|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Качество медицинских услуг: запрос на жесткий контроль
Не доверяют поставленному диагнозу и перепроверяют
назначения врача 41% опрошенных россиян.
Три четверти (75%) выступают за независимый контроль качества медицинских
услуг в системе ОМС.
Коротко о главном:
- На 5% выросла доля россиян, обращавшихся по полису ОМС в течение
года (61%, в октябре 2018 г. — 56%, в апреле 2018 г. — 53%)
- 75% считают, что лечебные учреждения должны контролировать
независимые организации, например, страховщики
- 41% опрошенных перепроверяли диагноз и назначение врача
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
представляет данные исследования об отношении россиян к российскому
здравоохранению в целом, системе обязательного медицинского страхования
и уровне доверия в медицинской сфере.
Три четверти россиян (75%) считают, что качество
услуг и работа медицинских учреждений должны контролироваться независимой
структурой, например, страховыми компаниями. При этом,
по мнению половины опрошенных (51%), при финансировании государственных
медучреждений должны учитываться оценки качества работы, число обращений
и количество жалоб пациентов.
По данным опроса, 41% респондентов за последние
несколько лет перепроверяли диагноз и назначения врача.
За консультациями к другим специалистам, советам к близким или фармацевтам
чаще обращались опрошенные в возрасте от 25 до 44 лет (50%). Среди
населения старше 60 лет уровень доверия врачам заметно выше — 73%.
В случае, если пациент стал жертвой врачебной ошибки,
респонденты чаще всего рекомендуют ему обратиться в прокуратуру
(42%), к страховщикам — непосредственно в страховую компанию (23%)
или к страховому представителю (14%), пойти к главврачу (36%) или
позвонить на горячую линию Минздрава (32%).
Почти каждый третий участник опроса (29%) назвал
полезными такие услуги страховых представителей, как защита прав
пациента при врачебных ошибках, информирование о каналах обращения
в случае некачественной медицинской помощи (25%), а также
информирование о правах пациента и перечне бесплатных медицинских
услуг (24%). Кроме того, респонденты назвали такие услуги, как регулярный
контроль за качеством медицинских услуг (22%). Каждый пятый
россиянин (20%) отметил значимость контроля со стороны страховщиков
за объемом, сроками, качеством и условиями предоставленной медицинской
помощи пациентам со злокачественными образованиями.
Наиболее вероятные проблемы, с которыми
могут столкнуться пациенты в государственной или муниципальной поликлинике:
долгое ожиданием записи, очереди, назначение платных услуг,
невозможность получить все услуги в одном месте, отсутствие нужного
специалиста. По шкале от 1 до 5 возможность возникновения
данных проблем россияне оценили в среднем на 3,4 балла. Менее распространены
ситуации невнимания со стороны врача или неверного назначения лекарств
(2,9 балла), хамства медперсонала (2,6 балла).
Среди мер, которые могли бы улучшить качество
медицинских услуг, формирование заработной платы врача, исходя из
качества его работы (38%), а также усиление контроля за профессиональным
уровнем врачей (35%) и введение персональной ответственности руководителей
медучреждений и врача за качество лечения (31%). Также
может положительно повлиять на качество медицинских услуг усиление
контроля госорганов за работой медучреждений (24%), финансирование
медучреждений на основе качества предоставляемых ими услуг (19%)
и усиление контроля за качеством и доступностью услуг со стороны
страховых представителей (18%).
При этом 39% опрошенных считают, что в первую очередь
в российском здравоохранении должна решаться проблема нехватки врачебного
персонала, недостаточной оснащенности современным оборудованием
(33%), повышения профессионального уровня врачей (30%).
За медицинской помощью в городские и муниципальные
медицинские учреждения по полису обязательного медицинского страхования
(ОМС) обращается абсолютное большинство россиян (93%).
За последний год этим правом воспользовался 61% респондентов, что
на 5% выше данных опроса 2018 г. Чаще по полису ОМС за последний
год обращались молодые люди в возрасте 18-24 лет (72%). Никогда
не пользовались ОМС только 5% респондентов.
Как Вы считаете, нужно или не нужно, чтобы работа медицинских
учреждений, качество услуг дополнительно контролировались независимой
от медицинского сообщества структурой, например, страховыми компаниями?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Апрель 2018
|
Октябрь 2018
|
Декабрь 2019
|
Определенно нужно
|
33
|
39
|
33
|
Скорее нужно
|
42
|
39
|
42
|
Скорее не нужно
|
9
|
8
|
13
|
Определенно не нужно
|
8
|
9
|
7
|
Затрудняюсь ответить
|
8
|
5
|
5
|
Одни считают, что при финансировании государственных медучреждений
должны учитываться оценки качества их работы, число обращений и
количество жалоб пациентов. Другие считают, что медучреждения должны
получать финансирование независимо от этих параметров. С каким мнением
Вы в большей степени согласны? (закрытый вопрос, один
ответ, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
При финансировании государственных медучреждений должны учитываться
оценки качества работы, число обращений и количество жалоб
пациентов
|
51
|
Государственные медучреждения должны получать финансирование
независимо от оценок качества работы, числа обращений и количества
жалоб пациентов
|
41
|
Затрудняюсь ответить
|
8
|
Приходилось ли Вам или не приходилось в течение последних
3-5 лет перепроверять поставленный врачом диагноз, назначенные им
лекарства (например, обращаться к другому специалисту с теми же
жалобами, советоваться с близкими или фармацевтом по поводу обоснованности
приема назначенных препаратов и прочее)? (закрытый
вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 лет и старше
|
Да, приходилось
|
41
|
46
|
50
|
50
|
41
|
26
|
Нет, не приходилось
|
59
|
54
|
50
|
49
|
59
|
73
|
Затрудняюсь ответить
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
Приходилось ли Вам или не приходилось в течение последних
3-5 лет перепроверять поставленный врачом диагноз, назначенные им
лекарства (например, обращаться к другому специалисту с теми же
жалобами, советоваться с близкими или фармацевтом по поводу обоснованности
приема назначенных препаратов и прочее)? (закрытый
вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Всего опрошенных
|
Москва и Санкт-Петербург
|
Города-миллионники
|
500-950 тыс. жителей
|
100 –500 тыс.
|
Менее 100 тыс.
|
Сёла
|
Да, приходилось
|
41
|
40
|
48
|
39
|
46
|
43
|
32
|
Нет, не приходилось
|
59
|
60
|
52
|
59
|
53
|
57
|
68
|
Затрудняюсь ответить
|
0
|
0
|
0
|
2
|
1
|
0
|
0
|
Что Вы посоветуете человеку, который стал жертвой врачебной
ошибки (неверного диагноза, неправильного подбора лекарств, неудачной
операции)? Выберите максимум три варианта. (закрытый
вопрос, до трех ответов, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Обратиться в прокуратуру
|
42
|
Пойти к главврачу больницы, где это произошло
|
36
|
Позвонить на горячую линию Минздрава
|
32
|
Написать заявление в суд
|
27
|
Обратиться в страховую компанию (по ОМС)
|
23
|
Обратиться за помощью к страховым представителям (по ОМС)
|
14
|
Написать отзыв в интернете (на профильном сайте, в приложении)
|
11
|
Написать в жалобную книгу больницы
|
5
|
Другое
|
5
|
Затрудняюсь ответить
|
5
|
С 2016 года в штате страховых компаний, работающих в системе
обязательного медицинского страхования, появились новые сотрудники
— страховые представители. Сейчас я перечислю список услуг, предоставляемых
населению страховыми представителями на бесплатной основе. Какие
из них могут быть наиболее значимы для Вас/Ваших родственников,
друзей? (закрытый вопрос, до трех ответов, % от всех
опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Защита прав пациента при совершении врачебных ошибок и плохом
сервисе
|
29
|
Информация о том, к кому обратиться в случае оказания некачественной
медицинской помощи
|
25
|
Информация о правах пациента и перечне бесплатных медицинских
услуг
|
24
|
Регулярный контроль за качеством медицинских услуг
|
22
|
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставленной
медицинской помощи пациентам со злокачественными образованиями
|
20
|
Информация о возможности выбора врача и медицинского учреждения
|
18
|
Информация для людей с хроническими заболеваниями
|
17
|
Информация о необходимости пройти диспансеризацию, профилактический
осмотр
|
14
|
Ничего из перечисленного
|
9
|
Другое
|
3
|
Затрудняюсь ответить
|
12
|
Как Вы считаете, насколько вероятно столкнуться в Вашей
государственной или муниципальной поликлинике со следующими проблемами?
Оцените по 5-балльной шкале, где 1 — это практически невозможно,
а 5 — это очень вероятно (закрытый вопрос, один ответ
по строке, % от всех опрошенных)
|
1 — практически невозможно
|
2
|
3
|
4
|
5 — очень вероятно
|
Затрудняюсь ответить
|
Долгое ожидание записи, нахождение в очереди
|
15
|
11
|
20
|
16
|
33
|
5
|
Невозможность получить все необходимые услуги в одном месте
|
19
|
9
|
20
|
14
|
33
|
5
|
Дополнительные расходы из-за назначения платных услуг
|
16
|
9
|
20
|
15
|
32
|
8
|
Отсутствие нужного специалиста
|
16
|
10
|
21
|
14
|
32
|
7
|
Неправильный диагноз
|
17
|
14
|
25
|
14
|
20
|
10
|
Невнимание врача
|
22
|
12
|
27
|
15
|
18
|
6
|
Неверное назначение лекарств
|
21
|
12
|
25
|
13
|
16
|
13
|
Хамство со стороны персонала
|
32
|
17
|
22
|
12
|
14
|
3
|
Как Вы считаете, насколько вероятно столкнуться в Вашей
государственной или муниципальной поликлинике со следующими проблемами?
Оцените по 5-балльной шкале, где 1 — это практически невозможно,
а 5 — это очень вероятно (закрытый вопрос, один ответ
по строке, % от всех опрошенных)
|
Средняя оценка
|
Долгое ожидание записи, нахождение в очереди
|
3,4
|
Невозможность получить все необходимые услуги в одном месте
|
3,4
|
Дополнительные расходы из-за назначения платных услуг
|
3,4
|
Отсутствие нужного специалиста
|
3,4
|
Неправильный диагноз
|
3,0
|
Невнимание врача
|
2,9
|
Неверное назначение лекарств
|
2,9
|
Хамство со стороны персонала
|
2,6
|
На Ваш взгляд, какие меры могут улучшить качество медицинских
услуг? (закрытый вопрос, до трех ответов, % от всех
опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Формирование заработной платы врача, исходя из качества его
работы
|
38
|
Усиление контроля за профессиональным уровнем врачей
|
35
|
Введение персональной ответственности руководителей медучреждений
и врача за качество лечения
|
31
|
Усиление контроля государственных органов за работой медучреждений
|
24
|
Финансирование медучреждений в зависимости от качества предоставляемых
услуг
|
19
|
Усиление контроля за качеством и доступностью медицинских
услуг со стороны страховых представителей
|
18
|
Создание рейтинга медицинских учреждений по качеству предоставляемых
услуг
|
12
|
Расширение полномочий страховых организаций по защите прав
пациентов
|
11
|
Ничего из перечисленного
|
3
|
Другое
|
4
|
Затрудняюсь ответить
|
5
|
Припомните, пожалуйста, когда в последний раз Вы обращались
за медицинской помощью в государственные и муниципальные медицинские
учреждения по полису обязательного медицинского страхования (ОМС)?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Октябрь 2017
|
Октябрь 2018
|
Декабрь 2019
|
Менее года назад
|
53
|
56
|
61
|
1-2 года назад
|
20
|
18
|
16
|
3-5 лет назад
|
9
|
11
|
10
|
6 лет назад и более
|
7
|
7
|
6
|
Никогда не обращался по полису ОМС
|
6
|
4
|
5
|
У меня нет полиса ОМС
|
3
|
2
|
2
|
Затрудняюсь ответить
|
2
|
2
|
0
|
Как Вы считаете, какие проблемы российской системы здравоохранения
должны решаться в первую очередь? (закрытый вопрос,
до трех ответов, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Нехватка врачей
|
39
|
Недостаточная оснащенность учреждений современным оборудованием
|
33
|
Недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей
|
30
|
Недоступность медицинской помощи для населения (неудобное
расположение больниц, дорогие лекарства, услуги)
|
25
|
Недостаток финансирования здравоохранения
|
24
|
Недостаточное обеспечение медучреждений лекарствами
|
22
|
Взяточничество
|
15
|
Недостаточный контроль за качеством медицинских услуг
|
12
|
Невежливое отношение со стороны медперсонала
|
7
|
Несовершенство законодательства
|
6
|
Неэффективная работа страховых компаний, предоставляющих
полисы ОМС
|
4
|
Другое
|
5
|
Затрудняюсь ответить
|
4
|
Припомните, пожалуйста, когда в последний раз Вы обращались
за медицинской помощью в государственные и муниципальные медицинские
учреждения по полису обязательного медицинского страхования (ОМС)?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 лет и старше
|
Менее года назад
|
61
|
72
|
54
|
62
|
60
|
63
|
1-2 года назад
|
16
|
12
|
22
|
19
|
16
|
13
|
3-5 лет назад
|
10
|
9
|
15
|
6
|
11
|
8
|
6 лет назад и более
|
6
|
2
|
4
|
8
|
5
|
8
|
Никогда не обращался по полису ОМС
|
5
|
4
|
2
|
3
|
5
|
8
|
У меня нет полиса ОМС
|
2
|
1
|
2
|
3
|
3
|
0
|
Затрудняюсь ответить
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
Данные исследования комментирует директор по взаимодействию
с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин: «Это исследование
уже имеет ретроспективу в несколько лет, и если резюмировать наблюдения
за динамикой установок, то стабильно высоким сохраняется запрос
на независимый контроль за качеством оказываемых услуг. Но в этот
раз мы попробовали взглянуть на этот вопрос несколько с иной стороны.
Одним из витальных свойств любой социальной системы от общества
в целом до отдельной семьи является доверие. Сегодня этот показатель
все чаще появляется в системах оценки КПЭ органов госвласти разных
уровней. Если взглянуть на сферу оказания медицинских услуг с этой
позиции, то надо отметить, что пока уровень доверия внутри системы
здравоохранения не высок: 41% опрошенных говорят нам о том, что
склонны перепроверять поставленный диагноз или сделанные назначения.
Конечно, эта проблема во многом порождается сложным состоянием первичного
звена медобеспечения, но при этом надо понимать, что уровень естественных
опасений в отношении собственного здоровья никогда не позволят этому
показателю достигнуть нулевых значений».
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 1 декабря 2019 г.
по заказу Центра социального проектирования «Платформа». При реализации
проекта было использовано экспертное решение ВЦИОМ «Публичное социальное
исследование». В опросе приняли участие россияне в возрасте от 18
лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной
случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600
респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных
номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность
отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки
максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%.
Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки
вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых
работ.
ВЦИОМ, 11 декабря 2019 г.
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10067
|