|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Ilmo Keskimäki, Liina-Kaisa Tynkkynen, Eeva Reissell, Meri Koivusalo,
Vesa Syrjä, Lauri Vuorenkoski, Bernd Rechel, Marina Karanikolos
FINLAND
Health Systems in Transition
Volume 21, № 2, 2019
WHO, 2019, 196 pages
|
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/327538/18176127-eng.pdf?sequence=1&isAllowed=y
Некоторые показатели здоровья и смертности
(стр. 8)
|
1995
|
2000
|
2005
|
2010
|
2015
|
2017
|
ЕС 28
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, всего
|
76,7
|
77,8
|
79,1
|
80,2
|
81,6
|
81,7
|
80,9
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины
|
72,8
|
74,2
|
75,6
|
76,9
|
78,7
|
78,9
|
78,3
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины
|
80,4
|
81,2
|
82,5
|
83,5
|
84,4
|
84,5
|
83,5
|
Смертность, СКС на 100000
|
Все причины
|
1381,4
|
1268,7
|
1106,7
|
1034,1
|
968,8
|
975,9
|
1002,3
|
Болезни системы кровообращения
|
685,2
|
569,9
|
475,8
|
425,2
|
364,1
|
360,2
|
358,3
|
Злокачественные новообразования
|
267,3
|
250,7
|
234,7
|
230,1
|
218,7
|
219,7
|
259,5
|
Инфекционные заболевания
|
10,5
|
10,0
|
8,6
|
8,9
|
4,7
|
4,6
|
15,7
|
Внешние причины
|
97,5
|
88,8
|
87,9
|
77,0
|
60,4
|
61,9
|
46,2
|
Коэффициент младенческой смертности (на 1000 живорождений)
|
3,9
|
3,8
|
3,0
|
2,3
|
1,7
|
2,0
|
3,6
|
Коэффициент материнской смертности на 100000 живорождений
(Мировой банк)
|
5
|
5
|
4
|
3
|
3
|
|
8
|
Примечание: последние данные о смертности по причинам
за 2016 год
Тенденции расходов на здравоохранение
в стране, 2000 год – последний год, по которому есть данные
(стр. 44)
|
2000
|
2005
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
Текущие расходы на здравоохранение (на душу населения
в ППС, долл. США)
|
1806
|
2479
|
3305
|
3471
|
3647
|
3789
|
3808
|
3991
|
4025
|
4128
|
Текущие расходы на здравоохранение (в% к ВВП)
|
6,8
|
8,0
|
8,9
|
8,9
|
9,3
|
9,5
|
9,5
|
9,7
|
9,4
|
9,2
|
Государственные расходы на здравоохранение (в% от текущих
расходов на здравоохранение)
|
71,5
|
75,8
|
74,5
|
75,0
|
75,5
|
75,4
|
75,1
|
76,1
|
75,0
|
75,2
|
Частные расходы на здравоохранение (в% от текущих расходов
на здравоохранение)
|
28,5
|
24,2
|
25,5
|
25,0
|
24,5
|
24,6
|
24,9
|
23,9
|
25,0
|
24,8
|
Государственные расходы на здравоохранение (GGE-H;
в% к государственным расходам)
|
10,5
|
12,7
|
12,5
|
12,8
|
13,0
|
12,9
|
12,7
|
13,3
|
13,1
|
-
|
Государственные расходы на здравоохранение (в% к ВВП)
|
4,9
|
6,1
|
6,6
|
6,7
|
7,0
|
7,2
|
7,1
|
7,4
|
7,1
|
6,9
|
Личные платежи (в% от текущих расходов на здравоохранение)
|
23,2
|
19,0
|
20,0
|
19,4
|
18,7
|
19,0
|
19,0
|
19,8
|
20,5
|
20,2
|
Личные платежи (в% от частных расходов)
|
81,4
|
78,5
|
78,4
|
77,6
|
76,3
|
77,2
|
76,3
|
82,8
|
82,0
|
81,5
|
Частное страхование (в% от частных расходов)
|
18,6
|
21,5
|
21,6
|
22,4
|
23,7
|
22,8
|
23,7
|
17,2
|
18,0
|
18,5
|
|
Каждый обзор из серии "Системы здравоохранения:
время перемен" содержит всесторонний анализ системы здравоохранения
той или иной страны и ее реформ - как тех, которые уже реализуются,
так и находящихся в стадии разработки. Цель обзоров "Системы
здравоохранения: время перемен" заключается в том, чтобы предоставить
организаторам здравоохранения и аналитикам сравнительную информацию,
необходимую им для совершенствования систем здравоохранения в странах
Европы. Обзоры систем здравоохранения дают возможность:
- подробно изучить различные методы организации, финансирования
и предоставления медицинских услуг, а также роли основных участников
систем здравоохранения;
- описать организационную структуру, процессы подготовки и реализации
программ реформ здравоохранения и их содержание;
- обозначить наиболее важные проблемы в области здравоохранения,
а также те разделы, которые требуют более глубокого изучения;
- предоставить руководителям и аналитикам разных стран инструмент
для распространения сведений о системах здравоохранения и обмена
опытом по стратегии их реформ;
- помочь другим исследователям и разработчикам в проведении более
глубокого сравнительного анализа в сфере управления здравоохранением.
Составление обзоров сопряжено с рядом методологических
трудностей. Во многих странах информации о системах здравоохранения
и результатах их реформ относительно мало. Из-за отсутствия единой
базы данных количественные показатели приходится получать из разных
источников. И хотя методы и определения, касающиеся сбора данных,
могут несколько отличаться, в рамках каждой серии обзоров они обычно
согласуются между собой.
Наряду с преимуществами составление обзоров в едином
формате имеет и ряд недостатков, поскольку в разных странах системы
финансирования и предоставления медицинских услуг различны, Преимущества
же состоят в том, что единый формат позволяет проанализировать,
как одни и те же вопросы и проблемы решаются в разных странах, Обзоры
"Системы здравоохранения: время перемен" могут стать полезным
источником информации для тех, кто разрабатывает политику и стратегию
в области здравоохранения в своей стране, Кроме того, их можно использовать
для сравнительного анализа систем здравоохранения.
Данный обзор посвящен Финляндии. Финская система здравоохранения
работает хорошо, и пользователи выражают сравнительно высокий уровень
удовлетворенности качеством услуг. Гендерный разрыв и социально-экономическое
неравенство в показателях здоровья сократились, но остаются существенными.
Кроме того, существует постоянное географическое неравенство, которое
наносит ущерб людям, живущим в северных, восточных и центральных
регионах. Система здравоохранения высоко децентрализована. Существуют
многочисленные сосуществующие финансовые потоки и три пересекающихся
канала для предоставления пакета льгот, финансируемых государством.
Это привело к слабому управлению, неэффективному сдерживанию расходов
и фрагментации в предоставлении услуг. Текущие расходы на здравоохранение
в Финляндии ниже сопоставимых стран, включая другие страны Северной
Европы, Соединенное Королевство и Нидерланды. Примерно пятая часть
всех расходов на здравоохранение приходится на наличные платежи.
Инфраструктура и учреждения здравоохранения претерпели заметные
изменения в 2000-х годах, когда больничные округа вкладывают значительные
средства в новые учреждения. Тем не менее, способность предоставлять
услуги, соответствующие потребностям населения, ослабла.
CONTENTS
Preface
Acknowledgements
List of abbreviations
List of tables, figures and boxes
Abstract
Executive summary
1 Introduction
1.1 Geography and sociodemography
1.2 Economic context
1.3 Political context
1.4 Health status
2 Organization and governance
2.1 Historical background
2.2 Organization
2.3 Decentralization and centralization
2.4 Planning
2.5 Intersectorality
2.6 Health information systems
2.7 Regulation
2.8 Patient empowerment
3 Financing
3.1 Health expenditure
3.2 Sources of revenue and financial flows
3.3 Overview of the statutory financing system
3.4 Out-of-pocket payments
3.5 Voluntary health insurance
3.6 Other financing
3.7 Payment mechanisms
4 Physical and human resources
4.1 Physical resources
4.2 Human resources
5 Provision of services
5.1 Public health
5.2 Patient pathways
5.3 Primary care
5.4 Specialised care
5.5 Urgent and emergency care
5.6. Pharmaceutical care
5.7 Rehabilitation/intermediate care
5.8 Long-term care
5.9 Services for informal carers
5.10 Palliative care
5.11 Mental health care
5.12 Dental care
6 Principal health reforms
6.1 Analysis of recent reforms
6.2 Future developments
7 Assessment of the health system
7.1 Monitoring health system performance
7.2 Health system impact on population health
7.3 Access
7.4 Financial protection
7.5 Health system efficiency
7.6 Health care quality and safety
7.7 Transparency and accountability
8 Conclusions
9 Appendices
9.1 References
9.2 HiT methodology and production process
9.3 The review process
9.4 About the authors
|