|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Социальная дистанция
В апреле 2019-го года Левада-Центр задал вопрос на измерение социальной
дистанции[1]. В этом исследовании
она ограничивалась только сферой соседских отношений (классический
вариант опросника включает несколько типов возможных взаимодействий
– от брака до согражданства с представителями различных социальных
групп). Соседские отношения, также как и дружеские или семейные,
подразумевают достаточно тесное, хотя и вынужденное пространственное
взаимодействие, нежелательность которого с представителями тех или
иных социальных групп или носителей отличной идентичности может
рассматриваться как индикатор отношения к “чужому” (в понимании
социолога Г. Зиммеля).
Список состоял из 11 категорий, представители которых могут стигматизироваться
по причине возраста, физических особенностей, семейного и экономического
статусов, этнической, религиозной и сексуальной принадлежностей.
Таблица 1. Распределение мнений респондентов в целом по
выборке
«Как бы вы отнеслись к тому, если бы в квартиру
рядом с вами въехали …»
(респондентам предлагалась карточка, и они могли выбрать только
один ответ в каждой строке; ранжировано по столбцу «с интересом,
готовностью общаться» по убыванию)
|
С интересом, готовностью общаться
|
Спокойно, без особых чувств
|
С раздражением, неприязнью
|
С чувством неловкости
|
С недоверием, страхом
|
Затрудняюсь ответить
|
Пожилой одинокий человек
|
21
|
76
|
<1
|
1
|
1
|
1
|
Мать-одиночка с ребенком
|
20
|
76
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Семья с инвалидом
|
17
|
77
|
1
|
2
|
1
|
2
|
Очень бедная семья
|
13
|
74
|
3
|
5
|
3
|
3
|
Семья из африканской страны
|
11
|
47
|
11
|
7
|
19
|
6
|
Очень богатая семья
|
9
|
71
|
6
|
5
|
5
|
4
|
Вьетнамская, китайская семья
|
8
|
48
|
14
|
7
|
19
|
4
|
“Выходцы с Кавказа или Средней Азии”
|
4
|
44
|
18
|
4
|
27
|
3
|
Неблагополучная семья
|
3
|
30
|
25
|
7
|
32
|
4
|
Гомосексуальная пара
|
2
|
26
|
32
|
9
|
27
|
4
|
Члены религиозной секты
|
2
|
19
|
25
|
5
|
46
|
4
|
Для удобства был рассчитан индекс «соседской» терпимости:
как разница между лояльными («с интересом, готовностью общаться»
и «спокойно, без особых чувств») и негативными установками в отношении
возможного совместного проживания («с раздражением, неприязнью»
и «недоверием, страхом») плюс 100. Если значение индекса было менее
100, то в отношении этих категорий преобладали негативные установки.
Напротив, если значение индекса приближалось к 200, то готовность
видеть представителей тех или иных социальных групп – из предложенных
для выбора – в качестве соседей была высокой.
Пожилой одинокий человек, семья с инвалидом и мать-одиночка
с ребенком рассматривались как наиболее желательные соседи, нейтральное
или доброжелательное отношение к проживанию которых в соседней квартире
демонстрировало большинство. Наиболее длинная дистанция к совместному
проживанию фиксировалась в отношении членов религиозной секты, гомосексуальной
пары и неблагополучной семьи, потенциальное соседство с которыми
вызывало у респондентов, скорее, «раздражение, неприязнь» или «недоверие,
страх» (см. Рисунок 1).
Рисунок 1. Индекс “соседской” терпимости
Результаты опросов не раз демонстрировали рестриктивные
установки населения в отношении религиозных меньшинств (жители России
практически единодушно одобрили запрет деятельности Свидетелей Иеговы
в России). Опрошенные с православной идентичностью чаще отмечали,
что соседство с членами религиозных сект вызвало бы у них «недоверие,
страх», чем «неверующие» участники исследования. Однако респонденты,
не только причисляющие себя к православию, но и регулярно посещающие
церковь, чаще демонстрировали нейтральное или благожелательное отношение
к ним, чем те православные участники опроса, кто в церковь не ходит
или делает это редко.
«Выходцы с Кавказа или из Средней Азии» также не рассматриваются
среди соседей, к которым большая часть населения настроена лояльно
(ранее мы неоднократно публиковали данные, согласно которым они
входили в первую тройку «рейтинга» этнофобии среди населения России).
Несмотря на то, что значительная часть жителей России
спокойно отнеслась к потенциальному соседству с «вьетнамской, китайской
семьей» или «семьей из африканской страны», практически треть опрошенных
(суммарно) продемонстрировали негативные установки к таким соседям:
33% и 30% соответственно. Если нежелательное соседство с «выходцами
с Кавказа или из Средней Азии» определяется известным стремлением
жителей России к ограничению миграционных процессов в целом, поддержкой
жестких барьеров с мигрантами, даже внутренними, то нежелание проживать
с темнокожими (попутно заметим, что миграция из стран «темного континента»
в Россию несущественна, особенно, в провинцию) – это во многом латентное
проявления расизма. По данным другим исследований Левада-Центра
на социальную дистанцию, только 1/3 респондентов в целом по выборке
были готовы поддержать своего друга в желании вступить в межрасовый
брак, в то время как для ? совершеннолетних жителей России брак
с темнокожим человеком, скорее, табу[2].
Интересно, что готовность видеть среди своих соседей
очень бедную семью чуть выше, чем готовность соседствовать с очень
богатой семьей (что неудивительно, учитывая подозрительное отношение
большинства к «нажившим капитал» – в 2018-м году две трети жителей
России были уверены, что честно стать богатым в России невозможно).
Если обратиться к трем самым нежелательным категориям
среди потенциальных соседей, то следует отметить, что молодые люди
в возрасте 18-24-х лет терпимее относятся к возможному соседству
с гомосексуальной парой, с мигрантами и членами религиозных меньшинств.
Респонденты с высшим образованием в полтора раза чаще демонстрировали
нейтральное отношение к въезду в соседнюю квартиру гомосексуальной
пары, чем опрошенные с образованием ниже среднего. Жители Москвы
чаще «с раздражением, неприязнью» отнеслись бы к соседям-мигрантам
с Кавказа и Средней Азии (в 2018-м году именно жители Москвы в большей
мере поддерживали ограничительные объявления для сдачи квартир иноэтничным
мигрантам).
Как было ранее указано, этот вопрос задавался в исследовании
молодежи в 2006-м году (по репрезентативной выборке), из которого
мы отобрали респондентов в возрасте от 18 до 24-х лет. Если сравнивать
эти результаты с данными 2019-го года, то можно отметить, что молодые
люди этого возраста стали спокойнее относиться к соседству с иноэтничными
и инорасовыми группами: «выходцами с Кавказа», «вьетнамской, китайской
семьей» и «семьей из Африканской страны» (что укладывается в общий
тренд снижения ксенофобских настроений за последние пять лет), но
вырос уровень «недоверия, страха» к представителям сексуальных меньшинств.
Таблица 2. Распределение ответов респондентов
в возрасте от 18 до 24-х лет в 2006-м и 2019-м годах на вопрос:
«Как бы вы отнеслись к тому, если бы в квартиру рядом с вами въехали
…»
|
2006
|
2019
|
ГОМОСЕКСУАЛЬНАЯ ПАРА?
|
С интересом, готовностью общаться
|
6
|
3
|
Спокойно, без особых чувств
|
37
|
37
|
С раздражением, неприязнью
|
30
|
25
|
С чувством неловкости
|
13
|
11
|
С недоверием, страхом
|
7
|
22
|
Затрудняюсь ответить
|
7
|
2
|
«ВЫХОДЦЫ С КАВКАЗА ИЛИ СРЕДНЕЙ АЗИИ»?
|
С интересом, готовностью общаться
|
4
|
9
|
Спокойно, без особых чувств
|
32
|
48
|
С раздражением, неприязнью
|
30
|
19
|
С чувством неловкости
|
4
|
6
|
С недоверием, страхом
|
24
|
18
|
Затрудняюсь ответить
|
6
|
1
|
ЧЛЕНЫ РЕЛИГИОЗНОЙ СЕКТЫ?
|
С интересом, готовностью общаться
|
1
|
4
|
Спокойно, без особых чувств
|
21
|
25
|
С раздражением, неприязнью
|
33
|
23
|
С чувством неловкости
|
6
|
7
|
С недоверием, страхом
|
32
|
38
|
Затрудняюсь ответить
|
7
|
3
|
ВЬЕТНАМСКАЯ, КИТАЙСКАЯ СЕМЬЯ?
|
С интересом, готовностью общаться
|
8
|
10
|
Спокойно, без особых чувств
|
48
|
58
|
С раздражением, неприязнью
|
20
|
10
|
С чувством неловкости
|
6
|
8
|
С недоверием, страхом
|
10
|
11
|
Затрудняюсь ответить
|
9
|
4
|
СЕМЬЯ ИЗ АФРИКАНСКОЙ СТРАНЫ?
|
С интересом, готовностью общаться
|
19
|
14
|
Спокойно, без особых чувств
|
49
|
59
|
С раздражением, неприязнью
|
11
|
8
|
С чувством неловкости
|
6
|
6
|
С недоверием, страхом
|
7
|
12
|
Затрудняюсь ответить
|
9
|
2
|
Опрос проведен 18–23 апреля 2019 года по репрезентативной всероссийской
выборке городского и сельского населения объемом 1625 человек в
возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах
РФ. Исследование проводилось на дому у респондента методом личного
интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего
числа опрошенных.
Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95)
не превышает:
3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%
Карина ПИПИЯ, канд. социол. наук,
научный сотрудник Левада-Центра
https://www.levada.ru/2019/05/22/sotsialnaya-distantsiya/
[1] Ранее он задавался только
в исследованиях молодежи, поэтому здесь мы не приводим динамику
общественного мнения в целом по выборке.
[2] Подробнее см. в статье
Гудков Л., Пипия К. Параметры ксенофобии, расизма и антисемитизма
в современной России // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ.
Дискуссии. №3–4, 2018. С. 33–64.
|