|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Jill Farrington, Altynai Satylganova,
Sylvie Stachenko, Juan Tello, Francesca Romana Pezzella, Anna
Korotkova, Isabel Yordi Aguire, Anne Stæhr Johansen
УЛУЧШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО НЕИНФЕКЦИОННЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ:
БАРЬЕРЫ И ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
СТРАНОВАЯ ОЦЕНКА - КАЗАХСТАН
ВОЗ, 2018, 81 страница
|
http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0005/367385/hss-ncds-kaz-rus.pdf?ua=1
Основными причинами утраты лет жизни вследствие
преждевременной смертности в Казахстане в 2013 г. были ишемическая
болезнь сердца, цереброваскулярные расстройства и самоповреждения.
Наиболее выраженными в этот же период факторами риска в отношении
бремени болезней, измеряемыми в параметрах утраченных лет
здоровой жизни (DALY), были нездоровое питание, повышенное
систолическое артериальное давление и повышенный индекс массы
тела. Диабет вырос в рейтинге причин стойких нарушений здоровья
с 8-го места в 1990 г. до 4-го места в 2013 г.
Были выявлены значительные различия в показателях
смертности от НИЗ между регионами страны, а также между мужчинами
и женщинами (рис. 3). Показатели смертности наиболее высоки
в таких городах, как Алматы и Астана, а также на северо-востоке
страны и наиболее низки на юго-западе, несмотря на то что
уровень доходов населения на северо-востоке выше. Аналогичная
картина была выявлена на основании опросных данных в отношении
потребления алкоголя и объемов продаж спиртных напитков, что
указывает на вероятность более высокой смертности от ССЗ в
связи с распространенностью употребления алкоголя среди этнического
русского населения, которое проживает преимущественно на северо-востоке
страны.
Стр. 11.
Стандартизированные по возрасту коэффициенты
заболеваемости и смертности на 100 000 человеко-лет, а также
число утраченных лет здоровой жизни вследствие ишемического
и геморрагического инсультов в 1990 и 2010 г. в Казахстане
(стр. 12)
Показатель
|
1990
|
2010
|
Ишемический инсульт
|
Заболеваемость
|
199,93 (131,73–298,62)
|
220,44 (144,78–318,03)
|
Смертность
|
85,20 (78,91–94,42)
|
86,97 (73,13–97,59)
|
Утраченные годы здоровой жизни (DALY)
|
1244,44 (1167,03–1373,69)
|
1339,38 (1102,21–1517,24)
|
Геморрагический инсульт
|
Заболеваемость
|
115,73 (72,91–177,52)
|
121,82 (79,00–181,33)
|
Смертность
|
91,80 (84,11–103,07)
|
86,24 (72,10–99,73)
|
Утраченные годы здоровой жизни (DALY)
|
1739,40 (1604,38–1988,89)
|
1745,57 (1458,58–1982,28)
|
Основные популяционные вмешательства в
Казахстане (стр. 20-21)
Вмешательство
|
Уровень охвата
|
Критерий оценки
|
Антитабачные вмешательства
|
Повышение налогов на табачные изделия
|
Умеренный
|
Налог составляет 40% от розничной цены.
|
Среда, свободная от табачного дыма
|
Умеренный
|
Общественные объекты, включая больницы, рабочие места,
школы и общественный транспорт, на 100% свободны от
табачного дыма, однако контроль за соблюдением этой
нормы по-прежнему сопряжен с трудностями.
|
Предупреждения об опасном воздействии табака и дыма
|
Умеренный
|
Предупреждающие надписи имеются на упаковке всех изделий;
графические изображения занимают не менее 40% площади
упаковки.
|
Запрет на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство
|
Умеренный
|
Запрет показа в национальных каналах телевидения и
радио.
|
Телефонные службы помощи в прекращении курения и никотиновая
заместительная терапия (НЗТ)*
|
Умеренный
|
Имеется несколько горячих линий и финансируемых государством
услуг для лиц, желающих отказаться от курения. Услуги
никотинзаместительной терапии доступны на условиях полной
оплаты клиентом.
|
Вмешательства по предупреждению вредного употребления
алкоголя
|
Повышение налогов на алкоголь
|
Умеренный
|
Цена устанавливается по индексу ценообразования и соотносится
с крепостью алкогольного напитка. Специальных налогов
на продукцию, которая особенно привлекательна для молодых
потребителей, не имеется.
|
Ограничения и запреты на рекламу и продвижение продукции
|
Умеренный
|
Существует нормативно-правовая база, регулирующая содержание
и объем маркетинга алкогольной продукции, однако контроль
за соблюдением по- прежнему сопряжен с трудностями.
|
Ограничение наличия алкоголя в розничной торговле
|
Умеренный
|
Существует нормативно-правовая база, регулирующая продажу
алкоголя в государственных учреждениях и учебных заведениях,
однако контроль за соблюдением по-прежнему сопряжен
с трудностями.
|
Установление возрастного ценза на приобретение спиртных
напитков и контроль за его соблюдением*
|
Широкий
|
Минимальный возраст, дающий право на приобретение любых
алкогольных напитков, составляет 21 год; осуществляется
эффективный контроль за соблюдением.
|
Установление предельно допустимого уровня алкоголя
в крови для водителей транспортных средств*
|
Умеренный
|
Установлен нулевой допустимый уровень, однако контроль
за соблюдением сопряжен с трудностями.
|
Вмешательства, направленные на оздоровление
питания и повышение уровня физической активности
|
Сокращение потребления соли и содержания соли в пищевых
продуктах
|
Ограниченный
|
Нет ни национальной системы мониторинга потребления
соли, ни директивных положений по данному вопросу.
|
Фактическое исключение трансжирных кислот из рациона
|
Ограниченный
|
Отсутствуют свидетельства сколько-нибудь существенного
сокращения трансжиров в рационе.
|
Сокращение потребления свободных сахаров*
|
Ограниченный
|
Никаких действий не предпринято.
|
Повышение потребления фруктов и овощей*
|
Умеренный
|
Поставлена цель повысить потребление фруктов и овощей
в соответствии с рекомендациями ВОЗ/ФАО до > 400
г/день, осуществляются некоторые инициативы в этом направлении.
|
Ограничение рекламы пищевых продуктов и безалкогольных
напитков, ориентированной на детей*
|
Ограниченный
|
Реклама пищевых продуктов и напитков, ориентированная
на детей, квалифицируется в качестве актуальной проблемы.
В школах установлен запрет на подслащенные напитки.
|
Повышение осведомленности населения по вопросам рационального
питания и физической активности*
|
Умеренный
|
Проводятся кампании. Осуществляется повышение квалификации
работников в вопросах питания и физической активности,
однако эти меры еще не полностью внедрены на уровне
ПМСП.
|
* Дополнительные критерии наряду с теми, что включены в
Глобальный план действий ВОЗ по профилактике неинфекционных
заболеваний и борьбе с ними на 2013-2020 гг.
|
Уровень преждевременной смертности от неинфекционных
заболеваний (НИЗ) в Казахстане - один из наиболее высоких среди
стран Европейского региона ВОЗ. Значительные социально-экономические
последствия этой ситуации для развития страны обусловливают необходимость
срочного укрепления потенциала системы здравоохранения для эффективного
реагирования на растущее бремя НИЗ. В Казахстане в этом направлении
уже достигнут значительный прогресс, имеется также прочная политическая
приверженность, однако показатели по контролю НИЗ все еще нуждаются
в улучшении.
В докладе приведен обзор проблем и возможностей системы
здравоохранения Казахстана применительно к наращиванию основных
услуг профилактики, ранней диагностики и лечения НИЗ. Также освещены
примеры передовой практики в оказании помощи пациентам с инсультом,
онлайновом использовании медицинской информации и ведении регистров.
По результатам оценки сформулированы рекомендации для дальнейших
действий.
Содержание
Выражение благодарности
Сокращения
Список рисунков
Список таблиц
1. Введение и обоснование
2. Показатели неинфекционных заболеваний (НИЗ)
2.1 Показатели смертности
2.2 Гендер и НИЗ
3. Охват основными вмешательствами и услугами в связи
с НИЗ
3.1 Вмешательства на популяционном уровне
3.2 Индивидуальные услуги
4. Барьеры системы здравоохранения и возможности для
расширения охвата основными вмешательствами и услугами
Барьер 1. Политическая приверженность делу борьбы с НИЗ
Барьер 2. Формирование четких процедур для установления приоритетов
и предельных значений
Барьер 3. Укрепление межведомственного сотрудничества
Барьер 4. Расширение прав и возможностей населения
Барьер 5. Внедрение эффективных моделей предоставления услуг
Барьер 6. Улучшение координации между поставщиками услуг
Барьер 7. Использование экономии за счет масштаба и специализации
Барьер 8. Создание надлежащих систем стимулирования
Барьер 9. Использование фактических данных в практике
Барьер 10. Решение задач кадрового обеспечения
Барьер 11. Улучшение доступа к качественным лекарственным средствам
для лечения НИЗ
Барьер 12. Эффективное управление
Барьер 13. Организация эффективного информационного обеспечения
Барьер 14. Управление процессом преобразований
Барьер 15. Обеспечение доступа к помощи и снижение финансового
бремени
5. Инновации и передовая практика
6. Рекомендации в отношении политики
7. Послесловие
8. Библиография
Приложение 1. Источники и методы анализа данных
Приложение 2. Критерии оценки охвата вмешательствами в отношении
табака, алкоголя и питания
Приложение 3. Критерии оценки охвата вмешательствами на индивидуальном
уровне
|