|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Вовлеченное отцовство, или что для детей важнее денег?
Наряду со способностью материально обеспечивать
семью идеальный отец сегодня должен активно участвовать в воспитании
детей.
Коротко о главном:
- «Плохой отец», по мнению россиян, не занимается воспитанием
детей / безразличен к семье и детям (37%), не зарабатывает и не
содержит семью (15%), не заботится о семье и детях (14%).
- «Хороший отец» заботится о семье и детях / хорошо относится
(32%), участвует в воспитании детей (21%), хорошо зарабатывает,
обеспечивает семью (20%).
- В представлениях о «хорошем отце», помимо традиционного восприятия
его как кормильца семьи, фигурирует также запрос на вовлеченное
отцовство, предусматривающее поддержку, заботу и т.п. Более 80%
опрошенных солидарны во мнении, что отцы должны принимать активное
участие в образовательном процессе детей.
- Большинство россиян считают, что мужчина может оставаться «хорошим
отцом» детям от первого брака в случае развода (88%) или самостоятельно
справиться с воспитанием детей не хуже матери-одиночки (70%).
- Россияне транслируют запрос на модель внутрисемейных отношений,
при которой со стороны «хорошего отца» допустимо проявление требовательности
и строгости (77%), а к матери ребенка недопустимо проявлять неуважение
(65%).
- 44% россиян считают, что отцовство сегодня стало трендом /
в моде, чаще такое мнение разделяют россияне в возрасте от 25
до 34 лет (51%), от 35 до 44 лет (47%), а также граждане, оценивающие
свое материальное положение как очень хорошее или хорошее (49%).
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет
данные исследования о феномене отцовства и отношении россиян к современным
отцам.
«Хороший отец» / «плохой отец»
В рамках исследования феномена отцовства респондентам
предлагалось дать свои определения понятиям «хороший» и «плохой
отец». Отвечая на открытый вопрос, россияне предлагали свои версии,
продолжающие фразу «Плохой отец — это…». Так, чаще респонденты считают
«плохим отцом» того, кто не занимается воспитанием детей (37%).
На втором месте по популярности стала группа ответов, затрагивающая
экономический фактор: «плохой отец» — это тот, кто не работает,
не зарабатывает и не содержит семью (15%), на третьем месте — отсутствие
заботы о семье и детях (14%).
Продолжая фразу «Хороший отец — это…», россияне чаще
всего концентрировались на заботе и хорошем отношении к семье и
детям (30%). Каждый пятый считает, что хороший отец — это тот, кто
вовлечен в воспитание детей (21%), а также работает, хорошо зарабатывает,
обеспечивает семью (20%).
В целом в представлениях о хорошем отце фигурирует также
запрос на вовлеченное отцовство, когда отец не просто обеспечивает
семью, но и является активным субъектом воспитания, поддержки, образования.
«Вовлеченное отцовство»
Данный запрос прослеживается также и в оценках россиян
допустимых форм отцовства и моделей поведения отца. Так, по мнению
большинства опрошенных, несмотря на жизненные обстоятельства (повторный
брак или разрыв семьи), мужчина может оставаться хорошим отцом детям
от первого брака (88%) или справиться с воспитанием детей не хуже
матери-одиночки (70%). Причем обе точки зрения примерно в одинаковой
степени поддерживаются как мужчинами, так и женщинами (85% среди
мужчин и 89% среди женщин относительно первого суждения, 67% и 61%
относительно второго суждения соответственно). То есть гендерный
перекос в данном вопросе минимален.
Наряду с этим россияне транслируют запрос на определенную
модель отношений внутри семьи, когда к ребенку со стороны «хорошего
отца» допускается проявлять требовательность и строгость (77%),
а к матери ребенка недопустимо проявлять неуважение (65%). Однако
необходимость проявления строгости и требовательности со стороны
отца к своему ребенку чаще поддерживают представители мужской аудитории
(81%) и люди в возрасте от 45 до 59 лет (83%) и старше 60 лет (83%).
В то время как женщины (74%) и молодежь от 18 до 24 лет (69%) и
от 25 до 34 лет (67%) реже готовы разделить такую точку зрения.
По мнению почти половины наших соотечественников, сложно
оставаться хорошим отцом, находясь вдали от детей, проживая в другом
городе (48%). Прежде всего так думают 18-24-летние (53%) и 25-34-летние
респонденты (58%), а также жители двух столиц (61%).
На фоне этого другая половина россиян убеждена, что
хорошим отцом можно оставаться и на расстоянии (50%). Чаще всего
данной точки зрения придерживаются представители старшего поколения
60+ (56%), а также жители небольших населенных пунктов до 100 тыс.
чел. (54%) и сёл (54%).
Значительная часть наших сограждан считает, что отцовство
сегодня стало трендом / в моде (44%), преимущественно россияне в
возрасте от 25 до 34 лет (51%), от 35 до 44 лет (47%), а также граждане,
оценивающие свое материальное положение как очень хорошее или хорошее
(49%), жители Москвы и Санкт-Петербурга (47%) и городов-миллионников
(49%). Не согласны с данным тезисом 38% россиян, среди молодежи
в возрасте 18-24 лет не разделяет данную точку зрения каждый второй.
Папа решает?
Наиболее явно запрос на «вовлеченное отцовство» проявляется
в оценках россиян относительно участия мужчины в образовательной
деятельности детей. Так, 95% россиян считают, что отцы должны посещать
родительские собрания. Почти столько же убеждены в том, что отцы
должны помогать ребенку с творческими заданиями — поделками, моделями
и т.п. (90%). По мнению 88% опрошенных, отец должен участвовать
в проверке домашних заданий ребенка, 86% — участвовать в поиске
кружков, секций и репетиторов. Не менее важно, чтобы отец принимал
участие в школьных праздниках (89%) и работе родительского комитета
класса (80%).
Согласно полученным данным, среди россиян сегодня широко
актуализирован запрос на «вовлеченное отцовство». При этом он в
некоторой мере смещен в сторону наиболее молодых поколений, но не
имеет при этом четко выраженных гендерных «перекосов».
Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен
17 и 19 октября 2019 г. В опросе принимают участие россияне в
возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной
двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров
объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного
списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные
взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим
параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью
95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные
опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства,
возникающие в ходе полевых работ.
Массив для скачивания: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9960
ВЦИОМ, 23 октября 2019 г.
|