Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 813 - 814
6 - 19 мая 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Росбалт», «Osrodek Studiow Wschodnich», «Frankfurter Allgemeine Zeitung», «Aktuality», «REGNUM», «Новая газета» и «The Atlantic» о выдаче паспортов жителям Украины
«Новая газета» о соотечественниках в России
«Газета.Ру» о снижении миграционного прироста
«Синьхуа» об учебной миграции
«Эхо Кавказа» о миграции в Грузии
«Вестник Кавказа» о беженцах
«Коммерсантъ» и «REGNUM» о критериях оценки губернаторов
«Известия» о материнском капитале
«The Village» и «Московский Комсомолец» о многодетных семьях
«ФедералПресс» о нехватке детских учреждений
«Газета.Ру» и «Российская газета» о диспансеризации
«ТАСС» и «IQ» о повышении продолжительности жизни

«IQ» о ВИЧ
«Известия» и «Lenta.ru» об ожирении и здоровом питании
«Московский Комсомолец» о детском травматизме
«IQ» дважды и «Suomen Kuvalehti» о неравенстве
«ФУТУРИСТ» и «Forbes» о будущем нации
«Forbes» о теории поколений
«Forbes» об автоматизации
«Свободная Пресса» о сокращении численности Украины
«Аргументы и Факты» о населении Китая
«The New York Times» о привлекательности Байкала для китайцев
«Lenta.ru» о гендерном равноправии
«Российская газета» и «Raseef22» о насилии
«Videnskab» о воздержании
«News.ru» о христианах Германии

… о детском травматизме

В Казахстане пытаются предотвратить всплеск детского травматизма

Поводом еще раз оценить уровень безопасности детей в местах игр и развлечений послужил инцидент, произошедший 4 мая прошлого года, когда на территории столичного торгового центра «Жаннур» ветер сорвал батут, на котором играли дети. Аттракцион пролетел около 20 метров от места закрепления. Пятеро детей попали в больницу в тяжелом состоянии. В связи с этим были поданы заявления в различные органы для разработки правил и норм проверок. Чего же ожидать от летнего сезона, если уже в июле введут ужесточенные требования к аттракционам?
Казахстанская статистика неутешительна: детский травматизм составляет 20 процентов от общего числа травм.
Ежегодно в Казахстане более 600 тысяч человек получают различного рода повреждения и травмы. Согласно данным информационно-аналитического центра СК «Kompetenz», у детей школьного возраста травмы могут быть вызваны самыми разными причинами — падение с высоты, бытовые ожоги, а также дорожно-транспортные происшествия. Выявлена связь между уровнем, видом травматизма и временем года. Весной, например, преобладает школьный травматизм (41 процент), бытовой (36 процентов) и уличный (21 процент), а летом, как правило, — спортивный (до 40 процентов). Но при этом бытовой и уличный травматизм остаются также на достаточно высоком уровне. Эта тенденция связана с желанием родителей в летнее время записать своих детей в спортивные секции. Также статистика говорит, что более половины всех полученных травм приходится на ноги (58,5 процента), чуть реже травмируют руки (17,6 процента). На переломы приходится около 14 процентов всех травм.
Верится с трудом, но, согласно статистике, играя во дворе, дети получают травмы чаще, чем в ДТП. Винят в этом дворовые металлические конструкции, закрепленные не должным образом, качели с отсутствующими сиденьями, «неправильные» горки. Казалось бы, запретив ребенку забираться на возвышенности, можно защитить его. Однако не стоит забывать, что опасность может таиться даже в песочнице, где вместе с песком встречаются не только окурки, но и осколки битого стекла. Что же говорить о железных конструкциях? В Казахстане немало случаев, когда дети становились их жертвами. Случай с батутом не единственное тому подтверждение. Поэтому государство стремится контролировать хотя бы то, что представляет явную опасность.
Какие изменения коснутся популярных аттракционов и с чем придется столкнуться их владельцам?

Что будет с батутами?
Впервые об опасности надувных уличных батутов заговорила уполномоченная по правам ребенка, сенатор Сауле Айтпаева.
— Во всех странах Европы и в США, где в первое время после появления батутов — 2012-2013 годы — было самое большое количество детских травм, приняли решение, что батут должен быть закреплен только на грунте и крепления должны глубоко вбиваться в землю. Вы же видели, там, где бетон, особенно возле ТРЦ, там сильно не закрепишь, и его срывает при сильном ветре, — сказала Сауле Айтпаева.
Поэтому одним из главных условий содержания батутов станет их размещение исключительно на открытом грунте, а не на асфальте или бетоне.
Также в июле этого года планируют ввести ограничения использования таких аттрационов по состоянию здоровья, возрасту, росту и весу. Особый риск травм возникает, когда на одном батуте прыгают дети разных возрастов и комплекции. Также в планах перед входом на аттракционы размещать таблички с указанием, когда последний раз проводилась проверка безопасности сооружения, какой организацией. Чтобы каждый родитель, прежде чем пускать ребенка на аттракцион, имел представление о его состоянии и безопасности. По данным ведомства, корень проблемы кроется в отсутствии контролирующего органа. Поэтому теперь следить за безопасностью аттракционов будут акиматы.
— К сожалению, кроме тех фактов, которые известны СМИ, официальной статистики по травмам на батутах нет. Об этом следует задуматься. Сейчас комитет индустриального развития и промышленной безопасности МИИР разрабатывает правила безопасности промышленной эксплуатации аттракционов. Они основаны на техническом регламенте ЕАЭС о безопасности аттракционов. В министерстве обещают, что в июле эти правила уже примут, — заявила Айтпаева.
Но эти нововведения могут столкнуться со сложностями. Нет никаких установленных норм и стандартов безопасности, при которых должна происходить эксплуатация батутов. К примеру, каким должно быть допустимое давление батута, высота прыжка, падения. Никакой сертификации до сих пор не проводили.
— Мы не проверяем, потому что выдача разрешений — не наша функция, это первый момент. Второе — нет таких норм и правил, на основе которых могли бы проверять. К примеру, если мы даем разрешение на эксплуатацию здания по нормам пожарной безопасности, то мы же его и проверяем, пусть с мораториями, когда предприниматели очень сильно защищены, но проверяем. А функции по проверке аттракционов у нас нет, — сообщили в комитете по ЧС МВД РК
Ребром стоит вопрос: готово ли государство идти на этот шаг, если это затронет интересы малого и среднего бизнеса? Это палка о двух концах. Как подчеркнула сенатор, надувными аттракционами чаще всего занимаются молодые предприниматели. По закону нельзя проверять предпринимателей, которые работают первые три года. Поэтому Айтпаева выступает за определенные исключения в этом вопросе.

Возле дома — опаснее всего
Ясно, что меры безопасности в отношении эксплуатации батутов сейчас принимают. Но батуты — не единственное опасное сооружение. Местом, где маленькие пациенты клиник Казахстана чаще всего получают травмы, являются детские площадки. Найти виновных в случае травмы ребенка на игровой площадке во дворе сложно, даже если провести экспертизу и выяснить, что качели или горка сконструированы ненадлежащим образом. Для этого надо искать их производителей, потом того, кто монтировал конструкцию. Несоответствующее покрытие, нарушение строительных нормативов при установке, несоответствие изделий ГОСТам, недобросовестная работа строителей — можно привести массу причин. Так где и как ребенку играть?
Даже в странах, где детские площадки в целом намного безопаснее наших, по официальной статистике, при играх травмируются примерно 200 тысяч детей в год.
В свое время в США проводили интересное исследование детских площадок. Собрали 60 образцов с поверхности почвы и песочниц, где ежедневно играют дети. Результаты исследований показали, что в 59 образцах содержатся патогенные микроорганизмы. Среди них встречаются возбудители дизентерии, пищевые токсикоинфекции, конъюнктивиты, гнойные инфекции. В половине проверенных образцов обнаружили кишечную палочку, а некоторые даже содержали такие вирусы, как стрептококк и гепатит A.
В России тоже провели подобное исследование. Оно показало, что примерно семь процентов проб грунта заражены яйцами токсокары. Это паразит, который живет в пищеварительном тракте собак и кошек. У нас, к сожалению, такие исследования не проводят.
Как правило, в Казахстане дворовые игровые площадки оборудуют за счет госбюджета либо застройщиков. Существует ГОСТ, и, как говорят эксперты, довольно неплохой. Однако это не закон, который обязателен для исполнения. Застройщикам новых микрорайонов не выгодно тратить деньги на детские площадки. Часто они отделываются минимальными затратами. Поэтому страдает качество. Утешает тот факт, что в последние годы во дворах появляются современные игровые конструкции.
Но после первоначальной установки никто не проверяет их эксплуатацию, вовремя не заботится о ремонте. Поэтому новая красивая детская горка может быть не менее опасной, чем заржавевшие карусели. В соседних странах, например в России, уже пытаются решить эту проблему — там детские площадки оборудуют резиновым покрытием из специальной крошки. Простым языком, крошка — это старые автомобильные покрышки. Идея эта не нова и давно пользуется популярностью в Австралии. Главное отличие покрытия из резиновой крошки от песка или любого другого расходного материала в том, что оно почти не нуждается в уходе или периодической замене. В случае необходимости его можно промыть водой из шланга или просто подмести. Его преимущество также в том, что оно не нагревается на солнце и пропускает воду, поэтому на площадке можно играть сразу после дождя. А толстая подложка смягчает удары при падении даже с большой высоты. Кроме того, резиновая крошка из отработавших шин — самая прочная резина, которая обладает стойкостью к износу. Но у наших застройщиков не хватает времени на такую «мелочь», как детские игровые площадки. Между тем вышедших из строя горок и качелей, «снарядов из прошлого», в казахстанских городах немало.
В итоге замкнутый круг. К тому же игровые конструкции в основном устанавливает и обслуживает КСК — организация, созданная жителями дома или нескольких домов, у которых чаще всего общий двор. Поэтому и высказывать претензии некому. Родителям остается сохранять бдительность, прежде чем разрешить ребенку играть на площадке, нужно убедиться в ее безопасности.

Сужение детского пространства
Родители, проживающие с детьми в жилых домах, обеспокоены не только безопасностью игровых сооружений, но и тем, что вовсе могут остаться без детских площадок.
Каждый клочок земли в мегаполисе — на вес золота. Было время, когда территорий для этого не жалели. Но сегодня городские власти считают, что не экономно терять оборудованную инженерными сетями территорию. При этом ссылаются на зарубежные мегаполисы, там якобы больших дворов вообще не существует. Кроме того, содержание «огромных» детских площадок приносит большие убытки городскому бюджету. Ведь их нужно убирать, асфальтировать, облагораживать. Поэтому дворы должны быть оптимизированы, считают чиновники. К тому же для прогулок в городе хватает скверов, а для досуга детей строят игровые зоны при детсадах и школах.
Такую позицию государства жители мегаполисов окрестили «программой уничтожения дворов». Жить в каменных джунглях они не желают и считают, что при улучшении демографии необходимо больше нового пространства для детей. А как же лозунг «Все лучшее — детям!» — напоминают горожане. Да и парки есть далеко не в каждом районе, а на территорию школ и детских садов посторонних не пускают.
Нужно понимать, что города нуждаются в детских площадках. Но по-прежнему ключевым вопросом их оборудования является безопасность. Детские территории должны развивать, укреплять физическое, психическое здоровье ребенка и в то же время исключать травматизм, быть экологичными, находиться вдалеке от мусорных контейнеров и не увеличивать очередь в детских травмпунктах.

Аксинья ТИТОВА, Московский Комсомолец. 24 апреля 2019 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.