работниках, осуществляющих
трудовую деятельность в установленном порядке (то есть легально),
разрабатывались Федеральной миграционной службой на основании[16]:
- выданных разрешений на работу для иностранных граждан из стран
с визовым порядком въезда (из стран дальнего зарубежья, Туркмении,
а с 2009 года и Грузии);
- уведомлений от работодателей, которые привлекают иностранных
работников - граждан стран СНГ с безвизовым порядком въезда в
Россию (Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдавии,
Таджикистана, Узбекистана, Украины), кроме Белоруссии, образующей
союзное государство с Россией;
- выданных разрешений на работу лицам без гражданства.
В середине 1990-х годов число иностранных работников
в России[17] возросло почти
до 300 тысяч человек, но к концу десятилетия снизилось до 211 тысяч
человек из-за финансово-экономического кризиса 1998 года. Затем
рост возобновился, особенно быстрый начиная с 2005 года (рис. 19).
В 2008 году число иностранных работников в России достигло наибольшей
величины – 2426 тысяч человек (в том числе 1780 тысячи человек из
стран СНГ, не считая трудовых мигрантов из Белоруссии, в отношении
которых порядок регулирования привлечения иностранной рабочей силы
не применяется). В связи с развернувшимся в 2008 году мировым финансово-экономическим
кризисом и спадом экономического развития в 2009 году число иностранных
работников в России несколько сократилось, составив 2224 тысячи
человек (на 8,3% меньше, чем в предшествующем 2008 году). В 2010
году сокращение ускорилось - число иностранных работников, снизилось
до 1641 тысячи человек (на 26,2% меньше, чем в 2009 году).
Начиная с 2011 года, сведения об иностранных гражданах,
осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации,
стали разрабатываться на основании выданных разрешений на работу
(для иностранных граждан и для лиц без гражданства, прибывших в
визовом и безвизовом порядке въезда) и патентов на осуществление
трудовой деятельности (для иностранных граждан и лиц без гражданства,
прибывших в порядке, не требующем получения визы)[18].
Число иностранных граждан, имеющих действующие разрешения
на работу на территории России[19],
вначале увеличивалось, составив в 2011 году 1028 тысяч человек,
а в 2012 году - 1149 тысяч человек. В 2013 году оно несколько сократилось,
снизившись к концу года до 1112 тысяч человек (-3,2%). Снижение
продолжалось и в 2014 году - до 1044 тысячи человек (-6,7%).
В 2015 году в связи с сокращением квот, изменением правил
получения разрешительных документов на работу, ухудшением возможностей
заработка в России из-за экономического спада и снижения курса рубля
число иностранных граждан, имевших действующее разрешение на работу
в России, сократилось в разы. К концу 2015 года оно составило 182,4
тысячи человек (в 5,7 раза меньше, чем в 2014 году), год спустя
– 143,9 тысячи человек (-21%), к концу 2017 года – 114,9 тысячи
человек (-20%), к концу 2018 года – 93,2 тысячи человек (-19%),
а к концу 2019 года – до 83,2 тысячи человек (-11%).
В IV квартале 2019 года получили разрешение на работу
25 тысяч иностранных граждан, из них большинство (89,4%) - на срок
от 9 до 12 месяцев. Наиболее крупными поставщиками рабочей силы
из стран дальнего зарубежья являются Китай, Вьетнам, Турция, Индия,
Сербия.
Одновременно с сокращением числа иностранных граждан,
имеющих действующее разрешение на работу, среди них повысилась доля
высококвалифицированных специалистов. В конце 2019 года она превышала
57% (47,7 тысячи человек), тогда как в конце 2018 года составляла
50% (46,7 тысячи человек), в конце 2017 года - 40% (45,8 тысячи
человек), в конце 2016 года - 29% (41,3 тысячи человек), а в конце
2015 года - 18% (33,7 тысячи человек).
В отличие от тенденции сокращения числа иностранных
граждан, получивших разрешение на работу в России, число иностранцев,
получивших патенты на осуществление трудовой деятельности у физических
лиц, устойчиво и быстро возрастало в 2011-2014 годах. В течение
2011 года патенты получили 765 тысяч человек, в 2012 году – 1080
тысяч человек (+41,3%), в 2013 году – 1357 (+25,6%), в 2014 году
– 2134 тысячи человек (в 1,6 раза больше, чем в 2013 году). В конце
2014 года действующие патенты имели 2079,8 тысячи иностранцев (на
86% больше, чем годом ранее – 1117,8 тысячи человек).
В 2015 году число иностранных граждан, получивших патенты
на осуществление трудовой деятельности, несмотря на существенное
расширение критериев, заметно сократилось (напомним, что одновременно
отпала необходимость получения разрешительных документов на работу
для граждан Армении, Казахстана и Киргизии). По данным ФМС, было
оформлено 1788 тысяч патентов, что на четверть меньше, чем за предыдущий
2014 год. К концу 2015 года число иностранцев, имевших действующий
патент, снизилось до 1656,3 тысячи человек (на 20% меньше, чем в
конце 2014 года), а к концу 2016 года – до 1543,4 тысячи человек
(на 7% меньше, чем в конце 2015 года).
В 2017 году число иностранцев с действующим патентом
на осуществление трудовой деятельности в России вновь стало расти.
К концу 2017 года оно увеличилась до 1649,1 тысячи человек (на 6,8%
больше, чем годом ранее), к концу 2018 года – до 1661,9 тысячи человек
(+0,8%), а к концу 2019 года – до 1693,5 тысячи человек (+1,9%).
В течение IV квартала 2019 года патент получили 369,4 тысячи иностранных
граждан (на 8% меньше, чем за тот же период 2018 года). Большинство
иностранных граждан, имевших действующий патент на осуществление
трудовой деятельности (94,9%), были гражданами Узбекистана, Таджикистана,
Украины.
До середины 2000-х годов доля иностранных работников,
прибывших из стран СНГ, составляла примерно половину в общей численности
иностранных граждан, легально осуществляющих трудовую деятельность
в России. Затем она стала расти, поднявшись до 73,4% в 2008 году
и 76,0% в 2010 году. Таким образом, численность иностранных работников,
прибывших в Россию из стран СНГ, до 2008 года росла быстрее, чем
из других стран мира, а после кризиса 2008 года сокращалась в меньшей
степени.
В 2011-2013 годах доля иностранных работников из стран
СНГ поднялась до 84% среди всех имевших действующее разрешение на
работу. В 2014 году она составила 83%, а затем резко сократилась
из-за изменения правил получения разрешительных документов на работу.
В 2015 году доля иностранных работников, имеющих разрешение на работу
в России, сократилась до 18%, в 2016-2017 годах – до 17%, но затем
немного увеличилась, составив 18,6% в 2018 году и 21,4% в 2019 году.
Что касается иностранных работников, получивших патенты
на осуществление трудовой деятельности, то все они являются, как
уже говорилось, гражданами стран СНГ с безвизовым въездом в Россию
или лицами без гражданства, прибывшими в Россию без получения визы.
Рисунок 19. Число иностранных граждан, осуществлявших
трудовую деятельность в России, тысяч человек*
* 1994-2010 годы - по данным ФМС России,
включая лиц без гражданства; за 2011-2012 годы
представлено число имевших действующее разрешение на работу на конец
года (р), а также число имевших действующее разрешение на работу
на конец года и получивших патенты на осуществление трудовой деятельности
у физических лиц в течение года (р+п); 2013-2019 годы – число имевших
действующее разрешение на работу или действующий патент на конец
года
Резкое сокращение в 2015 году числа учтенных иностранных
граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России, было во
многом связано с ухудшением экономической ситуации и снижением уровня
оплаты труда в валютном эквиваленте. Из-за снижения курса рубля
объемы денежных переводов мигрантов из России в страны СНГ существенно
снизились уже в 2014 году.
Для характеристики объемов трансграничных переводов
трудовых мигрантов из России в другие страны Центральный Банк России
оценивает величину личных переводов в соответствии с методикой расчета
международных переводов, используемой МВФ[20].
По оценкам Центрального Банка России за 2011-2018 годы,
примерно три четверти личных переводов из России были отправлены
мигрантами в страны СНГ (рис. 20). В 2013 году сумма личных переводов
из России превысила 30 миллиардов долларов США, в том числе 24,8
в страны СНГ и 5,6 в страны дальнего зарубежья. Доля переводов,
выплаченных в страны СНГ, повысилась до 81,5% против 76,9% в 2011
году. Однако в 2016 году объем личных переводов из России сократился
вдвое, составив 14,2 миллиарда долларов США, в том числе 10,5 млрд
в страны СНГ и 3,6 млрд в страны дальнего зарубежья. Доля переводов,
выплаченных в страны СНГ, снизилась до 74,5%. В 2017 году объем
личных переводов из России начал расти, увеличившись до 17,9 миллиарда
долларов США (на 26%), в том числе в страны СНГ – до 13,2 (+25%),
а в страны дальнего зарубежья – до 4,7 миллиардов долларов США (+30%).
В итоге, доля переводов, выплаченных в страны СНГ, продолжала снижаться,
опустившись до 73,8%. В 2018 году объем личных переводов из России
продолжал расти, увеличившись до 18,8 миллиарда долларов США (+
5%), в том числе в страны СНГ – до 14,0 (+6%), а в страны дальнего
зарубежья – до 4,8 миллиардов долларов США (+2%). Доля переводов,
выплаченных в страны СНГ, составила 74,5%. Общий объем личных переводов
оставался в 1,6 раза меньше, чем в 2013 году.
Личные переводы поступают и в Россию из других стран,
но их сумма в несколько раз меньше (в 2013 году в 4,8 раза, в 2017-2018
годах в 2,3 раза). При этом в основном они поступают из стран дальнего
зарубежья, а доля личных переводов из стран СНГ составляла от 24%
в 2011 и 2016 годах до 34% в 2015 году. В 2018 году она составила
25%.
Рисунок 20. Личные переводы, выплаченные (полученные)
в России в (из) страны СНГ и дальнего зарубежья (ДЗ), 2011-2018
годы, миллиардов долларов США
В целом сокращение объемов личных переводов из России
в страны СНГ составило в 2014 году 14% по сравнению с 2013 годом
(21,4 против 24,8 миллиарда долларов США), в 2015 году – 42% (12,5),
в 2016 году – несколько меньше, 16% (10,5 миллиарда долларов США).
Таким образом, наиболее значительное сокращение объема личных переводов
из России произошло в 2015 году.
Если в 2014 году заметно сократился объем личных переводов
в отдельные страны СНГ (прежде всего, в Узбекистан, на Украину и
в Молдавию), а в некоторые страны он даже увеличился (в Киргизию
и Казахстан), то в 2015 году наблюдалось сокращение объемов личных
переводов из России во все страны СНГ (рис. 20). Наиболее значительно
– на 51% - сократился объем личных переводов в Молдавию (915 против
1862 миллионов долларов США в 2014 году), а также - на 47% - в Узбекистан
(3062 против 5828) и Туркмению (16 против 30). Меньше всего сократился
объем личных переводов в Казахстан – на 25% (351 против 465 миллионов
долларов США), Азербайджан – на 31% (950 против 1374) и Киргизию
– на 32% (1519 против 2239).
В 2016 году объем личных переводов из России продолжал
снижаться в 8 из 10 стран СНГ, но увеличился в Казахстан – на 23%
(430 миллионов долларов США), и в Киргизию – на 4% (1576). Снижение
объемов личных переводов в другие страны СНГ замедлилось. Исключение
составляла Туркмения, куда и ранее поступали самые незначительные
суммы (9 миллионов долларов США в 2016 году против 16 в 2015 году
и 30 в 2014 году).
В 2017 году объемы личных переводов из России в 8 стран
СНГ заметно возросли, но продолжали снижаться на Украину – на 3%
(1293 против 1337 миллионов долларов США), и в Туркмению – на 56%
(4 против 9). Наиболее значительно возросли объемы личных переводов
в Узбекистан (на 37%), Армению (35%) и Таджикистан (32%).
В 2018 году еще в 2 раза сократились объемы личных переводов
из России в Туркмению, на 16% на Украину и 15% в Молдавии. Объемы
личных переводов в остальные страны СНГ увеличились (на 6-20%).
Наиболее крупными получателями личных переводов из России
остаются Узбекистан (3689 миллионов долларов США за 2018 год), Таджикистан
(2628), Киргизия (2235). В несколько раз сократились объемы переводов
на Украину (1091 миллион долларов США в 2018 году против 4090 в
2013 году), по этому показателю она передвинулась на шестое место
после Армении (1186) и Азербайджана (1101). Также в несколько раз
сократились объемы личных переводов в Молдавию (700 миллионов долларов
США в 2018 году против 2248 в 2013 году).
Рисунок 21. Личные переводы из России в страны
СНГ, 2011-2018 годы, миллионов долларов США
В 2019 году наметилось замедление роста объемов личных
переводов из России в страны СНГ. За первые три квартала 2019 года
объем личных переводов из России в страны СНГ увеличился всего на
2,6% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года (10558 против
10295 миллионов долларов США). По итогам первых трех кварталов 2018
года прирост, по сравнению с тем же периодом предшествующего года,
составил 5,7%, а в 2017 году – почти 27%.
В первые три квартала 2019 года снизились объемы личных
переводов из России в Армению (-13%), Молдавию (-17%), Белоруссию
(-37%), Казахстан (-21%) и Туркмению (-50%), объем переводов из
России в Туркмению сократился практически до нуля (рис. 22).
Вместе с тем возросли объемы личных переводов в Узбекистан
(на 12%), Таджикистан (10%), на Украину (8%), в Киргизию и Азербайджан
(6%).
Наиболее крупными получателями личных переводов из России
остаются Узбекистан (3063 миллиона долларов США за первые три квартала
2019 года), Таджикистан (2183) и Киргизия (1717). Объемы личных
переводов в другие страны СНГ составили менее 900 миллионов долларов
США.
Рисунок 22. Личные переводы из России в страны
СНГ, I-III кварталы 2014-2019 годов, миллионов долларов США
В общей численности занятых в экономике России доля
иностранных работников возросла с 0,3% в 1999-2000 годах до 3,4%
в 2008 году. В 2009 году она снизилась до 3,2%, а в 2010 году до
2,4% (рис. 23).
По данным за 2011 год, доля иностранных работников,
имевших действующее разрешение на работу на конец года, составила
1,5% от общей численности экономически занятых, а доля получивших
патенты в течение 2011 года - еще 1,1%. В последующие годы доля
иностранных работников, занятых в экономике России, постепенно росла.
В 2014 году она поднялась до 4,4%, при этом доля иностранных работников,
имевших действующее разрешение на работу, снизилась до 1,4%, а доля
получивших патенты повысилась до 3% занятых.
В 2015 году доля учтенных иностранных работников, занятых
в экономике России, сократилась до 2,5%. Доля иностранцев с действующим
разрешением на работу снизилась до 0,3% экономически занятых, с
действующим патентом – до 2,3%.
В 2016 году сокращение доли учтенной иностранной рабочей
силы продолжалось – она снизилась до 2,3%, в том числе иностранцев
с действующим разрешением на работу 0,2%, иностранцев с действующим
патентом – 2,1%.
К концу 2017 года доля иностранных работников, занятых
в экономике России, немного увеличилась - до 2,4%. При этом доля
иностранцев с действующим разрешением на работу немного снизилась
(0,16% экономически занятых), а с действующим патентом увеличилась
(2,28%). В конце 2018 года она оставалась на том же уровне - 2,4%.
Доля иностранцев с действующим разрешением на работу продолжала
понемногу снижаться (0,13% экономически занятых), а с действующим
патентом - увеличиваться (2,30%).
В конце 2019 года доля иностранных работников, занятых
в экономике России, немного повысилась - до 2,5% (0,11% с действующим
разрешением на работу, 2,34% с действующим патентом).
Рисунок 23. Число иностранных работников, осуществлявших
трудовую деятельность в России, в общей численности занятых в экономике
России, 1994-2019 годы, % на конец года
* расчет по данным, представленным на рис.
18, и данным о численности экономически занятых в экономике России
в соответствующие периоды
Основными участниками иностранной рабочей силы на территории
России являются мужчины - 81% среди иностранцев, имевших действующее
разрешение на работу, и 87% среди иностранцев, имевших действующий
патент, на конец 2019 года. Мужчины преобладают во всех возрастных
группах иностранных работников в России. Наибольший удельный вес
женщин среди иностранцев, имевших действующий патент, приходился
на возрастную группу 40 лет и старше, особенно в группе 60 лет и
старше (20%), а наименьший – на возрастную группу 18-29 лет (8%).
Среди имевших действующее разрешение на работу доля женщин была
самой высокой, напротив, в возрастной группе 18-29 лет (23%), а
самой низкой – в возрастных группах 30-39 и 50-59 лет (по 17%).
Среди трудовых мигрантов-мужчин наибольший удельный
вес приходился на возрастную группу 18-29 лет (42%), среди женщин
- на возрастную группу 30-39 лет (35%).
Среди иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность
в России на основании действующих патентов, около 40% составляют
люди в возрасте 18-29 лет, еще 32% - люди 30-39 лет, 20% - от 40
до 49 лет, около 10% - люди 50 лет и старше (рис. 24).
Среди иностранцев с действующим разрешением на работу
больше людей в возрасте 30-39 лет (32%) и 40-49 лет (28%), а молодежи
18-29 лет заметно меньше (19%), несколько выше доля людей в возрасте
50 лет и старше – 21%, в том числе 18% в возрасте 50-59 лет.
Рисунок 24. Число иностранных граждан, имевших
действующее разрешение на работу в России или действующий патент,
по полу и возрасту, тысяч человек на конец 2019 года
Иностранная рабочая сила привлекается на территорию
Российской Федерации из многих стран мира, но наиболее крупными
поставщиками рабочей силы в Россию являются страны СНГ: Узбекистан,
Таджикистан, Украина, Киргизия, Молдавия. Если до 2006 года больше
всего трудовых мигрантов прибывало в Россию с Украины, то в последние
годы наиболее крупными поставщиками рабочей силы в Россию стали
Узбекистан и Таджикистан (рис. 25). Из стран дальнего зарубежья
больше всего рабочей силы поступает из Китая, Северной Кореи (КНДР),
Вьетнама, Турции и, в последнее время, Сербии.
В общем числе иностранцев, имевших действующее разрешение
на работу в конце 2019 года, большинство - 78% (65,2 тысячи человек)
- составляли граждане стран дальнего зарубежья, в том числе граждане
Китая – 43% (35,4 тысячи человек), Вьетнама – 14% (11,4 тысячи человек),
Турции – 6% (5,2 тысячи человек), Индии – 4% (3,6 тысячи человек),
Сербии – 4% (3,4 тысячи человек).
Среди граждан стран СНГ, имевших действующее разрешение
на работу в конце 2019 года, преобладали граждане Узбекистана (9%,
или 7,1 тысячи человек) и Таджикистана (5%, или 4,1 тысячи человек).
Среди иностранцев, имевших действующий патент в конце
2019 года, граждане Узбекистана составляли 61% (1032 тысячи человек),
Таджикистана – 29% (491), Украины – 5% (83,5), Азербайджана – 3%
(55,2), Молдавии – 2% (31,5 тысячи человек).
Поскольку в 2015 году граждане Армении, Казахстана
и Киргизии получили право осуществлять трудовую деятельность в России
без оформления разрешительных документов, их число среди имевших
патенты в 2018-2019 годах крайне незначительно или их нет вовсе
(граждан Армении и Туркмении).
В 2019 году число иностранных работников из числа граждан
Таджикистана увеличилось на 11%, Узбекистана - на 2%. Число граждан
Украины и Молдавии с действующими разрешениями на работу в России
или патентами, напротив, продолжало снижаться, уменьшившись на четверть
по сравнению с 2018 годом.
Рисунок 25. Число граждан стран СНГ, осуществлявших
трудовую деятельность в России, 1994-2019* годы, тысяч человек
* 1994-2010 - по данным ФМС России, включая
лиц без гражданства; за 2011-2013 годы представлено
число имевших действующее разрешение на работу на конец года и получивших
патенты на осуществление трудовой деятельности у физических лиц
за год; 2014-2019 годы - число имевших действующее разрешение на
работу или действующий патент на конец года
Более 40% трудовых мигрантов из-за рубежа привлекается
для работы в Центральном федеральном округе, прежде всего в Москве
и Московской области, хотя в последние годы доля иностранцев, работающих
в столичном регионе, сокращалась.
Наибольшее число иностранных трудовых мигрантов в 2019
году привлечено в экономику Москвы (24,4% на конец года) и Московской
области (12,3%). Кроме того, значительная часть иностранных работников
трудилась в Санкт-Петербурге (12,4%) и Ленинградской области (3,2%),
Краснодарском крае (2,6%), Ханты-Мансийском автономном округе -
Югре (2,1%), Свердловской области (1,9%), Иркутской (1,8%) области,
Республике Татарстан (1,7%).
По данным на конец III квартала 2019 года, наибольшее
число иностранных граждан с действующим разрешением на работу (с
учетом лиц без гражданства) учтено в Москве (9,3 тысячи человек).
Значительно число иностранцев, имеющих разрешение на работу, в Ханты-Мансийском
автономном округе – Югре (8,6), Приморском крае (8,2), Амурской
области (7,9), Краснодарском (5,9) и Хабаровской крае (5,0), Московской
области (4,8) и Санкт-Петербурге (4,0). В остальных регионах оно
не достигало 3,3 тысячи человек (рис. 26).
По сравнению с тем же периодом 2018 года число иностранных
работников с действующим разрешением на работу в России снизилось
в 49 регионах-субъектах федерации, а в 34 регионах увеличилось,
наиболее значительно в Амурской (на 2,7 тысячи человек) и Омской
(2,1) областях, Хабаровском крае (1,2).
Рисунок 26. Число иностранных граждан, имевших
действующее разрешение на работу, по состоянию на конец III квартала
2017, 2018 и 2019 года, по регионам-субъектам федерации, тысяч человек
Список регионов
Число иностранных граждан, имевших действующие патенты
на осуществление трудовой деятельности на конец третьего квартала
2019 года, наибольшим было, как и в предыдущие годы, в Москве –
более 435 тысяч человек. В других регионах оно заметно меньше: в
Московской области – 221 тысяча человек, в Санкт-Петербурге - 210
тысяч человек, в Ленинградской области – 55 тысяч человек, в Краснодарском
крае – 41 тысяча человек, в остальных регионах – менее чем по 34
тысяч человек (рис. 27).
В 2019 году число иностранцев с действующим патентом
увеличилось, по сравнению с тем же периодом 2018 года, в 59 из 85
регионов-субъектов федерации. Среди регионов со значительным числом
иностранных работников с действующим патентом наибольший рост отмечался
в Москве (почти на 17 тысяч человек) и Московской области (11 тысяч
человек). Примерно таким же был прирост числа иностранцев, осуществляющих
трудовую деятельность на основании патентов, в Амурской (на 13 тысяч
человек) и Новосибирской (на 11 тысяч) областях. В 26 регионах число
иностранцев с действующим патентом сократилось, особенно значительно
в Самарской и Тюменской области без автономных округов (на 4 тысячи
человек).
Рисунок 27. Численность иностранных граждан,
имевших действующие патенты на конец III
квартала 2017, 2018 и 2019 года, по регионам-субъектам федерации
Список регионов
Доля иностранцев, имевших действующее разрешение на
работу, не превышала 1% от общей численности экономически занятых
в конце III квартала 2019 года в 83 из 85 регионов-субъектов федерации
(рис. 28). Выше всего она в Еврейской автономной (2,5%) и Амурской
областях (2,0%).
Доля лиц, имевших действующие патенты, составляла в
конце III квартала 2019 года от 0,1% от общей численности экономически
занятых в республиках Марий Эл, Бурятия и Чечня до 6,9% в Санкт-Петербурге.
Помимо Санкт-Петербурга, высокие значения показателя отмечались
в Магаданской (6,8%) и Ленинградской (5,9%) областях, Москве (6,0%),
Московской (5,3%), Калужской (4,8%) и Амурской (4,4%) областях.
В половине регионов-субъектов федерации эта доля не достигала 1,1%,
в центральной половине регионов (без 25% регионов с наибольшими
и 25% с наименьшими показателями) варьировалась от 0,7% до 2,2%.
Общая доля иностранных работников среди занятых в экономике
по состоянию на конец III квартала 2019 года варьировалась от 0,1%
в республиках Марий Эл, Чечне и Чувашии до 7,2% в Магаданской области
и 7,1% в Санкт-Петербурге. В Ленинградской области она составляла
6,2%, Москве – 6,0%, Московской области – 5,4%. В остальных субъектах
федерации она не достигала 5%. В половине регионов-субъектов федерации
эта доля не превышала 1,0%, в центральной половине регионов варьировалась
от 0,6% до 2,2%.
Рисунок 28. Число иностранных граждан, осуществлявших
трудовую деятельность в России, по регионам-субъектам федерации,
% от численности занятых в экономике, на конец III квартала 2019
года*
* число имевших действующее разрешение
на работу или действующий патент на конец III квартала к числу занятых
в экономике в августе-октябре 2019 года (по данным выборочных обследований
по проблемам занятости)
Список регионов
Источники:
Федеральная служба государственной статистики -
www.gks.ru
«Социально-экономическое положение России. Январь 2020
года» и предшествующие ежемесячные доклады -
https://gks.ru/compendium/document/50801;
«Социально-экономическое положение федеральных округов
- 2019 год» / Ежеквартальные статистические бюллетени -
https://www.gks.ru/folder/11109/document/13260;
Предварительная оценка численности населения на 1 января
2020 года и в среднем за 2019 год
(Размещено 13.03.2020) - https://www.gks.ru/folder/12781
Российский статистический ежегодник. 2019 и предыдущие
годы -
https://www.gks.ru/folder/210/document/12994;
Демографический ежегодник России. 2019 и предыдущие
годы -
https://www.gks.ru/folder/210/document/13207.
[15] Иностранные
работники - иностранные граждане и лица без гражданства, временно
пребывающие в Российской Федерации и осуществляющие в установленном
порядке трудовую деятельность.
[16] См., например, «Регионы
России. Социально-экономические показатели. 2010». М., Росстат,
2011. С. 144.
[17] Число иностранных работников,
осуществлявших трудовую деятельность в России, рассчитывается как
сумма чисел иностранных работников на начало отчетного периода и
иностранных работников, прибывших в течение отчетного периода (без
трудящихся-мигрантов из Белоруссии).
[18] До 2015 года разрешение
на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника
на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой
деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного
в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя,
на осуществление предпринимательской деятельности.
До 2015 года патент давал право иностранному гражданину, прибывшему
в Россию в порядке, не требующем получения визы, работать только
в том регионе, где он был выдан, только по найму у физических лиц
– граждан России и только в целях их личных и домашних нужд, но
не предпринимательской деятельности.
Начиная с 2015 года численность получивших разрешение на работу
включает численность иностранных граждан, которые прибыли в Российскую
Федерацию в порядке, требующем получения визы, в рамках квоты; квалифицированных
специалистов; высококвалифицированных специалистов; иностранных
граждан, обучающихся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной
образовательной организации или образовательной организации высшего
образования по основной профессиональной образовательной программе,
имеющей государственную аккредитацию; иностранных граждан, прибывших
для работы в организациях, зарегистрированных в государствах - членах
ВТО и получивших разрешение на работу. Кроме того, в численность
иностранных граждан, имевших действующее разрешение на работу (на
конец периода), в 2015 году включались данные об иностранных гражданах,
прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения
визы, и имеющих действующее разрешение на работу, выданное в 2014
году.
Численность иностранных граждан, получивших патент, начиная с 2015
года включает численность иностранных граждан, прибывших в Российскую
Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и получивших патент,
подтверждающий право на временное осуществление на территории субъекта
Российской Федерации трудовой деятельности у физических и юридических
лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, чья деятельность
подлежит регистрации. В нее также включается численность иностранных
граждан, переоформивших патент.
Начиная с 2015 года граждане Армении, Казахстана и Киргизии, как
и граждане Белоруссии, могут осуществлять трудовую деятельность
в России без оформления разрешительных документов (разрешений на
работу, патентов). – См., например, «Социально-экономическое положение
России. Январь-июль 2016 года» / Ежемесячный доклад. М., Росстат,
2016. С. 292 и методические пояснения к предыдущим выпускам доклада.
[19] Включая лиц без гражданства,
но без граждан Белоруссии, а также иностранных граждан, имевших
разрешения на работу сроком до 90 суток, не продленные в дальнейшем
на срок до 1 года.
[20]Центральный Банк России.
Личные переводы. (Дата последнего обновления: 27 января 2020 года).
- http://old.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/
(Дата обращения: 23 марта 2020 года).
|