|
Рождаемость
в Европейском союзе,
2017
|
Рубрику ведет
|
|
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
Среднедушевые расходы на поддержку семей с детьми увеличились
до 690 евро
В Европейском союзе сложилась развитая система социальной
защиты населения, основной целью которой является борьба с бедностью
и социальной уязвимостью (или, иначе, «социальным исключением»).
Социальные расходы осуществляются в виде денежных выплат или предоставления
товаров и услуг в натуральной форме, а также в форме налоговых льгот,
различающихся по своему назначению. Среди 8 целевых областей оказания
социальной помощи выделяются расходы, направленные на поддержку
семей и детей: детские пособия и кредиты, уход за детьми (кроме
медицинского обслуживания), поддержка уровня доходов во время отпуска
по беременности, родам и уходу за детьми, выплаты родителям, воспитывающим
детей в одиночку.
По представленным в базе данных Евростата оценкам по
ЕС-28, расходы на эти цели возросли в текущих ценах с 558 евро на
душу населения в 2008 году до 690 евро в 2016 году (рис. 27). В
постоянных целях 2010 года динамика показателя демонстрировала умеренное
снижение в 2011-2013 годах (до 591 евро на человека), а с 2014 года
возобновление роста – до 642 евро на человека.
Рисунок 27. Среднедушевые расходы на семейные
и детские пособия в ЕС-28, 2008-2016 годы,
евро в год на человека
Источник: Eurostat. Expenditure: main results [spr_exp_sum]
(Last update 08.04.19, Extracted on 24.04.19)
Расходы на социальную помощь семьям с детьми чуть более
8% всех расходов на социальную защиту в ЕС-28, или около 2,4% валового
внутреннего продукта (ВВП).
Выплата семейных и детских пособий далеко не всегда
увязывается с необходимостью повышения рождаемости (она направлена,
в первую очередь, на снижение риска бедности и социальной незащищенности),
однако стоит отметить, что наиболее низкие показатели рождаемости
характерны, как правило, для стран с низким уровнем таких выплат.
Так, по данным за 2016 год, расходы на поддержку семей
с детьми («семейные пособия» на рис. 28) составили от 120 евро (в
текущих ценах) на душу населения в Румынии и Болгарии до 3042 в
Люксембурге. Более высокие показатели по Люксембургу отчасти обусловлены
тем, что значительная часть социальных пособий выплачивается гражданам,
проживающим за пределами страны и, соответственно, не учитываемым
в постоянном населении страны. Помимо Люксембурга, высокими расходами
на поддержку семей с детьми выделяются Дания (1676 евро на человека),
Швеция (1398), Германия (1234), Финляндия (1220), Австрия (1133),
в меньшей степени – Великобритания (947), Франция (816), Бельгия
(789) и Ирландия (751). В остальных странах ЕС-28 они составляют
менее 500 евро на душу населения в год.
За пределами ЕС-28 среди европейских стран высокими расходами
на социальную поддержку семей с детьми выделяются Норвегия (2142
евро на человека в 2016 году) и Швейцария (1091).
Рисунок 28. Суммарная рождаемость (детей на
женщину) и среднедушевые расходы на семейные и детские пособия (евро
в год на человека в текущих ценах) ЕС-28, 2016 год
Источник: Eurostat. Expenditure: main results [spr_exp_sum]
(Last update 08.04.19, Extracted on 24.04.19); Fertility indicators
[demo_find] (Last update 02.04.19, Extracted on 24.04.19)
Чтобы избежать влияния различий в уровне цен на одинаковые
товары и услуги, расходы на социальную защиту представляют в стандартах
покупательной силы (СПС)[6]
на душу населения. По паритету покупательной способности (ППС) расходы
на социальную поддержку семей и детей варьировались в 2016 году
от 204 СПС на душу населения в Греции до 2197 в Люксембурге при
среднем значении по ЕС-28, равном 690 СПС (или тех же евро) на человека
(рис. 29).
Если не принимать во внимание отдельный случай Люксембурга,
о котором уже говорилось выше, среди стран ЕС-28 наиболее высокими
сопоставимыми расходами на поддержку семей с детьми выделяются Германия
(1198 СПС на душу населения), Дания (1192), Швеция (1038), Австрия
(1027) и Финляндия (999), а из стран, не входящих в ЕС-28, - Норвегия
(1437). Выше среднего по ЕС-28 расходы на поддержку семей с детьми
и Великобритании (774), Франции (768) и Бельгии (714). В остальных
рассматриваемых европейских странах эти расходы в 2016 году были
ниже 650 СПС на душу населения.
Сопоставление показателей суммарной рождаемости и среднедушевых
расходов на социальную поддержку семей с детьми показывает, что
однозначной и прямой связи между этими показателями на отдельный
момент времени нет, хотя долговременная и устойчивая поддержка,
безусловно, играет свою роль в поддержке рождаемости на более высоком
уровне. Об этом свидетельствуют примеры Дании, Швеции и Франции.
Отсутствие значимой социальной поддержки семей с детьми в европейских
странах чаще сопровождается сохранением крайне низкой рождаемости.
Рисунок 29. Суммарная рождаемость (детей на
женщину) и среднедушевые расходы на поддержку семей с детьми (СПС
в год на человека) ЕС-28, 2016 год
Источник: Eurostat. Tables by functions, aggregated benefits
and grouped schemes - in PPS per head [spr_exp_ppsh] (Last update
08.04.19, Extracted on 24.04.19); Fertility indicators [demo_find]
(Last update 02.04.19, Extracted on 24.04.19)
Источники: Статистический комитет Европейского
Союза – Eurostat
Fertility statistics - https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Fertility_statistics
Births and fertility. Over 5 million births in EU in
2017// Eurostat News Release 44/2019 - 12 March 2019. - https://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/9648811/3-12032019-AP-EN.pdf/412879ef-3993-44f5-8276-38b482c766d8
;
База данных Евростата - https://ec.europa.eu/eurostat/data/database
select ‘Population and social condition’/Demography and migration/Fertility
[demo_gind; demo_find; demo_frate;]
[6] Стандарт покупательной
силы (PPS, Purchasing Power Standards) – единица, независимая от
какой-либо национальной валюты, ее использование позволяет устранить
искажения, связанные с различиями в уровне цен. Ее стоимость рассчитывается
на основе паритетов покупательной способности (PPPs, Purchasing
Power Parities), которые получают путем взвешивания средних соотношений
цен за некоторый стандартный набор товаров и услуг, сопоставимый
и представительный для каждой страны – члена Европейского Союза.
|