Повышение адресности социальной поддержки
малоимущих семей с детьми.
Заседание Демографической секции Центрального дома ученых РАН
25 ноября 2019 года состоялось очередное заседание Демографической
секции Центрального Дома ученых РАН, которое открыл Председатель
Демсекции к.э.н., В.В. Елизаров. Открывая заседание, он отметил,
что хотя его тема несколько выходит за рамки традиционной демографии
и больше посвящена социально-экономическим проблемам, все же для
демографов она представляет определенный интерес.
Далее с докладом на тему "Повышение адресности
социальной поддержки малоимущих семей с детьми" выступил руководитель
пилотного проекта "Повышение адресности социальной поддержки
и экономической устойчивости семей с детьми" Вячеслав Николаевич
Бобков, заслуженный деятель науки РФ, д.э.н., проф., зав. лабораторией
проблем уровня и качества жизни ИСЭПН РАН.
В начале своего доклада В.Н. Бобков представил общие
сведения о пилотном проекте, который проводился на территории Вологодской
области в 2018 году Вологодской региональной общественной организацией
"Объединение многодетных семей "Большая семья""
по Договору с Фондом-оператором президентских грантов по развитию
гражданского общества. В качестве партнеров проекта выступили ФГБУН
"Институт социально - экономических проблем народонаселения
Российской академии наук" (ИСЭАПН РАН) и Департамент социальной
защиты населения Вологодской области.
В рамках проекта отрабатывалась новая модель адресной
социальной поддержки малоимущих семей с детьми, позволяющая, во-первых,
оказывать социальную поддержку наиболее нуждающимся семьям; а во-вторых,
повышать их доход до гарантированного минимального дохода, существенно
более высоких размеров, по сравнению с доходом, обеспечиваемым действующей
системой социальной поддержки.
Для участия в пилотном Проекте были отобраны 70 малоимущих
семей с детьми из г. Вологды и Вологодского района области трех
типов: неполные семьи с одним или двумя детьми; полные семьи с одним
или двумя детьми; многодетные неполные и полные семьи с тремя детьми.
Установленные постоянные социальные выплаты в соответствии
с действующим законодательством РФ и Вологодской области не позволяли
примерно половине из этих семей доводить душевые денежные доходы
до стоимости продовольственной корзины прожиточного минимума. Поэтому
Департаменту социальной защиты населения было предложено ввести
дополнительную ежемесячную социальную выплату родителям, повышающую
душевой денежный доход этих семей до гарантированного минимального
дохода (ГМД).
Было обосновано и предложено Департаменту социальной
защиты рассмотреть три уровня возможного ГМД:
- стоимость продовольственной корзины дифференцированного
по типам семей эквивалентного прожиточного минимума;
- первый уровень + стоимость специального набора
непродовольственных товаров для детей, включающего компьютер,
мобильный телефон, детский велосипед, а также оплату услуг интернета
и мобильной связи;
- дифференцированный эквивалентный прожиточный
минимум, но только для семей из выборки, не имеющих социально
- экономического потенциала для увеличения доходов от занятости.
Модельный расчет потребности в ресурсном обеспечении
выплат для трех пороговых критериев гарантированного минимального
дохода (ГМД) исходил из предпосылок, что первый и второй пороговые
критерии не предусматривают оценку социально-экономического потенциала
семей, а третий пороговый критерий учитывает социально-экономический
потенциал семей.
В результате Департаментом социальной защиты населения
с учетом имеющихся финансовых возможностей, а также соблюдения федерального
и регионального законодательства было принято решение о назначении
дополнительной ежемесячной денежной выплаты родителям из целевой
выборки семей в размере, доводящем месячный душевой доход до второго
уровня величины ГМД. В результате отбора 37 наиболее нуждающихся
семей с детьми были включены в Программу дополнительной адресной
социальной поддержки.
В итоге размер дополнительных ежемесячных выплат составил
до 10 тыс. рублей (это ограничение регионального законодательства).
Целевые выплаты проводились в течение августа - октября 2018 года.
После получения дополнительной единовременной социальной выплаты
ГМД семей составил от 53% до 58% от дифференцированного эквивалентного
прожиточного минимума в зависимости от типа семей с детьми. По сути,
за счет дополнительной социальной выплаты в большинстве семей удалось
преодолеть нищету.
Далее докладчик остановился на некоторых результатах
обратной связи с семьями из целевой выборки, в частности на проблемах,
на решение которых семьи направили денежные выплаты, полученные
в рамках проекта, и на основных причинах, из-за которых, по мнению
опрошенных, их семьи являются малоимущими.
Доклад был выслушан с большим интересом, вызвал вопросы
и оживленную дискуссию, в которой приняли участие В.Н. Архангельский,
А.И. Ракша, В.В. Елизаров и другие.
Полностью презентация В.Н. Бобкова представлена
в PDF-файле.
|