Правительство России установило допустимые нормы приема иностранных рабочих на 2020 год, наибольший уровень занятости мигрантов допустим в строительстве — 80%, в сферах деятельности сухопутного пассажирского и автомобильного грузового транспорта допустимая доля иностранных рабочих составляет 26% от общей численности работников, в сфере выращивания овощей — 50%. О тенденциях в этой области и влиянии мигрантов на рынок труда корреспондентке «Полит.ру» Ане Гольдман рассказали эксперты РАНХиГС и ВШЭ.
Виктория Леденёва, доктор социологических наук, директор центра изучения миграционной политики ИГСУ РАНХиГС:
Я считаю, что стихийный поток мигрантов необходимо ограничивать и поддерживаю инициативы правительства в этой области.
Трудовые права мигрантов практически не соблюдаются, поскольку мигранты зачастую попадают к недобросовестным работодателям.
По данным МВД и Росстата в последние годы поток мигрантов в Россию сокращается, поскольку наша страна уже не настолько экономически привлекательна, в особенности для высококвалифицированных трудовых мигрантов, несмотря на то, что для них существуют льготные условия пребывания. Впрочем низкоквалифицированные мигранты к нам по-прежнему едут.
В последние годы в Россию приезжает достаточно много мигрантов из стран, которые входят в ЕврАзЭС, например, из Армении и Киргизии, поскольку они могут свободно перемещаться и работать по трудовому договору, в то же время мигрантов из Узбекистана и Таджикистана становится меньше.
Недавно «Левада-центр» опубликовал результаты исследования, которые свидетельствуют о росте мигрантофобии в российском обществе. Уровень мигрантофобии за последний год повысился, после того как эйфория от присоединения Крыма прошла, наши наши граждане опять обратили внимание на большое количество мигрантов.
Я считаю, что государство должно вводить ограничения, чтобы сделать поток мигрантов более цивилизованным. Нужно вводить ограничения по специальностям и профессиям, а для тех, кто захочет получить в России постоянное место жительства должны быть очень жесткие правила приема в гражданство — экзамены по русскому языку и другим направлениям. На мой взгляд, в России, это пока недостаточно хорошо проработано.
Юлия Флоринская, кандидат географических наук, старшая научная сотрудница Института демографии и Центра демографических исследований НИУ ВШЭ:
Квоты, определенные на 2020 год, мало чем отличаются от того, что было в прошлые годы. Привлечение до 80% иностранных рабочих в строительство попросту означает, что в этой сфере работают одни иностранцы — оставшиеся 20% это россияне, которые заняты на административных должностях.
Я считаю, что привлечение мигрантов никак не влияет на зарплаты и трудовые права в отрасли строительства, потому что в этой отрасли всегда есть вакансии, нет особой конкуренции и туда берут всех. В сфере строительства заняты как внутренние, так и иностранные мигранты, в крупных городах местных работников практически не осталось. Это связано с тем, что нынешняя молодежь не хочет осваивать эти специальности, с старшее поколение уже вышло из строя, ведь строительство — это тяжелая работа.
Зарплаты у россиян и у мигрантов примерно одинаковые, в сфере защиты трудовых прав тоже нет особой разницы, хотя иностранных рабочих больше эксплуатируют и чаще, чем россиян, заставляют перерабатывать.
Иностранные работники в России преимущественно из Средней Азии, мигрантов из Китая очень мало, им невыгодно ехать работать в Россию, поскольку зарплаты в Китае выше. Когда-то в Россию приезжало работать много турков, но сейчас очень мало работников из дальнего зарубежья, им невыгодно работать в России.
Занятость иностранных рабочих не оказывает особого влияния на рынок труда, зарплаты и конкуренцию, поскольку в России очень сильно сокращается численность экономически активного населения и работы хватает всем. Зарплаты у иностранных рабочих и россиян примерно одинаковые.
Виктория ЛЕДЕНЁВА, Юлия ФЛОРИНСКАЯ. Полит.Ру. 8 октября 2019 года