|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук
Виктория САКЕВИЧ
|
Центр репродуктивных прав выпустил обзор законодательства
об абортах в Европе
Более шестидесяти лет Европа возглавляет глобальное
движение в сторону либерализации законодательства об абортах и предоставления
женщинам доступа к легальному и безопасному прерыванию беременности.
Об этом говорится в обзоре, подготовленном специалистами Центра
репродуктивных прав[1] - некоммерческой
организации, отслеживающей ситуацию с репродуктивными правами во
всех регионах мира.
Сегодня почти все европейские страны разрешают аборты
по желанию женщины или по широкому кругу социально-экономических
оснований, и только очень небольшое число стран поддерживает ограничительные
законы, запрещающие аборты. Стандартная европейская практика представляет
собой легальное производство абортов по требованию или по социальным
основаниям, по крайней мере, в первом триместре беременности. Такой
позиции в отношении права на аборт придерживается 41 из 47 стран,
включенных в обзор[2]; в этих
странах проживает 95% европейских женщин. В том числе в 39 странах
женщинам предоставляется полное право самим решать, продолжать ли
беременность, и еще в двух странах – Финляндии и Великобритании
- для прерывания беременности требуется представить основания, которые
трактуются достаточно широко.
В число шести стран, запрещающих или ограничивающих
право на аборт, входят: Андорра, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Польша
и Сан-Марино. При этом Андорра, Мальта и Сан-Марино не допускают
абортов ни при каких обстоятельствах, Лихтенштейн разрешает аборты
только в тех случаях, когда жизнь или здоровье женщины находятся
под угрозой или беременность является результатом сексуального насилия,
а Монако и Польша, помимо тех же оснований, что и в Лихтенштейне,
допускают аборты также в случаях тяжелой аномалии развития плода.
Несмотря на в целом либеральную политику в отношении
аборта, во многих европейских странах, тем не менее, действует ряд
нормативных барьеров, затрудняющих свободный доступ к прерыванию
беременности. К таким барьерам относится, в частности, обязательный
период ожидания между обращением женщины в клинику и самой процедурой;
подобное условие существует в 15 странах, в том числе в Российской
Федерации (см. таблицу). Дополнительный период ожидания создает
препятствия к получению своевременной и недорогой медицинской помощи
и тем самым ограничивает права женщин. ВОЗ не поддерживает эти ненужные,
с медицинской точки зрения, задержки оказания помощи.
Еще одним примером излишних барьеров являются жесткие ограничения
по срокам беременности. В некоторых европейских странах ограниченные
сроки доступа к абортам по желанию имеют пагубные последствия для
женщин и препятствуют получению ими необходимой медицинской помощи.
Это касается, в первую очередь, девочек-подростков и женщин, принадлежащих
к маргинализированным слоям населения, которые не всегда могут получить
медицинскую помощь в установленные законом сроки, из-за чего женщинам
приходится выезжать в другие страны или прибегать к нелегальным
услугам.
Законодательство двенадцати европейских стран[3]
требует, чтобы женщины проходили обязательное консультирование или
получали обязательную информацию от врачей до производства аборта
(см. таблицу). В некоторых из этих стран, например, в Германии и
Венгрии, такое консультирование имеет предвзятый и директивный характер
и направлено на то, чтобы повлиять на решение женщины и отговорить
ее от аборта. Требования обязательного консультирования подрывают
права женщин и особенно вредны, когда они связаны с предоставлением
необъективной информации. Согласно рекомендациям ВОЗ, консультации
перед абортом не должны быть обязательными, а предоставление информации
об аборте должно быть беспристрастным, недирективным и научно-обоснованным.
Таблица. Законодательство об абортах в странах Европы
Законодательство
|
Страны
|
Аборт разрешен по желанию женщины
|
Албания, Армения, Австрия, Азербайджан, Бельгия, Босния и
Герцеговина, Болгария, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония,
Франция, Грузия, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия,
Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Молдова, Черногория, Нидерланды,
Сев. Македония, Норвегия, Португалия, Румыния, Россия, Сербия,
Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Украина
|
в том числе:
|
предусматривается обязательный период ожидания перед абортом
|
Албания, Армения, Бельгия, Грузия, Германия, Венгрия, Ирландия,
Италия, Латвия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Россия,
Словакия, Испания
|
предусматривается обязательное доабортное консультирование
|
Албания, Армения, Бельгия, Босния и Герцеговина, Грузия,
Германия, Венгрия, Италия, Литва, Нидерланды, Россия, Словакия
|
Аборт разрешен по социально-экономическим основаниям
|
Финляндия, Великобритания
|
Аборт разрешен в исключительных случаях*
|
Лихтенштейн, Монако, Польша
|
Аборт запрещен
|
Андорра, Мальта, Сан-Марино
|
*если жизнь или здоровье женщины находятся под угрозой, беременность
является результатом сексуального насилия или в случаях тяжелой
аномалии развития плода.
В ряде стран Европы предусмотрено требование предварительного согласия
родителей, опекунов, врачей или комиссий, прежде чем женщины смогут
получить доступ к аборту. Это затрагивает прежде всего девочек-подростков,
женщин-инвалидов, женщин из беднейших и маргинальных слоев населения.
Примером нормативного барьера является также возможность отказа
медицинских работников от проведения искусственного прерывания беременности
по соображениям совести или религиозных взглядов. Например, в Италии
государство не дает никакой гарантии, что отказы врачей не приведут
к задержкам в оказании помощи или к полному отсутствию помощи женщинам,
обращающимся за легальным абортом.
В Албании, Венгрии, Италии, Швейцарии и Нидерландах, хоть законодательство
и предусматривает аборт по желанию, женщины по-прежнему обязаны
пояснять, что они хотели бы сделать аборт в силу своих социально-экономических
или семейных обстоятельств или потому, что продолжение беременности
может вызвать стресс. Такие правила стигматизируют аборты, подрывают
самостоятельность в принятии решений и должны быть отменены. Не
так давно Франция и Бельгия провели реформы, направленные на устранение
подобных требований.
По мнению авторов обзора, следует также отказаться от уголовного
преследования как женщин, так и медицинских работников за несоблюдение
правовых норм при производстве аборта. Криминализация абортов может
привести к задержкам или отсутствию постабортной помощи, создать
барьеры в доступе к юридической помощи и в целом создать пугающий
психологический фон вокруг абортов.
С 2018 года ряд европейских стран (Ирландия, Исландия, Кипр) провели
важные прогрессивные реформы и предприняли шаги по устранению ограничений,
препятствующих свободному доступу к легальным абортам. В то же время
в некоторых странах, наоборот, предпринимаются попытки отказаться
от существующих правовых гарантий, например, вводятся дополнительные
доабортные процедуры, и активизируются силы, стремящиеся полностью
запретить аборты. Однако, как отмечают авторы обзора, наступление
на репродуктивные права, согласно международным нормам, нарушает
принцип недопущения регресса в области прав человека.
Источник: Center for Reproductive Rights.
European Abortion Laws: A Comparative Overview, November 2019, https://reproductiverights.org/press-room/center-reproductive-rights-releases-new-brief-european-abortion-laws
[1] Center for Reproductive
Rights, https://www.reproductiverights.org/
[2] Авторы по какой-то причине
не включили в обзор Белоруссию, где женщине также предоставлено
право самостоятельно решать вопрос о материнстве и до 12 недель
беременности она может сделать аборт по своему желанию.
[3] К ним можно добавить и
Белоруссию.
|